Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕредыстори€ цивилизаций ƒревнего ¬остока.




ƒл€ того, чтобы заниматьс€ этой темой, нужно сразу установить, что ранн€€ истори€ человечества прошла через каменный век, который делитс€ на 3 стадии палеолит, мезолит и неолит.

 огда по€вилс€ человек точно неизвестно, но считаетс€, что в среднем это произошло 2,5 млн.лет назад. —ледовательно, 2,5 млн.лет назад началс€ палеолит, т.е. древне-каменный век. ѕалеолит длилс€ очень долго, закончилс€ где-то к концу XI тыс. до н.э. и дальше наступил второй этап в развитии человечества Ц мезолит, или средне-каменный век. ¬ ≈вропе он датируетс€ X-V тыс. до н.э., однако на Ѕлижнем ¬остоке мезолитические датировки несколько иные: там это X-VII тыс. до н.э. ¬ IV тыс. до н.э. начинаетс€ неолит, или ново-каменный век. ¬ IV-начале III тыс. происходит процесс, который был назван археологами велика€ неолитическа€ революци€.

“акова в общих чертах хронологи€ истории человечества до по€влени€ первых государств. ѕредыстори€ цивилизаций ƒревнего ¬остока начинаетс€ в конце мезолита. ѕредпосылки дл€ этой истории создаютс€ ещЄ в начале мезолита, а вполне про€вл€ют себ€ народы ƒревнего ¬остока уже в конце мезолита.

Ќачало мезолита - начало X тыс. до н.э. „то в это врем€ происходит? ѕрежде всего, заканчиваетс€ ледниковый период, и этот ледниковый период уничтожает всю мегафауну «емли (в том числе динозавров), и человечество начинает постепенно осваивать новый вид де€тельности Ц оно начинает жать дикие злаки. ѕредшествовавший период развити€ человеческого рода был св€зан исключительно с присваивающим хоз€йством: люди присваивали себе то, что естественным образом рождала природа. ќни занимались охотой, рыболовством, бортничеством (пчеловодством), собиранием €год и диких кореньев. » вдруг в X тыс. в трЄх регионах земного шара начинаетс€ интерес человечества к диким злакам. 3 региона Ц это ѕалестина, южна€ “уркмени€ и »ранское нагорье. Ёто 3 первоначальных центра земледели€, но пока ещЄ присваивающего земледели€, потому что люди в X тыс. до н.э. ещЄ не умели выращивать злаки, но они уже жали дикие злаки каменными оруди€ми труда. » вот именно этот интерес к злакам производит переворот во всей жизни человечества, так как по€вилась возможность оставл€ть продукты про запас. ƒо этого, когда человечество охотилось или рыбачило, оно не могло надолго запасать продукты. Ёто означало, что каждый день человек должен был думать о хлебе насущном, и других мыслей ему в голову не приходило. ѕервостепенный вопрос дл€ людей Ц это вопрос выживани€. Ќо, когда по€вл€етс€ интерес к злакам, оказываетс€ возможным накапливать зерно, по€вл€ютс€ зернохранилища, и по€вл€етс€ возможность, не думать о завтрашнем пропитании, потому что оно у теб€ всегда с собой, ты уже имеешь запасы зерна на определЄнное врем€.  огда человечество переходит к злаковым, у него по€вл€етс€ чувство перспективы, оно знает своЄ будущее, знает, что завтра и послезавтра будет пропитание, поэтому мозги у людей освобождаютс€ дл€ мыслей о других вещах. Ћюди начинают стремитьс€ к роскоши, к обустройству своей жизни, к каким-то изобретени€м и т.д. Ёто очень важный поворотный пункт в развитии всего человеческого сознани€, всего мира людей. ” человека освобождаетс€ пространство мышлени€ дл€ дум о чЄм-то другом, кроме пищи.

ѕервый район освоени€ диких злаков Ц это ѕалестина, где существовало поселение Ќатуф ¬ археологии эта перва€ стади€ в развитии земледели€ называетс€ Ќатуфийский мезолит. Ќатуфийское поселение существовало в X-IX тыс.до н.э. Ћюди этого времени сперва жили в пещерах, потом стали по€вл€тьс€ жилища, построенные из камн€ и песка. ќдни продолжали жить в пещерах, другие жили в этих первых домах, но самое главное, что в этих жилищах археологами были найдены каменные сосуды, и в этих сосудах было зерно. —тало пон€тно, что люди уже знали €чмень, полбу, пшеницу-однозерн€нку, что в это врем€ уже был одомашнен скот. ¬рем€ одомашнивани€ овец, коз, коров Ц это как раз X-IX тыс.до н.э., и оно совпадает с интересом человечества к земледелию.ћы видим, что люди оставл€ли себе запасы. „еловечество этого времени уже знало огонь, поэтому занимались охотой и жатвой диких злаков и пекли лепЄшки и жарили м€со, и, таким образом, были сыты.

ƒл€ того, чтобы люди научились окультуривать, т.е. выращивать злаки им понадобилось 2 тыс€челети€. “олько в VIII тыс. до н.э. человечество на Ѕлижнем ¬остоке переходит к самосто€тельному выращиванию €чмен€, полбы, пшеницы. — этого времени человек ощущает своЄ могущество над природой, потому что оказываетс€, что он сам может производить то, что до этого он брал у естественных сил. Ќикто не знает, знали ли тогда люди пон€тие божества. Ќо об этом речь пойдЄт позже.

¬ этот период люди массово пересел€ютс€ из пещер в собственные жилища. ѕо€вл€етс€ пон€тие УдомаФ, и с VIII тыс. до н.э., может даже раньше с IX тыс. до н.э. можно уже говорить о земледельческих посЄлках.

 олоссально интересный материал по позднему мезолиту даЄт нам современна€ “урци€, в особенности граница между “урцией и —ирией. —ейчас € расскажу о новейших находках, о которых едва ли написано по-русски, но которые переворачивают наши представлени€, о том, как развивалось человечество.

Ќа территории ћалой јзии есть 2 поселени€. ќдно называетс€ √ебЄкли-“епе, другое называетс€ Ќевали-„ори. ќба эти поселени€ были открыты только в 90-х гг. XX в. немецкими экспедици€ми. ќказалось, что на территории поселений √ебЄкли-“епе и Ќевали-„ори уже существовали первые в мире св€тилища, культовые сооружени€. » произошло это уже в IX тыс. до н.э. ≈сли бы вы пришли в эту аудиторию 20 лет назад, вам бы сказали, что первые храмы по€вл€ютс€ только с развитием первых государств, но теперь мы знаем, что это не так: первые культовые сооружени€ по€вл€ютс€ за 5 тыс€челетий до первых государств, и первое известное нам культовое сооружение это √ебЄкли-“епе.

„то оно собой представл€ет? Ёто св€тилище, расположенное в некотором отдалении от посЄлка. ¬ посЄлке тогда, в IX тыс. до н.э., жили преимущественно охотники и люди, которые умели жать дикие знаки. Ќо св€тилище у них уже было. ќно представл€ет собой галерею, в которой друг напротив друга сто€т каменные стелы “-образной формы. Ќа них изображены львы, змеи, лисы, дикие быки, причЄм изображены в разной последовательности. Ёта галере€ выводит к чему-то вроде алтар€ в центральной части, где мы видим изображение человеческой фигуры из камн€, причЄм это туловище с 2-м€ головами, повЄрнутыми в разные стороны. Ёто изображение некого двуглавого божества или духа. Ќет никакого сомнени€ в том, что это культовое св€тилище, потому что Ульвина€ галере€Ф, как еЄ сейчас называют, расположена достаточно далеко от основного поселени€, то есть это св€тое место. Ќа территории галереи обнаружены каменные сосуды с зерном, очевидно, что зерно приносилось в жертву. ¬озможно, самое интересное состоит в том, что если сравнить форму львиных стел с формой св€щенных мест в последующих земледельческих поселени€х VI-V тыс., то окажетс€, что эта “-образна€ стела €вл€етс€ маркером сакрального пространства, куда не может зайти обычный человек. ¬ человеческих жилищах под “-образными стелами находились погребени€ предков. —ледовательно, “-образные львиные стелы √ебЄкли-“епе Ц это такое св€щенное пространство, куда, может быть, мог входить и не каждый. ¬ любом случае, это огороженное пространство, и оно €вно что-то означает, потому что расположение животных на разных стелах разное (разные комбинации: лев, зме€, лиса, бык, где-то зме€, лев, бык, лиса и т.п.). » археолог, который копал это место,  лаус Ўмидт, даже предположил, что перед нами что-то вроде протописьменности. Ёто, скорее всего, не так, есть кака€-то символика, но комбинаци€ четырЄх знаков слишком мала, дл€ того, чтобы составл€ть письменность. “аким образом, это первое известное нам культовое сооружение, в котором до сих пор ведЄтс€ больша€ археологическа€ работа, и теперь мы знаем, что конец IX тыс. до н.э. Ц это врем€ по€влени€ первых культовых сооружений, первых св€тилищ. » ведь это ещЄ не земледельческое общество, это ещЄ охотники, которые только-только научились жать дикие злаки, это ещЄ докерамический период (использовали каменные сосуды), а св€тилище уже было. ¬ы можете представить, насколько развитым было уже человеческое сознание в мезолите, если по€вл€етс€ така€ символическа€ система, как св€тилище дл€ поклонени€ силам первичного мира.

—оседнее поселение с √ебЄкли-“епе Ц это Ќевали-„ори (IX-начало VIII тыс. до н.э.). “ам мы находим ещЄ более удивительные вещи- это статуи людей с головами птиц, двухголовых богов, людей со скрещЄнными на груди руками, и всЄ это, представьте себе, из камн€. Ёто, конечно, тоже какие-то культовые статуэтки, и они найдЄны на территории земледельческого поселени€.

≈щЄ одно важное поселение, которое также находитс€ на территории ћалой јзии Ц „еленю-“епеси. ќно расположено недалеко от Ќевали-„ори, и оба эти поселени€ характеризуютс€ одной важной чертой: в них обнаружены маски, сделанные из черепов. » точно такие же маски были обнаружены в ѕалестине, на территории поселени€ »ерихон. ¬се эти маски датируютс€ концом VIII тыс. до н.э.

„то же это такое? ќтветить на этот вопрос позвол€ет пам€тник, который был обнаружен археологами в „еленю-“епеси, который называетс€ Удом череповФ. ¬ этом помешении, сложенном из камн€, хранились очень многочисленные черепа предков, на основе котрых были созданы изображени€ их лиц. Ётим черепам приносились посто€нные жертвы. ’орошо пон€тно, что в Удом череповФ попадали далеко не все черепа умерших, а только какие-то избранные черепа., потому что недалеко от этого поселени€ были обнаружены обычные погребени€ людей в жилищах, как это всегда было в эпоху мезолита. “аким образм, только отдельные, избранные черепа относились в специальные помещени€. ¬ чЄм суть этих портретов на черепах? —уть их том, что это первый способ увековечень€ пам€ти о человеке, когда берЄтс€ череп умершего и на его кост€ке, на его каркасе из глины лепитс€ образ этого человека, потом присыпаетс€ охрой, в глазницы вставл€ютс€ какие-нибудь камешки, и получаетс€ портрет. Ёто первый известный человечеству способ портретировани€ личности. ј портретирование личности, конечно, св€зано с выдающимс€ значением этой личности. ѕоэтому и неудивительно, что черепов в „еленю-“епеси так мало, ведь и древние художники делали скульптуру не с каждого человека, а только с особо значительных людей. –овно тоже самое мы видим и здесь. Ёто означает, что сущствовала технолиги€, при которой мЄртвое тело высушивалось, потом от него отдел€лась голова, затем проводилась процедура, при которой м€со отставало от костей, и уже на этой основе, практически на голом черепе делалс€ скульптурный портрет. “о есть уже в VIII тыс. по€вл€етс€ необходимость портретировани€ особо выдающихс€ личностей, причЄм это происходит повсеместно в земледельческих посЄлках как в ћалой јзии, так и в ѕалестине. Ёто довольно интересный момент. ¬се эти портреты мы обнаруживаем исключительно в земледельческих поселени€х: устанавливаетс€ кака€-то св€зь между землЄй и погребЄнными в ней людьми. ќни начинают восприниматьс€ как силы, св€занные с плодородием земли. ѕоэтому становитс€ необходимым погребать каждого человека в земле, приносить ему жертвы, дл€ того, чтобы этот человек обеспечивал живых людей из своего рода новым урожаем злаков. “ак по€вл€етс€ представление о св€зи между нижним и верхним мирами, между мЄртвыми и живыми, возникает жива€ пам€ть. » это, заметьте, ещЄ VIII тыс., когда люди только-только начинают окультуривать злаковые растени€.

—ледующее VII тыс. было поворотным пунктом в развитии земледельческой цивилизации. ѕоселение »ерихон, о масках которого € уже говорил, были построены крепостна€ стена и башн€. —тена была построена вокруг глинобитных домов. ћатериалом дл€ неЄ стал бутовый камень, она была укреплена круглой 8-ми метровой башней с внутренней лестницей из 22 каменных ступеней (толщина стены=1,75 м, первоначальна высота стены точно не известна, так как до археологов дошло только 6 м, но, веро€тно, она была выше). «а пределами этой стены VII тыс. были обнаружены специальные ниши, а в них гипсовые маски.  оторые надевались на черепа умерших. Ёто следующий шаг в развитии Утехнологии пам€тиФ, когда маски делались не из черепов, а на их основе из гипса и потом надевались на черепа (иерихонские технологии VII тыс.). » оп€ть-таки это были какие-то избранные люди, так как больша€ часть иерихонских жителей захоранивалась под полами домов. »ерихонска€ башн€ Ц это перва€ в мире стена, которой было обнесено земледельческое поселение, это колоссальный шаг вперЄд. ƒл€ чего она была построена? ƒл€ того, чтобы предохран€ть зерновые запасы от нападени€ соседних племЄн, которые ещЄ не знали земледели€. ќтсюда мы получаем первое представление о функции города. Ёто ещЄ не города, но первые его функции в этих городах уже по€вл€ютс€ Ц это защита зерновых запасов, от их похищени€ (дл€ того, чтобы не похитили Ц нужно огораживатьс€, и создаютс€ высокие каменные стены).

“огда же в VII тыс. в ћалой јзии по€вл€етс€ поселение „атал-√уюк, которое замечательно во многих смыслах.¬о-первых, это такое поселение, в котором впервые хоз€йственна€ часть и кухн€ вынесены из жилища. ƒо этого все жилища были прокопченные, там находилс€ очаг, где крутили как на огромном вертеле, убитых животных, там готовилась еда, то есть там царила страшна€ антисанитари€. ¬ „атал-√уюке жилища чистые. Ћюди начинают убирать свои помещени€и, вынос€т все хоз€йственные инструменты, весь пищевой цех, на улицу. ѕо-видимому, по€вл€етс€ представление о гигиене. Ќайдены каменные сосуды, €вно предназначенные дл€ воды Ц люди начинают мытьс€. ¬торой особенностью „атал-√уюка евл€етс€ то, что посЄлок с маленькими улочками сходитс€ к центру. ј в центре стоит большой алтарь, к которому прикреплена голова быка. ќколо этой бычьей головы археологи нашли как остатки жертвенной трапезы, кости коз, овец, та и зЄрнышки €чмен€. ќчевидно, что этому божеству, которое почиталось в виде быка, приносились как животные, так и растительные жертвы. УЅычего алтар€Ф до этого не было нигде, он впервые по€вл€етс€ в „атал-√уюке в VII тыс. “реть€ особенность „атал-√уюка Ц это большое количество каменных и глин€ных статуэток с изображением, так называемой, Ѕогини-матери. Ёто название условно, так как на самом деле мы не знаем кто она така€. “акие пам€тники ещЄ называют неолитические ¬енеры. Ёто изображение полногрудой женщины, котора€ сидит в кресле, подлокотники которого изображают маленьких леопардов, и, сид€ в кресле, рожает младенца. ¬ археологии прин€то считать, что это статуэтки богинь плодороди€. ќни найдены в большом количестве жилищ именно в „атал-√уюке, и, вполне веро€тно, что это статуэтки некой богини, помогающей при родах. Ѕольше мы об этом ничего знать не можем, так как письменности тогда не существовало.

„атал-√уюк преподносит нам много загадок. ќдну из них хотели бы разгадать, но никто пока не может: под основани€ми жилищ (пр€мо под фундаментами) в „атал-√уюке найдены дес€тки тел, с отрубленными головами. „то сие означает? ≈сть много трактовок: возможно, они убивали пленных воинов и бросали их тела под основанеи домов, возможно, существовали человеческие жертвоприношени€ и брали кого-то из своих. ¬ любом случае, факт осаЄтс€ фактом: почти все жилища „атал-√уюка под своим фундаментом имеют труп человека без головы. ¬озможно, они не начинали строить дом, пока они кого-то не убьют и не положат под основание. ѕока это просто археологический факт, а потом уже антропологи могут накрутить вокруг этого факта что угодно. ѕочему эти люди без головы и куда подевались их черепа? Ќеизвестно, на территории „атал-√уюка черепа не обнаружены, и масок, сделанных на основе черепов мы тоже там не видим.

„атал-√уюк €вл€етс€ новым шагом в развитии земледельческой цивилизации, и вот почему. ѕредыдущие поселени€, о которых мы говорили либо мезолитические, когда люди ещЄ не умели выращивать злаки, либо поселени€ так называемого докерамического неолита, когда люди используют только каменные сосуды и не используют глин€ной посуды. „атал-√уюк характерен тем, что в нижних его сло€х (нач. VII тыс. до н.э. - докерамический неолит), ещЄ существует каменна€ посуда, а верхних сло€х уже есть керамика. “о есть, по-видимому, в эпоху „атал-√уюка, а, может быт, и в самом „атал-√уюке люди научились изготовл€ть глин€ную посуду, по€вилась керамика. ѕо€вилось промышленное производство таких сосудов, по€вились мастерские по их изготовлению, то есть, фактически, изготовление керамики позвол€ет постепенно зан€тьс€ не только производством, но и продажей керамических изделий, посто€нно увеличивать эту продажу, и керамика способствует развитию как ремесла, так и торговли. ¬ „атал-√уюке сделали колоссальный шаг вперЄд.

“ем не менее в VI тыс. они были вынуждены уйти из своего поселени€. ѕредполагают, что это св€зано с изменением климата или нападением более сильного и могущественног соседнего племени. Ќам про это ничего не известно, но скорее всего первый вариант Ц изменение климата и неблагопри€тные услови€ дл€ земледенли€. „то интересно, архелоги€ показывает, что после „атал-√уюка в VI тыс. до н.э. земледельцы перемещаютс€ на восток Ц они идут из ћалой јзии в —ирию и северную ћесопотамию, и именно там в VI-IV тыс. до н.э. по€вл€ютс€ земледельческие поселени€ нового типа.

VI-IV тыс. до н.э. Ц это уже поздний мезолит и ранний неолит. Ётот период в развитии человечества характеризуетс€ тем, что по€вл€етс€ большое количество разновидностей керамики Ц монохромной (чЄрный рисунок на белой посуде) и полихромной (3-4 цвета, среди которых преобладают красный, коричневый, чЄрный, иногда, в редких случа€х, жЄлтый). —инего или голубого нет в принципе, так как человечество очень долго не знало эти цвета (впоследствии голубой узнают как лазуритовый, из соответствующего камн€, и синий цвет индиго по€витс€ очень поздно, только в сер. II тыс. о чЄм пойдЄт речь позже: финикийцы научатс€ выдел€ть цвет индиго из морских водорослей). ѕо€вление полихромной керамики свидетельствует уже о том, что можно рисовать на глин€ной посуде картины. —начала по€вл€ютс€ геометрические узоры (квадраты, зигзагообразные линии), а потом начинают изображать и козлов с ветвистыми рогами, и баранов, то есть открываетс€ простор дл€ изобразительного искусства внутри керамического производства, и, следовательно, индивидуальные керамические школы (в каждом поселении сво€ школа и свой вид посуды). Ёто означало по€вление разнообразий рыночных предложений: кажда€ керамическа€ школа торгует своей продукцией, и возникает конкуренци€ разных посЄлков. ≈сли говорить об этих посЄлках, то это, в первую очередь, такие поселени€ в северной ћесопотамии как “елль-’алаф (?), ’асунна (?), —амарра (?). (VI-V тыс. до н.э.).  ерамика ’асунны имеет сложный изысканный геометрический узор, а —амарра уже изображает на сосудах различные хитрые сюжеты, например, птиц, женщин с развевающимис€ волосами, женщины, р€дом с которыми изображаютс€ скорпионы, или в сопровождении змей. Ќа керамике —амарры очень часто можно видеть солнечные розетки, то есть изображение солнца. ѕоздн€€ —амарра Ц это сосуды с изображением свастики. “о есть это уже очень сложные прихотливые рисунки, которые имеют какой-то сюжет. Ќа территории земледельческих поселений типа ’асунны или —амарры были обнаружены остатки гончарных печей и дома, в которых жили гончары, самые уважаемые люди в то врем€, потому как они были самыми богатыми и самыми талантливыми. ¬ борьбе между ’асунной и —амарой, конечно же, побеждает —амарра с еЄ полихромной и сюжетной керамикой, а не только геометрическа€. ѕродаютс€ расписные блюда, сосуды и кубки, разукрашенные художниками, и постепенно в человеке начинает формироватьс€ творческое начало.

ќдновременно с керамикой развиваетс€ скульптура. ¬озникают культовые мужские статуэтки. Ќа них изображаютс€ мужчины, головы которых похожи на фаллосы, руки скрещены на груди, а в глазницах об€зательно зЄрна €чмен€. Ёто какие-то духи-хранители, что-то св€занное с земледельческими культами. »х статуэтки обнаруживаютс€ в погребени€х, и тут нужно сказать о второй их особенности этого периода (VI-IV тыс. до н.э.) Ц измен€етс€ тип погребени€. ≈сли раньше людей хоронили под полами домов и ставили на месте их погребени€ T-образную стелу, означающаю, что дальше начинаетс€ сакральное пространство и туда входить нельз€, и чуть позже по€вилс€ обычай УкормитьФ предка, и ему под пол сливались и ссыпались различные продукты (в пол вставл€лись глин€ные трубочки и туда отправл€лось масло, молоко, пиво и т.д.), то на подходе к неолиту такие погребени€ смен€ютс€ погребени€ми кладбищенского типа и вынос€тс€ за пределы посЄлков. Ћюдей хорон€т в скорченном виде, как говор€т антропологи, в позе эмбриона, или сто€. –€дом с умершим распологали небольшие статуэтки, например глин€ные модели лодочек: по-видимому, считалось, что путешествие в загробный мир проходит по воде. Ќо в некоторых посЄлках мы видим, что кладбище действительно отделено от основного поселени€ водой и мЄртвых перевозили за реку, так что веро€тно, что это реалистическое представление и умерший мог действительно попадать на кладбище через водную преграду. ¬ могилу также клали удлинЄнные фигурки мужчин с фаллосообразными головами и скрещенными на груди руками. ¬ этот же самый период по€вл€ютс€ св€тилища новой формы. ќни расположены на искусственной платформе с чередующимис€ выступами и с нишами внешних стен. Ёти платформы были пока одноэтажными (одна ступень). —в€тилища были пр€моугольны в плане, внутри их располагаетс€ крыта€ галере€, но в ней не были обнаружены никакие статуи, по-видимому, их там и не было. ¬ галерею мог входить не каждый, жертвоприношени€ проводились во дворике и входа в галерею. Ёто говорит о том, что больша€ часть людей всЄ-таки не доходила до этого св€та€ св€тых этого культового сооружени€.

V-IV тыс. до н.э. Ц это рубеж между поздней первобытностью и по€влением первых государств. ¬ это врем€ происходит целый р€д событий, которые английский археолог „айлд назвал Увелика€ неолитическа€ революци€Ф.

„то же это за событи€?

1) Ќа Ѕлижнем ¬остоке было изобретено колесо. Ёто одно из величайших событий в истории человечества. ƒо этого могли пользоватьс€ сан€ми волокушами или несли всЄ на себе.  олесо позволило преодолевать рассто€ни€ за кратчайшие промежутки времени. ќно было известно только на Ѕлижнем ¬остоке. Ќапример, ƒревний ≈гипет его не знал, и в эпоху великих пирамид коселом ещЄ никто не пользовалс€ (существовали подъЄмные сооружени€, сани и т.д., но колЄсных экипаже не было). »зобретение колеса Ц первый момент неолитической революции. ѕо€вились колесницы, колЄсные экипажи, в которые были запр€жены мулы Ц это сразу выдел€ет земледельцев Ѕлижнего ¬остока из всех людей.

2) »зобретение гончарного круга. Ёто изобретение носило двойственный характер: с одной стороны, оно позвол€ло выпускать больше продукции по одному и тому же трафарету, но, с другой стороны, массовое производство посуды убило инициативу художника, потому что издели€ делались как под копирку и стремление заработать стало преобладать над желанием удивить своим рисунком и сюжетами или формой своей посуды. “ак по€вились предпосылки к стандартизации творчества.

3) ”совершенствованный плуг. ƒо этого люди рыхлили землю мотыгой, что означало, что земл€ вскапываетс€ неровно и когда бросают зерна, то одно падает глубоко, а другое остаЄтс€ на поверхности, и, следовательно, урожай всходит неравномерно, где-то колос прорезаетс€ из земли, а где-то нет. ƒл€ работы с мотыгой требовалось большое ремесленное умение, и, если человек ленитс€ и не прикладывает достаточное количество сил или у него плохой глазомер, то хлеб у него, скорее всего, родитс€ плохо.  огда по€вл€етс€ плуг, он позвол€ет ровно вносить семена в землю. ¬ плуг впр€гаетс€ пара волов, они идут медленно, между их рогами перемычка, чтобы один не забегал вперЄд другого, и эта упр€жка волов равномерно тащит плуг по земле. ¬ результате семена падают на один и тот же уровень, на одну и ту же глубину, и хлеб всходит равномерно во всех местах, куда бросаетс€ зерно. “аким обрахом, плуг позволил существенно увеличить производительность земледельцев.

 огда все эти 3 изобретени€ вошли в жизнь людей, у них по€вилось большое количество лишних продуктов, которые нужно было куда-то сбывать, и конец V тыс. Ц это образование международной торговли. Ћюди начинают торговать своими издели€ми и пищевыми продуктами. “орговл€ устанавливаетс€ между —ирией, северной ћесопотамией, южной частью »ранского нагорь€, островами ѕерсидского залива Ц всюду есть свои купцы в это врем€.

ƒальше происходит то, что неизбежно должно было произойти: когда у теб€ много продуктов, когда ты много должен, а кто-то должен тебе, когда много торговых агентов, работающих на теб€, возникает вал информации, и эта информаци€ не умещаетс€ у теб€ в голове, увеличиваетс€ количество социальных св€зей, увеличиваютс€ количество продуктов и их номинклатура Ц возникает письменность.

ѕерва€ стади€ в развитии письменности Ц это предметное письмо. ќно было открыто только в 1982 году американской исследовательницей ƒенизой Ўмандт-Ѕессера (http://vkontakte.ru/topic-18336832_23581301 и др.). ќна археолог и антрополог. —начала в южной части »ранского нагорь€, а потом южной ћесопотамии она обнаружила большое количество непон€тных предметов, то что она назвала английским словом У Tokens Ф. Ёто буллы (небольшие камешки) разных размеров. »х 2 вида: одни €вно изображают какие-то существа, а другие предназначены дл€ счЄта. Ёти буллы помещались в глин€ные конверты (кусок глины, куда закладывались эти камушки) и с гонцами передавались на дальние рассто€ни€ контрагентам. „еловек, который получал такое предметное послание считал сначала счЄтные фишки, а потом вынимал фишки обозначающие номенклатуру (козлы, бараны, овцы, лепЄшки и т.д.), и он понимал, что ему надо с этим сделать. –ечь шла либо и покупке, либо о продаже, либо об отдаче долга. “аким образом, предлетное письмо было придумано торговцами, купцами, которые перевозили свой товар на дальние рассто€ни€ и сообщали контрагентам о характере сделки. Ёто великое открытие Ўмандт-Ѕессера подвергалось, разумеетс€ многочисленной критике. √оворили, что она нашла это только в южной части »ранского нагорь€, и, если бы оно было насто€щим письмом, то покрывало бы большие рассто€ни€, но потом эти буллы нашли и в —ирии, и в ћесопотамии, и на островах ѕерсидского залива Ц всюду нашли эти буллы, и оказалось, что в V Ц начале IV тыс. всЄ прогрессивное (торговавшее) человечество активно пользовалось предметным письмом.

Ќедостаток предметного письма заключалс€ в том, что с его помищью нельз€ было написать, например, им€ собственное, можно было только что-то считать, нельз€ дать информацию виде цельного текста, нельз€ записать предложение. Ќикто не знал, что делать дальше. ƒолжно было пройти целое тыс€челетие, прежде чем в конце IV тыс. какой-то умник, им€ которого мы не знаем, не догадалс€ писать содержимое конверта пр€мо на его поверхности. “о есть человек складывал туда фишки с номенклатурой продуктов (ослы, бараны), а на конверте изображал голову осла, голову барана и числительные, эти самые кружочки счЄтных фишек, а потом другой умник догадалс€, что если ты всЄ это изображаешь на глин€ном конверте, то тебе уже ничего не надо вкладывать внутрь. » тогда глин€ный конверт стал просто доской, на которой можно писать (рисовать цифры и головы быков и баранов). Ќо прежде,чем до этого додумались должно было пройти тыс€челетие, как говорил один классик, Уне скоро ели предки нашиФ [все разумеетс€ узнали в этой цитате солнце русской поэзии и его славное произведение У–услан и ЋюдмилаФЦ ќ.—.], нескоро они и думали. “аким образом, в конце IV тыс. происходит революци€, и предметное письмо смен€етс€ рисуночным.

“ак постепенно человечество вступает в новую фазу своего развити€ Ц происходит переход от неолита к бронзовому веку, который в археологии называетс€ энеолит (IV-III тыс.) Ц это медно-каменный век. ¬ это врем€ возникают 4 наиболее развитые территории, в которых наиболее интенсивно проходит международна€ торговл€ и в которых по€вл€етс€ письменность Ц это ≈гипет в —еверной јфрике, южна€ часть ћесопотамии, то, что потом будет названо Ўумер, юго-западна€ часть »ранского нагорь€, где возникает государство Ёллам и эламское письмо и северна€ часть полуострова »ндостан, где в районе »нда по€вл€ютс€ города-государства ’араппа и ћохенджо-ƒаро и также по€вл€етс€ письменность. ѕричЄм в этих 4-х регионах в конце IV тыс. до н.э. независимо друг друга по€вл€ютс€ 4 вида письма. Ёто было началом новой фазы развити€ человечества Ц фазу инроммационной цивилизации.

¬ чЄм же заключаетс€ энеолитический сдвиг в истории?

1) ¬ первую очередь он заключаетс€ в том, что земледельцы скапливаютс€ около великих рек. ≈сли раньше земледелие происходило за счЄт дождевой воды, то теперь оно становитс€ ирригационным: люди стекаютс€ к берегам великих рек, отвод€т от них каналы и бассейны, дожидаютс€ половодь€, накапливают в каналах воду и, когда им нужно, подают еЄ на пол€.  аждый город прорывает свой собственный канал или бассейн, и интенсивность земледели€ увеличиваетс€, потому что вода равномерно подаЄтс€ на все пол€ вместе с плодородным илом, удобрение пропитывает почву абсолютно равномерно, и люди получают сказачно богатые урожаи. “аким образом, энеолитический сдвиг заключаетс€ в массовом переходе от поливного зеледели€, св€занного с дождевым орошением, к ирригационному.

2) ≈сли говорить о технологии Ц это массовый переход от использовани€ камн€ к использованию меди, а затем и бронзы. „еловечество вступает в бронзовый век.

3) ѕо€вление письменности.

4) ≈сли говорить о религии Ц это по€вление св€тилищ нового типа, которые мы называем храмами. ’рам Ц это св€тилище на высокой искусственной платформе, к которой ведут лестницы или пандусы. ƒл€ храма свойственна 3-х частна€ планировка: центральное помещение, зал или внутренний дворик, вокруг которого группируютс€ боковые пристройки, наличие ниш и выступов, причЄм в нишах могут сто€ть статуи божеств. ’рам Ц это вертикально ориентированное св€тилище, то есть такое св€тилище, которое может состо€ть из большого числа платформ (от 3 до 7). ’рам ранней древности Ц это, в первую очередь, ступенчатое сооружение, и это не случайно. Ќадо сказать, что храм, как только он возникает, становитс€ не только культовым, но и хоз€йственным центром поселени€. ¬ пристройках к храму организуютс€ амбары, где хран€тс€ зерновые запасы, позвол€ющие поселению выжить в случае неурожа€ или нападени€ врага. ѕоэтому можно сказать, что храм становитс€ центром любого земледельческого поселени€.

ѕочему же он вертикально ориентирован? Ћюди, которые занимаютс€ ирригационным земледелием, уже не хот€т уходить со своих мест, они там приживаютс€, потому что земл€ плодородна, река их кормит, соответственно мен€етс€ их мировоззрение. «емледелец Ц это не человек, который бегает туда-сюда, а живЄт на одном месте. ќн видит, что основные фазы сельскохоз€йственного процесса коррелируют с восхождени€ми и захождени€ми небесных тел. ≈го сознание начинает ориентироватьс€ наверх, на небо, потому что, когда восходит одно созвездие Ц пора выводить упр€жку волов на поле, пора пахать, когда восходит другое созвездие Ц пора выпускать воду из каналов, третье Ц пора бросать зерно и т.д. “о есть это вертикальна€ ориентаци€ земледельческого сознани€, и по€вл€етс€ двумерное членение мира, которогоболее ранне сознание не знает: теперь существует верхний мир, мир небесный, который управл€ет всей жизнью, и нижний мир, который подчин€етс€ и находитс€ в русле небесных законов Ц и именно поэтому устанавливаетс€ вертикальна€ ориентаци€ храмов. ’рамы начинают называть пуповинами, соедин€ющими Ќебо и «емлю. ¬торое название храма Ц ¬елика€ гора (тоже то, что соедин€ет верх и низ и даже поддерживает, не даЄт небу упасть на землю). ” человека коренным образом мен€етс€ сознание, оно становитс€ ориентированным наверх.

4) ¬озникает представление о круговом движении времени, о цикличности существовани€, возникает земледельческий календарь.

5) ≈сли говорить о социальных сдвигах энеолитического периода Ц это смена одного типа общины другим. „еловечество развивалось, как совокупность родовых общин, и сперва это была община материнского рода, когда всех детей считали по их матер€м, потом по€вилс€ отцовский род во главе с патриархом. Ќо уже в неолите родова€ община смен€етс€ соседской, потому что в составе крупного земледелческого поселени€ входит несколько родовых общин, которые €вл€ютс€ сосед€ми друг другу, и совершенно не об€зательно они €вл€ютс€ родственниками. », наконец, третий тип общеи€ Ц это территориальное общение. Ёнеолит даЄт территориальную общину.„то это такое? Ёто 15-20 крупных племЄн, у которых конечно, есть свои патриархи, но это уже настолько крупна€ организаци€, число ее доходит от 2000 до 10000, что подчин€тьс€ патриархам она не может. “ут необходима организаци€ нового уровн€, поэтому энелиотическа€ община, территориальна€ община уже знает социальную иерархию. ѕо€вл€етс€ титул главы общины, и он же жрец храма.

»так, постепенно по€вл€ютс€ предпосылки дл€ перехода от крупного земледельческого поселени€ к городу-государству. ѕредпосылок этих, как € уже сказал, довольно много Цэто переход к развитому земледелию, международна€ торговл€, социальна€ иерархи€, изобретение письменности, вертикальна€ ориентаци€ храмов и т.д.

» теперь мы можем сформилировать что же такое город,и каковы его основные функции. ≈сли брать этимологию, то город - это ограждЄнное поселение. ѕон€тно, что основа города Ц это стена, за которой он находитс€, и это важно, так как перва€ функци€ города Ц это защита запасов продукции от нападени€ из вне.

2) ¬тора€ функци€ города Ц это обмен и торговл€ излишками продукции.

3) ѕринудительна€ организаци€ населени€ на выполнение трудовых повинностей, в особенности на рытьЄ каналов. Ѕез такой принудительной организации древние города не жили, потому что работы очень т€жЄлые, далеко не каждый хотел в них участвовать, а делать это было нужно. —оответственно дл€ обеспечени€ такой принудительной организации была создана арми€, тюрьмы, суды и т.д. ѕо€вл€ютс€ и органы государства.

4) √лавное, что даЄт город человечеству Ц это переход от родовой солидарности людей к трудовой солидарности, к тому, чтобы совместными усили€ми обрабатывать одну и ту же землю, невзира€ на происхождение, национальность, степень знатности тдород объедин€ет людей в труде, и таким образом, он стирает различи€ между племенами, местами происхождени€.

ќчень важно понимать, что город Ц это место интернациональной сплочЄнности людей, и, начина€ с ранней древности, мы видим, что это так и есть Ц люди иденцифицируют себ€ не по своему происхождению или этносу, а по месту, где они живут, и каждый человек того времени, в первую очередь, скажет о себе Уя сын такого-то городаФ, а потом уже будет рассуждать о своих родител€х.

5) Ќаконец, город Ц это место,где по€вл€етс€ храм и представление о божестве. — точки зрени€ горожанина, божество или бог Ц это хоз€ин территориальной общины, это существо, которое объедин€ет всег людей в труде.

»так, теперь можно сформулировать в целом, что город Ц это место производства и перераспределени€ прибавочного продукта. “акова его оснона€ историческа€ функци€.

 

Ћекции не было (он болел)

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 390 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

497 - | 519 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.048 с.