Эта маха-мантра есть не что иное, как радха-тантра – метод поклонения, которым пользуется Радхарани. Все гопи, сакхи-манджари, руководимые Радхарани, поют и повторяют эту хари-нама-санкиртану. В материальный же мир ее принесли Гаура-Нитай. Все их последователи поют всместе с Ними:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Они испытывают сладость премы высшей степени. Это – сливки, квинтэссенция према-бхакти-таттвы. Она называется беспримесной преденностью, према-бхакти, прайоджана-таттвой. И наше служение, основанное на этой преме, на прайоджана-таттве, - это любовное служение. Можно ли служить Радха-Говинде, Радха-Мадана-мохане, Радха-Гопинатхе без любви? Ваше служение не будет принято, если вы лишены этой прайоджана-таттвы. Единственное требование – это према, прайоджана. А в наивысшей степени премой обладает лишь Шримати Радхарани. Не Кришна. Потому-то Кришна похищает прему и является уже как Гаура.
Красота Кришны – это асамаурдхва саундарья. Вы не найдете ничего, что могло бы сравниться с нею. Нет ничего выше или равного ей. И у Кришны возникает жадное стремление насладиться собственной красотой. Это удивительнейшая черта гаура-лилы. Те, кто является преми-бхактами, наслаждаются его красотой. Они входят в категорию ашрая. Высшей их этих преми-бхакт является Радхарани. Кришна есть вишая-виграха. Как же Ему понять сладость, которой наслаждаются преданные, относящиеся к категории ашрая., лучшей из которых является Радхарани? Почувствовав страстное желание обладать этой сладостью, Кришна похитил ее из самой глубины сердца Радхарани. Он спрятал ее в Своем сердце и явился как Гауранга Махапрабху. Поэтому Гаура пребывает в настроении преданного, высшим проявлением которого является настроение Радхарани. Он также принимает цвет тела Радхарани.
СПЕЛЫЙ ПЛОД
Теперь нам следует разобраться, какого цвета супружеские услады, шрингара-раса. Это – очень глубокая и сокровенная философия. Могут спросить: «Ладно, Кришна хочет хочет вкусить сладость любви Радхарани. Стоит Ему принять настроение Радхарани, как все три Его желаниея будут исполнены. Что за нужда принимать еще и цвет тела Радхарани?» Это очень важный вопрос, но мало кто понимает его. Сварупа Дамодара назвал это тад-бхавадхьях. Стоило Кришне принять настроение Радхарани, как все три его желания были исполнены. Зачем же тогда нужно было принимать и цвет тела Радхарани?
Ответ состоит в том, что каждая васту, субстанция, имеет свой особый цвет. Этот цвет неотделим от сварупы, или природы, васту. Например, любое настроение, возникающее в сердце, внешне проявляется в цвете лица. Если вы разгневались, ваши глаза обязательно покраснеют. Это происходит автоматически. То есть цвет тела неотделим от сварупы. Кришна есть шрингара-расараджа, Он – царь супружеских услад. Цвет шрингара-расы – шьяма, черноватый, словно только что появившаяся дождевая туча. Поэтому, когда Он – шрингара-расараджа, Его естественный цвет – шьяма. Шьямасундара. Это естественно.
Кришна испытал три желания, и если мы исследуем их, то увидим, что не приняв и настроения, и цвета тела Радхарани, Он не достиг бы исполнения этих трех желаний. Говоря о преме, мы имеем в виду постепенное ее развитие. Первая ступень премы назывется рати. Становясь более интенсивной, рати последовательно развивается в снеху, ману, пранаю, рагу, анурагу и бхаву. После этого наступает махабхава, которая затем развивается в рудха-махабхаву, адхирудха-махабхаву, моджанакхья-махабхаву и, наконец, в маданакхья-махабхаву, достигая таким образом вершины. Так постепенно развивается према. Когда према достигает стадии анураги, она она преобретает цвет восходящего солнца, аруна-варна. Когда анурага уплотняется, она становится бхавой и махабхавой. Цвет махабхавы – золотой, гаура-варна.
Итак, Вришабхану-нандини, дочь Вришабхану-раджи, это маданакхья-махабхава-майи. Цвет этой маданакхья-махабхавы – цвет расплавленного золота. Аналогично этому, поскольку Кришна принял настроение Радхарани, Его цвет изменился. Это произошло само собой, вполне естественно. Тапта-канчана-гауранги – тапта-канчана-гауранга. Поскольку Он принял настроение Радхарани, цвет Его тела изменился.
Ачарьи приводят пример зеленого и спелого манго. Пока манго не созрел, цвет его зелений. По мере того как плод созревает, цвет его изменяется. Когда же он полностью созревает, цвет его становится желтым. Так и Шьямасундара становится Гаурасундарой. Когда Кришна – Шьямасундара, плод еще не созрел, но когда когда плод полностью созревает, цвет изменяется, и тогда является Гаурасундара. Почему Шьямасундара становится Гаурасундарой? Потому что в Шьямасундаре плод незрелый, тогда как в Гаурасундаре плод уже совершенно спелый. Это уннатоджджвала шрингара-раса, самая возвышенная услада супружеской любви. В незрелом состоянии Он – Шьяма. В зрелом – Гаурасундара.
Поэтому мы говорим: «Может быть, там и есть Шьямасундара, но если там нет Гаурасундары, мы не пойдем туда, потому что в таком случае плод еще не созрел». Во всех храмах гаудия-вайшнавов есть Радха-Шьямасундара, но там же должен быть и Гаура. Иначе мы не пойдем туда, потому что плод еще не созрел, не достиг своей полной сладости. Мы же желаем спелого плода, нектарной сладости, и это – Гаура. Так что во всех храмах гаудия-вайшнавов, где установлены Радха-Шьямасундара, должен быть и Гаура. Такова гаудия-вайшнава-сиддханта.
И З У М Л Е Н И Е
Красота Кришны привлекает даже Его Самого, что же говорить о других? Такова изумительная черта гаура-лилы. Рупе Госвами об этом известно, потому что он – Рупа Манджари. В своей «Лалита-мадхаве» он пишет:
Апарикалита-пурвах каш чаматкара-кари
Спхурати мама гарийан эша мадхурйа-пурах
Айам ахам апи ханта прекшйа йам лбдха-четах
Сарабхасам упабхоктум камайе радхикева
Кто более, чем Я, преисполнен сладости, никогда прежде не испытанной никем и изумляющей каждого? Увы, в то время как Мой разум приходит в замешательство, созерцая эту красу, Я Сам неудержимо желаю наслаждаться ею, как наслаждается Шримати Радхарани (Шрила Рупа Госвами, «Лалита-мадхава», 8.34).
Увидев собственный образ – отражение в дагоценной колонне – Кришна подумал: «О, кто это? Кто это? Никогда в Своей жизни Я не видал подобной красоты. Что это за удивительная личность, при виде которой в Моей сердце поднимается волна желания заключить ее в объятия?» Потом Он повернулся к одному из друзей, стоявших позади Него, и спросил: «Ты видишь этот образ?» В это время отражение тоже повернуло голову, и Кришна понял: «О, это Я». И отражение тоже сказало: «О, это Я». «Я так прекрасен? Я и не знал». И у Кришны возникло желание насладиться этой красотой.
Эи према-дваре нитйа радхика экали
Амара мадхурйамрита асваде сакали
Одна лишь Радхика, силой Своей любви, в полной мере способна вкусить нектара Моей сладости (Ч.-ч., Ади, 4.139).
Вкус, доступный остальным, не полон. Одна лишь Радхарани в полной мере наслаждается красотой Кришны. Поэтому Кришна явился из сердца Радхарани и принял облик Гауры. Тогда же сам собой проявился и цвет, тапта-канчана-гауранга.
Махапрабху наслаждается. Но Он – не эгоист: Он и раздает. Поэтому мы говорим, что Он удивительно щедр, удивительно милостив и удивительно великодушен. Такова лила Шри Кришна Чайтаньи. Он испытывает острую боль разлуки., Он плачет и взывает к Кришне. Эта лила подобна беспредельному океану, который поднимается и достигает своей высшей отметки на Пурушоттама Кшетре, где Махапрабху явил Свою антья-лилу в Джаганнатха ПуриДхаме. Когда во время Ратха-ятры Он танцевал перед Господом Джаганнатхой, Джаганнатха показал показал Ему Свой образ Шьямасундары, явив его потому, что Махапрабху находился в радха-бхаве. В этой бхаве Он поет Харе Криша и танцует перед Шьямасундарой, Джаганнатхой. Когда Махапрабху танцевал, весь мир пришел в изумление. И не только весь мир, но и Сам Джаганнатха был изумлен. Дело в том, что корнем наслаждения этой сладостью является изумление. Потому-то, когда взляд Кришны упал на Его собственное отражение в драгоценной колонне, Он пришел в изумление.