Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Укрепление и раскрытие настенной живописи, находящейся под слоем поверхностных загрязнений




V Укрепление и раскрытие настенной живописи, находящейся под слоем поверхностных загрязнений

V Удаление поверхностных загрязнений с прочной живописи

V Выборочное укрепление красочного слоя живописи и удаление поверхностных загрязнений

V Укрепление деструктированного и сильно шелушащегося красочного слоя живописи и ее дальнейшее раскрытие от поверхностных загрязнений

V Укрепление и расчистка настенной живописи, находящейся под слоем набелов

V Укрепление и расчистка живописи, находящейся под темперно-клеевыми и масляными записями

V Живопись под темперно-клеевыми записями

V Живопись под масляными записями

V Примечание

V Список рекомендуемой литературы

 

Для процесса укрепления красочного слоя живописи очень важно правильно выбрать укрепляющие материалы. На протяжении нескольких десятилетий в качестве укрепляющих материалов реставраторами применялись казеиновый и глютиновый клеи, желток куриного яйца, растительные камеди. В настоящее время, учитывая свойства этих материалов и современные достижения науки и техники, многие реставраторы нашей страны стали применять для укрепления и расчистки монументальной живописи новые, более эффективные синтетические материалы.

Свойства старых традиционных материалов подробно описаны в работах исследователей прошлых лет и работающих в настоящее время. Это работы Д. И. Киплика (1), Е. А. Домбровской (2) и др.

В отчетной реставрационной документации прошлых лет, хранящейся в архивах реставрационных мастерских и музеев, неоднократно подчеркивались отрицательные свойства широко применявшегося для нужд реставрации казеинового клея (3).

Исчерпывающий обзор применяемых старых материалов сделан В. В. Филатовым в его работе "О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи" (4).

В статье А. В. Ивановой "Причины разрушения настенной живописи" (5) дан анализ факторов, приводящих к разрушению, в том числе и в результате применения старых материалов, а также сформулированы требования к укрепляющим материалам. Из этих работ, обобщенных в главе 1 данного сборника, и, учитывая опыт практической реставрации живописи, можно сделать вывод, что старые традиционные материалы во многом уступают новым, синтетическим.

Применение более эффективных синтетических материалов дает возможность не только укрепить любой по степени разрушенности красочный слой монументальной живописи, но и произвести его дальнейшую расчистку от поздних наслоений, полностью сохранив при этом слой изначальной живописи, что практически невозможно сделать старыми, традиционными укрепляющими материалами.

Фресковая, темперно–клеевая и масляная монументальная живопись в зависимости от разнообразия воздействующих на нее факторов находится в состоянии различной степени сохранности. Кроме этого она может находиться под одним или несколькими слоями записей, известковых набелов и поверхностных загрязнений. В зависимости от этого изменяется и сам процесс исполнения реставрации настенной живописи. Следует иметь в виду, что даже в одном памятнике, на одной стене, но на разных ее участках состояние живописи может быть различным, и поэтому процесс ее укрепления и дальнейшего раскрытия требует тщательного изучения и творческого подхода.

Для проведения реставрационных работ, связанных с укреплением и раскрытием изначальной фресковой и темперно–клеевой живописи, необходимы следующие условия:

1. Работы выполняются небольшими по площади участками.

2. Работы выполняются только при наличии бокового света (скользящий луч света позволяет лучше наблюдать за ходом реставрационных работ и выявлять невидимые при обычном освещении участки вспучивания, разрушения и недостаточного укрепления красочного слоя).

3. Работы выполняются при постоянном визуальном контроле лупой двукратного увеличения и только с помощью мягких кистей. Нельзя пользоваться для укрепления сильно разрушенного красочного слоя стенной живописи пульверизатором или краскопультом, т.к. при этом сильные потоки воздуха и давление, с которым нагнетается ук­репляющий состав, могут повлечь за собой утраты слабо держащегося красочного слоя.

4. Прикатку красочного слоя в процессе его укрепления выполнять только ватным тампоном через фильтровальную бумагу, т.к. на обратной стороне, в отличие от кальки, применяемой ранее, не остается следов краски. Применение мастихинов и стеков также нежелательно, т.к. в этом случае нарушается фактура живописи, а красочный слой ее раздавливается.

5. После укрепления поверхность живописи должна быть матовой. Проверка ее состояния производится при боковом свете. Обнаруженная глянцевая пленка укрепляющего состава должна быть немедленно убрана соответствующим способом (см. Примечание).


УКРЕПЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ ПОД СЛОЕМ ПОВЕРХНОСТНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 994 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.