Если красочный слой масляных записей, а вместе с ним и слой изначальной живописи шелушатся, то перед раскрытием необходимо обязательно выполнить подклейку всех отставших частиц живописи. Для этого применяется 2–3–процентная водная диспер–сия ВА 2–ЭГА или СВЭД–50. Укрепление выборочное: с мелких мягких кистей, подпускается состав под каждую шелушинку красочного слоя; укрепляемый участок предварительно обрабатывается этиловым спиртом для устранения деформаций живописи. После высыхания укрепленных участков выполняется удаление слоя масляной записи с помощью компрессов из фланели, смоченной в соответствующем растворителе. Им может быть монометил, или моноэтилцелло–зольв, диметилформамид, растворитель N647 и другие растворители для масляных красок. Хороший эффект достигается после применения сложного состава, предложенного киевскими реставраторами: 2 ч. киноклея, 1 ч. этилового спирта, 1 ч. пинена или уайт–спирита, затем 250 мл приготовленного состава разбавляются до 0,5 л дистиллированной водой, и смесь тщательно перемешивается. После размягчения масляную запись удаляют скальпелем и ватным тампоном, смоченным в водно–спиртовом растворе. По окончании расчистки красочный слой живописи укрепляется. При необходимости выполняется подклейка отставших частиц красочного слоя с последующей прикаткой живописи, а затем — общее структурное укрепление растворами смолы К–15/3 3–10–процентной концентрации. Пропитка трехкратная, обильная, с интервалом в 12–24 часа. Концентрация рабочего раствора вначале минимальная, а затем постепенно увеличивается до 8–10%. Этим достигается наилучший эффект укрепления.
Примечание:
1) Описанные рекомендации по проведению процессов укрепления и раскрытия изначальной живописи от поверхностных загрязнений являются результатом многолетнего опыта использования "Владимирреставрацией" таких синтетических материалов, как ВА 2–ЭГА, СВЭД, К–42 и К–15/3, которые успешно применялись при реставрации многих памятников древнерусского зодчества.
Принимая во внимание тот факт, что выпуск СВЭД в настоящее время ограничен, а ВА 2–ЭГА вообще прекращен, для укрепления красочного слоя монументальных росписей можно применять такие материалы, как полиакриламид (ПАА), поливиниловый спирт (ПВС) в виде водных растворов, растворы эфиров целлюлозы–метилцеллюлозы и карбоксиметилцеллюлозы. Из–за низкой адгезии, слабой биостойкости, морозостойкости эти материалы не могут применяться в памятниках с неблагополучным температурно–влажностным режимом, использование их возможно лишь в крайнем случае полного отсутствия синтетических адгезивов, либо в памятниках с хорошим температурно–влажностным режимом. Категорически не рекомендуется производить работы по укреплению красочного слоя темперно–клеевой и фресковой живописи растворами казеинового клея и яйца. В настоящее время лабораторией химико–технологических исследований ГосНИИРестарации рекомендован ряд новых укрепляющих материалов класса акриловых водных дисперсий взамен В А 2–ЭГА и СВЭД (6).
2) Выполняя процесс укрепления красочного слоя монументальной живописи, необходимо с особой тщательностью контролировать его. Для этого следует постоянно просматривать поверхность живописи при боковом свете и не допускать создания на ней блестящей, глянцевой пленки укрепляющих составов (водных дисперсий ВА 2–ЭГА и СВЭД, смолы К–15/3). В случае их обнаружения сразу же выполняется удаление поверхностной пленки. Пленка водных ' дисперсий удаляется сравнительно легко ватным тампоном, смоченным в ацетоне, даже после своей стабилизации. Поверхностный глянец, полученный от смолы К–15/3, необходимо удалять сразу же после укрепления или в течение 12–24 часов, т.к. стабилизированная смола не растворяется из–за образования трехмерной структуры. Удаление выполняется ватным тампоном или с помощью компрессов, смоченных в растворителе, на котором был приготовлен раствор К–15/3.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Д. И. Киплик. "Техника живописи" М.–Л., 1950 г.
2. Е. А. Домбровская. "О заболеваниях древней фресковой живописи и методах ее реставрации". Сб. "Практика реставрационных работ". Вып. 1.М., 1950 г.
3. 3.Архив ГТГ, Ф.67, дело 359, л.П. Отчет производственной группы по работай по укреплению фресковой живописи за время с 24IХ–10/Х — 1931 г. Отчет–дневник о работе по укреплению монументальной живописи.
4. 4.ВЦНИЛКР, сб. "Художественное наследие", вып.1(31)., 1975г., М., стр. 34–51.
5. 5.Там же. стр. 110–120.
6. 6.Е.ЛМалачевская, Т. С. Федосеева. И. В. Назарова "Применение акриловых дисперсий в качестве реставрационных материалов ". — В сб. "Исследование материалов, применяемых в реставрации живописи, пергамента и бумаги". Информкулыпура. Вып.4–М., 1990г.