Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Феномен «ультрабарокко» как отражение латиноамериканского этнокультурного синтеза




Именно в Мексике, регионе, где процесс этнической метисации проистекал наиболее успешно, барокко проявило себя в гипертрофированном виде, представив нашему обозрению наиболее выразительный образец культурного синтеза - «ультрабарокко».

Попадая в Америку, искусство Европы всегда подвергалось трансформации, вызванной местными потребностями. Взаимодействие культур дает о себе знать тогда, когда индейские источники проявляются в эмоциональном строе архитектурного или скульптурного европейского образца. Особое значение в процессе формирования нового культурного качества принадлежало декору – резьбе, рельефу, круглой скульптуре. Преимущественное развитие скульптуры в искусстве аборигенов, их архитектурное пластически-декоративное мышление, наложили неизгладимый отпечаток на зодчество в Латинской Америке. Таким образом, архитектура насыщалась декоративными элементами, а выдвижение на первый план орнаментально-пластических качеств делало зодчество широко доступным для местных влияний и для индейского восприятия [1, с.14].

Но все-таки, барокко действительно стало великой эпохой в культуре Латинской Америки. И действительно, в контексте данного региона следует говорить об эпохе, а не о стиле, как таковом. «Барочный образ мира» - это то, что характеризует не только креольскую элиту, но и местное христианизированное население, всю культуру как продукт межцивилизационного взаимодействия в целом. Таким образом, все, что было и есть в искусстве Латинской Америки – это барокко, «ультрабарокко», «метисное барокко».

Синкретизм испанской религиозности, порой доходящей до фанатизма, и неуемного декоративного чувства автохтонного субстрата, обусловил создание своеобразных, отмеченных подлинным художественным совершенством произведений. В Латинской Америке развивалась архитектура более «барочная», чем испанское и итальянское барокко. Перед чрезмерностью ее украшений, перед ее патетикой бледнели самые смелые, отступающие от законов логики и тектоники европейские сооружения.

Мексиканское «ультрабарокко» отвечало душевной настроенности завоевателей и завоеванных. Те и другие находили в нем экспрессию их жизненного и духовного склада, могучее чувство формы, любовь к декору и религиозное чувство, которое требовалось выражать символически.

Тщетно искать в метисном барокко возрождение искусства доколумбова периода. За два столетия колонизации ростки иберийской культуры привились на американской земле, дав Европе экзотичные и неведомые плоды. А художественный образ мира, складывающийся на протяжении двухвекового взаимодействия культур, был тем тиглем, в котором переплавлялись и приобретали единство пластического выражения все чужеродные влияния. Индейцы, потеряв возможность развивать собственные стили и направления, но, не утратив своей культурной традиции, создавали вместе с пришельцами новую целостность, в которой завезенные из Европы элементы синтезировались с автохтонным субстратом.

Так Латинская Америка создавала собственную традицию, порождая свои жанры и типажи. Во многих барочных произведениях Новый Свет раскрывался как сказочное богатство флоры и фауны, как край невиданный по своей яркости красоты.

Не случайно, в ХХ веке Алехо Карпентьер объявил барочность постоянной константой латиноамериканской культуры. По его мнению, свойственный барокко «страх пустоты, обнаженной поверхности» проявлялся еще в индейских храмах, и именно барокко была присуща «теллурическая пульсация континета, чья природа неукротима», как и его история. Не стоит же «бояться барочности в стиле, в воссоздании различных контекстов бытия, в воссоздании человеческих образов, сотканных из духовного и земных начал <...> эта барочность возникла из необходимости давать имена вещам, пусть даже ценной отхода от модных стилей». Барокко «это не столько стиль, это метод преобразования материи и формы, метод упорядочивания через беспорядок»[3, с.46-47]. Утверждения писателя во многом справедливы, нельзя не признать, что барочные тенденции действительно присущи латиноамериканскому образу мира. Барокко вошло в искусство не только в повседневном, но и в праздничном – маскарадном и сакрально-художественном - обличии. Неслучайно Карпентьер вводит понятие праздника «барочного согласия», истоки которого он видит в первых эпизодах «встречи миров», насыщенных праздничным мироощущением. Искусство, в частности искусство барокко, становясь частью праздника, удовлетворяло жажду влияния на действительность – ведь праздник представляет собой определенный культуротворческий механизм, который созидает «саму жизнь».

 

Афрокубинская йога

Общее количество рабов, вывезенных с западного берега Африки на Кубу, в среднем в три раза (!) превысило их «импорт» в Соединенные Штаты. В первой половине 19-го столетия на Кубе наблюдался наиболее массовый приток захваченных африканцев, что явилось результатом «сахарного бума» и роста потребности в рабочих руках для обработки сахарного тростника.

Неудивительно, что именно здесь в начале 20 века появился и начал набирать обороты ставший сегодня уже всемирно популярным афро-кубинский джаз — один из тайных ключей к пониманию африканской души. Невозможно воспринимать истинный джаз, пока не научишься слушать и воспринимать ритм. Зародившийся в самых глубинах внутреннего переживания, джаз стал искусством диалога, в котором каждый участник его исполнения открывает в себе частицу божественного.

Афро-кубинский джаз является одним из вариантов латиноамериканского джаза (другим, также хорошо известным вариантом, является бразильский джаз). Прародителем этого музыкального стиля считается Доктор Обдулио Моралес (Dr. Obdulio Morales), живший и творивший в 1930-х гг. на Кубе.

Афрокубинская йога известна еще и своими горячими ритмичными танцами: мамбо, румба, тимба (кубинский вариант сальсы) — эти танцы способны с первых всплесков мелодии зажечь огонь в крови и у жителей горячей кубинской Гаваны и прохладного российского Петербурга.

 

Мамбо (mambo) — кубинское музыкальное направление и танцевальный стиль. Слово «мамбо» («общение с богами») является именем одной из священнослужительниц гаитянского Вуду.

 

Румба (rumba) — это слово используется как для обозначения группы музыкальных ритмов, так и для определенных форм движений танцевального стиля, зародившегося в Африке и, благодаря вывозу африканских рабов, попавшего на Кубу и в Новый Свет. Так называемый, медитационный ритм румбы — это вид стандартного африканского ритмического узора, связанного с перегруппировкой ритма четыре четверти в схему 3+3+2 или, менее часто, 3+5.

 

 

Афро-бразильская йога

Среди пленных африканцев, завезенных в Южную Америку между 1549 и 1888 годами европейскими колонизаторами, было немало служителей африканских религиозных культов, которые вопреки строгому запрету католической церкви сохранили и развивали наследие своих предков, дух Черной Земли на южноамериканском континенте. Сегодня кондомбле – одна из основных религий Бразилии, ее последователи принадлежат самым разным социальным классам (более двух миллионов бразильцев исповедуют эту веру), а в стране насчитываются десятки тысяч храмов, посвященных кондомбле. Знаменитый на весь мир бразильский карнавал никогда не обходится без красочных божеств и церемониальных танцев этого религиозного течения.

 

Наверное, многие бы удивились, узнав, что набирающее всемирную популярность афро-бразильское боевое искусство капоэйра является еще и своеобразным религиозным искусством, направленным на достижение внутренней свободы, и имеет общие корни с главными религиозными культами Афроамерики кондомбле и умбанда. В капоэйре, как ни в каком другом направлении африканской йоги, особое внимание уделяется достижению состояния Аше — глубокого состояния связи с Высшей Силой — посредством одновременного создания ритма (игры на музыкальных инструментах) и движения в нем. Рода капоэйристов — это не просто танец-борьба, не просто игра, это заряженный энергией, пульсирующий живой человеческий круг, позволяющий встать на ступень понимания силы Аше.

 

Кандомбле (Candomblé) — афро-американская религия, распространенная преимущественно в Бразилии и соседних с ней государствах.

Умбанда ( Umbanda) — религия, зародившаяся в Бразилии в начале 20-го века, основанная на смешении верований и ритуалов католической и афро-бразильской традиций. Умбанда – это монотеистическая, синкретическая религия, основанная на поклонении ангольским духам, представления о которых попали на землю Бразилии в колониальный период вместе с порабощенными чернокожими африканцами. Божества Ориша (Orixás) из пантеона Йоруба (Yoruba) имеют символическую власть над всеми ангольскими легионами духов и, можно сказать, для того, чтобы они «не раздражали» католическую церковь, их и соотнесли с определенными католическими святыми, под чьим «руководством» работают эти духи.

Самба (Samba) — одно из наиболее популярных музыкальных направлений Бразилии, имеющее африканские корни. Слово «самба» произошло от ангольского слова «семба», или «месемба», (sembamesemba), обозначающего религиозный ритм. Самба стала индивидуальным музыкальным стилем в начале 20-го века в Рио-де-Жанейро (в то время столица Бразилии), благодаря сильному влиянию чернокожих переселенцев из Байа (Bahia).

И, наконец, афро-американская йога, знаменитая ритмами фанка, блюза и хип-хопа. Базой для развития всех этих музыкальных стилей стала так называемая Черная церковь — многовековая вдохновительница развития черного населения в Северной Америке, в США, лидер в борьбе выходцев из Африки за свои права на чужом континенте. Именно в недрах Черной церкви, в общинах бывших африканских рабов зародились такие, на первый взгляд, совершенно разные музыкальные направления, как ритмичный фанк и религиозная музыка Госпел, мелодичный, вокально-инструментальный блюз и неформальный хип-хоп. Сегодня это модное течение городского андеграунда. А одно из всемирно известных в последнее время танцевальных направлений, вышедших из того же культурного пространства Афроамерики — брейкданс, на самом деле исторически вначале сформировалось как танец социального протеста, по мере роста своей популярности, превращаясь в красочное представление, ориентированное, в основном, на публику.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 839 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2471 - | 2352 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.