осведомлен о более сложных способах ведения военных действий.
Следуя его указаниям, мусульмане построили катапульту и с ее
помощью бомбардировали город камнями; однако мусульмане были
новичками в этом деле и применение ими катапульты не увенчалось
сколько-нибудь заметными результатами.
Затем Салман придумал использовать тестудо. (Тестудо — большой
щит, обычно делавшийся из дерева или кожи, под покровом которого
группа атакующих могла подходить к воротам крепости, оставаясь
неуязвимой для вражеских метательных орудий, и либо разбивать
ворота с помощью тарана, либо поджигать их.) Следуя указаниям
Салмана, мусульмане соорудили тестудо из бычьей шкуры, и,
укрывшись под ним, группа мусульман отправилась поджигать
деревянные городские ворота Та'ифа. Однако тогда, когда они
подошли к воротам, Малик и его люди начали швырять в тестудо
раскаленные куски железа. Эти куски прожгли шкуру и до такой
степени напугали тех, кто под ней укрывался, что они поспешно
бросили непривычную вещь и побежали назад. Сакифиты послали
вслед убегающим град стрел, и один из них был убит.
Прошло две недели, а конца не было видно. Сакифиты не желали вы-
ходить на бой, мусульмане не могли войти в город, чтобы навязать им
сражение. Каждый раз, когда они приближались к городу, им
приходилось отступать под градом стрел. Однажды Абу Суфйан также
принял участие в вылазке к городу, и стрела попала ему в глаз. Он
остался одноглазым на всю жизнь.1
В районе Та'ифа февраль может быть очень холодным, и во время
осады погода была неприятной. Мусульмане пытались принудить са-
кифитов выйти на битву с ними, уничтожив часть виноградников под
Та'ифом; однако сакифиты не пожелали выходить из своего
укрепления. Малик был слишком умным полководцем, чтобы
рискнуть ввязаться в сражение на условиях, выгодных его противнику.
Наконец Святой Пророк созвал военный совет и попросил высказать
мнение своих командиров. Один из них сказал: «Если загнать лису в
угол в ее норе, то ее можно поймать, если подождать. Однако если
оставить лису в норе, она не причинит тебе никакого вреда».83 Абу
Бакр советовал вернуться в Мекку, а 'Умар соглашался с ним.
Пророк не мог до бесконечности дожидаться падения Та'ифа, так как
ему необходимо было заниматься более важными делами. Он
предложил
83 Ибн Са'д: с. 675.
снять осаду и вернуть войско вМекку, но некоторые горячие головы из
числа мусульман возражали против такого решения и настаивали на
том, чтобы сражаться до тех пор, пока не будет достигнута победа.
«Тогда можете наступать завтра»,84 — сказал Пророк.
На следующий день отряд этих воинственных мусульман вновь
приблизился к крепости, намереваясь овладеть ею, но подвергся
жестокому обстрелу сакифитских лучников. Они вернулись в
философском настроении и согласились с Пророком в том, что,
вероятно, будет лучше всего оставить лису в ее норе.
Осада была снята 23 февраля 630 г. (4-го зу-л-ка'да 8 г. хиджры).
Мусульмане потеряли убитыми 12 человек, большое количество людей
были ранены. Сакифиты остались непокоренными. Однако 10 месяцев
спустя этому племени суждено было принять Ислам и утвердиться в
этой вере.
Мусульмане прибыли в Джи'рану 26 февраля, и там Пророк распре-
делил трофеи, захваченные в Автасе. Для того чтобы показать
новообращенным мекканцам, что их не подвергают дискриминации за
то, что они поздно приняли новую веру, Пророк также отдал им их
долю трофеев. Однако как только женщины, дети и животные были
распределены между мусульманами, к Пророку прибыла депутация
хавазинитов и заявила, что их племя принимает Ислам. «Не вернете ли
вы нам то, что забрали у нас во время сражения?» — просили они. На
самом деле у них не было никакого права просить, чтобы им вернули
то, что они потеряли, потому что они лишились этого, будучи
неверными, а не мусульманами, однако Пророк был великодушен.
«Что вам дороже: ваши женщины и дети или ваша собственность?» —
спросил он их. «Верни нам наших женщин и детей и оставь себе все
остальное», — ответили они.85
Тогда Пророк обратился к своему войску, прося вернуть женщин и
детей хавазинитам. Все воины откликнулись на призыв Пророка и
вернули им своих пленников, за исключением Сафвана ибн Умаййи,
который отказался расставаться с девушкой, доставшейся ему в
качестве причитающейся ему доли добычи. Должно быть, она была
очень красивой!
Через несколько дней Малик тайно покинул Та'иф и явился в му-
сульманский лагерь. Он стал мусульманином и был щедро
вознагражден Пророком. Жаль, что этому блистательному молодому
воину не было поручено играть важную роль в последующих
84 Ибн Са'д: с. 675.
85 Ибн Хишам: т. 2, с. 489.
мусульманских кампаниях, ибо у него были задатки выдающегося
полководца.
Затем Святой Пророк и воинство Ислама вернулись в Медину. Это
произошло во второй половине марта 630 г. Так завершился восьмой
год хиджры. Следующий год вошел в историю как год Делегаций, ибо
в течение этого года большинство аравийских племен направили в
Медину свои делегации и покорились Пророку. Как мы увидим
позднее, не все делегаты и не все племенные вожди, их пославшие,
руководствовались желанием исповедовать истинную религию. Если
некоторые искренне стремились обрести истину, то другие
руководствовались политическими соображениями. Некоторые
приходили из чистого любопытства, но отдельные новообращенные
был отпетыми негодяями.
Глава 10