Лекции.Орг


Поиск:




Внешняя политика Навуходоносора.





Рассмотрим иудейское пленение. В 597 году иудейский царь Иоаким заключил тайное соглашение с египетским фараоном против Вавилона. В то же время Иоаким официально клянется в верности вавилонскому царю, называет себя его слугой. Налицо измена. И эту измену Навуходоносор решил покарать. В 597 он снял Иоакима с должности и увел 3 тысячи иудеев. Вместо Иоакима поставил своего человека - Седекию, который клялся быть верным Вавилону, служить верой и правдой. Навуходоносор ему поверил. Однако Седекия, как только вавилонское войско ушло из Иерусалима, сразу стал искать контакты с Египтом. В это время меняется фараон. Через 10 лет Седекия заключает с ним тайный договор и получает поддержку египетской армии в Палестине. Это означает новую войну против Вавилона. Разведчики докладывали Навуходоносору об измене Седекии. Тогда, в 586 году, Навуходоносор решает эту проблему радикально.

Радикальное решение проблемы состояло в 3 пунктах:

1. были уведены в плен 10 тысяч иудеев;

2. была осуществлена расправа над Седекией и его сыном;

3. был разрушен иерусалимский храм Яхве.

 

Теперь подробно.
Сперва на глазах Седекии был умерщвлен его старший сын, а потом Седекии выкололи глаза. Лишив Седекию старшего сына, Навуходоносор, по вавилонским представлениям, лишил его наследника и того человека, который будет приносить ему погребальные жертвы, т.е. он в принципе лишил Седекию благополучного загробного существования.
Но почему же Седекию ослепили? Потому что Седекия предал договор, заключенный между ним и Навуходоносором, а во главе договора стоит бог Шамаш, бог солнца, справедливого суда. Ослепление означало, что Седекия провинился и не может видеть свет Шамаша, т.е. ослепление имело глубоко символический смысл.
Почему разрушен храм Яхве? Его разрушение также вполне продуманная символика, можно сказать, что Навуходоносор вынужден был разрушить храм. Как поступали до него. Они храм не трогали, а выносили статую бога из побежденного города. И впоследствии на этой статуе либо ставили клеймо, либо писали имена богов. Это означало, что местный бог находился под властью ассирийского или вавилонского божества. В Иерусалиме ничего подобного сделать было невозможно, потому что у яЯхве нет статуи, значит, наказать его было так невозможно. Поэтому можно было только разрушить храм, в котором пребывает это невидимое существо.

Что такое великое вавилонское пленение иудеев?
Нужно рассмотреть всю предшествующую традицию угона в плен. При Тиглатпаласаре Третьем местное население угонялось в ассирийский плен, где его сажали на землю и заставляли работать на ассирийцев. Навуходоносор угоняет в плен не простой народ, а интеллектуальную элиту. Эти 10 тысяч - жрецы, книжники, законодатели, среди которых потом оказываются пророки. Именно их отправляет в плен Навуходоносор. Он не рассчитывает ситуацию до конца. Никто не знает, что будет дальше. Но его намерения понятны: он хочет лишить иудеев разумных, мыслящих людей, в том числе управленцев. Лишив иудеев управленцев, он делает эту территорию полностью подвластной. Он не понял одного: эта интеллектуальная элита, оказавшись в Вавилоне, начнет усиленно «шевелить мозгами». Усиленно думать, задаваясь неизвестным для вавилонского царя вопросом: а за что? За что, бог наш единый, ты переселил нас сюда? Чем мы провинились и что нам сделать для того, чтоб было все наоборот? Именно в вавилонском плену сформировалось окончательное становление библейского канона, пишется Книга бытия, которая содержит огромное количество шумерских и вавилонских сюжетов. Именно в вавилонском плену проповедует пророк Иеремия, формируется доктрина богоизбранности еврейского народа и доктрина конца дней. Вся иудейская синтология, которая потом состоит из тиамской, мусульманской, формируется в это время – период еврейской катастрофы, когда народ постоянно спрашивает: за что и почему? Именно этот факт пребывания в плену способствовал усиленному поиску самоидентификации. В этих условиях любой народ растворился бы среди других. Но только не иудеи, которые наоборот собрались и стали думать, кто они такие, каков смысл их существования.

Если мы увидим административные тексты этого времени, то действительно, было очень много служащих с еврейскими именами, которые были заняты в канцелярии, судопроизводстве, торговые агенты преимущественно были евреями. Гораздо меньше евреев было среди земледельцев, хотя встречались садоводы с еврейскими именами. Таким образом, все выведенные евреи в Вавилоне оказались пристроенными к какому-либо делу. Несмотря на «встроенность» в вавилонскую культуру, очень активно проповедовали. Стали создавать национально-территориальную общину. Навуходоносора это не беспокоило, он был поглощен собственными интересами. Новая тенденция: интерес к прошлому. Он начинает коллекционировать надписи древних царей, при нем проявляется интерес к заброшенным старым храмам, писцы пытаются восстановить письмо шумерского и старовавилонского времен, т.е. все растет интерес к собственной древности, хотя они не доходят при этом до археологии. Становится престижным писать древней клинописью, писать как в старые времена, пытаются имитировать грамматику старовавилонского времени, при Навуходоносоре создаются надписи на древнем вавилонском языке. Это свидетельствует об упадке цивилизации, т.к. люди пытаются зацепиться за прошлое, которое они находят с большим трудом, потому что люди говорят не по-аккадски, а преимущественно по-арамейски.
Вот этот грандиозн строитель, воин, хозяйственный деятель умирает на 43 году правления. После Навуходоносора Второго у власти длительное время никого нет. С 562 по 556 правят два человека, а возможно и третий (данный факт не установлен). Именно о них один вавилонский текст спрашивает: кто был царем, кто не был царем? Эти 6 лет несчастны, они прокляты для Вавилона, потому что правят слабые церкви. Вавилонское жречество ищет кандидатов на роль нового царя. И, наконец, находят на севере страны человека, которого звали Набонид. Годы правления - 556-539. Происходил из города Харрана, на самом сервере Месопотамии. Там, в Харране, стоял бог луны, которого звали Син Харранский. Это маленькое местное божество, которому там поклонялись. Этот самый Набонид являлся Сина. Он приезжает в Вавилон вместе со своей мамой, которую звали Адда-гуппи. (мама достойна).
Набониду по приезде в Вавилон было за 50, мама была в весьма почтенных годах, ведь тогда ей было под 90. Набонид очень любил свою маму и во всем слушал ее. Мама была верховной жрицей храма Сина. Мама говорила Набониду, что он всегда должен быть рабом Сина. Он приезжает в Вавилон, город величественного бога Мардука, и на первом году заявляет, что будет поклоняться Сину, а Мардуку не будет. И вот эти самые люди, которые пригласили его, начинают чесать затылки: «Кого же мы пригласили, ведь непочтение к Мардуку означает некормление вавилонских жрецов и администрации, деньги будут распределяться не так». Действительно, Набонид на 2 году правления начинает перечислять деньги на ремонт храма Сина, который находится в противоположном конце Месопотамии. Жрецы Мардука призадумались. Самым главным и любимым праздником был Новый год. Он был посвящен Мардуку и его победе над Тиамуд. И тут Набонид заявляет, что он собирается праздновать Новый год. Вавилон жрецы говорят: «Не празднуй, а мы будем». «Нет, и вы не будете,»- говорит Набонид. И в Вавилоне целых 7 лет не было Нового года. Он был официально запрещен. Мама набонида сказала: «Ну, теперь-то тебя скорее всего убьют. Потому уезжай из Вавилона». «А куда я уеду?» - спрашивает Набонид. «А вот уезжай в Аравию, есть там такой оазис, оазис Тейму. Через него проходит великий торговый путь из Египта до Китая, было бы очень хорошо, если бы какой-то участок этого пути ты контролировал, брал пошлину за провоз со всех начальников караванов,» - отвечает мама. Набонид уезжает туда, где он строит себе временный дворец, в этом оазисе он пребывает по повелению мамы, а она в это время правит в Вавилоне. В конце концов Набониду сообщают о том, что произошло это печальное событие: его мама умерла на 102 году жизни. И поскольку мама умерла, то править некому, надо возвращаться. Ему сказали: «Возвращайся, но имей в виду, что не очень-то тебя и ждут». Набониду ничего не остается, кроме как вернуться. Когда он возвращается, на границе с Вавилоном стоят персидские войска под предводительством царя Кира Второго. Жители Вавилона и окрестностей очень рады приближению Кира Второго, они готовы по первому зову открыть ворота Вавилона, потому что Кир Второй обещает восстановить в Вавилоне праздник Нового года, вернуть Мардука и дать Вавилону неограниченную свободу, а Набонида свергнуть, как представителя чуждого. Кир был гениален, он понял, что хочет душа вавилонян. Вавилоняне были рады, они обещались выдать Набонида, где бы он не находился. Набонид решил выставить против Кира свой передовой отряд и поручил командование им своему сыну Бел-шар-уцур. Это был его старший сын, в Библии его имя - Валтасар. Во время пира Валтасару привиделась рука, которая написала три слова: исчислен, взвешен, рассечен. И это было дурное предзнаменование. Вавилонские источники этого не подтверждали (вавилоняне были гораздо менее мистичны, чем иудеи и арамеи).Дело кончилось плохо: сын погиб, дело Набонида было решено. Вблизи Вавилона он был схвачен и выдан Киру. 20 октября 539 года Кир торжественно вступил в Вавилон через главные городские ворота. Набонид, судя по одному тексту, был отправлен в Персию наместником в одну из провинций, т.е. не был казнен.

Кир действительно выполнил главное обещание: вернул культ Мардука, лично контролировал подготовку к празднованию Нового года, объявил, что Вавилон - это свободный город. Но есть одна деталь: это свободный город, находящийся под защитой другого государства, т.е. фактически был объявлен протекторат Персии над Вавилоном. Это было очень мягкое решение. Кир не решился сделать Вавилон персидской провинцией. Он понимал, что тогда он получит крупное восстание, которое будет сложно подавить. Ему нужно было идти дальше, в Среднюю Азию, Египет. Поэтому он решил действовать осторожно, дать свободу вавилонянам, пусть они радуются возвращению Мардука, празднуют Новый год, отчисляют дань персам.
Фактически именно 20 октября 539 года Вавилон потерял независимость, Месопотамия с этого времени перестала быть независимым государством. Она принадлежала персам, грекам, римлянам, арабам. Фактически государственность была восстановлена только в 1958, когда была провозглашена республика Иран. Но тогда, когда Кир вошел в Вавилон, люди радовались, устраивали великие храмовые праздники в честь Кира, просили его клинописью написать какое-нибудь пожелание Мардуку. Но они не понимали, что история их закончилась. После 6 века аккадский язык окончательно становится мертвым, в Месопотамии основными народами становятся халдеи, арамейские племена, люди говорят на халдейском наречии арамейского языка. Классическая месопотамская культура фактически перестает существовать и сохраняется только в виде реликтов в старых шумерских городах на юге (Урук, Ларса, Иссим). Там люди пишут клинописью по-аккадски и по-шумерски до 1 века нашей эры, желая сохранить для потомков язык и культуру (последние таблички относятся к 73 году). На всей остальной территории распространяется финикийский алфавит, арам, пишут на кусках кожи арамейским квадратным шрифтом (дошли до нас только арамейские надписи). И вот таким образом заканчивается класс месопотамская цивилизация, власть переходит к персам. Именно с 539 года начинается строительство Великой Персидской империи. Это вторая империя. Сначала империя Кира, затем империя Дария первого.

19.11.2011 – 1 часть – Максим

Персидская империя.

Итак 20 октября 539 года Кир2 торжественно вступил в Вавилон. Вавилону было даровано автономное правление, был восстановлен культ Мардука, Кир праздновал эту победу как самое главное свершение своей жизни, потому что в это время Персия уже владела Арменией, Средней Азией, Лидией, и Кир готовился нанести след удар по Египту.
Несомненно, что именно взятие Вавилона стало индикатором образования второй мировой империи – персидской. И с этого времени мы имеем дело уже с государством, которое образовано народами индоевропейской общности. Первым таким народом были хетты, второй знаменитый индоевропейский народ - это персы, ранняя история которых, так же как и ранняя история индоевропейцев, до сих пор представляет из себя загадку для науки. Мы не знаем, откуда происходят индоевропейцы, где их прародина, на эту темы существует 2 основные версии: согласно первой, они происходят с Древнего Востока, и первоначально они расселялись по Армянскому нагорью; согласно второй версии, индоевропейцы первоначально жили в лесной зоне Центральной и Юго-Восточной Европы. Затем они стали распространяться на восток, в сторону Иранского нагорья и полуострова Индостан, куда индоевропейцы могли попасть из Европы через Кавказ, либо по другой версии продвинулись в Среднюю Азию и только оттуда попали в Иран. Точный маршрут их передвижения неизвестен, потому что они не оставляли следов материальной культуры, передвигались на повозках или верхом на лошадях, брали минимум посуды с собой, причем часто заготовленной не ими, количество утвари было минимальное, они не оставили никаких следов, поэтому трудно проследить индоарийские миграции этого времени.

На севере Ирана индоарийское население обитало с конца 2 тыс до н э. Об это свидетельствуют ассирийские клинописные тексты, в частности мы знаем, что на территории Элама уже в конце 9 века находилось большая группа переселившихся племен. После того, как Элам был разгромлен Ассирией, место этого государства заняли племена мидийцев и персов. Иранская цивилизация (персы) имеет очень существенное отличие от остальных древневосточных цивилизаций. Государственность в этом регионе складывается после того, как сложилась основная религия. Государство с самого начала подчинено идеологии, и царская власть в перси должна соответствовать религиозно-нравственным нормам. Нигде, ни в какой стране, до Персии ничего подобного не было. Была вера в богов, были жертвоприношения в хамах, но нигде государство не возникало после того, как происходило становление государственной религии. В Персии случилось именно так.
В конце 9 - начале 8 века среди персов появился пророк Заратуштра, который обратился к своему народу с проповедями и эти проповеди пророка легли в основание религии, которая называется зороастризм. Само имя Заратуштры означает «староверблюдый» (?), т.е. тот, чьи верблюды стары. Это имя-оберег, специально для злых духов, которые видят, что верблюды стары, и не тронут их. Имена обереги были вообще очень популярны. Был такой древнерусский летописец, которого звали Упырь Лихой (чтобы отпугивать болезни от младенца); нечто подобное связано с именем Заратуштры. Заратуштра, по-видимому, происходил из Поволжья. Так полагает большинство современных иранистов, потому что в проповедях есть описание снежных бурь, льда, замерзания реки, чего категорически не бывало на Иранском нагорье. Заратуштра произносил проповеди, которые запоминались слушателями, но записаны были через много лет после его смерти. Его проповеди назывались гаты и они стали древнейшей частью священного писания иранцев, которое называется авеста. Авеста в переводе с древнеперсидского означает «основа» или «установление». Авеста - это священное писание новой религии, которую, в отличие от иудейского монотеизма, можно назвать дуалистической (зороастрийский дуализм). На всем протяжении его проповедей встречаются несколько фундаментальных положений: в мире существует два начала: творящее, это бог-создатель неба и земли, человека и всего чистого, что есть в мире. Его зовут Ахурамазда. Он создал этот мир и все лучшее, все самое чистое в нем. Потом возник его антипод - бог зла, тьмы, разрушения, и его звали Ахриман. Самое главное отличие этих антагонистических начал – это отношение к истине. Ахурамазда – это бог-покровитель правды, он связывается в проповедях с созиданием, с ос6едлым образом жизни, с возделыванием земли, с домом, т.е. с тем, что прочно и стабильно установлено в мире. Это и есть правда. Правда – это, прежде всего, то, что прочно установлено. Ахриман – покровитель лжи, т.е., согласно Заратуштре, покровитель всего нестабильного, непрочного, перемещаемого с места на место: кочевого образа жизни, смены занятий, отсутствия семьи - все это категорически плохо, потому что это не имеет прочного установления. И вот этим руководит Ахриман. Весь мир поделен на 2 части: образ правдивого и образ лжи, чистого и нечистого. Все существа и предметы делятся на чистые и нечистые. Самым чистым зороастрийцы считают огонь, неслучайно их называют огненными поклонниками, потому что у них стояли жертвенники Ахурамазде, и в центре жертвенника был священный огонь, которому они поклонялись, считая его чистым, согревающим, огонь для зороастрийцев - символ жизни, порядка как такового. Самым нечистым для них является мертвое тело. От мертвеца нужно освобождаться как можно раньше, причем обычные люди мертвого тела касаться не должны, для этого есть специальные жрецы. Нельзя предавать мертвое тело огню, потому что нельзя смешивать чистое с нечистым, нельзя предавать земле, потому что земля тоже чиста, она родит посевы. Следовательно, его нужно выносить на башню, где его будут клевать хищные птицы. Поэтому зороастрийцы довольно лихо и быстро справлялись с телами. Посредине этих крайне чистого и крайне нечистого начал располагается весь мир с растениями, животными, людьми, и отношения, которые устанавливались между ними, есть отношения дуалист. Человек по Заратуштре является средоточием борьбы добра и зла; и Ахурамазда, и Ахриман сидят в самом человеке, один склоняет его в пользу истину, другой - в пользу лжи. У заороастризма есть священная история, которая состоит из 3 эр.
Первая эра – эра основания, это эра начала мира. Сперва зародился мир под рукой Ахурамазды, который создал все прекрасное, огонь и первых людей; потом Ахриман - враждующее начало -создал дым. По этому типу огонь и дым были созданы как чистые и нечистые вещи. Вторая эра – эра смешения. Это мир в нынешнем состоянии, в котором смешаны добро и зло. Человек в эру смешения имеет свободную волю, он может выбирать, кому служить, в какую сторону идти. Поскольку человек имеет свободную волю, то он наделен ответственностью за свое поведениею, он отвечает перед Ахурамаздой и перед 7 святынями. Его выбором решается его посмертная судьба. В зороастризме есть рай, ад и чистилище. Чистилище в книгах авесты называется местом смешанным, туда попадают люди, добрые и злые поступки которых уравновешены. Очень характерно, что двумя испытаниями в зороастризме проверяли человека на то, куда он должен попасть – в рай или ад, ими оказываются взвешивание поступков на весах и проход человека по мосту. Впоследствии мы увидим эти испытания в Коране. Они буквально списаны Мухаммедом. Человек попадает в рай, ад или чистилище, и там его жизнь продлевается до 3 эры, которая называется эра разделения. Она заключается в том, что Ахурамазда побеждает Ахримана, заливает всех грешников и нечистийцев (?) лавой раскаленного металла. Остаются только праведники, ранее помещенные в рай. В конце времен (а в зороастризме есть идея конца времен) праведники получают от Ахурамазды чашу с белой хаомой (наркотический напиток, как индийская сома). Все пьют ее вместе с Ахурамаздой и перемещаются в мир вечного блаженства. Наркотическим экстазом заканчивается мировая история, согласно зороастризму. Но пока все живы, право на белую хаому имеют только жрецы, которых называют маги, они могут ее употреблять. Остальные не могут, но если они будут праведниками, попадут в рай, доживут до 3 эры и ее конца, тогда они попробуют хаому с Ахурамаздой. Вот суть зороастризма, она заключается в том, что человек должен следовать всегда правде и почитать чистое, а следовать правде - это хранить те, первоначальные установления, как установление на постоянство жизни, дом, семья, занятия земледелием, брак должен совершаться внутри общины, они не признавали браки на стороне. Если человек следовал всему, он будет причастен истине. И зороастризм покровительствовал изучению наук, тайного знания, всего, что касается истины. Таков фундамент, на котором через несколько столетий после смерти Заратуштры возникает персидское государство.

Историки зороастризма разделяют два периода в развитии этой религии.
1 маздаизм, когда существует вера в Ахурамазду, но в текстах еще не упоминается Заратуштра
2 собственно зороастризм, когда появляется авеста.

Фактически, маздаизм, первые его следы фиксируются впервые в древних клинописных текстах 6 века до н.э., а Авеста записывается в первых веках нашей эры.

Непосредственно история персидской империи.

Династия персидских царей возникла из рода персидского полководца, которого звали Ахимен, его потомки назывались Ахименидами. Около 646 года царем стал Кир Первый. При нем персидские племена заняли большую часть Иранского плато. С 600 по 559 год в Персии правил Камвиз Первый. И мы знаем что при нем персы находились в вассальной зависимости от мидийских царей.

Настоящая история Персии как государства начинается только с Кира Второго. Он также был прозван великим. Даты правления - 558-530гг. Кир достаточно быстро поднял восстание против мидийского царя, в 553. Война с мидийским царем длилась 3 года и окончилась победой персов в 550 г. При этом столица мидийского государства стала царской резиденцией Кира. После этой победы Кир официально принял титул мидийских царей, он стал называть себя великий царь, царь царей, царь всех стран. Захватив Мидию, Кир понял, что ему открыта дорога по всем направлениям, и его следующими задачами было покорение Элама, т.е территории бывшего государства Элам, далее захват могущественного лидийского государства, Малой Азии, захват территории Афганистана и постепенно выход в сторону Месопотамии.
Территория Элама была захвачена уже в 549 году. Затем персы подчинили своей власти страны, которые входили в состав мидийского царства, например, Армению. И, начиная с 547 года, Кир стал планировать войну с лидийским царством. Лидией правил в это время царь Кресс. Он вошел в мировую историю как самый богатый царь древнего мира. Возникла поговорка «богат как Кресс». Лидия была очень богатым царством, потому что здесь было много золота; здесь впервые стали чеканить монеты(в 7 веке). Лакомый кусок для персов, самая богатая страна мира. В 547 у реки Галис в Малой Азии произошла битва между персами и лидийцами, но она окончилась безрезультатно: Кир понял, что он еще мало набрал сил, а Кресс, что он еще не готов к кровопролитному сражению. Кресс отступил в свою столицу, в город Сарды, и решил подготовиться к войне, призвал союзников. Он послал запрос Набониду и спартанскому царю. Можно догадаться, что Набонид не ответил никак, он был занят другими вопросами, ему нужно было держать оазис Тейму, а спартанцы – это довольно милые люди, они сначала отвечали согласием на подобные запросы, а в самом конце посылали гонца, который говорил, что произошло полнолуние, а полнолуние это неблагоприятный день для отправки войска, поэтому мы подумали и решили войско не посылать. Спартанцы очень часто предавали своих восточных союзников в последний момент: спартанцы в результате никого не послали. Кресс вынужден был действовать на свой страх и риск, он вывел свою конницу и рассчитывал на сражение двух конниц. Однако Кир стал действовать хитростью (это излюбленный прием персидского войска). Кир поставил впереди войска верблюдов, кони, увидев их, растерялись и убежали, всадники понимали, что не смогут их удержать. Когда они спешились, они стали сражаться пешими. Можно представить, как всадники сражаются пешими, ничего хорошего в этом нет, потому что они не привыкли сражаться пешими. Поэтому персы стали наступать, и лидийцам пришлось срочно бежать в Сарды. Это была их неприступная крепость, где они были осаждены Киром. Кресс понял, что осада будет долгой и опять послал гонцов в Спарту, Вавилон и Египет. Откликнулись только спартанцы во второй раз, но в этот раз они действительно подготовили войско для отправки на кораблях, но войско не успело прийти, Сарды к тому времени уже пали. Осада Сард продолжалась 14 дней. Город был взять штурмом совершенно неожиданно, потому что Кир зашел в тыл к лидийцам и атаковал со стороны неприступных скал, т.е. оттуда, откуда меньше всего ждали. Кресс попал в плен, это произошло в 546 году.
Дальше Кир решил захватить греческие города Малой Азии, особенно активно противостояли жители приморских островов, но что касается жителей?, то они подчинились добровольно. С греческими городами было тяжело, персы не смогли их атаковать, поэтому Кир решил перенести удар с Лидийского моря на Среднюю Азию. В период между 545 и 539 Кир подчинил себе Согдиану, Харезм, воевал много в Средней Азии, и персидское господство дошло до северо-западных границ Индии. Однако только весной 539 Кир предпринимает поход на Вавилон. В октябре 539 года он вступает в Вавилон. И дальше происходят совершенно удивительные события: Кир объявляет освобождение всех народов, которые были угнаны в вавилонский плен. В 538 объявляет свободу иудеев, более того, Кир всячески содействует им в восстановлении первого храма, в глазах иудеев и с точки зрения иудейской истории Кир воспринимается как благодетель, который исправил ошибки Навуходоносора и вернул иудеев в Палестину. Что касается небиблейской легенды, а самого исторического события, то Кир просто провозгласил автономию областей, которые находились под протекторатом Персии. Он поступил мудро, не став делать захваченные земли персидскими областями. При этом он оставил их под контролем Персии.

В 530 году Кир отправился в поход на восток от Каспийского моря, где против него взбунтовалось племя массагетов, и в этом походе Кир неожиданно погиб. Погиб в самом начале августа 530. Ему отрубили голову в сражении, она была брошена в мешок с кровью и этот мешок был отнесен царице массагетов Тамилис, которая сказала: «Вот теперь-то ты, наконец, напьешься крови, которой так жаждал». Так внезапно и неожиданно закончил жизнь Кир великий.

2 часть – Ксюша Г.

Кто такие Массагеты гадают до сих пор, это какое-то средне-азиатское племя.

Уже в конце августа 530 г. царем персидского гос-ва стал старший сын Кира Камбиз 2. Он захотел продолжить славные деяния отца. Ему оставалось только захватить Египет. Это и было его главной задачей. Он подготовился к походу основательно. Он получил поддержку со стороны флота-финикийских городов, т.о., у него была и сухопутная и морская армия. Персы благополучно добрались до пограничного Египетского города весной 525 г. После этого началось завоевание нескольких крупных городов. Персы действовали хитростью. Камбиз прекрасно знал, что кошка - священное животное, за убийство кошки смертная казнь. Персы идут на штурм, и вместо щита каждый войн держит кошку. Египтяне целятся из луков, но боятся стрелять. Вдруг попадешь в кошку, тогда свои же казнят. И вот это странное «мяукающее войско» просто подходило к стенам крепостей и захватывало их. Так Камбиз поступил несколько раз. Помимо этого были и морские сражения, осада прибрежных городов. Египетское войско бежало в столицу Мемфис. Персы натравили ливийцев против Египтян и подчинили ливийцев себе. Также принимали участие малоазийские греки. В результате, к концу августа 525 г. Камбиз был официально признан царем Египта. Был коронован как сын Амона Ра, принял все традиционные египетские титулы, его изображали на рельефах в египетском костюме. Он мог бы праздновать победу, но захват Египта никогда не приносил ничего хорошего завоевателю. Египтяне отличались еще большей хитростью, коварством, чем персы. Они умело травили персидских наместников. Егип. чиновники формально клялись персам, на самом деле их ненавидели, старались убить при первой же возможности.

Камбиз ушел в Эфиопию, поход в Нубию, там большое кол-во золота. Дошел до Нубии, но закончилось продовольствие. Начался голод и он вынужден был повернуть назад. Не откуда было взять припасы, дальше непроходимые джунгли. Когда он повернул назад, то от своих разведчиков узнал. что в Египте восстание. В Мемфисе бывший фараон поднял народ на перс. войско. Камбиз вернулся в Мемфис, схватил фараона и казнил его. Также были казнены все приближенные к нему вельможи. Страна была усмирена. Камбиз понял что из Египта нельзя отлучаться ни на день. И с 525-522 жил в Египте безвыездно. Он испытал на себе всю силу егип. коварства. Он решил отомстить довольно странным образом:

1. он приказал высечь Нил. Поскольку Нил был божеством. Разливался когда хотел, не подчинялся персам. Поэтому его высекли.

2. убил священного е быка Аписа. Он пронзил его мячом в бедренную артерию.

В марте 522 г. будучи в Мемфисе, он получил известие, что его младший брат поднял восстание в Персии и стал царем. Смысл этой новости лучше всего доходил до Камбиза, так как он понимал, что никакого мл. брата у него быть не может, потому что ровно год назад он приказал убить своего мл. брата. То что это было сделано, он верил абсолютно. Следовательно, трон в Персии занял самозванец. И нужно срочно разбираться. Итак он садится на своего боевого коня. Внезапно к нему бежит гонец с каким-то донесением он хочет слезть с коня и натыкается бедром на собственный меч. Погибает также как бык Апис. Это воспринимается египтянами как месть священного быка, а заодно и всех других богов, за нанесение вреда Египту. Это была поистине символическая смерть. Погиб от удара собственным мечом (достоверность проверить нельзя, написано только греками. 5 в д н.э.).

Жрец маг Гаумата короновался под имением Вардия, так звали мл. брата Камбиза, и правил 7 месяцев. Царствовал довольно долго. В конце сентября 522 г. состоялся заговор нескольких офицеров, и Гаумата в результате был убит. Тот же самый совет офицеров признал следующим царем Дария, потомка Ахимеда. Так началось правление, может быть, самого блистательного персидского царя Дария I (дата правления 522-486). Дарий - тот самый человек, который превратил персидскую монархию в империю. Сразу после

захвата престола, который был захвачен с официального согласия офицеров, Дарий столкнулся с тем, что его власть не признает ни одна из завоеванных Камбизом тер-рий. Против него восстали Вавилония, Парфия, Геркания, Мидия, Элам, Египет, Бактрия. Восстали все. В Вавилоне нашелся человек, который короновался под именем Навуходоносора 3. Потом Навуходоносора 4.

С 522-519 г. продолжалась война Дария с многочисленными самозванцами. Он поступал с ними лихо, сажал на кол собственноручно. Так же очень любил отрезать носы, уши, языки, выкалывать глаза. Это помогало. Когда один самозванец узнавал о судьбе другого, он задумывался, а стоит ли начинать борьбу против Дария. Всех самозванцев выступавших против него, Дарий называл Лжецами. А себя служителем Ахурамазды. Чрезвычайно важный момент: первые царские надписи - надписи Дпария 1. Огромная хроника его военных походов против самозванцев, которая была высечена на бехистунской горе. Эта хроника была написана 3 видами клинописи на 3 различных языках: древнеперсидском, аккадском и иламском. И вошла в историю под названием бехистунской надписи. Дарий говорит, что царем его поставил Ахурамазда. Наказ от него - во всем следовать правде, наказывать лжецов. А тот, кто называл себя царем, не будучи им - самый настоящий лжец. Все лжецы достойны смертной казни. Удивительный пассаж: Дарий 1 пишет «И еще много совершил я подвигов, но не хочу обо всех них рассказывать, иначе вы сочтете меня лжецом». Он боится, что читатель подумает, что он врет. 3 года он боролся с мятежниками, которые восставали во всех частях державы. Только к 519 г. ему удалось закрепиться в Персии как официально признанный царь.

С 519-512 г. Д1 ведет войну на Балканах и в северо-западной части Индии. В конце концов, ему удается покорить все эти земли. И начинается построение империи.

Империя Дария 1. Признаки:

1. Страна разделена на метрополию и провинции. Д1 разделил гос-во на административно-податные округа, которые назывались сатрапии. Соответственно, начальники округов – сатрапы (Вавилон-одна сатрапия, Египет - другая и т.д.). Но своим сатрапам Дарий не доверял. Также существовали начальники военных отрядов, царские чиновники, занимавшиеся сбором налогов, царские судьи и, конечно, в каждой сатрапии была введена тайная полиция, в древнеперсидских текстах " уши и бога царя". Были у Дария и свои министры, и премьер – министр, который в переводе на древнеперсидский означал "тысяча начальников" - был руководителем правительства и начальником личной гвардии царя.

2. наличие официального языка. Официальный язык - арамейский. На нем оформлялись все юридические документы. Царские указы и надписи составлялись только на древнеперсидском языке и записывались клинописью, как правило вырезались в камне. Но существовали и древнеперсидские глиняные таблички.

3.В Персии появляется своя монета. (Впервые монеты чеканят в Лидии в 7 в до н.э.). Когда Кир 2 захват Лидию, ему хотелось ввести монеты, но не получилось. Дарий вспоминает о его желании, с 517 года чеканятся монеты "золотой дарик". Весом 8,4 грамма. Но они не имели хождения, только накапливались в казне. Сама торговля обеспечивалась при помощи серебряного сикля (5,6 грамм, по стоимости 1 сикль = 1/20 дарика). Монетную систему принимают далеко не все сатрапии. Так например, Вавилон, довольно консервативный к тому времени, старенький Вавилон, отказывается от монеты. Продолжает пользоваться серебряным ломом, по весу. Деньги в виде треугольничков, кружочков. Ну а в других сатрапиях монета приживается довольно хорошо. Чеканили монеты в Малой Азии.

Социальная структура персидского общества:

Прежде всего существовала персидская знать. Персидская знать как и персы вообще налогов не вводила, так как персы - господствующий народ. Остальные народы платили в год 50 740 талантов серебра (1 талант=30 кг серебра). Это была дань и платили все без исключения, кроме персов. Но персы не были освобождены от натуральных поставок. Они обязательно должны были давать продукты на содержание храмов и царского дворца. Итак, разделение всех народов империи на персов, как наиболее чистый господствующий народ, и на всех остальных. Внутри метрополии выделялась знать - это персидские воины: конники, колесничие, происходившие из благородных родов.

Жрецы, прежде всего маги. При Дарии Маздаизм (вера в Ахурамазду) становится главенствующей религией. При этом конечно не запрещается исповедование культов всех других народов. Дарий отдает своей знати земли на захваченных территориях, многие персидские вельможи становятся помещиками, их обслуживают зависимые крестьяне и рабы.

Но в Персии появляется еще один социальный строй, который в клинописных текстах называется "Курташ". Курташ - это работники царского хозяйства, среди них были мужчины, женщины, подростки; персы, но иногда люди и из сатрапии. Курташ работали отрядами по несколько сотен человек, в некоторых случаях больше 1тыс чел. Работали они круглый год и были заняты на строительных работах, в каменоломнях. Встречаются среди Курташ даже виноделы и земледельцы. Курташ, по-видимому, полусвободные люди, т.е. это зависимые, которые были посажены на царскую землю, чтобы обрабатывать ее. Среди этих людей были как персы, так и угнанные с других тер-рий пленные.

Рабы могли вести собственное хозяйство, могли закладывать или сдавать имущество в аренду, могли выступать свидетелями при заключении сделок. Они судятся между собой, между свободными людьми, имеют землю, рабов, у них имеются батраки, арендаторы их земли. Единственная обязанность раба - это определенный нормированный оброк с земельного участка, который отдается хозяину. Во всем остальном рабы являются, если не полноправными гражданами, то они абсолютно равноправны в торговой и посреднической деятельности. Раб все покупает, продает, со всеми судится. Может иметь все, что позволит ему кошелек. В персидской империи практикуются случаи продажи в рабство детей, под видом их усыновления. Однако Дарий вводит одно жесткое указание, при нем муж не может отдать в залог жену (женщина по зороастризму не является имуществом, она священна).

При Дарии появляются пограничные войска. Он сажал на при граничные земли своих воинов, разрешал обзаводиться семьями, строить дома, похать землю или нанимать крестьян. Главное, чтобы они постоянно там жили и охраняли персидские границы. Так после 512 г. появляется постоянная пограничная служба.

4.На тер-рии одного государства могут создаваться и средства производства, и предметы потребления.

В составе персидской империи были предприятия по окрашиванию шерсти, по производству одежды, стекла. В Персию приходило вино, оливковое масло. Из Малой Азии доставлялось серебро, из Месопотамии медь, известняк; из Афганистана - лазурит и сердолик. Абсолютно все производилось на тер-рии одного государства. Там же можно было получить и железное оружие, и орудие труда, и сами продукты, которые при помощи этого оружия изготавливались.

Дарий 1 покровительствовал географическим экспедициям. По видимому, при нем стали совершаться большие экспедиции (Скилак-1й мореход, отправленный с этой целью. Экспедиция Скилака в 518 г до н.э. Он был послан в Индии). В 518 г. был восстановлен канал от Нила до Суэца, по приказу Дария. Этот канал существовал еще при египетских фараонах, но впоследствии стал несудоходным. Был восстановлен. Он соединил Египет с Персией через Красное море. Т.о. была проложена дорога, торговые пути через Египет через Персию до Индии.

Персидская империя могла существовать очень долго, если бы не целый ряд обстоятельств:

1. оказавшись фактически государями древнего мира, персидские цари и их вельможи начали утопать в золоте. К их услугам были все драгоценные изделия из золота, слоновой кости, лазурита. Не было того, чего бы они могли пожелать и не получить. Это способствовало разврату персидской верхушки. Целые поколения перс. аристократов ничего не делали, т.к. в их распоряжении были богатства отцов и дедов. Они утратили полезные для государственной работы знания и навыки.

2. в персидском войске было слишком много наемников. Этим наемникам платили, и они воевали, но никакого особого воинского духа у них не было. Они привыкли к победам и тоже со временем ослабели.

3. стали интенсивно развиваться греческие города эгейского моря и малой Азии. Греки стали настолько успешными воинами, что их стали массово набирать в персидскую армию. Дело доходило до парадокса, что в греко-персидских войнах нередко греки сражались против греков. Ситуация конца века привела к тому, что уже начинается с 499г., Персия ввязывается в долговременную войну с греческими гос-вами. Персия проигрывает. Сперва проигрывает несколько морских сражений, а потом появляется Александр Македонский, который в 331 г до н.э. наносит поражение войску царя Дария3. Усиление Гавгамелы. День поражения 1 окт.331 г. – день падения не только персидской империи, но и всего классического древнего востока. Потому что, разгромив Дария 3, Александр Македонский объявляет своей столицей Вавилон и дальше начинается совсем другая эпоха, эпоха эллинизма, т.е. проникновения на восток греческой цивилизации.

 

21.11.2011 – Катя К. 1 часть

 

Есть существенная разница между развитием стран Ближнего и Дальнего Востока.Разница заключается в том, страны Дальнего Востока отличает непрерывность,преемственность поколений.Эта черта свойственна как Индии,так и Китаю.На этих территориях цивилизация существует более 6 тысяч лет,и за все это время не было такого события,которое было бы способно прервать ее развитие.Ближний Восток,напротив,характеризуется постоянной сменой государственности,быстрой сменой языков.Это легко объясняется.Дело в том, что очаги первых государств образовались вокруг территории Средиземноморья, так как там теплые моря способствовали оптимальному развитию государства.Все,что происходило на этих территориях рядом со Средиземным морем отличалось исключительной интенсивностью развития.Здесь до сих пор разгораются войны,меж-этнические,мэж-конфессиональные столкновения.Здесь постоянно идет борьба за ресурсы.На Древнем Ближнем Востоке находились рудники,из которых можно было получать медь,олово,железо,драгоценные камни.Поэтому на этой территории всегда было много войн экономического характера.После нахождения нефти это тенденция еще больше усилилась.

Дальний Восток-территория периферийная для развития человечества.Здесь ничего этого не было,и развитие государств происходило по-другому.Эту территорию не мог полностью завоевать ни один великий полководец:не смог ни Александр Македонский,ни Тимур.Здесь были свои порядки,появились одни и теже языки,потому что носители этих языков не сменялись,и в следствие этих факторов,Дальний Восток стал примером постепенного,стабильного развития.И в этом отношении Дальний Восток является постоянным "запасом для человечества",потому что в настоящее время многие люди обращаются к культуре и ценностям стран Дальнего Востока.

Для ученых 19 века истории Древнего Востока не существовало,потому что о нем ничего не говорится в Библии.В таблице народов книги Бытия народы Дальнего Востока вообще не упоминаются,так как для авторов Библии,которые составляли таблицу народов в 5 веке до н.э.,реальны были только те народы,которые находились под властью Персии.Это значит,что ученые,которые привыкли соотносить историю с богословием,не будут интересоваться Древней историей стран Дальнего Востока,потому что там не было никаких библейских сюжетов.

В начале 20 века была придумана легенда о 20-летнем пребывании Иисуса Христа в Тибете.Идет евангельский рассказ,о том,что Иисус младенец,а потом Богородица бежит с ним в Египет,а дальше уже его крещение. Интересно то,где находился Иисус Христос с младенчества и до момента крещения. Французские и английские мистики сказали,что он жил в Тибете.По их теории,именно там его научили воскресать.В начале 20 века эти рассказы были популярны.Этот факт говорит уже об интересе европейцев к Древней истории Дальнего Востока.

В начале 20 века на Дальний Восток приходят американские археологи.Они справедливо рассудили,что, например,в Индии,так же как и в Египте в 3 тысячелетии до н.э.,тоже могла быть цивилизация.Раскопки археолога Джон Маршалла в 20-ых годах привели к тому,что были найдены доарийские древнеиндийские города:Хараппа и Мохенджо-Даро.С этого времени начинается научное археологическое изучение Древней истории Дальнего Востока.

Такие же раскопки проводятся и в Китае,находят мавзолеи 2 века до н.э. и в итоге доходят до цивилизации "Эрлитоу",которая существовала в 3 тысячелетии до н.э. и была современницей шумерской цивилизации.Оказывается,что и Дальний Восток имел древнюю историю и во многом она развивалась синхронно с историей Ближнего Востока.

На территории Хараппы обнаруживают печати.На них -знаки,что говорит о наличии письменности.Впоследствии будет доказано,что эта письменность зародилась в 3 веке до н.э. в одно время с шумерской.Эти экспедиции стали толчком к научному изучению Дальнего Востока.

Первый русский учебник по истории Древнего Востока,который написал П.Г. Виноградов в 1914 году заканчивается Древней Персией,то уже в учебнике В.В. Струве 1941 года есть две главы:Древняя Индия и Древний Китай.В Советском союзе это рассматривалось иначе.Дело в том,что в Индии и в Китае существовали свои коммунисты.Наши ученые писали диссертации,на тему,как в Китае люди борются с империалистами и как в Индии борются с колониалистами,поэтому было необходимо знать их Древнюю историю для того,чтобы помогать коммунистам обеспечивать их идеологическую работу в борьбе с англичанами.

Окончательное оформление изучения Древней Индии и Древнего Китая происходит в 46-50-ые годы,так как Индия получает независимость,а Китай становится КНР.Знание Древней истории народа позволяет контролировать его современную историю-важный постулат геополитики.

 

История Индии

Индия-уникальная цивилизация во многих аспектах.В одном самая уникальная:индийцы не интересуются своей историей.Причина в том,что древнеиндийская культура бесписьменная,древние памятники индийской литературы передавались из уст в уста на протяжении многих поколений.Известно,что,когда существует бесписьменная культура,хронология невозможна.Передаваемые памятники воспринимались как что-то вечное,восходящие к сотворению мира.Доминирует традиция.

В жизни любого развитого народа есть 2 начала:традиция и история.Традиция способствует представлению о непрерывности существования народа,о история занимается моментами прерывности в жизни народа,расставляет знаки памяти.История противостоит традиции.Индия не признает свою историю.

Существует однородный мировой порядок,сила,которая нарушает порядок и герой,который хочет его восстановить.Это то,чем реально занималась древнеиндийская традиция.История Древней Индии реконструируется общими усилиями.

Новейшая история Индию также не интересует.Для Индии ее написали два советских ученых.Первый-сын бандита и героя Гражданской войны Григория Котовского Григорий Григорьевич Котовский.Он написал Новейшую историю Индии и вручил ее индийцам,Джавахарлал Неру и индийцы признали этот вариант официальным.Второй человек,который подарил Индии много ценных фактов о истории конец Нового времени -Е.Я.Люстерн???-профессор филологического факультета,специалист по русско-индийским экономическим и культурным связям 18-начала 20 века.Таким образом,два советских ученых в 1947 году разработали вариант истории Индии.За это Индия была благодарна,Индия о них заботилась.Историей Индии интесуется только индийская интелегенция,получившая образование в Англии.

Древнейшая история Индии была доарийской, она не имеет никакого отношения к ариям и индоевропейцам.Этот факт индийцы стараются игнорировать.То,что американцы раскопали города,не имеющие отношения к доарийскому периоду,больно ударило по их самосознанию.Они стали писать,что индоарийская цивилизация существовала уже в Хараппе, восходит к палеолиту,но никто им не верит.Получается так,что индийцы не могут адекватно воспринимать истории своей цивилизации,поэтому объективная история моджнт быть написана европейцами.

Европейцы делят Древнюю историю Индии на несколько периодов:

1 Доарийские города 3-начала 2 тысячелетия до н.э.Есть такая датировка: 23-18 века-это Хараппа,Мохенджо-Даро и еще 4 менее крупных города.

2 Легийский период-первоначальное расселение индоарией в долине ида и сложение структуры древнеиндийского общества -середина 2 тысячелетия до н.э.-первая половина 1 тысячелетия до н.э.

3 Переселение с Инда на берега Ганга,возникновение первых царств 9 -6 до н.э.

4 Буддийский период,возникновение буддийского государства царя Ашоки с 5-3 век до н.э. На этот период приходится расцвет наук и философии,совпадающий с тем же в Греции.

5 Период Классического индийского государства 2 века до н.э.-5 век н.э.

Древняя история Индии заканчивается 5 веком н.э.

В начале 3 тысячелетия до н.э. в долине Инда возникают крупные города,которые существует здесь на протяжении до 17 века до н.э.Когда эти города были раскопаны Маршаллом,возник вопрос,какому народу они принадлежали,существовала ли здесь земледельческая цивилизация,и почему эти города пришли в упадок в начале 2 тысячелетия.Работа археологов показала,что земледелия в долине реки Инд существовало еще в 6 тысячелетии до н.э. Стало известно,что цивилизация возникает только на северо-западе полуострова Индостан в районе Инда,так как Инд -полноводная река,и здесь с самого начала было возможно ирригационное земледелие.От Инда отходил ряд небольших рек,с помощью которых было удобно,как по каналам, подавать воду с Инда на поля,то есть здесь существовала классическое ирригационное земледелие.Цивилизация такая же,как и в Шумере: скотоводческо-земледельческая,оседлый образ жизни,города-государства,народное собрание.Но когда стали раскапывать древние города,оказалось,что в этом случае эта цивилизация отличается от Древней Месопотамии.У каждого города обязательно было цитадель.В цитадели располагался храм,в центре которого стоял бассейн для священных ариев???.Храм не был ступенчатым,там не было статуй и статуэток божеств.Храм был обнесен высокой стеной,рядом располагалась житница,где хранилось зерно.Индийцы выращивали то же,что и на Ближнем Востоке:ячмень,пшеница,полба.

Цитадель-это священная часть города, вторая часть-поселение,город,где живут люди в двухэтажных домах из сырцового кирпича на прочном фундаменте.Маршала особенно поразило то,что в городах найдены конализации,которых не было на Ближнем Востоке.Были обнаружены тонкие трубки,по которым все нечистоты стекали в сточную яму.

Индийцы очень заботились о чистоте,найдены многочисленные умывальни для рук,бассейны разного размера.Возможно,это было связано с большой скученностью людей в городах и боязнью заражения инфекцией.

На месте,где были дома,было обнаружено большое количество каменных и бронзовых изделий,статуэток,личных печатей,обязательно с дырочкой,потому их носили на шнурке.Это были личные печати каких-то знатных людей.Больше всего информации им. На них изображены символические животные,скорее всего многие из этих изображений астральные.На печатях из Хараппы есть изображения быка и скорпиона,это не просто так,так как в 3 тысячелетии бык и скорпион-два созвездия весеннего и осеннего равноденствия.

Есть и другие изображения: человек,сидящий в позе лотоса,его окружают различные животные и растения.Уже на доарийских печатях 3 тысячелетия до н.э. изображены медитации,которые существовали здесь еще задолго до прихода ариев.

На печатях из Хараппы было обнаружено 400 письменных знаков,но их нельзя расшифровать это письмо.И клинопись,и иероглифика были расшифрованы только потому,что существовали билингвы и трилингвы,а здесь ничего не имеется никаких словарей.

Попытку расшифровать это письмо предпринял ученый Ю.В.Кнорозов,который расшифровал письмо майя,но у него не получилось.Он пошел по ложному пути,читая эту письменность,как дравитское письмо.

 

Стас

28.11.2011 – Ксюша Г. 1 часть

4-ая благородная истина еще называется в буддизме благородный восьмеричный путь. Весь этот путь делится на 3 больших этапа:

-этап мудрости;

-этап соблюдения обетов;

-этап сосредоточения.

 

Этап мудрости включает в себя 2 ступени:

1-ая ступень - правильное воззрение. На этом этапе нужно усвоить базовые положения буддизма и сделать их основой для своих поступков.

2-ая ступень - правильная решимость. Человек должен решиться раз и навсегда встать на путь

истинный.

 

Этап соблюдения обетов, также называется этап нравственности. Этап нравственности состоит из 3х ступеней:

1.правильная речь, т.е. человек должен избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, распространения слухов и сплетен;

2. правильное поведение - это то, что способствует накоплению благой кармы. Прежде всего не насилие, не причинение вреда живым существам. Обычно буддисты говорят: "Без палки и меча идет он по жизни исполненный любви и сострадания ко всем живым существам".

-Отказ от дурной речи;

- Не присвоение того, что принадлежит другому.;

- Отказ от воровства;

- Отказ от прелюбодеяния;

- Отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным. Буддист не должен употреблять ничего, что делало бы его поведение неподдающимся контролю со стороны сознания.

Это основные 5 обетов, которые лежат в основе правильного поведения, и которые дает себе сам буддист. У буддийских монахов несколько сотен обетов. Но у них такое кол-во обетов дается потому, что их жизнь служит не улучшению кармы, а она направлена на ее полное исчерпание

и на достижение нирваны. Поэтому у монахов в буддизме обетов около ста.

3. правильный образ жизни (последняя ступень на этапе нравственности). Во-первых, это отказ от любой формы деятельности, которая несовместима с правильным поведением. В частности отказ от торговли живыми существами, от торговли оружием, от распространения алкоголя и наркотиков, от любых профессий, связанных с обманом человека: гаданий, предсказаний судьбы. Если в классическом буддизме действительно содержится такое предписание, то впоследствии уже в позднем буддизме, в частности в тибетском буддизме, астрология появляется как один из сильнейших факторов местного буддизма. На Тибете без гороскопа вообще ничего не обходится. Есть народная религия, и есть официальная доктрина.

 

Этап сосредоточения. Под сосредоточением имеется ввиду прежде всего медитация. Также имеет 3 основных ступени:

1.правильное усердие - это установка на созерцание.

2.правильное памятование - это успокоение сознания и хорошее знание мантр, т.е. формул, способствующих медитации.

3.правильное сосредоточение, т.е. правильная медитация как таковая. Правильные медитации делятся на те, которые ведут к нирване, и те, которые не ведут к нирване. Основной целью медитации является освобождение человека от всякого рода влечений и зависимостей.

 

Вот это и есть восьмеричный благородный путь, который в буддизме называется 4ой благородной истиной. Помимо этого в классическом буддизме есть также теория человека, теория личности. В основе этой теории лежит учение об отсутствии индивидуального "я". Буддисты не верят в то, во что верят индуисты. Буддисты не верят в существование Атмана. Соответственно, мы переводим на наши европейские категории, можем сказать, что в буддизме отрицают существование души. Души в буддизме нет. Вместо этого есть 5 групп, так называемых скандх, скандхи. 5 групп - это группы элементов, которые составляют восприятие и сознание человека.

Это чувственная группа, то, что человек относит к области материального, и чувственно воспринимаемо. Далее это группа ощущений, потом группа опознавания различий (например, между круглым и квадратным, белым и черным). Далее 4-ая группа болевые и побудительные импульсы и 5-ая группа - сознание.

Буддизм утверждает, что человеческого "я" не существует, но точно также не существует и мироздания. Мироздание есть иллюзия. То, что человек считает мирозданием, на самом деле является продуктом его сознания, продукт работы 5 скандх. Для буддизма принципиально, что все непостоянно. Все, с чем сталкивается человек иллюзорно. Есть только истина его сознания и восприятия. Но есть очень строгое, устойчивое представление о карме, благой и не благой, которая накапливается в человеке, и которая способствует его перерождению. Перерождается не душа, а поток состояния.

Буддисты говорят о циклическом существовании человека. Буддизм ориентирует человека на пассивное миросозерцание. Но в этом пассивном миросозерцании есть одно свойство, а именно сострадание, сочувствие к живым существам. И из этого сочувствия, возникает желание помогать

ближнему. Это делает буддистов альтруистами. Поэтому уже в последний год жизни самого Будды появляется монашеская община, которая называется "сандха". И в "сандхе" Будда проповедует необходимость помощи и сострадания. Так появляется 1-й буддийский монастырь. После смерти Будды долгое время буддизм существует именно как монашеское учение. Всякий буддист думает о себе как о монахе. Однако история социального развития поправляет это положение вещей. И уже в 5-4 веках буддистами могут быть и светские люди, осознающие необходимость перехода в нирвану, и помощи ближнему. Разумеется, в самой «доктрине помощи ближнему» тоже заключается определенный эгоизм. Человек, который помогает ближнему, он совершает акт не насилия и тем самым улучшает свою карму. Это помогает ему перейти в нирвану после длинного ряда перерождений. Он это делает во многом для себя. Впоследствии буддизм понимает, что это проблема. Человек до конца не может отказаться от личной выгоды. Даже если он помогает ближнему. Дает милостыню, помогает человеку в болезни, находит средство для исцеления, помогает бедным несчастным людям, все равно, человек это делает в некоторой степени для себя, для улучшения своей кармы. Поэтому в буддизме возникают 2 основных направления, одно из которых пытается с этим эгоизмом порвать. Хинаяна (малая колесница) и Махаяна (великая колесница).

Религиозным идеалом Хинаяны является святой отшельник, который называется Архат. Человек, который полностью следует монашеским обетам, и который достигает нирваны. Нирваны достигает индивидуально и только благодаря собственным усилиям, т.е. жизнь этого человека направлена на то, что во чтобы то ни стало достичь нирваны. Вот он обретает нирвану и в мире его больше нет. Этот аскетический идеал - эгоистический. Такой человек больше работает на себя и для себя, чем для других. Поэтому появляется Махаяна, религиозным образом, у которой становится ни Архат, святой отшельник, а некоторое существо, которое называется Бодхисаттва. В переводе означает существо, стремящееся к пробуждению. Т.е. человек, который стремится стать Буддой. Бодхисаттва, в отличие от Архата, дает обет не вступать в нирвану, до тех пор пока нирвану не обретут все живые существа. Он и есть истинный альтруист. Наконец, в образе Бодхисаттвы буддизм достигает необходимого альтруистического идеала. Бодхисаттва - человек, который работает, а улучшение кармы всех живых существ. А сам он застыл на пороге нирваны. Он может туда войте, но сознательно не входит. Он делает свои задачи, постоянную работу по спасению всего живого. Позже появляется довольно много Бодхисаттв. Они имеют имена, они были популярнейшими объектами культа. Их изображали на иконах. Иногда Бодхисаттв собирали вместе и делали коническое изображение, под названием колесница Бодхисаттв. Наконец-то в буддизме была найдена необходимая степень альтруизма. Более того, Махаяна меняет существенно буддийскую антропологию. В махаяне Будда - это не уникальная личность, которая достигла просветления и служит примером для всех остальных людей, а Буддой называется вечная природа сознания, которая находится в состоянии пробуждения. Буддой может быть каждый человек, если его сознание пробуждается. Сознание пробудилось, и ты уже Будда. А дальше выбираешь уйти в нирвану, или хочешь ли стать Бодхисаттвой и работать на спасение всех живых существ. Т.о. буддизм из религии превращается в философское учение, учение о пробуждении сознания. Коренное отличие буддизма от всех остальных религиозно-философских доктрин, писаний, заключается в том, что каждый человек употребив определенные усилия, познав 4 благородных истины, может стать Буддой. Будда - это та часть сознания в человеке, которая спит, но может быть пробуждена. Т.е. Будда-это часть человека. Его самая сокровенная, потаенная сущность. Буддист может действовать активно, для того чтобы спасать живые существа. Единственный способ - это стать Бодхисаттвой. Буддист может возглавить общественную организацию, занимающуюся благотворительностью. Буддисту не заказано служить в армии и заниматься отстаиванием своей земли от чужеземцев. Буддист может заниматься созерцанием, может быть учителем, может быть абсолютно кем угодно. Но при этом он должен помнить о том, что его цель заключается в спасении живых существ и правильном поведении.

Буддизм не запрещает образовывать государство. Не запрещает превращать его в империю. Однако тактика буддийского государя будет отличаться от тактики государей всех других вер.

 

В 3 в. до н.э. возникает гос-во на тер-рии Индии - царство царя Ашоки. Единственное в Древней истории крупное буддийское гос-во, основанное на постулатах буддизма. Индийская письменность начинается с Ашоки. Первыми документами в древнеиндийской историотрадиции являются наскальные эдикты царя Ашоки, созданные в середине 3 в. до н.э. До этого письменности не было. Вся традиция была устной. Письменность появляется только с буддизмом. 1-й человек, который использует эту письменность - буддийский царь Ашока. Надписей Ашоки очень много, 150, а в последнее время найдено еще больше. Из них больших наскальных эдиктов 14. Кроме того, есть 7 колонных эдиктов. Есть надписи в пещерах. На тер-рии северо-западной Индии, Афганистана обнаружены надписи не только древнеиндийской письменности, но и надписи на арамейском и древнегреческом, составленных от имени Ашоки. С 6 в. до н.э. большое влияние приобрели несколько городов - государств, из которых крупнейшим была Могадха. Там правила династия Нандов. Этой династии подчинялась большая часть северной Индии. Эта династия хорошо известна из документов эпохи Александра Македонского. Известно, что был знатный индиец Сандрокотта. Он прибыл ко двору Александра, чтобы убедить его продолжать поход на восток. И Александр пошел на восток в 327 г. Но до границ Могадхи он не дошел. Сандрокотта - это Чандрагупта, царь, раджа, победивший Нандов и основавший собственную династию, династию Маурьев. Эта династия правила в Магадхе с 317 -180 г. до н.э. Ашока был внуком Чандрагупты. При Ашоке династия Маурьев достигла своего рассвета. Если говорить о границе этой державы, то она простиралась от устья Ганга до Кабула, и на юге достигала южной оконечности декана, деканского плоскогорья. В державу Ашоки не входили только области крайнего юга Индостана. Ашока сперва воевал как все обычные цари. Он захватил область Калингу, сражения его были кровопролитными. Но на каком-то этапе своего правления Ашока принял буддизм. Его сознание изменилось, и изменилась его политическая тактика. Приняв буддизм, Ашока стал проповедовать не насилие. Стал периодически совершать покаяния. И самое главное, у Ашоки в сознании появилась гениальная мысль о том, что царство нужно завоевывать не оружием, а праведностью. Эта доктрина завоевания праведностью, она стала очень действенной, и помогла ему приобщить к своему государству еще несколько областей.

Ашока отказался от жертвоприношений. Первый документ Ашоки большой наскальный эдикт: «Ни одно живое существо не следует приносить в жертву умерщвляя, и празднества устраивать не следует. Великий грех ведь в этом. Прежде для трапезы царя умерщвляли сотни живых тварей, теперь же, когда высечена эта надпись, только 3 живые твари умерщвляются для трапезы: 2 павлина и 1 антилопа, да и эта антилопа не всегда. И даже эти 3 живые твари впредь умерщвляемы не будут». Эта надпись говорит о последнем жертвоприношении. В первом своем эдикте царь Ашока отказывается от насилия.

 

 

Женя 5.12 -1 часть

Конфуцианство.

В период весен и осеней в Китае появляется самое влиятельное до нынешнего дня религиозно-философское учение - конфуцианство. Конфуцианство - европейское название, в переводе оно называется «учение благовоспитанных». Основателем его является мудрец, происходивший из княжества Лу, мудреца звали Кун Цзы, европейско-латинизированное имя Конфуций. Годы его жизни 551-479. Княжество Лу, где родился Конфуций, расположено в Восточном Китае. С раннего детства он осиротел и, поскольку у него не было родительского состояния, был вынужден вести весьма скромный образ жизни и готовить себя к месту мелкого чиновника. Но любовь к писанию обеспечила ему службу в царском книгохранилище, он стал библиотекарем.

Конфуций, несмотря на свою весьма скромную должность, привлек к себе множество учеников, которым он поначалу преподавал музыку (он был одним из лучших знатоков музыки), древние ритуалы; во второй половине жизни в беседах и рассуждениях начал формулировать основные постулаты своего учения. Конфуций при своей жизни ничего не писал, его беседы и рассуждения были записаны учениками, и эти записи впоследствии составили большой сборник «Лунь Юй». Надо сказать, что Конфуций не только не писал, но и не воспринимал себя как создателя чего-то нового. Он говорил: «Я передаю, а не создаю». Он постоянно заявлял о себе как о муже, хорошо знающем древность. Вот это принципиальная установка Конфуция на передачу древней традиции, древнего знания, она обеспечила учению Конфуция долгую жизнь. Он не воспринимался как новатор, и его нельзя было ниспровергать. Впоследствии у конфуцианства были могущественные и влиятельные враги, но они даже все силой авторитета не смогли побороть учение, поскольку оно считалось восходящим к основе всей китайской традиции.

Существует очень большая проблема науки: считать ли конфуцианство религией или философским учением. В настоящее время преобладает мнение, что конфуцианство - это философ учение, поскольку Конфуций не обожествлен и не дает ответов по поводу сверхъестественного (он вообще не учит своих адептов вере в сверхъестественное). По поводу некоторых вопросов он молчит. Так, его спрашивали, что такое смерть. Он отвечал: «Не знаем мы, что такое жизнь, как же можем знать, что такое смерть?». Его спрашивали, что такое б





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

1003 - | 822 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.