Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒревние корни колдовских учений.

–эйвен √римасси.

¬»  ј.

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

 

B этой книге объ€сн€ютс€ основы викканского учени€. ¬икка Ч это дохристианские мистические таинства —тарой ≈вропы. (Ќазвание У—тара€ ≈вропаФ вз€то автором из книги ћ. √имбутас УЅогини и боги —тарой ≈вропыФ и используетс€ в книге в дальнейшем. Ч ѕрим. ред.)

„итатель многое узнает об основах —тарой ¬еры и о важнейших особенност€х древнего учени€. Ёта книга ни в коей мере не €вл€етс€ попыткой создани€ новомодной философской системы или выражением персонального взгл€да автора на устройство мира. Ќаоборот, в ней подробно рассказываетс€ о древнейших корн€х викканской веры и о тех эзотерических иде€х, которые привлекают в викку множество людей, ищущих новые духовные пути.

Ёта книга не из тех, которые достаточно бегло пролистать и закрыть. ≈е необходимо вдумчиво изучать, главу за главой, страницу за страницей. “олько тогда можно пон€ть всю красоту и целостность учени€. Ќо наградой внимательному читателю, € уверен, будет новое воспри€тие окружающего мира, намного более €ркое и осмысленное.  нига рассказывает о потаенном, скрытом от невежественного ума смысле магических ритуалов, верований и традиций. Ќе ожидайте встретить в ней множество интересных заклинаний и описани€ волнующих воображение обр€дов. ¬ам предлагаетс€ изложение стройной системы идей и верований, проверенных самим временем. Ќесмотр€ ни на что, викка смогла сохранить и пронести сквозь толщу веков всю красоту, мудрость и мощь древних таинств.

¬икканское учение не €вл€етс€ чем-то застывшим. ќно все врем€ находитс€ в развитии, отража€ особенности эпохи. ¬икка стала пользоватьс€ особой попул€рностью после выхода в свет книги ƒжеральда √арднера У—овременное колдовское искусствоФ (1954). ћножество людей обратили свои взоры к викке потому, что традиционные вероучени€ перестали удовлетвор€ть их жажду духовного поиска. ƒругие же пришли в викку оттого, что просто устали находитьс€ во тьме невежества.

“ак и должно было случитьс€, поскольку викка исключительно терпима к любым иным веровани€м. ¬ викке отсутствуют жесткие догматические рамки, и каждый волен искать и находить собственное понимание этого вероучени€. Ќеудивительно, что за последние сорок лет в викке многое изменилось. ¬ ней по€вились новые черты и новые оттенки.

ћногие из тех, кто за эти годы пришли в викку, были одиночками, не имевшими доступа к необходимым дл€ систематического изучени€ материалам. ќни разрабатывали свои собственные системы и обычаи, основанные на разрозненных книгах и иных источниках. »х веровани€ часто представл€ют причудливую смесь из мыслей различных авторов и собственного интуитивного понимани€ устройства мира. » случилось так, что число новичков намного превысило число знатоков таинств. ¬икка перестала быть только знанием посв€щенных и стала знакома широкой публике.

¬ таком широком распространении древнего учени€ есть множество положительных моментов.

Ќо при этом многие идеи, представл€ющие особую ценность, были отброшены лишь потому, что в общественном сознании они ассоциировались с жесткими догмами, непон€тными правилами, а также с сексуальными мотивами. ћногое было отброшено из-за того, что напоминало новичкам элементы предыдущей религии, которую они отвергли и которую хотели бы поскорее забыть.

“ак, в спешке, были утрачены многие из основных положений викканской веры.

¬ чем же состоит главна€ цель этой книги? я хотел бы вновь рассказать о древнем викканском учении, предложив новичкам в систематизированном виде материал, о котором, как правило, они почти ничего не знают. я верю в то, что говор€ща€ с этих страниц мудрость наших предков заставит многих по-новому взгл€нуть на все, что было когда-то неверно пон€то и потому отброшено. ¬озможно, необозримые духовные сокровища старой викки помогут кому-то еще больше укрепитьс€ в своей вере, а кто-то просто узнает много нового и интересного. ƒл€ виккан Устарой школыФ эта книга послужит полезным справочником, который поможет восполнить пробелы в их ритуальной практике и обыча€х.

¬ старое врем€ посв€щаемый в викку новичок должен был вначале овладеть определенными знани€ми. »менно такой набор идей, пон€тий и концепций содержитс€ в данной книге. »спользу€ этот материал, вы сможете глубже пон€ть потаенный смысл обр€дов и верований, на которых зиждетс€ викканска€ религи€. Ќадеюсь на то, что мо€ книга поможет еще большему кругу людей оценить величие викканской веры как духовного пути, ведущего к совершенству. ќна может оказатьс€ одинаково интересной как просто любознательному читателю, так и искушенному в колдовском промысле викканину.

¬ первую очередь эта книга повествует о викканских волшебных поучени€х, об их происхождении. Ќельз€ сказать, что она посв€щена веровани€м народов севера или юга ≈вропы, хот€ об этом много рассказываетс€. я не ограничивалс€ рассказом только об особенност€х одной викки.

ƒа, викка €вл€етс€ религией, в значительной мере основанной на кельтской культуре. Ќо викканские волшебные традиции имеют корни и во многих других, еще более древних культурах. ¬ своей книге € подчеркиваю, что сами таинства зародились на территории —тарой ≈вропы, а волшебные поучени€ €вл€ютс€ результатом долгого и сложного процесса взаимодействи€ различных европейских культур. ќбъ€сн€€ это, € во многом следую иде€м, высказанным профессором ћарией √имбутас в ее книгах УЅогини и боги —тарой ≈вропыФ и УЅогин€ и ее речиФ.

я начинаю рассказ о происхождении таинств именно со стран —тарой ≈вропы только потому, что именно там были найдены древнейшие археологические свидетельства их зарождени€. ѕри этом € ни в коем случае не хотел бы превозносить культуру одного какого-то народа только потому, что таинства возникли в ней раньше, чем в других культурах. Ќа «ападе прин€то считать, что первый всегда самый лучший, но € не раздел€ю эту точку зрени€. ћне хотелось, чтобы читатель почувствовал, насколько велико культурное богатство, накопленное в разное врем€ разными народами и унаследованное викканами. ¬озможно, читатель и сам решит углубитьс€ в исследование древних культур, мифов и божеств, чтобы лучше пон€ть сокровенные идеи таинств.

”дивительное дело Ч приступив к работе над книгой, € неожиданно дл€ себ€ обнаружил, что большинство книг и специальных исследований на эту тему имеют €рко выраженную этноцентрическую окраску. Ѕудь то стать€ о происхождении верований в фей или работа о викканских божествах Ч все они подчеркивали весомость вклада культуры только одного народа, нарочито игнориру€ остальные культурные традиции. я и сам не раз ловил себ€ на мысли о том, что тоже пытаюсь рассудить, кто был УлучшеФ и кто УхужеФ. » все же € старалс€ быть максимально объективным и не опускать никаких важных исторических и хронологических деталей, говор€ о тех или иных предметах моего исследовани€. Ќадеюсь, что это удалось, и мой рассказ получилс€ честным и непредвз€тым.

 нигу о викканских таинствах нелегко писать еще и потому, что сама природа таинств такова, что их скорее надо прочувствовать всей своей душой, чем просто прочитать про них. Ќо особа€ сложность состоит не только в этом. —ообщество виккан €вл€етс€ сообществом свободных духом людей, и никака€ книга, претендующа€ на Уединственно правильноеФ изложение основ, не может пользоватьс€ в сообществе успехом. ћногие виккане уже достаточно претерпели от такого подхода, поскольку в официальных религи€х допускаетс€ одно Уединственно верноеФ понимание и никаких других УересейФ.

¬ то же врем€ € не мог допустить неопределенностей и двусмысленностей при изложении материала. ƒа, € всегда четко и €сно излагаю то, что надо сделать, чтобы попасть из пункта ј в пункт Ѕ. Ќо если не говорить об этом твердо и если сомневатьс€, то как можно вдохнуть ощущение уверенности в душу ученика, который еще так мало испытал и который только начинает постигать истину? “ака€ уверенность особенно важна при изучении наук оккультного характера. ѕоэтому если € и пишу о чем-то как о верном и твердо установленном, то это основываетс€ на моих знани€х и личном опыте.

–ано или поздно наступает момент, когда постигающий таинства начинает задавать вопросы, стара€сь соотнести учение со своими взгл€дами и убеждени€ми. » если ученик становитс€ в тупик или начинает в чем-то сомневатьс€, то наставник должен оказатьс€ р€дом и указать правильное направление дл€ дальнейших размышлений. “аким образом, знание учител€ €вл€етс€ тем эталоном, по которому ученик может выверить свое собственное понимание таинств. ¬ каком-то смысле учитель приносит себ€ в жертву ученику, всегда остава€сь св€занным рамками традиций преподаваемого им учени€. Ќо его цель Ч снабдить ученика всем арсеналом необходимых знаний и навыков, чтобы тот смог подготовленным отправитьс€ в свое собственное духовное путешествие.

¬ течение последних двадцати п€ти лет € всесторонне изучал —тарую ¬еру, много думал о ней, многое испробовал сам, старалс€ научить этому других. я общалс€ и работал со многими викканами, ведьмами и €зычниками и сам был посв€щен ими в некоторые из волшебных таинств.

—реди них были гарднерианска€ волшебна€ традици€, галльские, бриттские таинства, италь€нска€ стрега (стрега Ч ведьмовской культ, сохранившийс€ в »талии до наших дней). я не раз танцевал в ритуальном круге, прыгал через волшебный костер, вызывал многих древних богов и обращал взор ввысь на всегда таинственную древнюю Ћуну. ¬ этой книге € хочу рассказать не о своем пути, который € проделал, постига€ викку. я хочу поделитьс€ знанием, открывшимс€ мне за годы упорного исследовани€ таинств. ¬олшебные поучени€, о которых рассказываетс€ в книге, €вл€ютс€ сплавом того, что € узнал и пон€л при постижении всего многообрази€ известных мне колдовских традиций.

—читаю, что мне исключительно повезло, поскольку € был посв€щен в тайны многих волшебных промыслов, происход€щих из —еверной, «ападной и ёжной ≈вропы. ѕостепенно € стал осознавать, что основы этих таинств весьма схожи, несмотр€ на видимое различие породивших их культур. »х теологические системы и мифы, несмотр€ на разницу в именах героев и детал€х сюжетов, мало различаютс€ по своей сути. ѕосле нескольких лет исследований и тщательного сравнени€ их между собой € пришел к выводу, что все таинства происход€т от одного и того же общего источника.

¬ начале изучени€ викканских таинств мне пришлось подробно исследовать историю и культуру островных кельтов. Ёти исследовани€ позволили узнать многое о ƒревней √аллии. «атем € обратилс€ к истории –имской империи. ќт римл€н € перешел к этрускам, далее Ч к древним грекам, а потом Ч к культуре острова  рит. „ем дальше в глубь веков € продвигалс€ в своих поисках, тем все больше смещалс€ на юг их географический ареал. » наконец, € остановилс€ на неолитическом периоде в истории —тарой ≈вропы. »менно в нем мне удалось разыскать корни большинства викканских символов и религиозных концепций.

«а многие века таинства испытали на себе вли€ние великого множества разнообразных культур. Ќо € уверен в том, что мне удалось разобратьс€ в том запутанном пути, которым прошли таинства за врем€ своего исторического развити€.

¬ этой книге € изложил понимание волшебных поучений, к которому шел многие годы, направл€емый наставниками. «десь рассказано обо всем, что представл€етс€ особенно €рким, вдохновл€ющим и многозначительным.  онечно, в рамках одной книги невозможно собрать все, что относитс€ к обсуждаемой теме. ќднако если этой книге посчастливитс€ быть благосклонно восприн€той викканским сообществом, то € с удовольствием подготовлю ее расширенный вариант. Ќадеюсь, что все, написанное мной, окажетс€ полезным при изучении викканских таинств.

 

√Ћј¬ј ѕ≈–¬јя.

»CTO„Ќ» » ¬»  јЌ— »’ “ј»Ќ—“¬

 

 огда € начал писать о колдовском искусстве, то впервые задумалс€ о том, что этот культ уходит своими корн€ми в обр€ды охотничьей магии каменного века. я пон€л, что маги€, предназначавша€с€ дл€ воздействи€ на поведение животных, может быть использована дл€ вли€ни€ на людей и, возможно, дл€ изменени€ хода определенных событий. я пон€л, что повседневные зан€ти€ магией постепенно становились культом, а впоследствии Ч религией. «атем в какой-то момент изначально проста€ Ународна€Ф маги€ была усложнена иноземными, экзотическими иде€ми, пришедшими сравнительно поздно из греческих и древнеримских мистерий.  онечно, это простейшее объ€снение того, что происходило, поскольку даже самые простые идеи при глубоком рассмотрении часто оказываютс€ намного более запутанными.

ƒжеральд √арднер У—мысл колдовского ремеслаФ

 

Ќельз€ говорить о викканских таинствах без того, чтобы не упом€нуть кельтов и друидов Ѕританских островов. (ƒ р у и д ы Ч профессиональные жрецы в кельтском обществе. Ч ѕрим. ред.) –ассуждени€ о древних земл€х »рландии, Ѕритании, Ўотландии и ”эльса вызывают в уме образы волшебных королевств и полузабытых тайн. ¬ этих кра€х сокрыты секреты таинств чаши „ерридвена, а учение о преображении искусно спр€тано в легенде о “алиесине. «десь все еще можно услышать о таинственных племенах богини ƒану, а также удивительные истории о древних геро€х ’у √адарне и  ухулине. ¬ сказани€х и мифах содержатс€ основы волшебного учени€, но надо уметь найти, разгадать и пон€ть их. ≈сли не считать аллегорических мифов об јтлантиде и Ћемурии, то большинство древнейших европейских волшебных преданий и обычаев уход€т корн€ми в веровани€ народов, насел€вших в те времена ≈гипет, √рецию, »талию, ћесопотамию и области вокруг них. –азвитие культуры этих народов опережало кельтскую на тыс€чу и более лет. Ќа кельтских же земл€х друиды учили основам волшебных таинств, которые были причудливой смесью местных и иноземных верований. —егодн€ многие исследователи считают, что культ друидов €вл€етс€ выжившим остатком еще более ранней индоевропейской системы богослужени€. я стараюсь показать в этой книге, что волшебные традиции викканской религии происход€т от культа ¬еликой Ѕогини, то есть относ€тс€ скорее к неолитической культуре —тарой ≈вропы, чем к некоему индоевропейскому вли€нию на религию кельтов.

¬ своей книге УЅогини и боги —тарой ≈вропыФ, профессор ћари€ √имбутас называет —тарой ≈вропой область, охватывающую »талию и √рецию и частично включающую современные территории „ехии и —ловакии, южную часть ѕольши и «ападную ”краину. ќна утверждает, что в период с 7000 по 3500 г. до н. э. именно здесь зародилс€ древний матриархальный культ ¬еликой Ѕогини и ее супруга, –огатого Ѕога. √имбутас рассказывает о. древних, насел€вших эту область, как о мирных люд€х, ведущих оседлый образ жизни, зан€тых сельским хоз€йством и следующих матриархальным традици€м.

¬о введении к своей книге, говор€ о —тарой ≈вропе и уникальных сторонах ее неолитической культуры, она пишет: Ућежду 7000 и 3500 гг. до н. э. люди, насел€вшие эту область, выработали намного более сложную социальную организацию, чем их западные и северные соседи. —оздание поселений, некоторые из которых достигали размеров маленького городка, неизбежно приводило к по€влению специализации в зан€ти€х их жителей, а также к созданию некоего подоби€ религиозных и властных структур. ќни, часто независимо от своих соседей, открывали возможность использовани€ меди и золота дл€ создани€ украшений и инструментов, а также приблизились к созданию примитивной письменности. ≈сли определить культуру как способность группы людей приспособитьс€ к услови€м существовани€, создав при этом соответствующие искусство, технологию, письменность и социальную структуру, то становитс€ очевидным, что в —тарой ≈вропе люди достигли заметного успехаФ.

¬ неолитическом культе ¬еликой Ѕогини и берут свое начало древние викканские таинства. »менно в —тарой ≈вропе по€вились те старинные секреты волшебства, переходившие затем из поколени€ в поколение. ѕо мере развити€ нашего исследовани€ мы проследим путь движени€ волшебных учений из областей вокруг Ёгейского мор€ к —редиземноморью. ƒалее учени€ по€в€тс€ в »талии и привьютс€ в древнеримской и этрусской цивилизаци€х. »з ёжной ≈вропы путь учений прол€жет на запад, а затем на север, где кельты включат их в свою систему религиозных взгл€дов, ставших впоследствии основой викканских волшебных обычаев.

¬ своей книге У¬олшебные тайны ЅританииФ Ћьюис —пенсер пишет, что поучени€ друидов, вошедшие в религиозную систему кельтов, €вл€ютс€ смесью неолитических культурных традиций —редиземноморь€ с веровани€ми древних британцев.

 ак утверждает автор книги, во врем€ позднего каменного и в начале бронзового веков средиземноморские путешественники достигли британских берегов, где и смогли распространить культ мертвых, характерный дл€ ёжной ≈вропы того времени. — наступлением железного века эти привнесенные извне веровани€ окончательно оформились как религи€ кельтского народа.

¬еровани€ —тарой ≈вропы распростран€лись с юга на запад примерно в 4500-х годах до н. э. ќб этом свидетельствует по€вление в это же врем€ на территории нынешних ‘ранции и »спании культовых изображений, характерных дл€ древних средиземноморских верований матриархального толка.   III тыс€челетию до н. э. люди из областей, близких к —редиземному морю, уже поселились на холмах ёжной јнглии, принес€ с собой и религию —тарой ≈вропы.  ульт мертвых с его празднествами, отмечаемыми в окт€бре-но€бре и посв€щенными духам умерших, до сих пор встречаетс€ в »талии и на —ицилии. »сторик ƒжон ћоррис в своей книге УЁпоха јртураФ (в главе, посв€щенной €зыческой »рландии) рассказывает, что люди, пришедшие из ёжной »талии и —ицилии, обосновались в »рландии в III тыс€челетии до н. э. ќб этом говор€т сохранившиес€ до нашего времени скальные захоронени€, вне вс€кого сомнени€ происход€щие от сходных захоронений в —ицилии и »талии. ћоррис добавл€ет также, что эти переселенцы были Улюди из ѕартолонаФ, упоминающиес€ в ирландских мифах.

¬ период с 600 по 500 г. до н. э. происходило вторжение кельтов в јнглию. “ам они познакомились с культом мертвых. —пенсер утверждает, что поначалу кельты были испуганы этим культом, в особенности их ужасали феи, €вл€ющиес€ духами умерших. »на€ интересна€ св€зь с культурой —тарой ≈вропы прослеживаетс€ в том, что у этруссков (—еверна€ »тали€, 1 тыс€челетие до н. э.) бытовала вера в расу фей, именуемых лазами. (Ћ а з ы Ч добрые божества, покровители дома и домашнего очага. »з культа множественных демонов-лазов постепенно выделилось демоническое существо лаза. Ёто юна€ обнаженна€ женщина с крыль€ми за спиной. ќбычно изображалась участницей сцен любовного содержани€. ≈е атрибутами были: зеркало, табличка с грифелем и цветы.Ч ѕрим. пер.)

Ёти существа св€зывались с духами умерших. ¬последствии у древних римл€н они назывались Ћарами и считались родовыми духами. —пенсер делает спорное предположение о том, что в действительности друиды были последними сохранившимис€ служител€ми культа мертвых, и кельты прониклись интересом и уважением к. этому культу после овладени€ ими Ѕритании.

УЁти люди были торговцами, путешествующими от ѕиреней к Ѕритании в период II тыс€челети€ до н. э. “о, что они восприн€ли культ мертвых, подтверждаетс€ их погребальными традици€ми и ритуалами. ƒругие народы последовали этому примеру, и хот€ от их религий и сохранились некоторые следы, но тем не менее местный культ мертвых стал наиболее распространенной верой, поглотив все другие веровани€.  ельты хорошо усвоили принципы культа, и постепенно их мифологи€ стала соответствовать этим принципам. ƒруидизм же возник из культа мертвых, сформировавшегос€ еще в каменном векеФ.

¬от так друиды и стали народом —лужителей, сохран€€ древние традиции, превратившиес€ в новую и необычную религию кельтов. ѕравда, стоит заметить, что —пенсер добросовестно заблуждалс€ относительно времени по€влени€ в Ѕритании погребальных курганов (по современным данным, это не II, а IV тыс€челетие до н. э.). Ќасколько нам известно, до галло-романского периода у кельтов не существовало даже какого-то подоби€ храмов. ќни выполн€ли свои ритуалы в лесных св€тилищах под руководством друидов, ставших их религиозными наставниками. —лово УдруидФ означает Унашедший дубовое деревоФ или Узнающий дубФ и, очевидно, св€зано с обычаем молитвенного служени€ в лесах. —леду€ римскому вли€нию, кельты стали воздвигать €зыческие часовни, множество которых было впоследствии найдено британскими археологами.

 ельты стали первым европейским народом к северу от јльп, которому удалось создать свою развитую культуру. ƒо середины 1 тыс€челети€ до н. э. они оставались полностью неизвестными цивилизованному миру —редиземноморь€. Ќо к IV в. до н. э. кельты были описаны древними греками как один из самых многочисленных народов, насел€ющих известный в то врем€ мир (среди других были упом€нуты скифы и персы).

ѕредставл€етс€ возможным проследить возникновение кельтских племен до времени расцвета бронзового века, то есть примерно до 1200 г. до н. э. “олько в VIII Ч VII вв. до н. э. о кельтах уже стало возможным говорить, как о сформировавшемс€ народе. ¬ это врем€ кельты занимали территорию нынешней ‘ранции, овладели Ѕританскими островами и продвинулись к востоку от ÷ентральной ≈вропы. ѕозже кельтские отр€ды вторглись в »талию, –умынию и ћакедонию, напав на этрусские, римские и греческие территории, но были отброшены римскими легионами назад за јльпийские предгорь€. Ќачина€ с середины 1 в. до н. э. кельты оказались зажаты между расшир€ющейс€ вдоль ƒуна€ и –ейна –имской империей и, с другой стороны, активно продвигающимис€ германскими племенами.

  концу столети€ кельты утратили свое вли€ние на материке и были вскоре см€ты римл€нами, двигавшимис€ на завоевание Ѕритании (первое вторжение относитс€ к 56 г. до н. э., ко времени ёли€ ÷езар€). ѕон€тно, что за врем€ римской оккупации кельтска€ культура претерпела серьезные изменени€, впоследствии дополнительно усиленные вли€нием католической церкви. ƒревние €зыческие традиции оказались вытесненными в тайный, неофициальный мир старой викканской религии, где им и удалось сохранитьс€ до нашего времени.

»стори€ —тарой –елигии начинаетс€ давно, в том не€сном прошлом, где-то на грани перехода от общества первобытных охотников и собирателей к первым земледельческим общинам. ¬ернее, в это врем€ она приобрела более отчетливые формы.  орни же ее уход€т неверо€тно далеко, во времена ледникового периода, когда люди стали впервые заниматьс€ наскальной живописью. Ќекоторые темы этих рисунков Ч это охотничьи сцены, другие же нос€т ритуальный характер, а некотора€ часть из них посв€щена сверхъестественным мотивам. ’отелось бы по€снить, что в тех местах текста, где € не привожу точных дат и не ссылаюсь на какие-либо источники, обычно имеютс€ в виду устные предани€, относ€щиес€ к викканским таинствам.

¬ тот период времени, когда живущие в лесах племена охотников и собирателей постепенно превращались в общины земледельцев, старые представлени€ о богах продолжали сохран€тьс€. Ќо все же лесные боги с оленьими рогами постепенно превращались в богов пастбищ, в богов с козьими рогами. Ёто неудивительно, поскольку в земледельческом обществе роль одомашненных животных была чрезвычайно велика. ј бог леса постепенно превратитс€ в бога урожа€.

¬ ранних веровани€х божество имело скорее женскую природу, чем мужскую. ѕредшественники викканской веры поклон€лись ¬еликой Ѕогине, в образе которой воплотились все тайны женщины.  ак ¬елика€ ћать, она отражала таинственное, поражающее воображение свойство женщины истекать кровью в течение нескольких дней, при этом не слабе€ и не умира€. ≈ще больше поражала воображение древних способность женщины давать жизнь другому человеку. ¬се это потр€сало не только мужчин, но и самих женщин.

“ак как потребность в понимании и в некотором контроле этих способностей все-таки возникала, то это привело к определенному обособлению женщин в первобытном обществе. —уществуют современные исторические исследовани€, показывающие, что именно женщинами впервые была изобретена система табу. ¬ каком-то смысле это был просто способ того, как избегать сексуальных домогательств мужчин и получать поддержку и помощь во врем€ менструаций и вынашивани€ ребенка.

∆енщины постигали и сохран€ли такие тайны, как знание трав, облегчающих боль и уменьшающих потерю крови; к этим тайнам мужчины и близко не подпускались. ¬последствии, при переходе к патриархальному устройству общества, роль табу сохран€лась, хот€ какие-то оттенки могли совершенно отличатьс€ от первоначальных.

ћужчины бо€лись тех вещей, которых они совершенно не понимали, и воспринимали табу не как приуроченные к определенным периодам в жизни женщин, а как существование ситуаций, которых мужчинам следует избегать. ¬ сознании мужчин менструации и рождение детей странным образом спутались с ощущени€ми страха и непонимани€. ќни знали, что в определенные периоды времени женщины испытывают физические страдани€, а дл€ мужчин радость физической близости становитс€ недоступна. » как это свойственно людской натуре, объ€снени€ любых не€сных особенностей поведени€ другого человека обычно получали самую негативную окраску. Ёти отрицательные представлени€ оказались весьма живучими в веках и закрепились в предрассудках, рисующих женщину во врем€ менструаций как нечистую и заразную.

«десь не стоит забывать и о том, что мужчины предпочитали исповедовать культ не богини, а скорее культ бога-охотника, бога-воина. ћужчины не могли выкармливать грудью, они не могли рожать детей, а их роль в зачатии была тогда не совсем €сна. ¬се это заставл€ло их задумыватьс€ о своем месте в жизни и о своей нужности. Ёто был не быстрый процесс. Ќекоторые мужчины, отправл€вшие религиозные об€занности в рамках матриархально ориентированных культов, стали теми, из кого впоследствии получились викканские св€щеннослужители. ѕостепенно в мужских сообществах стал заметен раскол между последовател€ми культа —олнца и культа Ћуны.

ѕо мере того как вли€ние мужчин в обществе усиливалось, они начинали ставить под сомнение не только правильность ведени€ родства по материнской линии, но также и само превосходство религиозных верований матриархальной ориентации. ќбраз ¬еликой Ѕогини-ћатери оставалс€ важной религиозной идеей и после перехода к патриархальному обществу. Ёто неудивительно, поскольку образ матери Ч это наиболее €ркое и сильное из всего того, что запечатлевает человеческое сознание.

я полагаю, что именно женщинам и их культуре общество об€зано своим переходом от эры собирательства к эре земледели€. ќбраз ¬еликой Ѕогини-ћатери как нельз€ лучше воплощал в себе тогдашние веровани€, отвеча€ общественным нуждам того времени. Ќо ¬елика€ Ѕогин€ олицетвор€ла собой также страхи людей, поскольку она ассоциировалась со смертью Ч разрушительницей жизни. “ак же как и ее изменчивый символ Ч Ћуна, богин€ могла измен€тьс€, принима€ различные обличь€. Ќаружность ее зависела от причудливой смеси отражений света и темноты.

ѕоселени€, целиком завис€щие от земледели€ и разведени€ одомашненных животных, впервые по€вились в ёжной ≈вропе еще в VII тыс€челетии до н. э.  аменные изображени€ ¬еликой Ѕогини-ћатери встречаютс€ в искусстве неолита с 6500-х годов до н. э., так же как и изображени€ богов мужского пола с козлиными рожками. Ўирокое распространение матриархально ориентированных культов среди населени€ —тарой ≈вропы подтверждаетс€ многочисленными находками археологов.

¬ этих древних культах уже содержатс€ ростки будущей викканской религии.

 огда слово УвиккаФ стало известно широкой публике, оно использовалось в основном дл€ обозначени€ европейской древней, дохристианской религии. —ейчас, с учетом развити€ идей и взгл€дов нео€зычества, это слово употребл€етс€ в несколько ином смысле. —тара€ викканска€ религи€ вначале была культом плодороди€, ее приверженцы поклон€лись богине и богу. Ќа определенной стадии развити€ в культовую иерархию включались ¬ерховна€ ∆рица и ¬ерховный ∆рец, а также их помощники. “ем не менее в основе своей викка была религией, основанной на поклонении силам природы, наход€щим свое выражение в потоках энергии, изливающихс€ на «емлю и мен€ющихс€ вместе со сменой времен года.

ƒалее в этой главе мы поговорим о том пути, который проделала —тара€ ¬ера от древности и до наших дней. я считаю, что полезно иногда вспоминать о своем наследии и повнимательнее вгл€дыватьс€ в свое насто€щее, иначе можно полностью забыть, кем мы были, и не понимать, кто мы есть. Ќельз€ забывать, что —тара€ ¬ера основывалась на законах природы, а ее внутренн€€ структура и св€зи €вл€лись отражением существовани€ таковых в природе. ¬олшебные таинства —тарой –елигии Ч это система, пользу€сь которой человек может развиватьс€ духовно, познава€ метафизические законы, воплощенные в законах природы.

 ультурные корни —тарой –елигии т€нутс€ в далекое прошлое. ѕервобытные люди пытались пон€ть устройство окружающего мира. Ёти попытки были их первыми шагами к созданию религии.

¬ про€влени€х сил природы, таких как бури и землетр€сени€, они видели действи€ могущественных существ, названных ими впоследствии богами. Ёта человеческа€ привычка одушевл€ть вещи и €влени€ послужила причиной по€влени€ целого сонма духов и божеств. Ћегенды и мифы полны сюжетов, в которых боги общаютс€, встречаютс€ и взаимодействуют с людьми. »ногда создаетс€ впечатление, что древние люди и в самом деле встретились с расой высших существ (богов или, допустим, людей, принадлежащих к намного более развитой цивилизации), и это настолько потр€сло их, что дало толчок к созданию ритуалов поклонени€ этим существам.   тому же имеетс€ достаточное количество необъ€сненных загадок Ч камни —тоунхенджа, статуи на острове ѕасхи, рисунки огромных размеров в ёжной јмерике,Ч чтобы допустить и такое предположение. ¬ легендах говоритс€ о ¬еликих Ѕогах, которые не оставили в беде своих последователей во врем€ гибели человечества. ќни помогли им безопасно преодолеть промежутки времени, относ€щиес€ к существованию Ћемурии и јтлантиды. Ќо не только боги заботились о люд€х и направл€ли их. Ётим также занимались и шаманы, причем первыми шаманами были преимущественно женщины. „ерез свой каждодневный труд, св€занный с добыванием пищи и ее приготовлением, они пришли к пониманию секретов трав и растений.

ƒо по€влени€ земледели€ люди зависели от дикой природы и, как следствие, от охотников племени. ѕредани€ повествуют о смелых и ловких охотниках, которые, нар€дившись в шкуры животных и нацепив рога, могли подкрастьс€ к стадам поближе. —о временем образ украшенного рогами геро€ стал образом бога, снабжающего плем€ м€сом диких животных. ¬еро€тно, иногда эти герои получали увечь€ или ранени€ и не могли заниматьс€ охотой, но их высокий статус внутри рода мог позволить им перен€ть определенные магические навыки от женщин-шаманов. “ак возникает образ жрицы и ее жреца. ¬начале все духовное развитие племени направл€ли женщины, мужчины были полностью отстранены от этого процесса. ¬ глазах мужчины способность женщины к деторождению выгл€дела поистине мистической, и мужчины с легкостью признавали доминирующее положение женщин. Ёто длилось только до тех пор, пока мужчины не осознали важность своей роли в производстве потомства. Ёто привело к их большему участию в религиозных делах и к более уравновешенным взаимоотношени€м полов по сравнению с ранними отношени€ми доминантности и подчинени€. ¬последствии, с возрастанием роли мужчин как охотников и воинов, усиливалось их вли€ние на все стороны общественной жизни племени.

ћатриархальное общество создавалось тыс€челети€ми. ≈го ¬еликие Ѕогини-ћатери были первыми божествами, созданными человечеством. ћари€ √имбутас так пишет о том времени: У»скусство, основанное на культе поклонени€ богине, поражает отсутствием сцен войны, насили€ и мужского превосходства. ќно отражает тот общественный пор€док, при котором женщинам принадлежит главна€ роль Ч или как предводительницам рода, или как верховным жрицамФ.

√имбутас утверждает, что культ ¬еликой Ѕогини в —тарой ≈вропе стал постепенно угасать примерно в 4300-х годах до н. э., и окончательно утратил свои позиции в 2500-х годах до н. э. Ќачина€ с этого времени, европейска€ религи€ представл€ет собой причудливую смесь матриархальных староевропейских верований и патриархальных индоевропейских обычаев.

ќна также пишет о том, что в ёжной и «ападной ≈вропе культ ¬еликой Ѕогини существовал в течение гораздо более длительного времени. Ёто объ€сн€ет тот факт, что волшебные таинства —тарой ≈вропы хорошо сохран€лись такими колдовскими учени€ми, как стрега. ¬ уже упом€нутой работе она пишет: У¬ област€х, прилегающих к Ёгейскому и —редиземному мор€м, а также в части «ападной ≈вропы процесс преобразований зат€нулс€. “ам, в особенности на островах  рит, ћальта и —ардини€, культура —тарой ≈вропы процветала в благопри€тной и мирной обстановке. Ёто длилось примерно до 1500 года до н. э., в то врем€ как вс€ остальна€ ≈вропа, в течение примерно тыс€чи лет, претерпевала серьезнейшие изменени€. Ќо все же и там культ богини и его символы кое-где продолжали существоватьФ.

ƒалее автор упоминает об Ууравновешенной непатриархальной и нематриархальной социальной системеФ, намеки на которую можно найти в веровани€х этрусков и древних римл€н. ≈сли вспомнить, что примерно в 1 тыс€челетии до н. э. этруски пришли к власти на территории јпеннинского полуострова, то можно легко представить, что они не только восприн€ли и развили некоторые из концепций —тарой –елигии, но и передали многие из этих идей римл€нам. ƒревнегреческий историк “еопомпус (IV в. до н. э.) пишет, что этрусские женщины имели равное с мужчинами положение в обществе, были образованны, весьма раскованны в сексуальном отношении и имели большую т€гу к удовольстви€м.

 ак известно, в период своего расцвета –имска€ импери€ завоевала практически весь известный к тому времени мир. –имские легионеры распростран€ли €зыческие веровани€ своих родных мест по всему свету (что в меньшей степени касалось римской государственной религии, поскольку простые люди в лучшем случае часто только делали вид, что мол€тс€ УказеннымФ богам). ¬ результате как в ¬осточной, так и в «ападной ≈вропе мы встречаем множество сходных €зыческих верований и обр€дов. ¬ 43 г. до н. э. римл€не УофициальноФ завоевали Ѕританию (если не считать более раннего похода ёли€ ÷езар€), котора€ находилась под их властью до середины V в. до н. э.

¬ли€ние этих четырех столетий жизни под римской оккупацией на кельтскую культуру, религию и архитектуру было поистине огромным.

ƒжеральд √арднер в шестой главе своей книги У—мысл колдовского ремеслаФ (1976), говор€ о древнеримских колдовских таинствах и сравнива€ их с церемони€ми посв€щени€ в кельтской викке, утверждает: УЌасто€щие колдовские секреты по€вились в Ѕритании до, скажем, 100 года, но сами же британские ведьмы были всего лишь деревенскими ведунь€ми. ¬ те дни люди свободно обменивались иде€ми, легко их принимали или отвергали; но все же стоит предположить, что определенные идеи и обр€ды были привнесены в Ѕританию со стороны, вместе с таинствами древних римл€нФ.

√арднер твердо убежден в том, что викка €вл€етс€ пережившими свое врем€ остатками западноевропейских €зыческих верований. ќднако он не обсуждает тот факт, что эти веровани€ в свое врем€ были занесены из ёжной ≈вропы. ƒл€ того чтобы пон€ть истоки дохристианской викки, мы должны загл€нуть в глубь древней истории и человеческой цивилизации.

¬о времена по€влени€ империй и больших городов философские воззрени€ солнечного и лунного культов стали все более и более различатьс€. ‘илософи€ солнечного культа, стрем€ща€с€ к доминированию, властвованию, контролю и установлению

об€зательных правил, больше подходила к ситуации, св€занной с расширением границ и покорением народов. Ћунный культ, ориентированный на интуитивное воспри€тие мира и основанный на отношени€х равенства и взаимовыручки, все меньше соответствовал требовани€м времени. ѕостепенно стали формироватьс€ две раздельные ветви €зыческой религии. ј так как именно мужчинам принадлежала в то врем€ политическа€ и военна€ власть, и именно мужчины главенствовали в всех отправлени€х солнечного культа, то в конце концов все лунные культы оказались вне закона.

¬ немалой степени это произошло из-за простой бо€зни того, что они могут подорвать могущество солнечных культов.

ѕоследователи лунных культов стали выполн€ть свои ритуалы втайне, вдали от населенных мест. »х храмами стали леса и горы. Ќесмотр€ на то что у власти находились последователи солнечных культов, идеи культа Ћуны с его поклонением богине все равно находили дорогу к сердцам простых людей. ѕо€вилось множество тайных сообществ, хран€щих и развивающих —тарую ¬еру.

¬едьмовские культы и другие волшебные таинства существовали относительно спокойно до IV в., но затем ранние христиане стали разор€ть и разрушать €зыческие часовни, запрещать отправление ритуалов. ¬ 324 г. римский император

 онстантин объ€вил христианство официальной религией. ѕостепенно €зыческие обычаи были вытеснены из обихода, и —тара€ ¬ера как бы отошла в тень, продолжа€ существовать лишь благодар€ немногочисленным группкам ее последователей. ¬ отличие от большинства населени€, они не страшились гнева рь€ных последователей христианства и продолжали собиратьс€ в привычных местах и выполн€ть необходимые ритуалы. Ќу и, конечно, жител€м городов и деревень также случалось обращатьс€ к ведьмам за исцелением и магической помощью.

¬ ёжной ≈вропе есть местности, где люди до сих пор придерживаютс€ взгл€дов —тарой ¬еры. “оскана на севере »талии была, возможно, когда-то одним из €зыческих центров. ¬ этом ей не уступала и область Ѕеневенто в ÷ентральной »талии. Ќо приходило врем€, когда и эти твердыни не выдерживали мощного натиска христианской церкви. ¬ 662 г. христианский св€щенник по имени Ѕарбатус был послан в Ѕеневенто дл€ того, чтобы отвратить его жителей от €зычества.

ѕравителем этой области был некто по имени –омуальдус, которого Ѕарбатус пробовал обратить в христианство, но безуспешно. “огда римский император  онстанций II осадил Ѕеневенто, угрожа€ уничтожить всех его жителей. »мператором было обещано, чтто горожане не будут истреблены, если отрекутс€ от €зычества. ¬ конце концов –омуальдус был вынужден на это согласитьс€, так как припасы в городе стали заканчиватьс€. ¬ 663 г. осада была сн€та, и Ѕарбатус был назначен епископом Ѕеневенто. языческие молельни были разрушены, а христианство объ€вили официальной и единственной религией.

¬ —еверной и «ападной ≈вропе —тара€ ¬ера подвергалась крайне жестоким преследовани€м. “ам в маленьких деревушках люди еще молились местным €зыческим богам и во многих селени€х были колдуны или ведуньи, знающие травы и заклинани€. ÷ерковь неотступно преследовала их, навешивала на них €рлык прислужников сатаны и, стро€ обвинени€ на цитатах из Ѕиблии, приговаривала их к смерти за зан€ти€ колдовством.

¬се €зыческие веровани€, молени€ и обр€ды были объ€влены демоническими и осуждены законом и христианской теологией. ¬ 743 г. –имский —инод поставил вне закона любые приношени€ или жертвы €зыческим богам или духам. ѕарижский —инод в 829 г. обнародовал указ, поощр€ющий применение смертной казни к ведьмам и колдунам, обосновыва€ это следующими цитатами из ¬етхого «авета:

У» если кака€ душа обратитс€ к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их: то я обращу лице ћое на ту душу, и истреблю ее из народа ееФ. Ћевит, 20:6

У¬орожеи не оставл€й в живыхФ. »сход, 22:18

Уѕринос€щий жертву богам, кроме одного √оспода, да будет истребленФ. »сход, 22:20

ѕервый судебный процесс, завершившийс€ вынесением смертного приговора, состо€лс€ в 1022 г. в ќрлеане, во ‘ранции. ¬ 1100-х годах казни ведьм стали происходить чаще, но массовым €влением это стало после 1300-х годов. ¬ »рландии в 1324 г. была казнена јлиса  ителер, а во ‘ранции перва€ публична€ пытка была применена в 1335 г. к некой јнне-ћарии де ∆еоржель.

ќдним из первых примеров не церковного, но светского указа против колдовства был указ –оджера II, корол€ —ицилии. ¬ нем подтверждалось, что составление приворотных зелий, независимо от того, подействовали они или нет, должно считатьс€ преступлением. ¬ 1181 г. дож ¬енеции ќрло ћалипьери также прин€л р€д законов, направленных против использовани€ колдовских зелий и магии. ’от€ колдовство и считалось наказуемым зан€тием, а в ’Ў в. —еверную ≈вропу уже стала захлестывать мани€ охоты на ведьм, в ёжной ≈вропе до начала XV в. отношение к зан€ти€м колдовством было гораздо терпимее.

ѕапские буллы, подобные той, что была издана »ннокентием VII в 1484 г., породили насто€щую эпидемию казней ведьм. «а первый прошедший после ее обнародовани€ год только в италь€нском городе  омо в результате пристрастного расследовани€ доминиканскими инквизиторами был сожжен 41 человек. ¬ 1510 г. 140 ведьм были

сожжены в Ѕресции и более 300 Ч в том же  омо. ¬ ¬алканонии было казнено 70 человек, при этом инквизиторами было объ€влено, что еще около п€ти тыс€ч наход€тс€ под подозрением. ¬ √ермании было совершено около 6000 казней, а общее число жертв инквизиции в —еверной ≈вропе достигло 50 000. ¬о ‘ранции и јнглии цифры были меньше Ч около 2000 жертв, а в ¬осточной ≈вропе было загублено до 17 000 жизней.

¬ јнглии последний закон против колдовства был отменен ѕарламентом в 1951 г. ј вскоре после этого в ¬еликобритании началс€ подъем культа. ¬ 1954 и 1959 гг. ƒжеральд √арднер опубликовал две свои работы Ч У—овременное колдовское искусствоФ и У—мысл колдовского ремеслаФ, в которых излагались многие важные основы культа. √арднер, сам будучи практикующим колдуном, сделал многое дл€ того, чтобы изменить традиционно негативное отношение христианской общины к колдовству. Ќеобычные колдовские ритуалы, описанные √арднером, относились к италь€нской ветви магического искусства. »таль€нское им€ јради€ было введено в систему английских колдовских знаний, так же как и оригинальный италь€нский текст УЌапутствие богиниФ.

ќгромное вли€ние на творчество √арднера оказали два его предшественника: „арльз Ћеланд и ƒжеймс ‘рэзер. Ћеланд изучал италь€нские колдовские традиции в конце XIX в., а ‘рэзер стал известен благодар€ своим исследовани€м взаимосв€зей между религией и магией. »ми были опубликованы книги, ставшие классическими в этой области исследований: Ћеландом Ч Ујради€ Ч ведьмовской псаломФ (1890) и УЁтрусский оккультизм и магические снадобь€Ф (19б«) и ‘рэзером Ч У«oлота€ ветвьФ (1922).

ћногие из составных частей викки, упом€нутые √арднером, были описаны в ранних работах этих авторов. Ўироко известный текст УЌапутствие богиниФ, безусловно, заимствован из италь€нского текста, опубликованного в книге Ујради€ Ч ведьмовской псаломФ. ÷еремониальные обычаи ведьм, собирающихс€ обнаженными дл€ службы богине и богу, описаны в той же книге.

¬ течение 1950-х и 19бќ-х годов интерес к викке заметно вырос, в особенности в —оединенных Ўтатах и јвстралии. Ќачали по€вл€тьс€ викканские и нео€зыческие журналы, подготовившие почву дл€ создани€ викканских сообществ. »з наиболее успешных периодических изданий стоит упом€нуть УGreen EggФ и УCircle Network NewsФ.

јссоциаци€ WPPA (Wiccan Pagan Press Alliance Ч —оюз викканской и €зыческой печати) в насто€щее врем€ объедин€ет и поддерживает авторов, пишущих на эти темы.

¬ 60-е годы нашего столети€ новое поколение видело в викке учение, предлагающее альтернативный путь духовного развити€. ћногие из тех, кто участвовал в движении хиппи, впоследствии обратили свое внимание на викку. ¬икка была намного более свободна и менее догматична, чем иудаистское и христианское вероучени€. Ёти особенности викки были немаловажны дл€ поколени€, которое ставило под сомнение существующее общественное устройство.

¬икка привлекала к себе и тех, кто пребывал в эмоциональном конфликте с обществом и церковью из-за взгл€дов или образа жизни, расход€щихс€ с общеприн€тыми. Ќа смену движению хиппи, сфокусированному на любви и ценност€х внутреннего мира личности, пришло движение УЌова€ ЁраФ. Ѕлагодар€ ему в обиход вошли хрустальные шары, разговоры о частотах мозговых волн, о пришельцах, ну и обо всем, чего не хватало дл€ пестроты картины. ѕожалуй, никогда ранее не существовало такой системы взгл€дов, как УЌова€ ЁраФ, в которой бы так много места удел€лось собственному У€Ф. Ќо, в отличие от поучений 60-х годов о важности индивидуальности, это было нечто намного более агрессивное и - всепроникающее.

¬ 80-х годах произошли важные изменени€. ‘илософи€ УЌовой ЁрыФ пустила бурные ростки в среде последователей викки. «а очень короткое врем€ викканские веровани€ были модернизированы, дл€ того чтобы соответствовать запросам нового поколени€. ¬ этом же дес€тилетии было издано великое множество книг о викке и на сходные темы. “о там, то здесь по€вл€лись все новые и новые идеи, и у многих были свои мысли о том, как правильно заниматьс€ викканским ремеслом. ¬ это врем€ некоторые потер€ли интерес к старым и проверенным викканским традици€м, обратившись к различным новым эклектическим теори€м.

¬ насто€щее врем€, в 90-е годы, тоже не обходитс€ без перемен. –азвитие компьютерной техники позвол€ет поклонникам викки не только общатьс€ между собой, но даже устраивать кибер-шабаши, в которых совместное исполнение обр€дов происходит с помощью компьютерных линий св€зи. я испытываю по поводу этого неоднозначные чувства, хот€ и с интересом наблюдаю за особенност€ми нынешнего развити€ викки. ¬ последнее врем€, следу€ новомодным ве€ни€м, многие давние последователи стали употребл€ть слово УведьмаФ (witch) взамен традиционного УвиккаФ (Wicca). Ёто очень странно, особенно если вспомнить недавнее прошлое, когда они предпочитали называтьс€ именно викканами, опаса€сь предвз€того отношени€ широкой публики к слову УведьмаФ. “о, что термин УвиккаФ вновь стал широко использоватьс€, показывает, что многие желают подчеркнуть, что они €вл€ютс€ приверженцами традиционной старой системы взгл€дов. —овременна€ викка, однако, включает в себ€ множество недавно по€вившихс€ направлений, основанных на эклектическом материале. —истема верований сегодн€шнего последовател€ викки и используемые им обр€ды могут быть полностью незнакомы или неприемлемы дл€ традиционного викканина.

√овор€ о современной викке как о религии УЌовой ЁрыФ и сравнива€ ее с традиционной виккой, на ум приходит несколько соображений. я представл€ю викканское учение схожим с деревом, в котором —тара€ ¬ера подобна корн€м. Ќеовикканские традиции похожи на распускающиес€ каждую весну цветы, и, наверное, УЌова€ ЁраФ и есть така€ очередна€ наступивша€ весна.  онечно, аромат соцветий сильно отличаетс€ от аромата того старого выдержанного дерева, на котором они произрастают. Ќо, возможно, аромат цветов и есть истечение самой души дерева, выражение самой его сути.

ƒл€ того чтобы дерево могло продолжать цвести и плодоносить, ему необходимо обладать хорошо развитой корневой системой, питающей его. Ћегко лишь любоватьс€ красивыми цветами, но посто€нный уход за деревом требует сил и времени.  орни поддержат дерево и не дадут ему упасть во врем€ непогоды. Ѕывает и так, что дерево кажетс€ умершим, но при благопри€тных услови€х сохранившиес€ корни об€зательно дадут новые побеги. ћне иногда кажетс€, что в современном викканском сообществе почти все зан€ты выращиванием красивых цветов, а знание о самом дереве постепенно утрачиваетс€. ≈сли сейчас нам удастс€, объединившись, найти

верное соотношение между старыми и новыми традици€ми, то только в этом случае мудрость наших предшественников не будет утер€на, и мы сможем передать ее нашим последовател€м вместе с накопленными нами самими знани€ми. «автра о нас уже будут вспоминать как о старых викканах. я верю, что наш самоотверженный труд по постижению древней религии будет вызывать такое же уважение у наших потомков, какое мы сами испытываем, вспомина€ бесстрашных мужчин и женщин, противосто€вших когда-то инквизиции.

„то же это было, что защищали те люди ценой своей жизни? Ќабор заклинаний и ритуалов? »ли просто некую систему дохристианских верований, от которой им не хотелось отказыватьс€?

Ќет, это было совсем другое. ќни защищали свои особенные умы и души, свое право на обладание ключами к пониманию мира. ќбладание этими таинствами значило дл€ них намного больше, чем их собственные жизни. ќни защищали корни дерева.

ќднажды мой учитель сказал, что если мы не готовы за что-то умереть, значит, нет ничего такого, ради чего стоит жить. √отовы ли мы рискнуть своими жизн€ми, чтобы защитить нашу собственную  нигу “еней, если, допустим, инквизици€ вновь по€витс€ в современном обществе? ќсознаем ли мы, как все это было жизненно важно дл€ наших предшественников? »звестна стара€ истори€ о том, как группа ведьм предпочла уйти в море и там встретить свою смерть, нежели попасть в руки инквизиции. ќни уходили и пели гимн богине. ѕо мере их погружени€ в воду голоса смолкали один за другим, и, наконец, море поглотило песнопение. ƒа, это были насто€щие ведьмы.

¬икка подобно дереву еще и потому, что, широко раскидыва€ свои ветви, она дает пристанище всем тем, кто находитс€ в поисках гостеприимного убежища. ¬есной на ветв€х по€вл€ютс€ молодые побеги, затем Ч плоды, но там, глубоко внизу, скрыты корни, позвол€ющие дереву сто€ть пр€мо. ≈сли с корн€ми все в пор€дке, то дерево процветает. ≈сли гибнут корни, то дерево в€нет, а затем рушитс€. —егодн€ именно корни дерева, называемогo виккой, требуют нашего внимани€. “ак давайте же начнем любовно ухаживать за нашим древним садом.

 

 

ƒј“џ –ј«¬»“»я ÷»¬»Ћ»«ј÷»»

 

6500-е годы до н. э.Ч ранний неолитический период на территории ёжной »талии.

6000-е годы до н. э.Ч ранний неолитический период на ѕиренейском полуострове.

5300-е годы до н. э. Ч ранний неолитический период в ÷ентральной ≈вропе.

5000-е годы до н. э.Ч ранний неолитический период в —еверной »талии.

4500-е годы до н. э. Ч ранний неолитический период в Ѕритании.

4000-е годы до н. э.Ч Long Harrows.

3500-е годы до н. э. Ч шумерска€ цивилизаци€.

3000-е годы до н. э.Ч египетска€ цивилизаци€.

2500-е годы до н. э.Ч развитие цивилизации на острове  рит.

2000-е годы до н. э. Ч греческа€ цивилизаци€.

1000-е годы до н. э. Ч этрусска€ цивилизаци€.

735 г. до н. э.Ч римска€ цивилизаци€ (основание –има).

700-е годы до н. э.Ч по€вление кельтов.

600-е годы до н. э.Ч вли€ние греческих поселений в »талии на этрусков.

500-е годы до н. э. Ч вторжение кельтов в Ѕританию.

400-е годы до н. э.Ч вторжение кельтов в —еверную »талию.

300-е годы до н. э. Ч вторжение кельтов в √рецию.

100-е годы до н. э.Ч поглощение этрусков –имской империей. ¬ытеснение кельтов из »талии.

50 г. до н. э.Ч римское вторжение в √аллию и покорение кельтов.

43 г. до н. э.Ч римское вторжение в Ѕританию.

410 г. н. э.Ч уход римских войск из Ѕритании.

 

√Ћј¬ј ¬“ќ–јя.

ƒќ√MATџ » ¬≈–ќ¬јЌ»я

 

—егодн€шние проблемы человечества пр€мо противоположны тем, что были у людей в то далекое и сравнительно надежное врем€. —ейчас о том времени говор€т, как о мифологических бредн€х. “огда человек был полностью и абсолютно безлик и анонимен, жизнь его была немыслима вне группы, а его же индивидуальность была ничем. —егодн€ же человек Ч это все, а мир вокруг него Ч ничто. Ќо человек сам по себе Ч это бессознательное существо. ќдиночка не способен пон€ть цель своего движени€ и механизмы своих побуждений. ¬се св€зи между сознательным и бессознательным были нарушены, и наша психика раздвоилась.

ƒжозеф  эмпбелл У“ыс€челицый геройФ

 

ќ викке как системе религиозных взгл€дов публика впервые заговорила после публикации в 1954 г. ƒжеральдом √арднером книги У—овременное колдовское искусствоФ. ¬след за этим, в 1959 г., им же была выпущена книга У—мысл колдовского ремеслаФ. ¬ то врем€ большинство людей считало викку всего лишь неким европейским культом плодороди€, преследуемым в средние века христианской церковью и как-то сумевшим выжить.

— по€влением такого автора, как —котт  аннингхем, викка становитс€ одним из элементов философии УЌовой ЁрыФ. ¬ восьмидес€тые годы викканска€ религи€ подверглась многим изменени€м, переделкам и усовершенствовани€м. —таринные традиции значили все меньше и меньше дл€ практикующих колдунов. ќбр€д посв€щени€ стал замен€тьс€ самопосв€щением. ƒогматы веры измен€лись таким образом, чтобы приспособить их к сиюминутным нуждам и личным пристрасти€м. ¬икка разделилась на два почти независимых направлени€: стара€ викка и неовикка.

—уществует предание о том, что первоначально в картах “аро имелись две карты с шутами, причем практически одинаковые: одна в начале главного аркана и друга€ Ч в его конце. Ўут был изображен с дорожной сумкой через плечо. ѕри более пристальном изучении оказывалось, что у шута на последней карте сумка была чем-то заполнена и туго перев€зана, в то врем€ как на первой карте эта же сумка висела на плече совершенно пустой. ќбе эти карты обозначают путника, или, точнее, вставшего на путь духовных поисков человека.  ак гласит легенда, сумка второго персонажа наполнена всем тем опытом и мудростью, что содержатс€ во всех предшествующих картах аркана.

—мысл этих двух карт состоит в том, что существуют два пути, по которым человек может следовать. ¬ первом случае он или она действуют сами по себе, не обраща€сь к чужому опыту и руководству€сь только своей интуицией, что символически и изображено на первой карте. ¬о втором случае в странствие отправл€ютс€, захватив с собой уже накопленный опыт других странников, к которому обращаютс€ по мере необходимости. Ќа первый взгл€д, оба этих персонажа сходны, но разница между ними заключаетс€ именно в их ноше. ѕоэтому теперь мы поговорим о разных взгл€дах на духовность, каждый из которых по-своему ценен.

—тарые виккане вер€т в то, что следование поучени€м тех, кто был до них, так же важно, как и осмысление собственного опыта и понимани€. » то, и другое помогает выбрать на карте верный духовный путь. ¬ своей книге У“ыс€челицый геройФ ƒжозеф  эмпбелл приводит отрывок, отражающий мироощущение последовател€ старой викки:

У...дайте смыслу древнего учени€ самому про€витьс€. —тарые учител€ хорошо знали то, о чем говорили.  ак только мы научимс€ вновь читать на €зыке их символов, то далее нам не потребуетс€ особенный талант, чтобы услышать слова их наставлений. Ќо вначале мы должны вызубрить грамматику символов... Ф

—тарые виккане придерживаютс€ проверенных веками идей и всегда хорошо воспринимают все то, что опираетс€ на известный авторитет или что следует из многолетнего опыта. ” них всегда находитс€ врем€ дл€ тщательного и всестороннего обдумывани€, после того как все слова уже сказаны. ¬ свою очередь, неовиккане стрем€тс€ отринуть любую догму или усто€вшеес€ построение и испытывают, как правило, глубокое недоверие к любому, кто претендует на обладание окончательной истиной. ќни предпочитают следовать своей собственной интуиции и довер€ют своему внутреннему моральному и этическому кодексам. ¬згл€д неовикканина обращен внутрь себ€, и он €вл€етс€ одновременно как учеником, так и своим собственным наставником. —тарые же виккане рассматривают природу как некий духовный чертеж, именно в ней вид€ определенные правила, законы и пути, которым необходимо следовать. ¬ этом и состоит главное отличие между старым и новым путем; старые виккане считают, что ключ к пониманию лежит на изведанных тропинках, а новые виккане рассматривают все заранее известное лишь как преп€тствие, ограничивающее развитие их собственной духовности.

»де€ концентрации на собственном У€Ф (как основа философии УЌовой ЁрыФ) никогда не содержалась в традиционном викканском учении. ¬икканские веровани€ и практика основывались на особом духе сообщества, свойственном древним кланам. ћифы и легенды создавались с целью сохранени€ сокровищ викканской духовности дл€ тех, кто однажды пожелает ими воспользоватьс€. Уƒелать все самомуФ, конечно в традиционном понимании, никогда не считалось правильным.

Ќаоборот, следовать по уже проторенному пути до самого конца и лишь потом пытатьс€ продолжить его Ч именно в этом состоит, в викканском понимании, истинна€ ценность. ƒл€ того чтобы все-таки пон€ть место и значение осознани€ собственного У€Ф в традиционном учении, € отсылаю читател€ к двенадцатой главе. √лавы п€та€, шеста€ и четырнадцата€ также касаютс€ проблемы нахождени€ своего собственного пути в усто€вшихс€ викканских религиозных построени€х. Ќеовиккане приход€т к —тарой ¬ере обычно как люди, ищущие тот духовный путь, который им не удалось обнаружить в других веровани€х. ѕроисходит это в основном благодар€ философии УЌовой ЁрыФ, €сно указывающей: делай то, что считаешь правильным, нет никаких установленных свыше правил, следуй своим собственным путем. ќтшельники в своем роде, они черпают знани€ только из тех случайных книг, которые им доступны. ќни воспринимают только те части учени€, с которыми готовы согласитьс€ и отвергают другие части, кажущиес€ им неприемлемыми или трудными. ¬ конце концов часть из них даже организуетс€ в группы и далее пополн€ет свой опыт через коллективные ритуальные действи€ и служени€ божествам. »з этого возникает множество эклектических викканских традиций и направлений.

ќднако викка изначально была верованием, возникшим вокруг служени€ богу и богине плодороди€, и весьма тесно св€занным с природой. ¬ этом пантеоне богов существовали и иные духи природы, такие как элементалы, то есть духи стихий. “ам же находились многочисленные и могущественные - существа, названные присматривающими. Ёти существа сторожили астральные входы, известные как часовые башни и расположенные в критических точках ритуального цикла.

¬икканска€ богин€ именовалась ¬еликой Ѕогиней и считалась прародительницей всех богов. Ѕогин€, облада€ тесной св€зью с Ћуной, называлась также и  оролевой Ќебес. ќна была обручена с царственным супругом, солнечным богом, им€ которого –огатый.

“радиционные викканские веровани€ содержат и учение о перевоплощении души. ƒуша в своем развитии совершенствуетс€, приобрета€ опыт в множестве пережитых жизней.  ажда€ прожита€ жизнь содержит определенный урок, готов€щий душу к последующему существованию в более высоком измерении. ¬ викканской теологии мир, в котором душа находитс€ между перерождени€ми, называетс€ «емлей ¬ечного Ћета. ¬ этом подлунном астральном мире душа наслаждаетс€ покоем. ѕребывание в таком первобытном раю дает душе мир и обновление. ƒалее в этой главе мы подробнее поговорим о викканской философии и рассмотрим каждую из викканских догм. ѕоскольку эта книга касаетс€ эзотерического учени€ викки, мы сконцентрируемс€ на традиционных иде€х посв€щени€, а не на философии УЌовой ЁрыФ.  онечно, € не забуду упом€нуть о некоторых современных ве€ни€х, но в основном мы изучим проверенные временем обр€ды и догмы старовикканских верований. Ќачнем с обзора основополагающих идей традиционной викки.

 

 

‘»Ћќ—ќ‘»я —“ј–ќ… –≈Ћ»√»»

 

‘илософи€ —тарой –елигии основываетс€ на познании путей природы и на понимании духовности как выражении самого смысла быти€ здорового человеческого сообщества. “олько в усто€вшихс€ рамках норм поведени€, всеобщей благожелательности и уважени€ к другим может быть пон€та сама сущность духовности. ¬ значительной степени философи€ викки опираетс€ на древнее понимание того, что все сущее было создано великими богами (из одного и того же изначального материала) и что все живущее несет в себе Убожественную искруФ своего создател€. Ќас учат, что во врем€ созидани€ существовало четыре мира: минералов, растений, животных и людей.  аждый из них Ч суть про€вление божественного сознани€. ќтдельные души странствуют по этим мирам, обогаща€сь знани€ми и опытом, двига€сь к единственной цели Ч воссоединению и сли€нию в »сточнике ¬сего —ущего. ћожно даже сказать, что в определенном смысле души, путешествующие по материальному миру, есть как бы зонды, разосланные нашим божественным —оздателем.

»наче, можно сказать так: души есть как бы клетки мозга божественного —оздател€, одновременно и элементарные сущности, и в то же врем€ части одного целого. ƒл€ того чтобы все, пребывающее в материальном мире, находилось в уравновешенном движении, существует и действует закон причины и следстви€ (духовный же аналог этого закона Ч карма).  арма заставл€ет душу пройти через все уровни положительной и отрицательной энергии, которые душа проецирует на окружающих. ѕройд€ через многие прожитые на земле жизни, душа см€гчаетс€ и принимает форму, необходимую дл€ существовани€ в духовных мирах, в которых она однажды пребудет.  ак учит нас ƒревн€€ ¬ера, душа может физически перерождатьс€ множество раз, до тех пор пока она сама сможет покинуть круг перерождений.

«а УсценойФ материального быти€ действуют некие силы, привод€щие наш мир в движение. ƒревние говорили об этих силах, как о четырех королевствах стихий, а именно: о «емле, ¬оздухе, ќгне, и ¬оде. ¬ этих королевствах древние сознательно выдел€ли действующих духов, служащих активными началами. ƒухам «емли они дали им€ гномы, духам ¬оздуха Ч сильфы, ќгн€ Ч саламандры и ¬оды Ч ундины. ¬се в природе создано и поддерживаетс€ одним или несколькими из этих стихий (или их активными началами).

¬от почему во врем€ выполнени€ ритуалов и определенных магических действий призываютс€ именно стихии. — их помощью мы создаем или упрочиваем желаемое.

¬ —тарой –елигии все формы жизни равны. ¬се одинаково важны и уважаемы. ≈динственное отличие между ними лишь в том, что различные существа и объекты просто наход€тс€ на разных уровн€х развити€ в четырех мирах. ∆ивотные не менее важны, чем люди или растени€. ∆изнь есть жизнь, независимо от той формы, в которой она пребывает в насто€щее врем€. ¬се мы Ч части одного целого, и все вокруг взаимосв€зано. ѕрирода Ч это ¬еликий ”читель. ¬олшебные учени€ говор€т нам, что божественный источник отражает в созидаемом образ самого созидающего. —ледовательно, законы природы есть по своей сути отражение божественных законов и принципов, действующих далеко за гранью материального мира. Ёта иде€ объ€сн€лась древними простой четкой фразой: У„то наверху, то и внизуФ.

»зучение закономерностей развити€ природы дает нам определенное, хот€ и довольно грубое, понимание сути божественных путей. “ак, наблюда€ смену времен года, мы задумываемс€ о сущности реинкарнации или перевоплощени€, а вид€ действие закона причины и следстви€ в природе и жизни живых существ, мы понимаем идею кармы. »менно поэтому выполнение многих ритуалов приурочено к тому или иному времени года.

—овершаемые в строго определенное врем€, обр€ды преисполн€ют их участников согласием с самой сущностью природы. „ем точнее мы стараемс€ следовать сезонным течени€м, происход€щим в природе приливам и отливам, тем более мы сами становимс€ подобными природе. ¬ этом случае нам будет легче пон€ть ее. ≈сли обратить взор на так называемые низшие миры, то заметим, что там существуют многочисленные содружества насекомых, например у муравьев, пчел и т. д. ” животных мы также видим стада и стаи. „ерез эти наблюдени€ постараемс€ пон€ть божественный путь ќбъединенной ƒуши. ¬се души в таком содружестве обладают опытом как всей группы, так и своим собственным. ¬ поисках равновеси€ между своими интересами и потребностью в сотрудничестве рождаетс€ понимание важности самоограничени€. —ообщество существ, действующих совместно, способно защитить и прокормить себ€ намного лучше, чем это сделает одинока€ особь. Ёто €вл€етс€ вполне пон€тным отражением божественного принципа о том, что люба€ душа обогащаетс€, дел€сь собою с другими душами; она же оказываетс€ в изол€ции, стоит ей только попытатьс€ вознестись над другими.

ћногим из нас случалось испытывать чувство радости от того, что удалось сделать ближнего более счастливым. »ли, наоборот, большинству знакомо чувство вины и огорчени€, которое испытываешь при желании превознестись над другом или любимым.  аждому пам€тно чувство общественного одобрени€ и признани€, равно как и чувство отверженности. ƒаже тогда, когда человек испытывает радость или удовольствие, он стремитс€ разделить их с кем-то другим. ¬от почему в духе викканских традиций наставл€ть своих последователей в необходимости служени€ другим, и вот почему виккане всегда славились в любом обществе как искусные целители и мудрые советники. «адумыва€сь над учением о св€зи каждой души с другими душами, мы понимаем, почему древние верили в расу богов, опекающих и присматривающих за человечеством. ƒревние могли назвать богом любое заметное, самосто€тельное €вление природы: бурю, землетр€сение, радугу и даже прекрасную звездную ночь. ѕо мере же роста знаний и интеллекта людей усложн€лись их представлени€ о богах.

¬иккане всегда думают о своих богах, как о заботливых и благожелательных, роль которых не так уж далека от роли люб€щих земных родителей (хот€ многие неовиккане понимают бога и богиню лишь как некую метафизическую идею, а не как выражение божественного сознани€). –одитель должен многим обеспечить свое дит



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
“емпература критичних точок | 
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 280 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

575 - | 520 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.142 с.