угодий в агроландшафтах (структура по типам агроландшафтов и др.)
1. Территориально-экологическая оптимизация структуры и соотношения земельных угодий.
2. Типизация агроландшафтов.
3. Структура и соотношение земельных угодий.
1. Территориально-экологическая оптимизация структуры и соотношения земельных угодий.
Решение задачи оптимизации состава и соотношения угодий зависит как от экологической ситуации, так и от экономических условий. В экологическом плане решение заключается в увеличении доли средостабилизирующих угодий, т.е. в увеличении площади под лесными насаждениями, сенокосами, пастбищами, многолетними травами, под водой с учетом территориального разнообразия.
О дифференцированном решении вопросов земледелия в разрезе территориальных единиц (водосборов) писал В.Р. Вильямс. Он соединяет в территориальную единицу угодья от водораздела до «долины», так как они связаны водным режимом. «…Все эти угодья должны быть обслужены совершенно самостоятельно, но планово согласованными системами мероприятий».
Соотношение земельных угодий устанавливается в разрезе отдельных типов агроландшафтов, другими словами – в разрезе агроландшафтных экосистем, поскольку каждая экосистема на территории сельхозпредприятия представляет собой относительно обособленную таксономическую единицу территории со своими особенностями водного, теплового и питательного режимов. Приведем типизацию агроландшафтов для земледелия.
2. Типизация агроландшафтов
Типизирование агроландшафтов для формирования систем земледелия следует выполнять по тому ведущему компоненту, который в наибольшей мере предопределяет природный баланс (экологическое равновесие) в конкретном регионе.
В условиях сложного рельефа и интенсивной эрозии почв Центрально-Черноземной зоны таким компонентом является рельеф с гидрографической сетью (водосбор), от которого зависят сток осадков и водный режим территории в целом. Именно этот компонент в данном регионе в наибольшей мере предопределяет лицо и судьбу агроландшафта, поскольку наиболее опасными являются эрозия и засуха и связанная с ними общая деградация почв. Прочие компоненты (почвы, растительность и др.) могут играть корректирующую роль в типизации.
Ландшафтный водосбор представляет собой относительно замкнутый и обособленный территориальный комплекс, характеризующийся общностью проявления эрозионных процессов, микроклиматических условий и взаимосвязанности мер по решению задач локального природного баланса. В пределах такого комплекса найдут свое место другие элементы ландшафта более низкого таксономического уровня: ландшафтная полоса, агрофация, лесная полоса и т.д.
Ландшафтно-водосборный подход определяет 5 основных типов агроландшафтов.
I тип – полевой ландшафт с равнинным типом местности. Сюда относятся приводораздельное плато с крутизной до 1о. Это, как правило, пахотные земли, используемые в севообороте.
II тип – прибалочно-полевой (придолинный) агроландшафт с поперечно-прямыми профилями склонов. Сюда относятся крупные придолинные, прибалочные склоны с преобладанием одной – двумя экспозициями с крутизной более 1о, представляющие собой относительно самостоятельный, обособленный водосбор, характеризующийся общностью взаимосвязанных мероприятий по регулированию природного баланса. Эти водосборы состоят из пахотных земель в совокупности с балкой или долиной со значительным преобладанием первых.
III тип – полевой агроландшафт с рассеивающими (выпуклыми) водосборами, с разными экспозициями, чаще всего представляющие собой массивы пашни с примыкающими к ним участками балочных земель. Формирующиеся здесь режимы (водный, тепловой, воздушный) отличаются значительной обособленностью и характеризуются общностью взаимосвязанных мероприятий по регулированию природного баланса.
IV тип – балочно-полевой агроландшафт с собирающими водосборами, ограниченными водораздельной линией. Сюда относятся лощинообразные и овражно-балочные водосборы, включающие остепненные склоны, а также примыкающие склоны полевых земель, сток осадков с которых существенно влияет на водный режим данного, относительно обособленного комплекса, характеризующегося общностью взаимосвязанных мероприятий по регулированию природного баланса.
V тип – балочно-полевой агроландшафт, представленный совокупностью балочных ответвлений, сопряженных склонов, лощин, ложбин, составляющих единую гидрографическую сеть – «мятый рельеф». Несмотря на различие в режимах отдельных частей ландшафта, их объединяет единая гидрография, которая влияет на общий водный, тепловой и воздушный режим всей территории ландшафта этого типа и требует комплексного подхода при его устройстве.
Каждый из названных типов агроландшафтов может состоять из одного или нескольких подтипов и элементарных склонов и представлять собой блок их разновидностей по разнообразию особенностей, образуя семейство в данном типе. Так, например, в IV и V типах могут быть разновидности агроландшафтов с донными и береговыми оврагами, с заболоченными днищами балок, крупный лощинообразный распахиваемый водосбор и т.д. Такие особенности предопределяют применение разных приемов устройства ландшафта.
Кроме пяти может быть назван и VI тип агроландшафта – крупные поймы в долинах рек, где наблюдается относительно автономный водный и микроклиматический режимы, устанавливается особый порядок устройства и использования земель.
Степень распространения разных типов агроландшафтов в Центрально-Черноземной зоне различна, что связано со сложностью рельефа. Так, в северных и северо-восточных районах Воронежской и большей части Тамбовской областей наиболее распространены I и III типы. А в южных и западных районах Воронежской, на большей части Белгородской и Курской областей преобладает IV тип. V тип встречается сравнительно редко.
Фрагменты агроландшафтов, имитирующие рельеф, представлены на рисунках.
Имитация рельефа по типам агроландшафтов
3. Структура и соотношение земельных угодий
В решении этой ландшафтной проблемы пока преобладает принцип научной имитации и аналоговый метод.
«Для адаптивного землепользования и конструирования агроландшафтов характерна имитация принципов в построении естественных экосистем… В целом при адаптивном конструировании агроэкосистем и агроландшафтов наиболее перспективен в общем плане эволюционно-аналоговый подход» (А.А. Жученко, 2004).
В качестве общей ориентации уместно привести работу Ю. и Г. Одумов, где показано, что «максимальный урожай (а шире – эколого-социально-экономический эффект) может быть получен при определенном сочетании площадей, преобразованных человеком, и естественных экосистем». Поскольку коренной вопрос в установлении состава и соотношения угодий – удельный вес пашни, приведем для справки сведения из мировой практики. В Европе на душу населения приходится в среднем 0,27 га пашни; во Франции – 0,32; в Италии – 0,16; Германии – 0,15; Великобритании – 0,11 га; Китае – 0,08 и в Японии – 0,03 га.
Напомним, в 2000 г. на 1 жителя приходилось пашни: в Воронежской области 1,2 га, в Центральном Черноземье – 1,3, в России – 0,9 га.
Кривая Одумов – суммарный эколого-социально-экономический эффект при различных соотношениях площадей преобразованных и естественных экосистем. Целесообразное экологическое равновесие (100% получаемых полезностей) возникает при соотношении 40% первых и 60% вторых (Одум Ю., Одум Г., 1972).
Следует обратить внимание на то, что с научной точки зрения не корректно ставить задачу решения соотношения с жестко фиксированными цифрами количества того или другого угодья. Дело в том, что разным удельным весом пашни можно по-разному либо смягчать, либо обострять экологическую напряженность в экосистемах. Поэтому решение задачи правомернее представить в виде шкалы со «скользящим указателем» от худшего состояния агроландшафта к лучшему. Поднять или опустить «планку» на шкале – это зависит от многих факторов, в том числе и от экономических. В связи с этим предлагается таблица – шкала, которая может быть зональной придержкой при проектировании устойчивых систем земледелия.
Лекция №7.