Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёлементы духовной космологии у западных античных философов




 

“еперь давайте обратимс€ к элементам духовной космологии в истории западной мысли. ƒл€ такого исследовани€ можно выбрать несколько методов. я решил вз€ть разные примеры из максимально возможного периода времени.

∆ивший до —ократа философ Ёмпедокл (ок. 490 Ц ок.430 до н. э.) говорил о богах, полубогах, люд€х и других видах жизни, и у каждого из них, по его мнению, существовала сво€ реальность быти€. Ёмпедокл считал, что если душа, живуща€ в теле почти бессмертного полубога, совершит грех, то много тыс€ч лет она будет перерождатьс€ Ђво всех смертных формах и будет мен€ть одно мрачное существование на другоеї (Kirk, Raven. 1957. фраг. 115). —ам о себе Ёмпедокл говорил как о Ђброд€ге, сбежавшем от боговї (Kirk, Raven 1957. фраг. 115). ќн говорил: Ђя был уже раньше мальчиком и девочкой, кустом и птицей, рыбой, плавающей в мореї (Kirk, Raven. 1957. фраг. 117). ѕо его словам, с помощью философских размышлений и благочестивой жизни душа могла вернутьс€ к своему изначальному положению.

»деи о реинкарнации можно найти у орфиков, греческих мистиков, которые значительно повли€ли на некоторых философов досократического периода и на ѕлатона. ѕо ƒжорджу ћилону, археологу и специалисту по истории искусств, орфики верили, что люди созданы из пепла титанов, которые представл€ют собой материю и ее качества (Mylonas. 1950. P. 178). Ќо поскольку титаны когда‑то поглотили сына «евса, «агре€, чь€ душа была бессмертна, то в человеке присутствует и божественное бессмертное начало, и смертное, материальное. ћилон писал, что Ђчерез очищение и ритуал, через св€щенные книги и посв€щение в мистерии, через праведную жизнь и аскетизм человек может наде€тьс€ с Ѕожьей милостью разбудить в себе божественную сущность, котора€ освободитс€ от первородной скверны и вырветс€ из ¬еликого  олеса Ќеизбежности и беспрестанно повтор€ющегос€ утомительного цикла перерождений, и достигнет освобождени€Е ¬от какова была высша€ цель жизниї (Mylonas. 1950. P. 181).

ѕо мнению различных римских и греческих библиографов —ократа, он общалс€ с духовными сущност€ми. Ђ«накомый пророческий голос моего Ддуховного проводникаУ по€вл€етс€ в моей жизни очень часто и возражает мне даже по пуст€кам, когда € собираюсь сделать что‑нибудь не такї, Ц говорил —ократ (ѕлатон, Apology of Socrates, 39C1Ц40C3. ÷итируетс€ по: Luck. 1985. P. 87). ѕо‑гречески духовный проводник Ц Ђдаймонионї. ”ченик —ократа  сенофон говорил, что —ократ называл своего даймониона Ђголосом Ѕогаї (Xen. Apology 12. ÷итируетс€ по: Luck 1985. P. 185). Ёто немного напоминает ведическую концепцию ѕараматмы, или —верхдуши, котора€ присутствует в сердце каждого живого существа как частичка Ѕога. Ќа определенной стадии духовного развити€ некоторые могут напр€мую общатьс€ со —верхдушой, а другие лишь косвенно чувствуют ее присутствие в виде интуиции и проблесков сознани€. ¬озможно, конечно, что —ократ общалс€ не со —верхдушой, а с другими сущност€ми, Ц например, с второстепенными полубогами, которым была интересна его де€тельность.

” ѕлатона в диалоге Ђ‘едонї (81 C‑D. ÷итируетс€ по: Luck. 1985. P. 169) —ократ говорит о призраках. ќн считает, что призраки Ц это души, которые покинули тело, остава€сь УнечистымиФ. ќни остаютс€ как тонка€, но все же видима€, субстанци€, котора€ позвол€ет им иногда про€вл€тьс€. „истые же души не станов€тс€ призраками. ¬ наказание за неправедную земную жизнь призраки приговорены скитатьс€ возле кладбищ и склепов до тех пор, пока они еще раз не воплот€тс€ в физическом теле. ћножество качеств и свойств призраков, рассказанных —ократом, знакомы мне из индийской философии, где считаетс€, что человек состоит из трех элементов: грубой материи, тонкого материального тела ума и самой души, котора€ €вл€етс€ частичкой вечного сознани€. — такой точки зрени€ призраки Ц это души без грубого материального тела. ” них сохран€ютс€ тонкие материальные тела (но при этом они не могут наслаждатьс€ прелест€ми жизни в такой форме), и в таком виде они преследуют живых, чтобы получить контроль над грубым материальным телом и удовлетворить грубые материальные желани€.

я считаю, что люди вид€т призраков, когда тонкое материальное тело призрака каким‑то образом вли€ет на тонкие чувства тонкого материального тела живого человека. ѕосле определенного времени таких скитаний призраку позвол€етс€ воплотитьс€ в новом физическом теле. ≈сли он будет вести праведную жизнь и не злоупотребл€ть физическим телом, то вскоре сможет освободитьс€ и от тонкого, и от грубого материального покрытий и перейти в область чистого духовного существовани€. ѕризрак по своей сути отличаетс€ от полубога. » высшие полубоги, и призраки Ц это души, у которых есть тонкое материальное тело. Ќо полубоги Ц это чистые души, которые занимают определенное положение во вселенской иерархии, и у них есть возможность наслаждатьс€ всеми радост€ми тонкого тела и тонких чувств, которые значительно превосход€т человеческие наслаждени€. ѕризраки же вели в человеческих телах неправедную жизнь, они очень прив€заны к материальному миру, к желани€м, которые не могут уже удовлетвор€ть. »м отказано в тех тонких удовольстви€х, которые позволительны полубогам. ≈динственна€ возможность дл€ них реализовать свои желани€ Ц это подчин€ть себе тела живых людей, как происходит в случа€х различных одержимостей.

¬ дес€той книге Ђ–еспубликиї ѕлатон рассказывает историю воина Ёра, погибшего в битве (Eliade. 1967. P. 375Ц376). „ерез 12 дней после смерти он ожил, лежа на погребальном костре, и описывал, что он видел, когда его душа оставила тело. ќн и другие души попали в место, где было два отверсти€ в небе и два в земле. ƒуши выходили через одно из отверстий в земле и уходили в небеса. ƒва других отверсти€ служили дл€ спуска людей с небес на землю. ƒуши, идущие из земли в небо, рассказывали о своих страдани€х в аду под землей, а те, кто спускалс€ с небес, говорили о райских радост€х. ѕо ведической космологии у людей на земле накапливаетс€ определенна€ карма. Ћюди с хорошей кармой, у которых много заслуг, попадают на райские планеты, но возвращаютс€ на землю, когда их хороша€ карма исс€кает. Ћюди с плохой кармой, совершавшие много дурных поступков, попадают на адские планеты и также возвращаютс€ потом на землю. ќднако, если человек с чистым сердцем служит Ѕогу, он попадает в высший духовный мир и уже на землю не возвращаетс€. „истое служение Ѕогу не относитс€ ни к плохой, ни к хорошей карме.

јристотель в двенадцатой книге Ђћетафизикиї писал, что звезды и планеты служат посредниками между духовным ѕерводвигателем и миром материи, который состоит из четырех элементов (земли, воды, огн€ и воздуха). “о есть движени€ небесных тел были в какой‑то мере причиной земной жизни и движени€ (Thorndike. 1923. V. 2. P. 253). “аким образом вырисовываетс€ космологи€, котора€ показывает вселенную, разбитую на три области, Ц и это напоминает ведическую космологию.

ѕублий  орнелий —ципион Ёмилиан (185Ц129 до н. э.) родилс€ в семье римских патрициев. ќднажды, когда он хотел покончить с жизнью, во сне к нему пришел покойный отец. ќн предостерег сына против такого поступка и рассказал ему, что такое душа. Ётот случай описан у ÷ицерона в труде Ђќ √осударствеї (IV, 14Ц26). ќтец ѕубли€, наход€сь в духовном мире, сказал сыну: Ђѕока Ѕог, чей ’рам Ц все видимое мироздание, не освободит теб€ из темницы твоего тела, ты не можешь получить доступ сюда. Ћюд€м дана земна€ жизнь дл€ возделывани€ небесного тела по имени «емл€, котора€ тебе видитс€ центром мироздани€Е ѕоэтому ты, ѕублий, должен оставить свою душу на страже своего тела и не должен покидать земную жизнь до тех пор, пока теб€ не призовет тот, кто дал тебе эту душу. »наче ты нарушишь долг, предначертанный Ѕогом человекуЕ смертен не ты, а лишь твое тело; и не теб€ представл€ет тво€ внешн€€ форма. “вой дух Ц вот тво€ суть, а не та телесна€ форма, на которую можно указать пальцем. «най, что ты €вл€ешьс€ богом, если бог Ц это то существо, которое живет, чувствует, помнит, предвидит, которое правит телом, в котором живет, так же, как ¬ерховный √осподь правит всем миром. » как ¬ерховный √осподь движет всей вселенной, частично состо€щей из временных форм, так и вечный дух движет твоим хрупким теломї (Eliade. 1967. Pp. 373Ц374).

–ассказ отца ѕубли€ об отдельной душе и о ¬ысшей душе очень напоминает идеи ведической космологии. ј. „. Ѕхактиведанта —вами ѕрабхупада в комментарии к Ѕхагавад‑гите (7.6) пишет: Ђћатериальное тело формируетс€, благодар€ тому, что в нем находитс€ дух; ребенок постепенно развиваетс€ в подростка, затем в мужчину, потому что в нем присутствует высша€ энерги€, духовна€ душа. јналогичным образом и вс€ огромна€ вселенна€ про€вл€етс€ в материальной форме благодар€ присутствию —верхдушиЕ ѕричиной возникновени€ гигантской вселенной €вл€етс€ гигантска€ душа, или —верхдуша. ј  ришна, ¬ерховный √осподь, Ц €вл€етс€ источником как гигантской души, так и крошечных душї.

ќвидий в Ђћетаморфозахї (43 до н. э. Ц 18 н. э.) утверждал, что вначале:

 

ЂЋик был природы един на всей широте мироздань€,

’аосом звали его. Ќечлененной и грубой громадой,

Ѕременем косным он былї.

 

Ќо он говорит и об изначальном, едином боге:

ЂЅог и природы почин раздору конец положили.

ќн небеса от земли отрешил и воду от сушиї[5].

 

«атем по€вились звезды, обители множества богов, которые, казалось, подчин€лись тому одному, который создал пор€док. «атем Ђдл€ обитань€ вода сверкающим рыбам досталась, суша земна€ звер€м, а птицам воздух подвижныйї. », наконец, по€вилс€ человек. ¬от как говорит о нем ќвидий: Ђ» родилс€ человек. »з сути Ѕожественной созданї (Sproul. 1979. Pp. 170Ц171).

» снова мы видим тройственность космоса. ƒуховный мир изначального единого бога, небесный мир подчиненных богов (полубогов) и материальный мир обычных живых существ, включа€ людей.

√реческий философ ѕлутарх (ок. 46 Ц ок. 120 н. э.) писал в труде Ђќ душеї, что путешествие души в момент смерти похоже на опыт, который получают посв€щенные в какие‑либо мистические учени€, например, в Ёлевсинские мистерии. ѕлутарх говорил: Ђ¬начале она неприка€нно бродит, устало мечетс€ здесь и там и с сомнени€ми проходит сквозь тьму, как непосв€щенный: перед посв€щением она сталкиваетс€ со всеми возможными ужасами и страхами, дрожит, тр€сетс€, страдает и изумл€етс€; сраженна€ вспышкой дивного света, она попадает в чистые сферы, прекрасные пол€, где звучат прекрасные голоса и танцуют волшебные танцы, где звуки и формы божественны; и здесь прошедший посв€щение легко гул€ет, освобожденный, и надевает корону, и попадает к таким же чистым и св€тым люд€м, и созерцает нечистые толпы непосв€щенныхЕ которые жмутс€ друг к другу в гр€зи и тумане, в своих страдани€х, со страхом смерти и неверием в благословенную жизньї (Eliade. 1967. P. 302).

¬ I веке н. э. ћанилий написал трактат по астрологии, где сравнивал вселенную с живым существом, проникнутым единым духом, который и дает ему форму (Luck. 1985. P. 332). «десь можно провести параллель с индийской теорией о Ѕоге, разлитом во всей природе, и о ¬ишвамурти или ¬селенской форме, т. е. вселенной, котора€ воспринимаетс€ как тело Ѕога. » ћанилий, и индийские трактаты говор€т о том, что Ѕог есть душа вселенной, дающа€ ей жизнь. ѕо ћанилию именно это единое присутствие Ѕога в природе устанавливает св€зь между судьбой человека и далекими звездами (Luck. 1985. P. 333). Ѕолее того, он пишет, что такой Ѕог Ђспускает существ с небесных звезд на землюї (Luck. 1985. P. 333). Ёто вполне согласуетс€ и с моей точкой зрени€, что люди и другие живые существа пришли на землю из высших миров.

ѕримерно в 217 году н. э. ‘илострат написал Ђ∆изнь јполлони€ “ианскогої, где описывал странстви€ и учение пифагорейского философа јполлони€ из “ианы. ”ченые пришли к выводу, что јполлоний реально существовал, но они не согласны с тем, как описывает его жизнь ‘илострат. ¬ любом случае, космологическое и метафизическое содержание его работы мен€ весьма интересует, и дл€ моих целей не слишком важно, откуда оно идет Ц от јполлони€ или от ‘илострата. я цитирую ‘илострата в переводе  онибира.

ћне, как западному человеку, который был в »ндии и занималс€ индийской философией и религиозными системами, интересно то, что јполлоний, по ‘илострату, путешествовал в »ндию и общалс€ с брахманами, владеющими тайными знани€ми. Ѕрахманы предвидели его прибытие и послали человека, который должен был встретить его и назвать по имени, когда он был еще далеко от них. —тарший брахман »арх знал, что јполлоний везет ему письмо, и увидел орфографические ошибки в письме, еще не открыв его (Philostratus. III. 12, 16). »арх дал пон€ть, что знает много фактов из жизни јполлони€. —огласно ‘илострату, брахманы могли левитировать и становитьс€ невидимыми (Philostratus. III. 13, 17).

 огда местный царь приехал с визитом к брахманам, јполлоний заметил, что еда и вино таинственным образом по€вл€ютс€ ниоткуда (Philostratus. III. 27). »арх и јполлоний говорили и о переселении душ (Philostratus. III. 19). ¬ процессе беседы каждый подробно рассказал о своем прошлом рождении. Ќа вопрос јполлони€ »арх ответил, что был индийским воином, сродни греческому јхиллесу (Philostratus. III. 19), а сам јполлоний сказал, что был египетским мореходом (Philostratus. III, 23).

јполлоний спрашивал »арха и его товарищей об устройстве вселенной, и те ответили, что вселенна€ состоит из элементов. Ђ»з четырех?ї Ц спросил јполлоний, име€ в виду землю, воду, огонь и воздух. »арх ответил, что их было п€ть: Ђ≈сть еще и эфир; мы его рассматриваем как субстанцию, из которой сотворены боги; так же, как все смертные дышат воздухом, бессмертные и божественные сущности дышат эфиромї (Philostratus. III. 34). ѕ€ть элементов, о которых говорил »арх, упоминаютс€ в Ѕхагавад‑гите и других ведических текстах. ќтвеча€ на вопросы јполлони€, »арх рассказывал, что вселенна€ Ц это одно большое живое существо, и у нее есть душа. Ёта душа координирует состо€ние вселенной и действи€ насел€ющих ее существ. ЂЌапример, Ц говорит »арх, Ц засуха, котора€ так часто €вл€етс€ причиной человеческих несчастий, €вл€етс€ ответом вселенской души на дурные поступки и несправедливости, совершаемые людьмиї (Philostratus. III. 34). «десь мы видим законы кармы в действии, которыми управл€ет Ѕог и —верхдуша, котора€ есть в каждом человеке и в каждом атоме.

»арх сравнивает вселенную с кораблем: ЂЌа корабле есть несколько мор€ков, все они подчин€ютс€ самому старшему и мудрому; там есть несколько старших командиров и искусные, умелые матросы; и в этой команде есть и вооруженные люди. ƒавай посмотрим, как этот образ можно приложить ко вселенной и увидеть ее как корабль; первое и главное место отводитс€ Ѕогу, создателю этого существа, пониже сто€т боги, которые отвечают за различные области вселенной; и правду говор€т поэты, когда рассказывают о множестве богов в небесах и множестве богов в море, и в фонтанах, и в ручь€х, и вокруг земли, и даже о подземных богах. Ќо нужно различать вселенную и эту подземную область, если она существует, потому что поэты говор€т о ней как об обители ужаса и разрушени€ї (Philostratus. III. 25).

ќднажды на город Ёфес напала чума, и јполлоний узнал, что причиной был демон, прин€вший форму нищего старика. ѕо приказу јполлони€ горожане забросали нищего камн€ми.  ак только был отдан такой приказ, из глаз нищего метнулись €ростные снопы света.  огда толпа убрала камни, под ними оказалось не человеческое тело, а тело демона, расплющенное в кровавую лепешку (Philostratus. IV. 10). “акие случаи показывают, что некоторые сущности могут мен€ть внешность и форму физического тела. ≈сли такое существует, возможно, сущности с большей властью могут не только мен€ть физические тела, но и создавать их.

Ќекоторые считают, что јполлоний “ианский умер своей смертью в Ёфесе, и при нем находились две служанки. ƒругие говор€т, что он пошел в Ћинд, в храм јфины, где таинственным образом исчез. “ретьи утверждают, что он отправилс€ на  рит, где исчез в закрытом храме, перед которым сто€ли люди и слышали женское пение, и в песне были такие слова: Ђ—пеши прочь с земли, спеши на небеса, спешиї (Philostratus. VIII. 30).

ѕосле ухода јполлони€ один молодой скептик изучал в “иане философию. ќн сомневалс€ в существовании бессмертной души. ¬ частности, он сомневалс€ в том, что душа јполлони€ не умерла вместе с ним. ќн говорил друзь€м: Ђя уже дев€ть мес€цев ничего не делаю, а только молюсь јполлонию, чтобы он открыл мне правду о душе; но он мертв и не €витс€, чтобы ответить на мои вопросы, и не даст мне никакого доказательства того, что его душа бессмертнаї. „ерез п€ть дней юноша проснулс€ во врем€ послеобеденного отдыха и спросил людей, которые были р€дом: Ђ–азве вы не видите св€того јполлони€, как он живет среди нас, и слушает наши разговоры, и читает чудесные стихи о душе?ї  роме него никто ничего не слышал и не видел. “огда юноша повторил им следующие слова јполлони€ (Philostratus. VIII. 31):

 

ƒуша бессмертна, и принадлежит

Ќе тебе, но ѕровидению,

» после смерти тела,

 ак быстрый конь без хомута,

ќна взлетит и растворитс€

¬ воздухе и свете,

ѕроклина€ то т€жкое

–абство, в котором томилась.

 

” эллинов вс€ алхими€ опиралась на духовную космологию. ¬ книге по магии древней √реции и –има Ћюк (Luck. 1985. P. 364) пишет: Ђћистическа€ сторона алхимической науки освещена почти так же подробно, как и практическа€. ќна характеризуетс€ тем, что алхимики стремились к собственному духовному совершенствованию и точно так же пытались с помощью совершенствовани€ простых металлов получить драгоценные металлыЕ ћножество таинств алхимии можно пон€ть через жертвоприношение, церемонии завершаютс€ после того, как сам алхимик получает посв€щение в высшие таинства. ƒл€ этого необходима долга€ подготовка.  онечна€ цель этого процесса Ц полное освобождение, вечное блаженство, как и в мистических учени€х. “аким образом алхимию греков можно считать одной из форм мистицизма. ѕоскольку душа по природе своей божественна, но прив€зана к материи в этом мире и изолирована от своего духовного дома, она должна очищать, как только возможно, присущий ей божественный дух от загр€знени€ материей. ¬ поиске materia prima алхимики раскрывают скрытые силы собственной душиї. ¬ ≈вропе алхими€ очень долго оставалась попул€рной не только среди мистиков. —эр »саак Ќьютон, известный нам как отец современной науки, глубоко изучал этот предмет.

—ходство процессов трансформации металлов и очищени€ сознани€ отмечалось в санскритском тексте XVI века Ђ’ари‑бхакти‑виласаї (2.12) —анатаны √освами: Ђ“ак же как колокольна€ бронза, смешива€сь с ртутью, превращаетс€ в золото в алхимическом процессе, так и человек при правильной подготовке, прошедший инициацию у духовного учител€, становитс€ брахманомї („айтань€‑чаритамрита. јди‑лила. 7.47). Ѕрахман Ц это человек, чье сознание очищено от вли€ни€ грубой материи. Ѕрахманом также €вл€етс€ тот, кто знает ¬ерховного Ѕрахмана, или абсолютный дух. ќсновна€ реализаци€ состо€ни€ Ѕрахмана Ц знание о вечных любовных взаимоотношени€х души с Ѕогом.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

525 - | 502 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.