Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Смысл жизни как философская проблема




Вопрос о смысле жизни относится к разряду не только "вечных", но и "предельных" - он аналогичен вопросу, что есть мир, каково его происхождение, почему он именно таков, а не другой и т.п. Следо­вательно, смысл жизни не может рассматриваться как отдельная самостоятельная проблема, поскольку ее решение исходит из су­щества той или иной философской концепции человека и мира в целом. Традиционно считалось само собой разумеющимся, что от­вет на вопрос о смысле жизни должен вытекать из всей философской системы (онтологии, космологии, антропологии и т.д.), как из своего основания. Мыслители, включавшие данный вопрос в этику, считали ее заключительной частью философии, венцом и целью всех теоретических построений. Действительно, философия есть миро- и жизнепонимание; Поэтому всякое философствование, в ко­нечном счете, есть философствование о смысле жизни. Мудрость, знание в подлинном своем значении нужны как знание жизни и зна­ние для жизни. "Смысл жизни" - эта проблема была для философии и начальной и итоговой. Как известно, греческая философия начи­налась с натурфилософии и космологии, причем нельзя не видеть, что натурфилософия и космология первых греческих школ были на­сквозь пропитаны этическим смыслом, являлись поиском и выраже­нием определенного жизнепонимания. В индийской же и китайской философии проблема смысла жизни явственно выступает как изна­чальная и главная.

В современную эпоху актуальность смысложизненной проблема­тики определяется рядом причин.

Глобальные проблемы современности - кризисные процессы во взаимоотношениях человека и природы, загрязнение окружающей среды. Опасность термоядерной войны - создали такую историче­скую ситуацию, когда борьба за жизнь, наполненную гуманистиче­ским смыслом, оказывается в то же время борьбой за сохранение жизни. Действительно, вопрос о жизненных ценностях и о самом смысле жизни никогда не стоял перед человечеством в целом, пе­ред каждым мыслящим индивидом так остро, как сегодня.

Обычно поиски индивидом смыспожизненной нормы имеют ме­сто, когда он потерял или еще не обрел определенную ценностную» Ориентацию. Это бывает как в начале жизненного пути человека, так и при крутых, драматичных поворотах в его жизни. В общественном сознании проблема смысла жизни становится предметом повышен­ного теоретического интереса в период социальных потрясений, ломки старого и возникновения нового, то есть событий, которыми особенно оказался насыщенным XX в.

Ряд философских направлений и психологических школ, а также публицистика и журналистика фиксируют тот факт, что в XX в. чело­веческая жизнь катастрофически обессмысливается. Так, например, постмодернизм зафиксировал это в особого рода концепции, кото­рая провозглашает смерть субъекта, распад рационального созна­ния, смыслоутрату как норму современного мира, как закономерный этап жизни человечества, когда на смену разного рода ценностным и интеллектуальным конструкциям, наполняющим культурную дей­ствительность, приходит деконструкция - разрушение всего и вся.

Называя эту утрату смысла жизни "экзистенциальным вакуумом", австрийский специалист по проблемам психологии личности Виктор Франкл пишет: "Когда меня спрашивают, как я объясняю причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: и в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вче­рашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему Должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, че­ловек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хо­чет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), ли­бо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)".

Проходя через всю историю религии, философии, психологии вопрос о смысле жизни имел множество решений, предлагавшихся самыми великими представителями людского рода: "жить, чтобы служить Богу", "жить, чтобы оставить после себя добрую память", "жить, чтобы принести как можно больше пользы обществу", "жить, чтобы способствовать прогрессу человечества", "жить для детей" и т.д. Все эти "смыслы жизни" выражены в языке как смысложизнен-ные нормы. Особое положение смысложизненной нормы состоит в том, что она реализует не отдельные акты или аспекты человече­ской жизни, а берет ее в целом. Эта норма определяет способ "вхо­ждения" индивида в общество, определяет смысл жизни как общую задачу, цель жизни. Наличие общей цели придает существованию индивида психическую устойчивость, дает ощущение полноты жиз­ни, ее ценности, полезности, а следовательно, выступает необхо­димым условием счастья людей. Тем самым вопрос о смысле жизни касается каждого человека, является одним из самых главных для каждого из нас.

В самом широком плане возможны три варианта ответа на этот вопрос. Жизнь не имеет смысла, как не имеет его и природа. Нет единственно истинного пути для всех людей, возвышенный образ жизни или низменный в итоге равнозначны, Отрицающие высший смысл жизни не всегда приходили к отрицательной, пессимистиче­ской оценке ценности жизни. Здесь возможен и такой вывод - можно и нужно жить на радость себе, все остальное не имеет значения.

Другой вариант ответа: смысл жизни заранее объективно предо­пределен Богом, мироустройством, эволюцией. Нужно лишь постичь этот заданный человеку смысл и следовать истинному пути.

Существует, наконец, третья позиция, основывающаяся на прин­ципе свободы. Отрицая какую-либо высшую санкцию, представители этой точки зрения видят смысл жизни именно в утверждении че­ловеком своей безграничной свободы. "Если Бога нет, то я сам Бог", -говорит Кириллов из романа Ф.М.Достоевского "Бесы". "Человеко-бог" волен по своему усмотрению выбирать цели и, следовательно, определять смысл своего существования. Он не признает иных обя­занностей. Они представляются ему путами, связующими большин­ство людей и превращающими их в рабов Бога или мирских стра­стей.

Уязвимость подобной позиции (Штирнера, Ницше, некоторых представителей экзистенциализма) в том, что свобода сама по себе не может быть самоцелью, высшей ценностью. Человек, имеющий великую цель и призвание, не может быть свободным от своего де­ла. Любящий человек не тяготится узами любви - они желанны. Са­моутверждение путем отказа от всех привязанностей к миру неиз­бежно приносит с собой холод и пустоту, ведет к утрате "живой жиз­ни", к внутреннему краху.

Проблема смысла жизни не является исключительной прерога­тивой теории. Она возникает в обыденном сознании, здесь место ее рождения и основная среда обитания. Каждый из нас решает так или иначе эту проблему своей жизнью, иногда независимо от фило­софских размышлений и даже вопреки им. Л. Н. Толстой заметил, что люди труда, не рассуждающие о смысле жизни, имеют его, а люди образованного круга, ищущие смысл жизни, зачастую его не имеют.

Человек связан с миром множеством различных осознаваемых и неосознаваемых связей. То, к чему привязано его сердце, что со­ставляет главный интерес, наполняет его жизнь, и является реаль­ным смыслом его существования. Любовь матери к ребенку, напри­мер, может всецело быть смыслом ее жизни. В большинстве случа­ев индивид, скорее, "ощущает", чем знает смысл жизни. Смысло-жизненная норма есть в разной степени адекватности словесное выражение чего-то Ощущаемого индивидом как смысл жизни. Это "нечто" как онтологическую данность можно выразить различными понятиями: установка, общий личностный смысл, призвание, преоб­ладающая ценностная ориентация и т.д.

Вопрос о смысле жизни тесно связан с вопросом о конечности человеческого бытия, о смерти. Сознание своей смертности - одно из свойств человека, отличающих его от животного. В конечном сче­те каждый из нас рано или поздно начинает размышлять о смерти, чтобы решить для себя не что есть смерть вообще, которую мы так или иначе наблюдали, о которой читали и слышали, т. е. смерть других людей и животных, но что есть наша собственная смерть.

Восприятие неизбежности смерти неоднозначно. Оно может быть проникнуто животным страхом, может вести к выводу о бренности и ничтожности всех дел и забот, может стимулировать и активизиро­вать желание успеть урвать от жизни как можно больше. Но мысль о смерти может и заставить человека возвыситься духом, потребо­вать от него, чтобы он не откладывал более начало подлинной жиз­ни. Мысль о смерти может дать правильный масштаб для оценки совершающихся событий, дать истинные критерии тому, значение чего мы преувеличиваем или преуменьшаем, отделить существен­ное от несущественного.

О нравственно-позитивном содержании, которое следует извле­кать из сознания конечности своей жизни, прекрасно сказал Мике-ланджело: "Если вы хотите вновь обрести себя и собою насладить­ся, нет необходимости доставлять себе столько развлечений и столько радостей, но... надо подумать о смерти. Эта мысль - это единственное, что позволяет нам снова познать самих себя, что со­храняет наше единство, не давая себя похитить ни родственникам, ни друзьям, ни сильным мира сего, ни тщеславию, ни алчности, ни прочим порокам и грехам... Действие же этой мысли о смерти поис­тине удивительно, ибо смерть, по самой своей природе уничтожаю­щая все на свете, сохраняет и поддерживает всех, кто о ней дума­ет..."1. Чтобы любить и ценить жизнь, чтобы уметь ее наполнить ис­тинным смыслом, нужно знать о смерти и помнить о ней.

В чем же заключается истинный смысл жизни? Ответ на этот во­прос прост - надо жить подлинной жизнью, надо быть человеком при всех обстоятельствах и вопреки им. Человек сам - своими делами и мыслями - сообщает жизни тот или иной смысл или не сообщает ни­какого и, соответственно, делает осмысленной или бессмысленной и свою смерть.

Такой ответ может разочаровать. Но напрасно думать, что вот-вот явится долгожданная формулировка, которая сможет примирить и свести к единому все мнения. Конкретные, содержательные опре­деления и мысли относительно смысла жизни (в труде, в самоут­верждении, в служении людям, в содействии прогрессу и т.д.) ока­зываются верными только применительно к конкретным обстоя­тельствам и обнаруживают свою недостаточность в иных обстоя­тельствах. Говоря точнее, каждое из них в отдельности не исчерпы­вает многогранности проблемы. Здесь дело обстоит так же, как и с определением добра и красоты. Они не могут быть определены раз и навсегда конкретно, ибо их содержание меняется от эпохи к эпохе.

Смысл жизни не может быть определен окончательно потому, что он. не задан наперед и полностью историей или высшей силой, че­ловечество создает его и будет создавать, продолжая ход развития. причем безотносительно к какой-либо заранее установленной цепи.

Контрольные вопросы

Чем объясняется обострение интереса к проблеме человека в XX столетии? ' В чем специфика философского подхода к человеку? Что означают античные понятия "макрокосмос" и "микрокос­мос"?

В чем суть средневековой христианской концепции человека? Каковы основные идеи антропологических учении И. Канта, Г.Ф. Геаеля, Л. Фейербаха?

Как"определяет сущность человека К. Маркс? В чем особенности понимания человека Ф.М. Достоевским? В чем сущность фрейдистской концепции человека? Как оценивает специфику человеческого существования фило­софия экзистенциализма?

Каковы основные идеи философской антрополоеии М. Шелера? Что такое антропосоциогенез? Каковы основные подходы к пониманию его сущности?

Как соотносятся биологическое и социальное начала в человеке? Что означает вопрос о смысле жизни? Каковы варианты от­ветов на этот вопрос, предлагаемые философией?

Темы рефератов

. Антропология как ведущее содержание культуры XX в.

Идея богочеловека в философии В. Соловьева и Н, Бердяева.

Проблема-.принципиальной обоснованности бытия человека в философской антропологии XX в. (М. Шепер, X. Плеснер).

Смысл жизни и ценности жизни.

Проблема бессмертия в религии, искусстве, философии.

 

Литература

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

Барулин В.С. Современная философская антропология. М.. 1994.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.

Гуревич П.С. Философская антропология: Учеб. пособие. М.,

1997,

Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогене-

за.Л., 1981.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи. 1844 // Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

Образ человека XX в.: Реферат, сб.. М., 1988.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Смысл жизни: Антология / Общ. ред. Н.К. Гаврюшкина. М. 1994.

Соловьев б.С. Чтение о богочеловеке // Соч.: В 2 Т. М., 1989. Т, 2.

Соотношение биологического и социального в человеке. М.,

1975.

Феномен человека: Антология. М., 1993.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти

и бессмертии. М., 1991.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти

и бессмертии. Х1Х век. М., 1995.

Человек в зеркале наук. СПб., 1993.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в че­ловека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 974 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.