Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћиф о —изифе. Ёссе об абсурде 12 страница




Ќедавно опубликованный опрос * дает хороший пример. Ѕелым на —евере и на ёге —Ўј задавались следующие два вопроса: 1) Ѕыли ли все люди созданы равными? 2) –авны ли негры и белые? ƒаже на ёге 61% опрошенных ответили на первый вопрос утвердительно, но только 4% ответили утвердительно на второй вопрос. (Ќа —евере цифры были соответственно 79 и 21%.) „еловек, ответивший положительно на первый вопрос, несомненно, помнит, что его учили этому в школе, что это все еще часть общепризнанной, уважаемой идеологии. Ќо на самом деле чувства человека другие; мысли Ч как бы в голове, они никак не св€заны с сердцем и бессильны повли€ть на; действие. “о же происходит и с другими уважаемыми иде€ми. ќпрос, проведенный сегодн€ в —оединенных Ўтатах, показал бы почти полное единодушие относительно того, что демократи€ Ч наилучша€ форма правлени€ государством. Ќо этот результат не доказывает, что все выразившие такое мнение будут сражатьс€ за демократию, окажись она в опасности; большинство из тех, кто в душе своей авторитарны, выражают демократические убеждени€, следу€ за большинством.

Ћюба€ иде€ сильна лишь в том случае, если укоренена в структуре личности. » никака€ иде€ не может быть сильнее своей эмоциональной матрицы. ѕсихоаналитический подход к религии, следовательно, нацелен на понимание человеческой реальности, лежащей за системами мышлени€. ѕсихоанализ задаетс€ вопросом, действительно ли система мышлени€ выражает то чувство, которое стремитс€ изобразить, или же это рационализаци€, скрывающа€ противоположное отношение. ќн далее спрашивает, вырастает ли система мышлени€ из сильной эмоциональной матрицы или же €вл€етс€ пустым мнением. ќднако, хот€ описать принцип аналитического подхода относительно просто, сам анализ той или иной системы мышлени€ €вл€етс€ делом чрезвычайно трудным. јналитик, пыта€сь вы€вить сто€щую за системой мышлени€ человеческую реальность, должен в первую очередь рассмотреть всю систему в целом. —мысл любой части философской или религиозной системы может быть определен лишь в рамках всего контекста этой системы. ≈сли часть отрываетс€ от контекста, возможна люба€ произвольна€ и ложна€ интерпретаци€. ¬ процессе внимательного рассмотрени€ системы в целом особенно важно изучать любые возникающие внутри нее рассогласовани€ или противоречи€; они обычно указывают на разрывы между сознательно принимаемыми мнени€ми и скрытым за ними чувством. ¬згл€ды  альвина на предопределение, например, согласно которым решение о спасении человека либо о его вечном прокл€тии принимаетс€ еще до его рождени€, а от него самого ничего не зависит, наход€тс€ в вопиющем противоречии с идеей божьей любви. ѕсихоаналитик должен изучать личность и структуру характера тех, кто проповедует определенные системы мышлени€,Ч и не только индивидов, но также групп. ≈го интересует согласованность структуры характера с высказываемым мнением, и он будет интерпретировать систему мышлени€ с точки зрени€ бессознательных сил, о которых он заключает, исход€ из мельчайших деталей внешнего поведени€. јналитик видит, к примеру, что то, как человек смотрит на ближнего или разговаривает с ребенком, как он ест, ходит по улице или пожимает люд€м руки, или же как ведет себ€ группа по отношению к вход€щим в ее состав меньшинствам,Ч что все это обнаруживает веру и любовь в большей степени, чем любые €вно выражаемые убеждени€. »сход€ из изучени€ систем мышлени€ в их св€зи со структурой характера, аналитик пытаетс€ найти ответ на вопрос, €вл€етс€ ли, и в какой степени, система мышлени€ рационализацией и насколько эта система значима.

ѕсихоаналитик обнаруживает, что одна и та же человеческа€ реальность может скрыватьс€ за различными религи€ми, а также что противоположные человеческие установки могут лежать в основании одной и той же религии. Ќапример, человеческа€ реальность за учени€ми Ѕудды, »сайи, ’риста, —ократа или —пинозы, в сущности, одна и та же. ќна определ€етс€ стремлением к любви, истине и справедливости. „еловеческие реальности за теологической системой  альвина и за авторитарными политическими системами также очень похожи. ѕо духу это Ч повиновение власти и отсутствие любви и уважени€ к индивиду.

ѕодобно тому как родительска€ забота о ребенке может быть выражением любви, но может выражать и желание осуществл€ть контроль и господство, также и религиозное утверждение может выражать совершенно противоположные человеческие установки. ћы не отбрасываем утверждени€, но смотрим на них в определенной перспективе, и сто€ща€ за ними человеческа€ реальность дает нам третье измерение. Ёто особенно касаетс€ искренности постулата любви: Ђѕо плодам их узнаете их...ї (ћф. 7:20). ≈сли религиозные учени€ способствуют росту, силе, свободе и счастью верующих в них людей, мы видим плоды любви. ≈сли они ведут к ущемлению человеческих способностей, к несчастью и отсутствию каких-либо плодов, то рождены не любовью,Ч и неважно, как хотела бы представить этот вопрос догма.

 

ѕ—»’ќјЌјЋ»“»  Ч Ђ¬–ј„≈¬ј“≈Ћ№ ƒ”Ў»ї

—уществуют различные школы психоанализа Ч от более или менее строгих последователей теории ‘рейда до Ђревизионистовї, различающихс€ в той мере, в какой они внос€т изменени€ во фрейдовские концепции. ƒл€ нас, однако, гораздо важнее различие между психоанализом, занимающимс€ проблемой социального приспособлени€, и психоанализом, направленным на Ђисцеление душиї *.

¬ первый период своего развити€ психоанализ был ответвлением медицины, его цель заключалась в лечении болезней. ѕациенты, приходившие к психоаналитику, страдали симптомами, которые мешали им в повседневной жизни; такие симптомы выражались в ритуалистических компульсивных неврозах, нав€зчивых иде€х, фоби€х, параноидальных системах мышлени€ и т. д. Ёти пациенты отличались от обычных только тем, что причины их болезней находились не в теле, а в психике; терапи€, следовательно, касалась не соматических, а психических феноменов. Ќо сама цель психоаналитической терапии не отличалась от медицинской Ч это было устранение симптомов. ≈сли у пациента проходила психогенна€ тошнота или такого же рода кашель, если он освобождалс€ от вынужденных действий или нав€зчивых мыслей, то считалс€ излеченным.

¬ ходе работы ‘рейд и его сотрудники начали понимать, что симптом Ч лишь самое заметное и как бы Ђдраматическоеї выражение невротических нарушений и, чтобы достигнуть продолжительного, а не чисто симптоматического облегчени€, следует проанализировать характер пациента и помочь ему в переориентации. Ётот подход был подкреплен и новой тенденцией среди самих пациентов. ћногие люди, приходившие к психоаналитикам, не были больны в традиционном смысле слова, они не имели никаких €вных симптомов, о которых говорилось выше. Ќе были они и сумасшедшими. „асто их не считали больными их родные и друзь€; и все же они испытывали Ђзатруднени€ в жизниї Ч если использовать определение, данное —алливаном 20 предмету психиатрии,Ч что и приводило их к психоаналитику. “акие жизненные трудности, разумеетс€, не были каким-то новым €влением. ¬сегда были люди, которые чувствовали себ€ неуверенно или приниженно, не находили счасть€ в браке, испытывали затруднени€ при выполнении работы, были лишены радости труда,- бо€лись других людей и т. д. ќни приходили за помощью к св€щеннику, к друзь€м, к философам или Ђпросто жилиї со своими бедами, не прос€ никого о помощи. ‘рейд и его школа впервые предложили всеобъемлющую теорию характера и объ€снили, что такое Ђжизненные трудностиї, в том случае, если они €вл€ютс€ следствием структуры характера; тем самым по€вилась надежда на изменени€. “аким образом, психоанализ переместил акцент с терапии невротических симптомов на терапию Ђтрудностей в жизниї, корен€щихс€ в невротическом характере.

ќтносительно просто решить, в чем заключаетс€ терапевтическа€ цель в случа€х истерической тошноты или нав€зчивых мыслей, но не так-то просто решить, какой должна быть терапевтическа€ цель в случае невроза характера. Ќепросто даже сказать, от чего в данном случае пациент страдает.

—ледующий пример по€снит, что € имею в виду *. ћолодой человек 24 лет приходит к аналитику и рассказывает, что с той поры, как два года назад закончил колледж, он чувствует себ€ несчастным. ќн работает в фирме своего отца, но не радуетс€ работе, у него нет настроени€, часто происход€т ссоры с отцом; более того, ему трудно принимать даже самые незначительные решени€. ¬се это началось за несколько мес€цев до окончани€ колледжа. ѕреподаватель сказал, что у него есть способности к теоретической физике, и он хотел поступить в аспирантуру и посв€тить себ€ науке. ќтец Ч состо€тельный бизнесмен, владелец крупной фабрики Ч насто€л на том, чтобы сын зан€лс€ производством, вз€л дело в свои руки и стал его преемником, а аргументировал он это тем, что у него нет больше детей, фирма создана его собственными руками, но доктор не советует ему работать с полной нагрузкой, и только неблагодарный сын при таких обсто€тельствах откажетс€ выполнить волю родител€. ћолодой человек в конце концов сдалс€ и зан€лс€ делами фирмы. “огда-то и начались его беды.

¬ чем здесь проблема и каким должно быть лечение? —итуацию можно рассмотреть с двух точек зрени€. ћожно сказать, что позици€ отца совершенно оправданна, и что сын спокойно последовал бы отцовскому совету, если бы не иррациональное сопротивление, глубоко запр€танный антагонизм с отцом, и что его желание стать физиком основано не столько на интересе к науке, сколько на этом антагонизме, и бессознательном желании причинить отцу непри€тности. » хот€ сын послушалс€ отца, но боротьс€ с ним не перестал; фактически антагонизм даже усилилс€ после того, как он сдалс€. ѕроблемы вырастают именно из этого антагонизма. ≈сли его устранить, разобравшись с глубинными причинами, никаких трудностей в прин€тии разумных решений не будет, а беспокойство, сомнени€ и т. п. исчезнут.

ћожно оценить ситуацию и иначе. ’от€ отец имеет все основани€ желать, чтобы сын вошел в дело, и вправе выразить это желание, у сына тоже есть право Ч в моральном отношении даже об€занность Ч делать то, что говор€т ему совесть и чувство. ≈сли он чувствует, что физика в наибольшей степени соответствует его способност€м и желани€м, то должен послушатьс€ этого зова души, а не выполн€ть желани€ отца. јнтагонизм и в самом деле имеетс€, но это не иррациональный антагонизм, зиждущийс€ на воображаемых основани€х, которые после анализа исчезнут, но антагонизм рациональный, сформировавшийс€ как реакци€ на авторитарно-собственническое отношение родител€. ≈сли мы посмотрим на трудности пациента с этой точки зрени€, то определим недуг и терапевтическую цель иначе. —имптом теперь видитс€ в недостаточной способности к самоутверждению и в бо€зни следовать собственным планам и желани€м. ѕациент будет излечен, если избавитс€ от страха перед отцом; цель терапии в том, чтобы помочь ему обрести мужество, самоутвердитьс€ и эмансипироватьс€. ћы обнаружим немало подавленной враждебности по отношению к родителю, но эта враждебность должна пониматьс€ не как причина, а как результат недуга.  онечно, истинной может оказатьс€ люба€ интерпретаци€, и, исход€ из детального знани€ характера пациента и характера его отца, следует решить, кака€ из них в данном случае будет правильной. Ќо на суждение аналитика будут также вли€ть его философи€ и система ценностей. ≈сли вы склонны верить, что Ђприспособлениеї к социальным образцам есть наивысша€ цель в жизни, что практические соображени€, вроде продолжени€ дел фирмы, увеличени€ прибыли, благодарности родител€м, €вл€ютс€ высшими человеческими соображени€ми, то будете также склон€тьс€ и к тому, чтобы интерпретировать недуг сына в терминах его иррационального антагонизма с отцом. ≈сли, с другой стороны, вы считаете, что цельность, независимость и интересна€ работа важны дл€ человека и €вл€ютс€ высшими ценност€ми, то склонны будете считать главными трудност€ми, которые следует преодолеть, неспособность сына к самоутверждению и его страх перед отцом.

ѕриведу еще один пример. “алантливый писатель приходит к аналитику с жалобами на головные боли и приступы головокружени€. ѕо мнению лечащего врача, его организм в полном пор€дке. ѕисатель рассказывает историю своей жизни вплоть до насто€щего момента. ƒва года назад он прин€л предложение работать в одном месте, которое было очень привлекательным с точки зрени€ денег, стабильности положени€ и престижа. ¬ житейском плане получение этой работы было насто€щим успехом. — другой стороны, теперь он об€зан был писать вещи, которые противоречили его убеждени€м. ѕисатель потратил огромное количество энергии, пыта€сь согласовать свои действи€ с совестью, изобрета€ сложные конструкции дл€ доказательства того, что эта работа в действительности не затрагивает его интеллектуальной и моральной честности. Ќачались головные боли и ощущени€ головокружени€. Ќетрудно увидеть, что симптомы €вл€ютс€ выражением неразрешимого конфликта между его т€гой к деньгам и престижу, с одной стороны, и его моральными угрызени€ми Ч с другой. Ќо если мы спросим, в чем патологический, невротический элемент в данном конфликте, то разные психоаналитики могут оценить ситуацию различным образом. ћожно доказывать, что поступление на такую работу вполне нормальное решение, признак здорового приспособлени€ к культуре и что шаг, сделанный писателем, совершил бы также любой нормальный, здоровый человек. Ќевротическим элементом в ситуации €вл€етс€ неспособность прин€ть свое собственное решение. ¬озможно, мы найдем здесь старое чувство вины, принадлежащее детству,Ч чувство вины, св€занное с Ёдиповым комплексом, мастурбацией, воровством и т. д. «десь также может быть тенденци€ к самонаказанию, котора€ заставл€ет его чувствовать себ€ плохо как раз тогда, когда он достигает успеха. — этой точки зрени€ терапевтическа€ проблема заключаетс€ в его неспособности самосто€тельно прин€ть разумное решение; чтобы вылечитьс€, ему надо избавитьс€ от угрызений совести и удовлетворитьс€ своей теперешней ситуацией.

ƒругой аналитик посмотрит на дело пр€мо противоположным образом. ќн начнет с предположени€, что нарушение интеллектуальной и моральной цельности человека наносит вред всей его личности. “от факт, что пациент следует одобренному в культуре образцу, в принципе ничего не мен€ет. Ётот человек отличаетс€ от многих других лишь тем, что голос его совести достаточно силен, чтобы вызвать острый конфликт, а другие могут не осознать конфликта и не иметь столь €вных симптомов. ѕроблема с этой точки зрени€ в том, что писателю трудно следовать голосу совести, и он будет считатьс€ излеченным, если избавитс€ от своей нынешней ситуации и возобновит прежний образ жизни, при котором он мог себ€ уважать.

≈ще один случай проливает свет на проблему с несколько другой стороны. Ѕизнесмен Ч умный, напористый, удачливый человек Ч т€жело запил. ќн обращаетс€ к психоаналитику. ¬с€ его жизнь посв€щена конкуренции и деньгам. Ѕольше его ничего не интересует; лична€ жизнь служит той же задаче. ќн умеет знакомитьс€ и оказывать вли€ние, но в глубине души ненавидит каждого-, с кем вступает в контакт,Ч своих конкурентов, покупателей, служащих; он ненавидит товары, которые продает. „еловек не сознает этой ненависти, но постепенно из его снов и свободных ассоциаций становитс€ пон€тно, что он чувствует себ€ рабом своего бизнеса, своих товаров и всего с ними св€занного; он не уважает самого себ€ и заглушает чувство собственной неполноценности и ничтожности пь€нством. ќн никогда не влюбл€лс€ и удовлетвор€ет свои сексуальные желани€ в дешевых и бессмысленных св€з€х.

¬ чем его проблема? ѕь€нство ли это? »ли же пь€нство Ч только симптом реальной проблемы Ч его неспособности вести осмысленную жизнь? ћожет ли человек быть до такой степени отчужден от себ€, жить со столь великой ненавистью и столь малой любовью и не чувствовать приниженности и тревоги? Ќесомненно, многие живут, не испытыва€ этих симптомов и не осознава€ каких-либо затруднений. »х проблемы начинаютс€, когда они не зан€ты делами и остаютс€ одни. Ќо наша культура предоставл€ет множество способов избежать самих себ€, заглушить любое про€вление неудовлетворенности. ” людей, про€вл€ющих сильно выраженные симптомы, человеческие силы еще не полностью задушены. „то-то в них протестует, тем самым указыва€ на конфликт. ќни больны не в большей степени, чем те, кто лучше приспособлен. Ќаоборот, в человеческом смысле это более здоровые люди. — этой последней точки зрени€ мы не смотрим на симптом как на врага, которого надо победить, но, напротив, считаем его другом, указывающим нам на недуг. ѕациент, пусть бессознательно, стремитс€ к более человеческому образу жизни. ≈го проблема не в пь€нстве, но в моральной неудаче; и лечение не может заключатьс€ в устранении €вных симптомов. ≈сли он прекратит пить, ничего не мен€€ в жизни, то в нем останетс€ беспокойство и напр€женность, он будет вовлечен в еще более жестокое соревнование и, веро€тно, рано или поздно у него образуетс€ другой симптом, выражающий его неудовлетворенность. ¬ чем он действительно нуждаетс€, так это в вы€снении причин такой растраты лучших человеческих сил и в их восстановлении.

ћы видим, как это нелегко определить, что считать болезнью и каким должно быть лечение. ¬се зависит от того, что мы будем считать целью психоанализа. —огласно одной концепции, задачей аналитического лечени€ €вл€етс€ приспособление пациента. ѕод приспособлением имеетс€ в виду способность человека действовать так, как действует большинство людей в данной культуре. —огласно этому взгл€ду, существующие образцы поведени€, которые одобр€ютс€ обществом и культурой, как раз и дают нам критерии душевного здоровь€. »х не рассматривают критически, с точки зрени€ универсальных человеческих норм; социальный рел€тивизм безоговорочно соглашаетс€ с этой Ђправильностьюї и считает девиантное поведение ошибочным и потому нездоровым. “ерапи€, нацеленна€ только на социальное приспособление, может лишь снизить чрезмерное страдание невротика до среднего уровн€ страдани€, соответствующего этим образцам.

—огласно второму взгл€ду, цель терапии не в приспособлении, но в оптимальном развитии личностных способностей и реализации индивидуальности. «десь психоаналитик Ч не Ђсоветник по вопросам приспособлени€ї, а, использу€ выражение ѕлатона, Ђврачеватель душиї. ¬ основе этой точки зрени€ лежит представление о существовании неизменных законов, присущих человеческой природе и человеческому поведению и действующих в любой культуре. Ёти законы нельз€ преступить, не нанес€ серьезного вреда личности. ≈сли кто-то нарушает свою моральную и интеллектуальную цельность, то ослабл€ет или даже парализует свою личность. ќн несчастлив и страдает. ≈сли его способ жизни одобр€етс€ культурой, страдание может не осознаватьс€ или осознаватьс€ как что-то, никак не св€занное с его реальной проблемой. Ќо, независимо от того, что он думает, душевное здоровье не может быть отделено от основной человеческой проблемы Ч достижени€ целей человеческой жизни: независимости, цельности и способности любить.

–азличив приспособление и исцеление души, € описал общие принципы терапии; из этого не следует, что на практике такое различение можно провести в чистом виде. »меетс€ много видов психоаналитической процедуры, где оба принципа действуют совместно; иногда акцент делаетс€ на одном, иногда Ч на другом. Ќо важно пон€ть различие этих принципов, потому что только тогда мы сможем пон€ть их соотношение в любом конкретном анализе. ћне также не хотелось бы быть пон€тым так, что следует выбирать что-то одно: либо социальное приспособление, либо заботу о душе Ч и что выбор в пользу человеческой цельности с необходимостью заводит в пустыню социальной несосто€тельности.

Ђѕриспособленный человекї, в моем смысле слова,:Ч это человек, который выставл€ет себ€ товаром, в нем нет ничего устойчивого, определенного, кроме потребности доставл€ть удовольствие и готовности мен€ть роли. ѕока ему это удаетс€, он в какой-то степени находитс€ в безопасности; но измена высшему я, человеческим ценност€м ведет к внутренней пустоте и непрочности, которые про€в€тс€, как только что-то пошатнетс€ в его борьбе за успех. ќднако, даже если все обойдетс€, он заплатит за свою человеческую неудачу €звами желудка, болезн€ми сердца или любыми другими болезн€ми, вызванными психическими причинами. „еловек, который достиг внутренней силы и цельности, часто не столь удачлив, как его неразборчивый сосед, но у него есть уверенность в себе, способность суждени€ и объективной оценки, и поэтому он гораздо менее у€звим дл€ мен€ющихс€ времен и чужих мнений; и это во многом способствует его конструктивной работе. ќчевидно, что Ђприспособл€юща€ терапи€ї может и не иметь религиозной функции, если под Ђрелигиознымї мы понимаем отношение, характерное дл€ ранних учений гуманистических религий. я хотел бы теперь показать, что в качестве врачевани€ души психоанализ выполн€ет вполне религиозную функцию, хот€ и ведет, как правило, к критической оценке теистической догмы.

ѕыта€сь обрисовать человеческое отношение, сто€щее за мышлением Ћао-цзы, Ѕудды, пророков, —ократа, »исуса, —пинозы и философов ѕросвещени€, мы видим, что, несмотр€ на все различи€, у них имеетс€ много общего. Ќе стрем€сь дать полное и точное определение, охарактеризуем это общее €дро идей и норм следующим образом: человек должен стремитьс€ к постижению истины, и он человек в той мере, насколько ему удаетс€ выполнить эту задачу. ќн должен быть независимым и свободным, человек Ч это цель в себе, а не средство дл€ достижени€ целей другого человека. ќн должен с любовью относитьс€ к окружающим. ≈сли в нем нет любви, то он Ч лишь пуста€ оболочка, даже если сосредоточил в себе всю власть, все богатство и весь ум. „еловек должен понимать различие между добром и злом, он должен научитьс€ внимать голосу совести и следовать ему.

÷ель психоаналитического врачевани€ души состоит в том, чтобы помочь пациенту достичь того отношени€ к жизни, которое € называю Ђрелигиознымї.

ќбсужда€ взгл€ды ‘рейда, € указал, что признание истины €вл€етс€ основной целью психоаналитического процесса. ѕсихоанализ придал пон€тию истины новое измерение. ¬ доаналитическом мышлении считалось, что человек говорит истину, если он верит в свои слова. ѕсихоанализ показал, что субъективна€ убежденность ни в коем случае не €вл€етс€ достаточным критерием искренности. „еловек может верить, что действует из чувства справедливости, но его насто€щий мотив Ч жестокость. ќн может верить, что его мотивам €вл€етс€ любовь, но на самом деле / // им движет стремление к мазохистской зависимости. „еловек может верить, что им руководит долг, хот€ основной его мотив Ч тщеславие. “еми, кто их использует, большинство рационализации полагаютс€ истинными. „еловек не только хочет, чтобы другие верили в его рационализации, но и сам верит в них; и чем больше он хочет защитить себ€ от осознани€ своей истинной мотивации, тем сильнее должен в них верить. ƒалее, в процессе психоанализа человек начинает понимать, какие из его идей имеют эмоциональную матрицу, а какие условные клише, лишенные корней в структуре его характера и не имеющие субстанции и веса. ѕсихоаналитический процесс сам по себе есть поиск истины. ÷елью этого поиска €вл€етс€ истина о феноменах Ч но о феноменах не внешних, а внутренних. ≈го принцип заключаетс€ в том, что душевного здоровь€ и счасть€ нельз€ достичь, если мы не подвергнем тщательному изучению наше мышление и чувство и не установим, где мы рационализируем, а где наши убеждени€ корен€тс€ в чувстве.

 ритическа€ самооценка и вытекающа€ из нее способность различать подлинный и ложный опыт существенны дл€ религиозного отношени€, и это прекрасно выражено в древнем религиозном документе буддийского происхождени€. ћы находим в Ќаставлени€х тибетских учителей перечисление дес€ти иллюзий, которые могут служить причиной ошибки.

Ђ1. ∆елание можно прин€ть за веру.

2. ѕрив€занность можно прин€ть за благоговение и

сострадание.

3. ѕрекращение мыслительных процессов можно при

н€ть за спокойствие бесконечного ума, €вл€ющеес€ истин

ной целью.

4. „увственные ощущени€ (или феномены) можно при

н€ть за откровени€ (или проблески) реальности.

5. ѕростой проблеск реальности можно прин€ть за

полное ее осуществление.

6. “е, кто проповедует, но не практикует религию, мо

гут быть прин€ты за истинных посв€щенных.

7. –абы страстей могут быть прин€ты за мастеров йоги,

которые освободились ото всех условностей.

8. ƒействи€, предпринимаемые в собственных инте

ресах, можно ошибочно прин€ть за альтруистические.

9. ќбман может быть прин€т за осторожность.

10. Ўарлатанов можно прин€ть за мудрецовї.

√лавна€ цель психоанализа Ч помочь люд€м отличать

истину от лжи в самих себе, это терапевтический метод, €вл€ющийс€ эмпирическим приложением тезиса Ђ»стина сделает вас свободнымиї.

» в гуманистическом религиозном мышлении, и в психоанализе человеческа€ способность к поиску истины считаетс€ неразрывно св€занной с достижением свободы и независимости.

ѕо ‘рейду, Ёдипов комплекс Ч сердцевина вс€кого невроза: душевное нездоровье возникает в том случае, когда ребенок не преодолевает инфантильной прив€занности к родителю противоположного пола. ‘рейд считал неизбежным тот вывод, что инцестуозные импульсы €вл€ютс€ глубоко укорененной человеческой страстью. ќн вынес это впечатление из изучени€ клинического материала; повсеместность табу на инцест послужила дополнительным аргументом в пользу этого тезиса. ќднако все значение открыти€ ‘рейда вы€вл€етс€ тогда, когда мы переносим этот вывод с сексуальной сферы на межличностные отношени€. —ущность инцеста не в сексуальном стремлении к членам одной семьи. Ёто стремление в том виде, как его наход€т, есть лишь одно из выражений гораздо более глубокого и фундаментального желани€ оставатьс€ ребенком, прив€занным к тем оберегающим фигурам, из которых мать Ч перва€ и сама€ важна€. ѕлод живет вместе с матерью и за счет нее; и акт рождени€ €вл€етс€ всего лишь первым шагом к свободе и независимости. ƒит€ после рождени€ все еще во многих отношени€х неотъемлема€ часть матери; его рождение в качестве независимого человека занимает многие годы Ч этот процесс продолжаетс€ фактически всю жизнь. ќтсечение пуповины не в физическом, а в психологическом смысле Ч великий вызов развитию человека, а также сама€ трудна€ его задача. ѕока человек соединен этими первоначальными нит€ми с матерью, отцом, семьей, он чувствует себ€ в безопасности. ќн все еще плод, кто-то другой за него отвечает. ќн не желает быть Ђотдельнымї существом, облеченным ответственностью за свои действи€, об€занным выносить суждени€, Ђбрать жизнь в собственные рукиї. ќстава€сь ребенком, человек не только избегает фундаментальной тревоги, необходимо возникающей при полном осознании своего я как отдельного существа, но также радуетс€ безопасности, теплу и несомненной близости; но он платит за это высокую цену. ≈му не удаетс€ стать полноценным человеческим существом, развить способность к разуму и любви; он остаетс€ зависимым и сохран€ет чувство непрочности, которое про€вл€етс€, как только первичным нит€м угрожает разрыв. ¬се его умственные и эмоциональные действи€ св€заны с авторитетом первичной группы; поэтому его убеждени€ и интуиции ему не принадлежат. ќн чувствует симпатию, но это животна€ симпати€, тепло стойла, а не человеческа€ любовь, котора€ предполагает в качестве своего услови€ свободу и независимость. »нцестуозно ориентированный человек способен к чувству близости с теми, с кем он знаком, но не способен тесно св€зать себ€ с Ђнезнакомцемї, то есть с другим человеческим существом как таковым. ¬ такой ориентации все чувства и идеи оцениваютс€ не в терминах добра и зла, истины и лжи, а в терминах знакомого и незнакомого.  огда »исус говорил: Ђ...ибо € пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ееї (ћф. 10: 35), он не имел в виду проповедь ненависти к родител€м, но высказывал в самой недвусмысленной и резкой форме тот принцип, что человек, чтобы стать человеком, должен порвать инцестуозные св€зи и обрести свободу.

ѕрив€занность к родител€м Ч только одна, хот€ и наиболее фундаментальна€, форма инцеста; в процессе социальной эволюции домашними и родными станов€тс€ плем€, наци€, раса, государство, класс, политическа€ парти€, множество других институциональных форм и организаций. «десь и корни национализма и расизма, которые, в свою очередь, суть симптомы человеческой неспособности воспринимать себ€ и других людей в качестве свободных существ. ћожно сказать, что развитие человечества идет в направлении от инцеста к свободе. ¬ этом Ч ключ к объ€снению универсальности табу на инцест. „еловечество не смогло бы прогрессировать, если бы не отводило от матери, отца и братьев с сестрами потребность человека в близости. Ћюбовь к жене предполагает преодоление инцестуозных желаний: Ђѕотому оставит человек отца своего и мать свою и прилепитс€ к жене своей...ї (Ѕыт. 2:24). Ќо значение табу на инцест выходит далеко за эти пределы. –азвитие разума и всех рациональных ценностных суждений требует, чтобы человек преодолел инцестуозность с ее основанными на знакомстве критери€ми правильного и неправильного.

ќбъединение мелких групп в более крупные, с биологическими последстви€ми этого объединени€, было бы невозможным без табу на инцест. Ќеудивительно, что цель, столь насто€тельна€ с точки зрени€ социальной эволюции, была защищена сильными и универсальными табу. Ќо, хот€ мы и продвинулись в преодолении инцеста, человечество еще далеко от того, чтобы победить его. √руппировки, с которыми человек чувствует инцестуозную св€зь, стали больше, и область свободы расширилась, но св€зь с этими большими объединени€ми, замен€ющими клан и земли предков, все еще очень сильна. » только полное преодоление инцестуозности позволит достичь братства людей.

ѕодведем итоги. ”тверждение ‘рейда, что Ёдипов комплекс, инцестуозность, есть Ђсердцевина неврозаї, имеет огромное значение дл€ проблемы психического здоровь€, если мы освободим его от узкой формулировки в сексуальных терминах и будем понимать шире, в плане межличностных отношений. ‘рейд и сам указывал, что имеет в виду нечто выход€щее за сферу сексуального. ѕо сути дела, его мысль, что человек должен покинуть отца и мать и развиватьс€, чтобы иметь дело с реальностью, составл€ет главный аргумент против религии в ЂЅудущем одной иллюзииї, где религи€ подвергаетс€ критике за то, что св€зывает человека, делает его зависимым и не дает достигнуть наивысшей цели человеческого существовани€ Ч свободы и независимости.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 234 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

560 - | 582 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.038 с.