Лекции.Орг


Поиск:




Вопрос 29. Государство и церковь.




Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, было три центра управления: городская община, дворец и храм.

В зависимости от форм взаимоотношений с церковью различаются государства:

1) Теократическое государство – форма государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии (Ватикан – абсолютная теократическая монархия, где все ветви власти принадлежат Папе римскому). Теократия находит благоприятные условия для своего возникновения преимущественно в эпоху феодализма, феодальной раздробленности (духовные княжества в Священной Римской империи). Характерные черты:

o признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), т.е. обожествление фигуры правителя;

o вселенное государство верующих без национальных границ;

o примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида;

o верховенство религии над правом: основные стороны жизни общества регламентирует не право, а система религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства (религиозные нормы – это и есть «право»);

o существование не просто государственной религии, а религиозного государства (государства, которое представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти);

o жесткая иерархия и централизация государственного аппарата, бесконтрольность администрации;

o отсутствие разделения властей и системы сдержек противовесов;

o религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека;

o возможный запрет на создание политических партий.

2) Клерикальное государство – форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и важнейшие сферы общественной жизни (Исламская республика Иран – помимо светских органов существует пожизненный руководитель государства, официально являющийся главным духовным и политическим лидером страны). Это промежуточный вариант между светским и теократическим государством. При клерикальной форме организации государственной власти церковь обычно получает ряд привилегий, как правило, путем заключения соглашений, договоров с государством. История знает такой вид договора, как конкордат, представляющий собой соглашение между Папой римским и правительством того или иного государства и определяющий правовой режим католической церкви в данной стране (конкордат Наполеона с Пием VII – тогда католическая религия была официально объявлена религией большинства французов).

Возможно наличие государственной церкви, когда одна или несколько церквей (конфессий) признаются частью официальной организации государства, т.е. господствующими в стране (Великобритания, Швеция, Норвегия, Исландия, Греция и др.). В этом случае положение государственной церкви предполагает ее тесное сотрудничество с государством в различных сферах политической жизни (регистрация актов гражданского состояния, государственное финансирование). В России до 1917 г. православная церковь была государственной.

3) Светское государство – форма организации государственной власти, при которой церковь отделена от государства, имеет место разграничение сфер их деятельности (за церковью остается лишь функция нравственного, духовного, религиозного воспитания граждан).

Первые попытки отделения церкви от государства намечаются во время буржуазных революций, когда церковь нередко играла реакционную роль, и в некоторых, хотя и достаточно редких случаях буржуазное государство приходило к необходимости ее отделения (в эпоху Великой Французской революции).

Светское государство характеризуется следующими чертами:

o государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не осуществляет учета граждан по указанному признаку;

o государство исходит из признания свободы совести и вероисповедания (этот принцип предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом);

o государство не вмешивается во внутренние дела церкви и не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки (охраняет законную деятельность религиозных организаций, и регулирует только наиболее важные, с т.з. государства, направления этой деятельности);

o церковь не выполняет каких-либо государственных функций, не вмешивается в дела государства (занимается вопросами, связанными с удовлетворением религиозных, нравственных и духовных потребностей граждан).

Светский характер государства обеспечивается также светским характером образования (отделением школы от церкви).

В светском государстве церковь не является элементом политической системы, она входит в систему гражданского общества. Однако де-факто в некоторых светских государствах церковь продолжает оставаться значительной политической силой (в Великобритании высшие церковные иерархи участвуют в работе палаты лордов). Кроме того, церковь может влиять на принятие каких-либо политических решений опосредованно, через различные общественные организации, СМИ и т.п. Сегодня политические контакты между государством и церковью достаточно распространены. Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви означает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. Церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Т.е. государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Имеет место партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях государство и церковь выступают как равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. Церковь критикует, формирует общественное мнение и влияет на законодательство. Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов верующих. Церковь выполняет и функцию социального контроля, так как церковь ориентирует людей руководствоваться

РФ Конституцией провозглашена светским государством (ст. 14): «РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». В настоящий момент отношения между церковью и государством регулируются не только Конституцией, но и ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 года. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 732 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

996 - | 939 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.