Но сюрпризы на этом не закончились. Оказалось, что хетты, помимо клинописи, заимствованной у аккадцев, писали еще и иероглифами. Нашлись наскальные надписи, которые были выполнены лурийской иероглификой. В Малой Азии есть несколько рукописных архивов и большой комплекс наскальных надписей, сделанных в иероглифах. На сегодняшний день были найдены около 25 тыс. документов. С помощью них можно выяснить, что представляло собой хеттское царство.
География хеттского царства.
Хеттское царство находилось на территории Турции (Малая Азия). Это регион мелководных рек, но зато этот регион примыкает к морю. Здесь всегда были приморские и внутренние районы (капитан Очевидность). В приморских районах занимались морской торговлей, торговали льном, оливковым маслом, фруктами, здесь были рабские рынки. Эта часть Малой Азии в древнейших хеттских текстах называлась Милавандой. На территории Милаванды находились такие поселения, как виллуса и труйса (которые у Гомера будут называться Вилоя и Троя). Это очень древние малоазиатские поселения, в которых семиты жили вместе с индоевропейцами, и которые жили исключительно за счет морской торговли с/х продуктами. Напротив, внутренние районы Малой Азии являются преимущественно горными районами, почва там каменистая, но зато там располагаются залежи полезных ископаемых. Главная гордость Малой Азии – это железо. Именно Малая Азия стала центром распространения железной руды, железных орудий по всему миру. Но произошло это не ранее 14 века до н.э. До 14 века хетты и все народы Малой Азиидержали в строжайшей тайне существование железной руды. Жители хеттского царства чрезвычайно гордились тем, что они обладают железом, но они совершенно не понимали, что им делать с железом. Из желез делались троны, скипетры, различные украшения. Железный трон и железный скипетр – это 2 важнейших символа царской власти. В северо-восточных районах Малой Азии можно было добывать олово, а олово было более близко к человеку тех времен, потому что сплав меди и олова давал бронзу. Следовательно, северо-восток Малой Азии обогащался за счет изготовления и массовой продажи бронзового оружия. Из этого можно понять, что Малая Азия географически и по составу полезных ископаемых была чрезвычайно неоднородной. На западе занимались сельским хозяйством, в центре и на востоке занимались в основном горны делом и выплавкой металла. Здесь возникает следующий вопрос: когда на эту землю ушли индоевропейские народы? (а вот у меня след. вопрос: почему у меня не возникает таких вопросов, как у Емельянова???) Мы достоверно знаем, что в конце 3 тысячелетия в Малой Азии жили многочисленные купцы семитского происхождения (ассирийцы и аккадцы). Аккадцы поселились в Малой Азии в 23 веке до н.э., их туда привел Саргон Аккадский. Впоследствии туда же подтянулись ассирийцы. И на территории Малой Азии к концу 3 тысяч.-началу 2 тысяч. стали возникать объединения торговцев, торговые города государств. Самым заметным из этих городов был Каниш (у него есть и другое название – Несу). Этот город управлялся купцами (там не было царя). В городе существовал свой устав, согласно которому жители должны взаимно помогать друг другу. В случае, если человека, гражданина этого города, поймают с контрабандой, то остальные должны прийти ему на помощь и выкупить его. Но для того, чтобы его выкупили, этот человек не должен выдавать начальников торговых караванов. Каниш был городом контрабандистов, оставивший богатейшую переписку. Известно несколько сотен документов хозяйственного или имущественного характера. Примерно в 19 веке на территорию Малой Азии приходят хаты, а затем хурриты. Хатты и хурриты – это 2 кавказских народа. Они как раз к этому времени мигрируют в Малую Азию. И когда хаты и хурриты приходят, то от самоуправления Каниша ничего не остается. Города торгового типа терпят бедствия, потому что хаты и хурриты живут преимущественно войной, и соблюдать правила уставов торговых городов они не хотят. Затем туда приходят индоевропейцы. Но вот откуда они приходят – большой вопрос (опять!). Ученый-балканист Л.А. Киндеев полагал на основе некоторых данных, что хетты жили на Балканах с конца 4 тысячелетия, причем, жили они на территории нынешней Болгарии. Потом они постепенно переселились в Малую Азию и с начала 2 тысячелетия сали там жить. Но эта гипотеза принимается не всеми учеными. Однако, это единственная возможная гипотеза.(а здесь Максим чихнул. Видать, и впрямь хетты на Балканах жили)
Итак, к 19-18 векам мы имеем на территории Малой Азии союз нескольких народов. Это 2 кавказских народа, индоевропейцы, хетты и семиты, которые жили там до этого. Все эти народы стали основателями нескольких крупных городов. Это города Ханда, Турса и Хаттека, который на много столетий стал столицей этого государства. Эти города постоянно соперничали между собой, но в конце концов победил Хаттека. Как же все начиналось? Когда мы произносим этническое название «хетты», мы совершенно забываем (ага, именно «забываем»), что сами себя они называли «нессики» от названия города Несу, из которого они происходили. Говорили они на несситском языке, который мы называем хеттским. Свою страну они называли «страна Хатти».
История хеттского государства делится на 4 периода:
1. Дохеттское царство во время владычества Амитта. Амитта – это царь, время правления которого совпадает с правлением Хамураппи (1792-1750). Он правил в городе Куссави. Амитта прославился тем, что он покорил город Пурусхангу, сделал Усару столицей своего государства и оставил первую в Малой Азии царскую надпись, так называемую надпись Амитты, в которой он рассказывает о своих военных походах. Именно Анитта и его преемники были могущественными государями, правившими Усарой. Затем на смену им прищел царь Хактусидус. Он перенес столицу из Усара в Хактус, поэтому и стал называть себя Хактусидусом.
2. Древнехеттское царство (1650-1500). Древнехеттское царство – это период укрупнения Хактудской монархии за счет завоевания земель к северо-востоку от Малой Азии и за счет покорения Месопотамии. Самым ярким событием этого времени является поход Мурсили I на Вавилон. Мурсили 1 в 1595 году осадил и захватил (поработил, МУХАХА) город Вавилон вместе с Хассидой. Тогда хетты унесли большую добычу, и некоторое время власть хеттов распространялась на Вавилон.
3. Среднехеттское царство (1500-1350). Про среднехеттское практически ничего не известно, т.к. нет источников, из которых можно было бы что-либо узнать.
4. Новохеттское царство (1350-1200). Самым главным событием во внешней политике новохеттского царства была война с Египтом за земли возле Сирии. Эта война закончилась заключением мирного договора между Рамзесом 2 и и Хаптусилисом 3. Мирный договор 1361 года по созданию единой системы безопасности и сотрудничества между Египтом и хеттским государством.
Хеттское царство было разрушено народами моря, которые пришли со стороны Средиземного моря. Один из народов, разрушивших хеттское царство – мушки, а другой народ – каски. Мушки – это индоевропейское племя, которое дошло до Закавказья и смешалось там с местными хурритами и урартами. Именно мушки дали населению этой части Закавказья свой язык. Язык мушков стал армянским. Мушки – межвековые предки армян, но не этнические предки. Этнические предки армян – хурриты и урарты. Что же касается каски, то часть из них пошла в восточное Средиземноморье, а другая разбрелась по Малой Азии.
Итак, это основные вехи внешнеполитической истории хеттского государства.
Утройство общества хеттов
Хеттское царство было монархией, но особенность этой монархии в том, что правит государством не только царь, но и его семья (жена и наследные принцы). Вторая особенность хеттской монархии в том, что царь после смерти обожествлялся. Пока же царь правил, он подчинялся нескольким инстанциям, которые контролировали деятельность семьи монархов. Что же это были за инстанции? Наряду с царской властью, органом коллективного самоуправления хеттов был так называемый пасбус. Пасбус – это народное собрание, в которое входили только боеспособные мужчины. Пасбусом руководил совет доверенных лиц царя, который назывался турья. Эти 2 инстанции наводили на царя постоянный страх, потому что пасбум имел полномочия сменить царя. Пасбус же принимал решения о том, кого назначить следующим царем, потому что у хеттов не было прямой передачи власти от отца к сыну. У них все было гораздо сложнее: царь, почувствовав себя немощным, предлагал несколько кандидатур своих преемников пасбусу на выбор. Пасбус начинал думать и, как правило, заканчивал думать ко времени смерти этого царя, после чего именно пасбус выдвигал кандидатуру следующего монарха. Обычно выдвигали либо сына, либо зятя, либо брата жены. Хетты предпочитали мужчин на престоле. Пасбус следил за тем, насколько добросовестно царь выполнял свои обязанности. Главная обязанность хеттского царя была именно ритуальная, военная – во 2 очередь. Если царь перед военным походом не совершил необходимый ритуал, это могло стать выражение недоверия к данному царю. Почему ритуальные обязанности царя были для хеттов важнее, чем военная обязанность? Дело в том, что невозможно отправляться на войну, не покормив богов. Это заранее обреченная ситуация, потому что некормленые боги не станут помогать в сражении. Именно поэтому хеттам было так важно совевременное и очное исполнение царских ритуалов. Ни от одной культуры Древнего мира до нас не дошло такое количество ритуальных текстов, как от хеттов. Весь календарный год был расписан строжайшим образом: царь должен вместе со своей семьей принимать участие во всех ритуалах.
Социальная структура хеттов.
Главный социальный слой хеттов – воины-конники. Это могли быт конники-всадники, конники-колесничие, их жизнь обязательно должна была быть связана с лошадьми. Они составляли элиту хеттского царства.
Далее шли ремесленники, жрецы, общинники, рабы. У хеттов была необычная фора социальной стратификации, и связана она с 2 повинностями, которые должны были выполнять хеттские граждане. Одна из этих повинностей называется сахан, а другая – лутцы. Сахан – это натуральная повинность. Каждый житель общины, тот, кто работает на своем участке, должен отдать часть своего урожая царю, дворцу, храму. Размер этой часть устанавливался специальным законом. Лутцы – это трудовая повинность. Человек мог быть взят на с/х работы на храмовой земле и др. Все население хеттского царства было четко разделено на 2 части: те, кто входил в элиту общества, были освобождены от саханы и лутцы. Эти люди назывались освобожденными. В это число входили жрецы, воины элитных подразделений, чиновники. Вторая половина страны – это те, кто выполняли свои повинности. От государственных повинностей могли освобождаться и рабы, поскольку они принадлежали только своим хозяевам. Но вот хозяева (если они не входили в привилегированный слой) должны ыли выполнять повинности. Несмотря на такой приоритет к войску, хеттское царство жило преимущественно сельским хозяйством. Хетты выращивали злаки, прежде всего, ячмень, а потом уж пшеницу. У хеттов было развито садоводство, очень развито скотоводство. Они выращивали домашний скот в больших количествах и тщательно следили за тем, чтобы с животными ничего не случилось. Почему? Потому что хетты помимо серебра расплачивались еще и овцами. Слеовательно, овца, которой расплачиваются, должна быть без изъяна. Отсюда повышенное внимание к животным.
Армия хеттов.
В хеттской армии было 3 рода войск: конники, колесничие, пехота. Хеттские колесницы вещали 3 человек: водитель колесницы, щитоносец, который закрывал стрелка круглым или треугольным щитом, стрелок. Колесницы были достаточно большие, ободья снабжены шипами. Поскольку хеттские колесницы были огромны, они были неповоротливы, и при столкновении с другой колесницей было не разъехаться. В богазкёйской библиотеке встречаются уникальные тексты: инструкции по возведению коней. Это конец 15 века, автор текста – Китткули.
Вооружение хеттов.
Используя только им известную тайну железной руды, хетты изготовляли железное оружие. Также они вооружались копьями с луками, дротиками. Поначалу в хеттском войске железное оружие было только у знати, у остальных было бронзовое оружие, но к концу хеттского царства положение выровнялось, и уже у всех воинов было железное оружие. Оружейники и кузнецы богатели, т.к. шли постоянные заказы на оружие.
Внешняя политика.
Хетты принимали большое участие в международных дипломатических действиях. В 15-14 веках хетты были хорошими соседями египтян. До нас дошло письмо от хеттского царя к Эхнаттону. Хеттский царь справляется о его здоровье и спрашивает, как дела в Египте. Это означает, что у них были хорошие, добрососедские отношения. Но в 13 веке хетты и египтяне становятся противниками, потому что они хотят контролировать север. Дальше начинается война. Добрые друзья становятся врагами, а затем заключают мирный договор. Точно в таких же отношениях хеттское царство находилось с Вавилоном, с городами Палестины. За всю свою многовековую политическую деятельность хеттам удалось только сделать южноассирийских князей своими вассалами и требовать с них дань.
За все время существования хеттского царства хетты неоднократно пытались покорить запад Малой Азии, но у них это не получилось. Еще одной удачей хеттов была нейтрализация разбойничьего государства Амурру. Амуррский атаман сам попросил присоединить его государство к хеттскому царству.
Хеттские законы.
Хеттские законы уникальны тем, что они содержат минимальное количество статей с предписаниями о казнях. У них совершенно нет статей, которые предписывали бы членовредительство. За членовредительство полагается крупный денежный штраф, но в хеттских законах различается ответственность за причинение ущерба свободному человеку и ответственность за причинение ущерба рабу. Кроме того, хеттские законы интересны еще тем, что в них предусматривается ответственность за колдовство, за причинение ущерба урожаю и за зоофилию. Интересно, что законы против зоофилии потворстуют законам против инцеста.
Очень большое значение в хеттских законах уделяется семейному праву, заключению брачных контрактов. Если девушка связана по брачному соглашению с мужчиной, то он должен заплатить за нее брачный выкуп. Если отец и мать разрывают это соглашение, то они должны возместить выкуп в двойном размере. Если мужчина еще не взял себе девушку в жены и отказывается от нее, то он должен потерять выкуп, который заплатил. Наказание смертью предусмотрено за инцест, зоофилию и за порчу чужого урожая. Во все остальных случаях наказание заключается в денежном штрафе.
Хеттская религия и мифология.
Верования хеттов очень похожи на верования индоевропейских народов. Для всех индоевропейских народов характерно поклонение богу Грозы. Основным индоевропейским мифом является миф и битве бога Грозы со Змеем. Бог Грозы является покровителем царя. Кроме того, индоевропейские мифы очень часто повествуют от отдельных битвах между поколениями богов. И в этой битве поколении всегда побеждает бог Грозы, который чудесным образом избегает всех опасностей. Главного бога хеттов звали Тархунас. В славянском языке этому имени соответствует имя Перун. Противником Тархунаса в хеттской мифологии был змей водного происхождения, которого звали Илурянка.
Главный хеттский ритуал – битва бога со змеем. Этот ритуал назывался Пуруллия («праздник дождя»). Пуруллия проводилась весной после весеннего равноденствия, т.е. в конце марта. Но прежде чем проводить Пуруллию, нужно было провести еще целый ряд обрядов, в которых принимал участие не только царь, но и вся его семья. Примерно за месяц с небольшим до Нового Года проводился обряд кругового объезда хеттского царства, и этот ритуал должен был уложиться в 38 дней. Этот объезд на колеснице должен был имитировать путь солнца за год. Царь, объезжающий страну, символизировал собою солнце. Круговой объезд – это пребывание царя во всех крупных городах хеттского царства и великое сидение царя и городской администрации в главном храме для того, чтобы подсчитать налоги и понять, каким будет бюджет города на ближайший год. В каждом крупном городе царь посещал главный храм, оставлял там свою жертву, говорил со жрецами, решал все финансовые дела, решал вопрос о количестве воинов, об их снаряжении. Затем царь шел в другое святое место, в хеттский некрополь. Что представлял собой некрополь? Хетты сжигали мертвецов, пепел клали в урну, а урну ставили в саркофаг. Так что у хеттов были кладбища, своеобразные некрополи, состоящие из склепов, в которых находились саркофаги с урнами. В этих некроолях была специальная ниша для жертвоприношений. Наследный принц должен был принести в жертву ягненка в знак того, что он тоже почитает этих богов и людей. Все это должно было проводиться в течение 38 дней так, чтобы царь приехал прямо к празднику.
Далее проходил сам праздник. Перед самым Новым Годом устраивался обряд изгнания. Что это такое? Некоего мужчину наряжали в ветхую одежду нищего, завязывали ему глаза, давали ему на спину мешок, в руки - палку, специальной хворостиной гнали его до городских ворот, а потом – за них. Это было изгнание старого года со всеми грехами, несчастьями, болезнями, которые накопились. Хворостину либо выбрасывали, либо оставляли до следующего НГ. Но до нее нельзя было дотрагиваться, ибо она могла магически передать все несчастья. После этого наступал НГ, и в присутствие царя, его жены и наследного принца разыгрывался спектакль о битве бога Грозы со Змеем.
У хеттов существовал и 2 праздник, который назывался «Исчезновение и встреча бога Тирипину», который был посящен богу пчеловодста и плодородия Тирипину. Этот обряд стал впоследствие основой для рождественского обряда у европейских народов.
29.10.2011 - Максим
Бог Тилипину – бог плодородия.
Это Божество связано с пчеловодством и вот Хетский Царь говорит о том, что: Однажды утром Бог проснулся и испытал дикую ярость, сам не понимая почему. Настолько сильно он был зол на все вокруг, что он одел башмак левой ноги на правую, а башмак правой ноги на левую ногу и в этом состоянии он встал и пошел по земле. Всю землю окутало дымом и начался пожар à засуха. Боги стали жаждить, но не могли насытиться. Тогда Боги собрали совет, где она поняли, что с уходом Бога Тилипину ушло все самое хорошее. Вначале вызвался орел, т.к. он все может увидеть с самой высоты. Боги поручили орлу эту миссию, но он провалил задание. Тогда вызвалась маленькая пчелка. Она объяснила свою пользу тем, что она может по запаху найти Тилипину и разбудить его с помощью своего жала. Вскоре пчела нашла его, ужалила его и он проснулся. Пчела поведала все, что творится везде. Тилипину приказал, чтобы к нему послали орла. Прилетел орел, Тилипину сел на него, Но началась гроза. Было принято решение задобрить Тилипину. Посреди города () поставили вечнозеленые дерево с множеством подарков, список подарков: сыр + масло + рыба всякая и тд.
Боги начали ходить кругом вокруг это дерева, когда Тилипину увидел это, он усмирил свой гнев и согласился быть в этом городе. Позже все это перешло в традицию(у европейцев). Очень многие сюжеты появляющиеся у славян повторяются у хеттов, например двуглавый орел – один из символов Хетского царства. Он использовался на военных штандартах. После гибели Хетского царства двуглавый орел перейдет к грекам в Византию, ну а позже уже к нам.
Вот такая вот интересная история!;D
Но в целом можно точно сказать, что хетты повлияли на греческую культуру, в частности один из хеттских текстов «О «:;%»:;%»(«»№*» в последствие будет известен у греков.
Впервые книга появляется в Малой Азии, откуда к грекам. Культ Зевса очень сильно напоминает культ Хетского Бога (?). Не исключено, что Хетты могли быть могущественным государством на протижении долгого времени, если бы через их территория не пролегла трасса народного бунта (?)
Хотя в конце 12 в. н.э. с хеттским царством было покончено. Хетты переселились на довольно большие территории сев. Сирии, сев. Палестине.. причем некоторые хетты становятся скотоводами. Многие хетты остаются в Малой Азии.
ИТОГО: Хетты не имея своего гос-ва охватывают всю территорию Ближнего Востока.
Политическая карта мира существенно меняется.
С 13-12в – вместо египтян, вавилонян и т.д. приходят новые народы, которые только только формируются. Например - евреи
ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ
Источники весьма немногочисленны:
1. Книги Царств, входящая в Хроники Библии.
(но это хроника имеет мало подтверждений)
2. Исход, Библейская книга. О переселении евреев из Египта в Палестину.
(нет доказательств существования этих легенд, нет археологических следов)
Нет сообщений о пребывании евреев в Египте. Вторая проблема это существование царя Соломона. Если существование царя Давида было некогда доказано, но Соломон кроме как в Библии не упомянут.
Библия сообщает о 1ом храме, построенном в эпоху Соломона, но археологи до сих пор не мог найти информацию, связанную с Соломоном. Поэтому появляется гипотеза о сказочном существовании царя Соломона.
Первая и главная проблема – происхождение и возникновение евреев. Древне – еврейский язык относится к числу западно-семитских, они родственники финикийцев, амореев, арамееав, и дальние родственники акатцев.
Первые памятники древнееврейского языка – Библия.
Второй памятник 10 в до н.э. – Календарь из Гезара – месяцы древнееврейского календаря.
Когда сформировался древнееврейский народ?
Ясно, что евреи стали полноценным народом после образования Израильского царства, а кем они были до того? До того они были союзом племен, вначале союз 6, потом 12 племен.
Иврим – глагол «эбер» = переходить/пересекать водную преграду.
Версии:
1. Река Евфрат, западно-семитские племена, которые перейдя Евфрат попали в Сирийскую пустыню, а потом добрались до Египта. Их гнали те самые беспорядки, которые начались в Месопотамии после смерти Хамураппи в конце 18 в до н.э.. Тогда многие племена вынуждены были покинуть свои места и начать скитания. (эту версию выдвинул М. Дьяк)
2. Иврим – это дети Эвера. Но сам Эвера тоже имел этимологический корень «пересекать», но что ОН пересек никому неизвестно.
3. Иврим – это перешедшие реку, но это некий образ. Перейти реку значит перейти некую катастрофу, серьезную жизненную преграду. Зимний месяц (январь - ферваль) назывался «переход реки» (название?)… Переход реки подземного мира. Это означало, что в январе-феврале появлялась катастрофа, а т.е. в январе – феврале был сезон дождей.
Образование еврейского народа –об этом мы ничего не знаем.
Яхве – бог евреев. Впервые упоминается в городе Мари на среднем Евфрате, где жили аморее (как кочевые, так и оседлые))). Вполне возможно, что в этом самом городе жили предки евреев.
По еврейской традиции весь мир делится на еврее и гоев. Значение слова Гои непонятно, но оказалось, что в городе Мари это слово тоже присутствует. И оказалось, что галы или гои – оседлые жители, земледельцы. Все эти факты мы узнаем из клинописных текстов 18вв.
ИТОГО: Возможно, что предки еврее жили именно в этом городе.
Что же качается Бога Яхве – имя образованное от глагола «жить», «быть» и грамматически оно связано с благопожеланием «Да будет жив! Да здравствует!». Кроме того мы знаем из тех же текстов Мари, что древнейшим семитским божеством был Бог Эл. Элохин – множественное число. А мы знаем, что именно под этим именем Элохин, что буквально означает (?). Поэтому еврейские корни, в том числе корни еврейской религии – общесемитские. Все семиты поклонялись Богу Элу и его покорникам(?), которых было очень много.
Семиты также верили в Бога Солнца Шамуша, во многих семитских городах стояли храмы, посвященные ему. В их пантеоне было множество десятков божеств. Несомненно, что протоевреи наряду со своим племенным Богов поклонялись еще семитским божествам. Но возникает вопрос, когда впервые обнаруживаются следы в истории? Можно осторожно предположить, что они обнаруживаются при Эхнатопе.
В конце 1980х г. в Египте была раскопана гробница одного из советников Эхнатона, его звали Аперхэль.
Эль – имеет корень семитского Бога Эл
Апер – напоминает слово «еврей»
Французские исследователи, раскопавшие гробницу, сделали выводы, что имя Аперхель должно переводиться как «еврей, чьим Богом является Эл».
Таким образом, была обнаружена гробница советника западно-семитского происхождения. Возникла гипотеза это гробница Иосифа – знатный сановник при египетском фараоне. Вторая архелогическая факт: когда при Рамзесе 2,а это 19 династия, строили новый город Перрамзес, то на строительстве этого города было использовано огромное кол-во племен, которые пришли с моря, со стороны Синайского полуоства, они работали на каменоломнях. Ситуации времен Рамзеса показывает, что на Египет к концу 13 века навалилось достаточное кол-во племен и народы моря и какие-то семиты. Они решили прибрать их к рукам и поставить на места общественных работ. Таким образом этих людей отправили на строительство новых городов и на каменоломни. Поэтому библейский сюжет о работе Моисея и его людей на каменоломнях связан с этим периодом. Третий факт, надпись фараона Мерментаха 1217 г., фараон сообщает о том, что он преследовал страну Курии, и она стала вдовой из-за Египта (слово курия – обозначает западно-семитские племена в египетских источниках).
Мы просто верим в Библейские источники, которые являются главными по древнейшей истории Израяля. Если мы к ним обратимся, то мы увидим, что евреи, сперва под руководством Моисея, потом уже Исуна-Налина (?), идут в землю обетованную из египетского рабства в Палестину и Финикию(почему эти земли для них обетованные?). Так как края Финикии богатые и там нет войн, евреи идут поживиться чужим добром. Первые евреи были разведчиками с мирной миссией, потом уже приходили вооруженные группировки, так как им было некуда идти. Они делают это вынужденно, они не могут пойти в Сирию (там война), не могут пойти в Месопотамию (так как она воюет за Сирию). Они не могут пйоти на Эгейское море, так как Троянская война. И единственным местом оказывается Финикия, где они оказываются в 12в до н.э.. Но у евреев на этой территории есть конкуренты – филистимляне, нынешние палестинцы (которые мешают им до сих пор). Нынешние палестинцы, которые говорят на арабском – это потомки тех самых филистимлян, которые переселились (???) в 12 в, т.е. практически одновременно с евреями, и стали их конкурентами по территории. Кто такие филистимляне? Это тот самый народ, который в египетских источниках называется пэрсэт или пэлсэт, т.е. палестинцы, потом земля была названы исходя из названия их народа (Палестина). Их происхождение неизвестно, есть мнение, что это пелазги(= протогреческий народ, возможно кавказского происхождения, но то что в составе этих палестинцев были хуриты и семиты это несомненно, это семито-хуритская смесь.) Поэтому филистимляне поселяются в Восточном Средиземноморье примерно в тоже время, что и еврее и начинается битва за территориальные интересы. Насколько мы можем судить из книги Судеб(Судей??) из книги Иисуса (Налима??) основной единицей организации древних евреев был отцовский род. Евреи были кочевниками, кто-то из них занимался проводником караванов, кто-то – торговлей, но когда они переселились в Палестину они стали земледельцами. Земля была в коллективной собственности отцовского рода, с 12 в.. Отцовский род имел общее кладбище, его члены были связаны обязанностью кровной мести и взаимопомощи. Имущество поначалу тоже общее. В состав каждого рода входили отцовские семьи(??) состояли из 3-4 поколений, потомков одного отца. И эти отцовские семье владели наделами родовой земли, в этих отцовских семьях были свои судья, которые рассматривали незначительные преступления, более значительные преступления так не рассматривались.
В древнейших частях Библии упоминаются племена или колено (по-еврейски шедер??), и поначалу этих колен 6, потом их число удваивается, возникает союз колен. Этот союз колен руководится вождями, эти вожди называются судьи(???), мы их переводим как???. Что же означает судья? Это человек, который сочетает в себе функцию полевого командира, плесенного судьи и гражданского вождя. Считалось, что судья обладает определенной близостью к божеству, определяет определенной харизмой. Поэтому судье все доверяли как представителю власти, связанному с Богом. Помимо судей были пророки, это люди, которые вещали от самого Бога, через них говорил Бог. И пророки почитались в народе, как люди, говорящие правду о судьях, об отцах родов и вообще о всех людях. С самого начала было очень много жрецов, кончено которые не были привязаны к какому-то определенному месту, а занимающиеся различными магическими практиками. Были те, кто занимался только жертвоприношениями, были предсказатели, функции которых заключались в поиске пропавших вещей, и были пророки, которые должны были понимать, что происходит ВООБЩЕ, и понимать насколько права/неправа власть в своих действиях, потому что пророки – люди Божьи. С самого начала так сложилось. Пророки контролировали судей. Пророки ходили туда сюда, у них не было никакой определенной работы. Они ходили и вещали, а их слушали. Так продолжалось до середины 11 в., когда евреи почувствовали, что они не могут быть хозяевами на отвоеванных у финикийцев землях, и есть у них соперник, имя которых филистимляне. Возник вопрос о царской власти, собрался совет. Начались ожесточенные споры за и против, самые ценные в спорах – аргументы.
Одни говорят – «Поставь над нами царя, чтобы он правил нами, как и против народа??»
Другие люди против царской власти - «Вот какие буду права царя, который будет царствовать над нами, сыновей наших он возьмет и приставит к колесницам своим и дочерей наших возьмет, чтобы они варили кушенья и пекли хлебы, и полями отрадные и масличные сады лучшие возьмет и отдаст своим слугам, и от посевов наших и виноградников наших десятину возьмет и отдаст своим сановникам и слугам».