Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕримечание по поводу арабских имен 4 страница




бою. —ын пыталс€ утешитьс€ тем, что при Ѕадре его отец убил одного

мусульманина и что сам он убил еще одного. Ѕолее того, он

набросилс€ на того мусульманина, который смертельно ранил его отца

и отсек ему руку; но этого было недостаточно, чтобы утолить его

жажду мести. ќн настаивал на том, что честь курайшитов об€зывает их

к отмщению.

Ђј € потер€л своего сына ’анзалу, Ч сказал јбу —уфйан. Ч я не

меньше твоего жажду мести. я буду первым, кто снар€дит и выставит

могучее войско против ћухаммадаї.20

Ќа совете все покл€лись отомстить, на сей раз никто не пожелал

оставатьс€ в долгу ћекка готовила невиданное доселе войско и

приглашала другие местные племена присоедин€тьс€ к нему, чтобы

уничтожить мусульман. ¬есь доход от товаров, которые вез караван,

составл€вший 50 000 динаров, было решено потратить на

финансирование этого военного похода. јбу —уфйан был единогласно

избран командующим курайшитским войском.

«атем јбу —уфйан обнародовал два своих распор€жени€, первое из

которых было прин€то практически всеми. —мысл его заключалс€ в

том, что никто не станет оплакивать или горевать по тем, кто погиб при

Ѕадре. —уть этого приказа заключалась в том, что слезы могут вымыть

ожесточение из сердец, а это ожесточение следовало поддерживать до

тех пор, пока они не отомст€т мусульманам. ¬прочем, те, чье горе было

слишком велико, плакали тайком.

¬торое распор€жение касалось военнопленных, оказавшихс€ в

руках мусульман. јбу —уфйан запретил любые попытки освободить

их, опаса€сь, что если такие попытки последуют немедленно,

мусульмане поднимут цену выкупов. ќднако не все подчинились

этому распор€жению. „ерез два дн€ один человек под покровом ночи

покинул ћекку, чтобы выкупить своего отца, а когда об этом узнали

остальные, они вз€ли дело в свои руки и добились освобождени€ своих

близких. јбу —уфйану ничего не оставалось, как отменить свой

приказ.

–азмер выкупа колебалс€. —амый большой составл€л 4 000

дирхамов, а тем, кто не мог заплатить такие деньги, могли постепенно

сбросить цену до 1000 дирхамов. Ќесколько пленников, которые были

слишком бедны, чтобы заплатить за свое освобождение, но были

грамотными, заработали себе свободу, обучив определенное

количество мусульманских детишек чтению и письму. Ќекоторых

􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃

20 ¬акиди: ћагази, с. 156-157.

бедн€ков ѕророк отпустил без выкупа при условии, что впредь они

никогда не станут сражатьс€ против мусульман.

—реди тех, кто отправилс€ на переговоры относительно освобожде-

ни€ пленных, были '»крима, ’алид (он не участвовал в битве при

Ѕадре, так как в это врем€ его не было в ’иджазе), брат ’алида,

’ишам. ’алид и ’ишам договорились об освобождении их брата

¬алйда.  огда ’ишам услышал, что выкуп составит 4000 дирхамов, он

начал было торговатьс€, чтобы уменьшить сумму, но ’алид остановил

его. «а освобождение ¬алйда была заплачена требуема€ сумма, после

чего трое братьев покинули ћедину и встали лагерем на ночлег в

местечке «у-л-’алйфа, расположенном в нескольких мил€х от города.

ќттуда ¬алйд тайно бежал обратно в ћедину, €вилс€ к ѕророку и стал

мусульманином. — тех пор он про€вил себ€ как человек, глубоко

преданный »сламу, и стал очень дорог ѕророку. Ќесмотр€ на новую

веру, его отношени€ с ’алидом остались такими же теплыми и

дружескими, как прежде.

* * *

Ќа совете курайшитов главной темой было обсуждение мести, но

был еще один фактор, который подталкивал курайшитов к войне с

мусульманами,Ч экономическое выживание. √лавный караванный

маршрут курайшитов в —ирию и ѕалестину проходил по дороге вдоль

побережь€, котора€ теперь, после битвы при Ѕадре, оказалась дл€ них

закрытой. ¬ но€бре —афван ибн ”маййа почувствовал, что необходимо

расширить торговлю, и отправил в —ирию караван по другому

маршруту, который, по его мнению, мог оказатьс€ безопасным. Ётот

караван вышел из ћекки по дороге на »рак и, пройд€ некоторое

рассто€ние, повернул на северо-запад, по направлению к —ирии,

обойд€ ћедину на безопасном, по мнению —афвана, рассто€нии.

ќднако —в€той ѕророк узнал об этом караване и направил «айда ибн

’арису с сотней воинов, чтобы перехватить его, что «айд и сделал.

“огда —афван направилс€ к јбу —уфйану, и оба предводител€

согласились с тем, что экономическое благососто€ние и процветание

курайшитов зависит от доходной торговли с —ирией, и чем быстрее

будут сокрушены мусульмане, тем лучше. '»крйма также про€вл€л

нетерпение и настаивал на неотложных действи€х. ќднако јбу

—уфйан, будучи мудрым старым вождем, понимал, что потребуетс€

врем€ дл€ того, чтобы снар€дить военную экспедицию, купить

верблюдов, лошадей и оружие. ќн пообещал, что постараетс€ сделать

это в как можно более сжатые сроки.

Ќачались серьезные приготовлени€ к походу. ¬ их разгар к јбу

—уфйану обратилс€ с предложением склонный к сомнени€м неверный.

≈го звали јбу 'јмир, и был он из ћедины. ќн не приветствовал пере-

селени€ —в€того ѕророка в ћедину и представл€л собой исключение

из своего собственного рода 'аус, представители которого поспешно

начали принимать »слам. ѕоэтому он уехал из ћедины и покл€лс€ не

возвращатьс€ туда до тех пор, пока власть будет оставатьс€ у

ћухаммада. ¬ ћекке он прин€лс€ настраивать курайшитов против

мусульман. ¬ прежние времена јбу јмира знали как ћонаха, но

—в€той ѕророк дал ему прозвище ћерзавец.

Ђ—о мной 50 моих родственников, Ч сказал он јбу —уфйану. Ч я

пользуюсь значительным вли€нием среди моих родичей 'ауситов.

ѕредлагаю до начала сражени€ разрешить нам обратитьс€ к 'ауситам

из числа мусульман, и € не сомневаюсь, что все они покинут

ћухаммада и перейдут на мою сторонуї.21 јбу —уфйан с радостью

прин€л это предложение. 'јуситы были одним из двух наиболее

многочисленных мединских племен и составили бы больше трети

мусульманского войска.

Ќачались переговоры с соседними племенами, и племена кинана и

сакйф прислали мощное подкрепление. ¬ начале марта 625 г. в ћекке

начало собиратьс€ войско. “ем временем д€д€ ѕророка, 'јббас,

написал ему из ћекки, предупрежда€ о том, что замышл€етс€ против

него.

¬о вторую неделю марта войско курайшитов численностью 3000

человек, из которых 700 были в доспехах, выступило из ћекки. ¬ их

распор€жении было 3000 верблюдов и 200 лошадей. — армией в

паланкинах ехали 15 курайшитских женщин, в задачи которых

входило напоминать курайшитам об их товарищах, павших при Ѕадре,

и укрепл€ть их дух. —реди женщин находилась и ’инд, выступавша€ в

роли их начальницы, и эта роль досталась ей по естественным

причинам. «десь также были жена '»кримы, жена 'јмра ибн ал-'јса и

сестра ’алида. —реди них была и 'јмра бинт ал- ама, о которой мы

услышим позднее, а также несколько певиц, которые везли с собой

тамбурины и барабаны.

ѕо мере того как войско продвигалось в сторону ћедины, один из

предводителей курайшитов, ƒжубайр ибн ћут'им, сказал своему рабу

¬ахши ибн ’арбу, известному по прозвищу —вирепый: Ђ≈сли ты

убьешь ’амзу, д€дюћухаммада, отомстив за убийство моего д€ди при

Ѕадре, € дам тебе свободуї. ¬ахши понравилась подобна€ перспектива.

􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃

21 ¬акиди: ћагази, с. 161.

Ёто был огромный черный раб родом из јбиссинии, он всегда

сражалс€ метательным копьем, оружием его родной јфрики. ¬ахши

мастерски владел этим оружием, и не было случа€, чтобы он

промахнулс€.

ѕроехав немного дальше, ¬ахши увидел, что с ним поравн€лс€ один

из верблюдов с паланкином. »з паланкина выгл€нула ’инд и

заговорила с ¬ахши. Ђќ ќтец „ерноты! Ч так она обратилась к нему.

Ч ¬оспр€нь духом и обрети свою наградуї. ќна пообещала, что если

он отомстит за ее отца, убив ’амзу, она отдаст ему все драгоценности,

которые были на ней.

—вирепый жадно осмотрел ее украшени€ Ч ожерелье, браслеты и

перстни, украшавшие ее пальцы. ¬се они казались очень дорогими, и

его глаза заблестели от жадности при мысли, что все это может

достатьс€ ему.

* * *

—в€той ѕророк был предупрежден 'јббасом о намерени€х

курайшитов еще до того, как они выступили из ћекки. ѕока

курайшиты были на марше, ћухаммад продолжал получать

информацию об их продвижении от дружественных племен, и 20 марта

курайшиты вышли к ћедине и встали лагерем в нескольких мил€х от

города, расположившись в лесистой местности западнее горы ”худ.

ѕророк выступил изћедины 21 марта с 1000 воинов, из которых 100

человек были в доспехах. ” мусульман было две лошади, на одной из

которых ехал ѕророк. ќни разбили лагерь дл€ ночлега р€дом с не-

большим черным холмиком, называвшемс€ Ўайхайн и

располагавшемс€ на рассто€нии чуть более мили от ћедины.

Ќа следующее утро, прежде чем войско двинулось дальше,

лицемеры, которых было 300 человек и которыми руководил

'јбдаллах ибн ”байй, покинули ѕророка под тем предлогом, что

сражение с курайшитами за пределами ћедины не могло завершитьс€

победой, а им не хотелось принимать участие в битве, заранее

обреченной на проигрыш. Ћицемеры вернулись вћедину. ѕосле этого

у ѕророка осталось 700 воинов, и с таким войском он выступил из

лагер€. Ќа самом деле ѕророк вовсе не намеревалс€ давать бой за

пределами ћедины. ќн хотел, чтобы мусульмане дождались подхода

курайшитов к городу и дали им бой в ћедине, однако большинство

мусульман насто€ли на том, чтобы выйти навстречу курайшам, и

ѕророку пришлось подчинитьс€ их требованию и выйти из ћедины,

чтобы дать бой курайшитам за пределами города. ќднако притом что

он вышел, чтобы сразитьс€ с врагом на открытой местности, он все же

намеревалс€ дать бой в месте, которое выберет он сам. ќн прошел к

подножию горы ”худ и приготовилс€ к бою.

”худ Ч крупный географический объект, расположенный в четырех

мил€х к северу отћедины (если вести отсчет отћечети ѕророка вће-

дине) и поднимающийс€ на высоту около 1000 футов над уровнем до-

лины. ≈го длина составл€ет 5 миль. ¬ западной части ”худа большой

отрог круто обрываетс€ к долине, а справа от этого отрога, если

смотреть со стороныћедины, долина плавно поднимаетс€ и переходит

в ущелье, начинающеес€ примерно в 1000 €рдах от подножи€ отрога.

”щелье заканчиваетс€ тупиком, упира€сь в главную стену хребта. ¬

устье этой долины, у подножи€ этого отрога, ѕророк и расположил

свою армию. «а ним долина начинала подниматьс€.

ћухаммад компактно расставил мусульман вдоль линии длиной

1000 €рдов. ѕравый фланг он разместил у подножи€ отрога, а левый

фланг Ч у подножи€ невысокого, около 40 футов в высоту и 500 футов

в длину, холма 'јйнайн. ѕравый фланг мусульман был надежно защи-

щен, а на левом существовала опасность его атаки в обход 'јйнайна,

поэтому дл€ того чтобы избежать этой угрозы, ѕророк расставил на

'јйнайне 50 лучников, откуда они могли блокировать все попытки

курайши- тов прорватьс€ в тыл мусульман. Ётим лучникам, которыми

командовал 'јбдаллах ибн ƒжубайр, ѕророк отдал следующий приказ:

Ђ—трел€йте по вражеской коннице. Ќе давайте коннице прорватьс€ в

наш тыл. ѕока вы удерживаете позицию, наш тыл в безопасности. Ќи

при каких обсто€тельствах не покидайте вашу позицию. ≈сли увидите,

что мы побеждаем, не присоедин€йтесь к нам, если увидите, что мы

проигрываем бой, не идите нам на подмогуї. 22 ѕриказы отр€ду

лучников были очень конкретными. ѕоскольку 'јйнайн был очень

важен с точки зрени€ тактики и господствовал над непосредственно

примыкавшей к нему территорией, было необходимо сделать так,

чтобы он не перешел в руки курайшитов.

«а мусульманами расположились 14 женщин, в задачи которых

входило поить жаждущих, выносить с пол€ бо€ раненых и

перев€зывать им раны. —реди этих женщин находилась и ‘атима, дочь

ѕророка и жена 'јли. —ам ѕророк зан€л позицию на левом фланге

своего войска.

ƒиспозици€ мусульман была предназначена дл€ ведени€

позиционного сражени€ вдоль всего фронта, и она отличалась

глубокой продуманностью. ќна давала мусульманам возможность

полностью использовать источники их силы Ч мужество и боевые

􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃

22 “ам же: т. 2, с. 65-66; ¬акиди: ћагази, с. 175.

навыки. ќна также защищала их от угроз, св€занных с численным

преимуществом курайшитов и наличием у них конницы, мобильной

боевой силы, которой были лишены мусульмане. јбу —уфйана

устроило бы сражение на открытой местности, в котором он мог бы

обрушитьс€ на мусульманские фланги и обойти их с помощью

конницы, чтобы нанести максимально чувствительный удар. ќднако

ѕророк нейтрализовал преимущества јбу —уфйана и вынудил его

сражатьс€ на ограниченном участке фронта, где его численное пре-

восходство и конница не давали ему столь €вного преимущества.

—ледует также отметить, что мусульмане фактически сто€ли лицом к

ћедине и спиной к горе ”худ: курайшитам была открыта дорога на

ћедину.

» вот подошло войско курайшитов. ќни разбили военный лагерь в

миле к югу от отрога, и от этого места јбу —уфйан повел свое войско

вперед и выстроил его в боевом пор€дке дл€ встречи мусульман. ќн

разделил войско на главный корпус пехоты, сто€вший в середине, и на

два мобильных фланга. Ќа правом находилс€ ’алид, на левом Ч

'»крима, и у каждого в подчинении было по сотне конных бойцов.

'јмр ибн ал-'јс был назначен командовать всей конницей, но его

задача сводилась преимущественно к координации ее действий. ѕеред

началом бо€ вдоль передней линии войска јбу —уфйан выставил 100

лучников. «нам€ курайшитов нес “алха ибн јбу “алха, один из

уцелевших в битве при Ѕадре. “аким образом, курайшиты сто€ли

спиной кћедине и лицом к мусульманам и горе ”худ. ‘актически они

находились между войском мусульман и его базой в ћедине.

(–асположение двух армий показано на карте 1.)

Ќепосредственно за главным корпусом войска курайшитов сто€ли

их женщины. ѕеред началом сражени€ эти женщины, руководимые

’инд, расхаживали взад-вперед перед курайшитами, напомина€ им о

тех, кто погиб при Ѕадре. «атем, прежде чем женщины отошли на свое

место в тылу армии, ’инд чистым и громким голосом пропела:

ќ вы, сыны 'јбд ад-ƒара!

«ащитники наших домов!

ћы Ч дочери ночи,

ћы движемс€ меж подушек.

≈сли вы продвинетесь вперед, мы примем вас в наши объ€ти€.

≈сли вы отступите, мы покинем вас,

Ћишив любви.23

􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃

23 »бн ’ишам: т. 2, с. 68. ¬акиди: ћагази, с. 176.

Ѕыло субботнее утро 22 марта 625 г. (7 число мес€ца шаввал 3 г. хид-

жры) Ч прошел ровно год и недел€ после битвы при Ѕадре.2 ¬ойска

сто€ли друг против друга стройными р€дами, 700 мусульман против

3000 неверных. Ёто был первый случай, когда јбу —уфйан командовал

сражением против ѕророка, но у него были толковые помощники, и он

был уверен в своей победе. ћусульмане повтор€ли про себ€ слова

 орана: Ђƒовольно нам јллаха, Ќаилучший ќн покровитель!ї24 » они

ждали воли јллаха.

ѕервым событием после расстановки двух армий стала попытка

ћерзавца отвратить от ѕророка 'ауситов. Ётот человек выступил из

р€дов войска курайшитов вместе со своими 50 последовател€ми и

большим количеством рабов курайшитов. ќн обратилс€ к 'ауситам и

воззвал к ним: Ђќ народ 'аус! я Ч јбу јмйр. ¬ы мен€ знаете!ї

'јуситы хором ответили:

􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃

24  оран (3:173).

Ђ«нать теб€ не желаем, о ћерзавец!ї «а этим на ћерзавца и его при-

спешников обрушилс€ град камней, которые с наслаждением швыр€ли

в них 'ауситы, и эта компани€ поспешно спр€талась в р€дах

курайшитского войска. ¬ид€ насмешливое выражение лиц

курайшитов, ћерзавец напустил на себ€ пророческий вид и за€вил:

Ђ„ерез мен€ пострадает мой народї. ќднако на курайшитов это не

произвело никакого впечатлени€!

ѕосле того как ћерзавец получил отпор, с обеих сторон полетели

стрелы. Ёто была своеобразна€ артиллерийска€ дуэль между сотней

лучников курайшитов и мусульманскими лучниками, которые либо

сто€ли в группе на 'јйнайне, либо были расставлены в первом р€ду

мусульман. Ѕыло произведено множество залповых выстрелов. ѕод

прикрытием курайшитских лучников ’алид со своим эскадроном

начал атаку левого фланга мусульман, но был вынужден отступить под

прицельным огнем мусульманских лучников. ѕосле обстрела на поле

бо€ вновь раздалась песн€ курайшитских женщин: Ђћы Ч дочери

ночи...ї

—ледующим этапом сражени€ стали единоборства лучших воинов

обоих войск. “алха, знаменосец курайшитов, выступил вперед из

р€дов и крикнул: Ђя Ч “алха, сын јбу “алхи.  то помер€етс€ со мной

силой?ї25'јли прин€л его вызов и рванулс€ вперед. Ќе успел “алха

замахнутьс€, как 'јли нанес ему страшный руб€щий удар мечом. “алха

был лишь ранен, и когда 'јли вновь занес свой меч, “алха взмолилс€ о

пощаде. 'јли тотчас же отошел от него. ќднако позднее, в разгар

общего бо€, “алха прин€л смерть от рук мусульман. ѕосле поражени€

“алхи другой неверный вышел вперед и подн€л знам€ курайшитов.

Ётот человек был убит ’амзой. ¬ этот момент ’амзу заметил ¬ахшй,

сто€вший позади р€дов курайшитов. ¬ахшй начал украдкой

пробиратьс€ вправо, чтобы приблизитьс€ к ’амзе сбоку. ’амзу было

легко узнать по крупному страусиному перу, украшавшему его

тюрбан.

«атем поединки прин€ли массовый характер. ќдин за другим родичи

“алхи поднимали знам€, и один за другим они погибали от рук му-

сульманских воинов, и наибольшее их число погибло от меча 'јли.

јбу —уфйан также выехал на поединок, и против него вышел ’анзала

ибн јбу ”майр, который пошел в бой пешим. ѕрежде чем јбу —уфйан

успел воспользоватьс€ копьем или обнажить меч, ’анзала нанес удар

по передним ногам кон€ и повалил его на землю. јбу —уфйан

закричал, призыва€ на помощь, и ему на выручку пришел один из его

􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃��􀀃􀀃􀀃􀀃

25 ¬акиди: ћагази: с. 176.

сотоварищей, вступивший в бой и убивший ’анзалу. јбу —уфйан

поспешно укрылс€ в р€дах курайшитского войска.

—реди пожелавших сразитьс€ оказалс€ и другой курайшитский воин,

'јбд ар-–ахман, сын јбу Ѕакра. ќн выступил из передних р€дов и

произнес обычный вызов, услышав который его отец, јбу Ѕакр,

обнажил меч и приготовилс€ выйти из мусульманских р€дов, чтобы

сразитьс€ с ним. ќднако —в€той ѕророк удержал јбу Ѕакра, сказав

ему: Ђ¬ложи меч в ножныї. 26 ¬ будущем этому самому 'јбд

ар-–ахману предсто€ло стать одним из самых отважных воинов

»слама и покрыть себ€ славой во врем€ военных походов мусульман в

—ирию.

¬скоре после поединков сражение стало массовым, и обе армии со-

шлись в жестоком рукопашном бою. ћусульмане превосходили врагов

в мужестве и искусстве владени€ мечами, но эти преимущества

сводились на нет численным превосходством курайшитов. ѕока

продолжалось общее сражение, ’алид сделал попытку еще раз

атаковать левый фланг мусульман, где находилс€ ѕророк, но

мусульманские лучники, сто€вшие на 'јйнайне, вновь вынудили его

отступить.

ѕророк лично участвовал в этой операции, посыла€ стрелы в общую

массу курайшитов. –€дом с ним находилс€ —а'д ибн јбу ¬аккас,

стрелодел по профессии и один из лучших лучников своего времени.

ѕророк указывал —а'ду цели, а —а'д с неизменной точностью поражал

их.

’амза сражалс€ на самом левом краю мусульманского войска.  

этому времени он уже убил двоих и увидел, что к нему приближаетс€

третий Ч человек по имени —аба' ибн 'јбд ал-'”зза, которого ’амза

хорошо знал. ЂЌа мен€! Ч проревел ’амза,Ч “ы, сын кожерезки!ї27

(ћать —аба' в ћекке совершала процедуры обрезани€!)  раска залила

лицо —аба', он выхватил меч и бросилс€ на ’амзу.

 огда они сшиблись на мечах, ¬ахшй, пр€чась за камн€ми и кустар-

ником, приблизилс€ к ’амзе. Ќаконец-то он оказалс€ на рассто€нии

броска копь€ и опытным взором прикидывал рассто€ние между собой

и своей жертвой. ’амза нанес смертельный удар по голове —аба', и

—аба' грузно осел к ногам ’амзы. »менно в этот миг ¬ахшй метнул

свое копье. ”жасное оружие, посланное бестрепетной рукой, поразило

’амзу в живот и прошло насквозь. ’амза повернулс€ в сторону ¬ахшй

и, рев€ от бешенства, сделал несколько шагов по направлению к нему.

􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃

26 “ам же: с. 200.

27 »бн ’ишам: т. 2, с. 70.

¬ахшй затрепетал, замерев за большим валуном, но ’амза сумел

сделать всего лишь несколько шагов и рухнул на землю.

¬ахшй дождалс€, пока тело ’амзы стало неподвижным, а затем

подошел к трупу и вытащил из него копье. «атем он осторожно

покинул поле бо€. ќн сделал свое дело. ¬ахшй еще предсто€ло

поучаствовать в других сражени€х, но дл€ ’амзы, ЂЋьва јллаха и ≈го

ѕророкаї28, этот бой стал последним.

¬скоре после этого войско курайшитов дрогнуло, а атаки мусульман

начали становитьс€ все более и более решительными.  огда __________несколько

знаменосцев курайшитов были убиты или ранены, знам€ подхватил

раб, который также был убит, и знам€ вновь упало на землю. —тоило

ему упасть, как курайшиты прекратили сопротивление и обратились в

беспор€дочное бегство.

“еперь в р€дах курайшитов воцарилась полное см€тение.

ћусульмане преследовали их, но курайшиты бежали быстрее своих

преследователей.  урайшитские женщины выли, вид€, кака€ участь

постигла их мужчин. ќни также обратились в бегство и, задрав подолы

одежды повыше, чтобы бежать быстрее, развлекали мусульман видом

своих быстро сверкавших п€ток. Ѕежали все женщины, кроме 'јмры,

котора€ осталась на своем месте, там, где перед сражением сто€ли

курайшиты.

ћусульмане ворвались в лагерь курайшитов и начали грабить его. ¬

лагере царило полное см€тение. ѕовсюду метались женщины и рабы,

наде€вшиес€ избежать смерти, а мусульмане захватывали все подр€д и

кричали от радости. ¬есь пор€док, вс€ дисциплина, все управление

войском рухнули, ибо мусульмане чувствовали, что битва была

выграна. ƒействительно, первый этап сражени€ завершилс€. ѕотери

были небольшими, но поражение курайшитов было очевидным. Ётим

бы и должна была завершитьс€ битва при ”худе, но случилось иначе.

* * *

 огда курайшиты обратились в бегство, а мусульмане, преследу€ их

по п€там, ворвались в лагерь курайшитов, два подвижных крыла

курайшитов не дрогнули. » ’алид, и '»крима немного отступили назад

со своей первоначальной позиции, но удерживали своих людей в

полном повиновении, не позвол€€ никому из всадников обратитьс€ в

бегство. » теперь ’алид наблюдал за этим хаосом, смотр€ то на

бегущих курайшитов, то на граб€щих лагерь мусульман, то на





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 288 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

495 - | 459 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.142 с.