Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Христово смирение - наше спасение

Пребывание во Христе

 

Эндрю Мюррей

Оглавление

Глава 1

Плотские христиане

Глава 2

Жизнь своего «я»

Глава 3

Ожидание Бога

Глава 4

Вхождение в покой

Глава 5

Прежде царство

Глава 6

Христос - наша жизнь

Глава 7

Христово смирение - наше спасение

Глава 8

Полная отдача

Глава 9

Умершие со Христом

Глава 10

Радость во Святом Духе

Глава 11

Торжество веры

Глава 12

Источник силы в молитве

Глава 13

Да будет Бог все во всем

 

Глава 1

Плотские христиане

“И я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими... ”

(1 Кор. 3:1)

Апостол говорит здесь о двух этапах христианской жизни и двух типах христиан: “Я не мог говорить с вами... как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе”. Они были во Христе, но вместо того, чтобы стать духовными христианами, они оставались плотскими: “Я питал вас моло­ком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские”. Здесь слово “плотские” повторяется. “Ибо (и это служит доказательством), если между вами зависть, споры и разногласия, то не плот­ские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо, когда один говорит: “я Павлов”, а другой: “я Аполлосов”, то не плотские ли вы?” Четыре раза апостол использует слово “плотские”.

По мудрости, данной ему Святым Духом, Павел чувству­ет, что он не может иметь общения с коринфскими христиана­ми, пока не поймет их состояние и не скажет им об этом. Если он предложит плотским христианам духовную пищу, то при­чинит им больше вреда, нежели пользы, потому что она не подходит для них. Он не может питать их твердой пищей, но должен питать их молоком, и потому с самого начала посла­ния апостол говорит им, как он расценивает их состояние.

В двух предыдущих главах Павел говорил о своем слу­жении, совершаемом Святым Духом. Теперь он начинает го­ворить о том, каким должно быть состояние людей, чтобы вос­принимать духовную истину. “Я не свободен говорить с вами, как хотел бы, ибо вы плотские и не можете принять духовную истину”. Это открывает нам важную истину, что в Церкви Христа есть две категории христиан: те, которые многие годы жили как верующие и, однако, всегда оставались младенца­ми, и те, кто являются духовными людьми, потому что они предали себя силе и водительству Святого Духа, в Его пол­ную власть. Если мы хотим получить благословение, то дол­жны вначале решить, к какой из этих категорий мы принадле­жим. Живем ли мы, по благодати Божьей, в глубоком смире­нии духовной жизнью или мы живем плотской жизнью? Тог­да постараемся прежде понять, что такое плотское состояние, в котором живут некоторые верующие.

На примере коринфян, мы отмечаем четыре признака плотского состояния. Во-первых, это состояние затянувшего­ся младенчества. Например, когда мы видим красивого полу­годовалого младенца, который не может говорить или ходить, нас это не тревожит; это естественно, так и должно быть. Но если год спустя мы видим, что этот младенец совсем не вырос, и через три года он все еще не растет, тогда мы говорим: “Дол­жно быть, там есть какая-то страшная болезнь”; и ребенок, который в шесть месяцев доставлял такую радость всем, ви­девшим его, стал теперь для матери и всех других источником тревоги и печали. Там что-то ненормально, ребенок не рас­тет. В шесть месяцев питаться только молоком вполне есте­ственно, но прошли годы, а он все такой же немощный.

Таково сейчас состояние многих верующих. Они обра­щены. Они знают, что значит иметь уверенность в спасении и веру. Они верят в прощение грехов, они начинают трудиться для Бога, и, однако, они очень мало возрастают духовно, в истинно небесной жизни. Мы входим с ними в контакт и сра­зу чувствуем, что там чего-то недостает, в них нет красоты святости или же силы Божьего Духа. Это состояние плотских коринфян, как оно описано в Послании к евреям: вы так дав­но приняли Евангелие, что “судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия...” (Евр. 5:12). Разве не печально видеть челове­ка, обратившегося пять, десять или двадцать лет назад и, од­нако, не являющего ни духовного роста, ни силы, ни радости святости?

Каковы признаки маленького ребенка? Один из них - ребенок беспомощен. Его всегда должны обслуживать другие. Каким тираном часто бывает в доме младенец! Мать не мо­жет уйти, ему нужна нянька, он нуждается в постоянном при­смотре. Бог создал человека, способным заботиться о других, но младенец устроен так, чтобы о нем заботились, за ним при­сматривали. Так, бывают христиане, которые всегда нужда­ются в помощи. Их пастор и друзья-христиане всегда должны наставлять и утешать их. Они ходят в церковь, посещают мо­литвенные собрания и конференции, всегда желая найти по­мощь. Это признак духовного младенчества.

Еще один признак младенца: он ничем не может помочь своему собрату. Подразумевается, что каждый что-то вносит в общее благосостояние. Каждый занимает какое-то место и выполняет какой-то труд. Но младенец ничего не может сде­лать для общего блага. То же самое с христианами. Как мало некоторые способны к чему-либо! Они как бы принимают уча­стие в труде, но в этом мало проявления духовной силы и ре­ального вклада в благословение. Не следует ли каждому из нас задать себе вопрос: “Вырос ли я из своего духовного мла­денчества?” На это некоторым придется ответить: “Нет, вмес­то продвижения вперед, я отступил назад, и радость обраще­ния и первая любовь ушли”. Увы! Они младенцы во Христе: они еще плотские.

Второй признак плотского состояния - это постоянные согрешения и срывы. Павел говорит: “Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?” Человек дает выход своему характеру. Он может быть служителем, проповедником Евангелия, преподавателем воскресной шко­лы и весьма ревностным в молитвенном собрании, однако он часто допускает споры, или горечь, или зависть. Увы! В По­слании к Галатам 5:20 сказано, что вражда и зависть в особен­ности являются делами плоти. Как часто между христианами, участвующими в совместном труде, мы видим разногласия и горечь! Да помилует их Бог, ибо в Его народе так часто отсут­ствует плод Духа, который есть любовь.

Вы спросите: “Почему вот уже двадцать лет я борюсь со своим характером и не могу его победить?” Потому что вы не боролись с корнем характера. Вы не видели, что причина это­го - ваше плотское состояние и что вы не покорились, как сле­довало, Духу Божьему. Возможно, вас никогда этому не учи­ли, вы никогда не видели этого в Слове Божьем и не верили в это. Но суть именно в этом. Истина Божья остается неизмен­ной. Иисус Христос может дать победу над грехом и может удержать нас от фактического согрешения. Я не говорю, что корень греха будет вырван и вы больше не будете иметь есте­ственной склонности ко греху. Когда Святой Дух сходит как дар с Его силой для служения, Он приходит наполнить сердце божественной благодатью. Тогда есть победа над грехом и сила противостоять похотям плоти.

Признак плотского состояния виден не только в нелюбовности, самообращенности и горечи, но и во многих дру­гих грехах. Сколько обмирщенности, человеческих амбиций, как много искания славы человеческой (это все плоды плот­ской жизни) обнаруживается в христианской деятельности! Вспомним, что плотское состояние - это состояние постоян­ного согрешения и провала, а Бог хочет, чтобы мы не только исповедовали отдельные грехи, но и пришли к пониманию, что они знак того, что мы живем неисцеленной жизнью, - мы еще плотские.

Третий признак: такое плотское состояние может суще­ствовать одновременно с великими духовными дарованиями. Есть отличие между дарами и благодатью. Благодать Духа - смирение и любовь, подобно смирению и любви Христа. Бла­годать Духа должна освободить человека от своего “я”; дары Духа - дать ему способность трудиться. Мы видим нагляд­ный пример этого среди коринфян. В первой главе Павел го­ворит: “Благодарю Бога... что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием”. В 12-ой и 14-ой главах мы видим, что дары пророчества и чудотворения действова­ли в великой силе среди них, но явным образом отсутствовала благодать Духа.

Мы можем обнаружить это и в наши дни, как во времена коринфян. Я могу быть служителем Евангелия, я могу краси­во проповедовать Слово Божье, я могу иметь влияние и соби­рать большое собрание и, однако, увы! быть плотским чело­веком, человеком, возможно, используемым Богом и являю­щимся благословением для других, и, однако, с печатью плот­ской жизни.

Все вы знаете, что название вещи часто отражает самую яркую, характерную ее особенность. В этих плотских коринфя­нах было мало Божьего Духа, но преобладала плоть, Дух не управлял всей их жизнью. С другой стороны, духовные люди назывались так не потому, что в них не было плоти, но потому что Дух занимал в них господствующее положение, и при об­щении с ними чувствовалось, что Дух Божий освятил их.

Будем же бодрствовать, чтобы благословение, которое Бог дает нам в нашем труде, не ввело нас в заблуждение и мы не подумали, что, раз Бог благословил нас, то мы, должно быть, духовные люди. Бог может дать нам дары, которые мы используем, и, однако, наша жизнь может не быть полностью подчинена силе Святого Духа.

Четвертый признак плотского состояния - неспособность человека воспринимать духовные истины. Это то, о чем апос­тол пишет коринфянам: “Я не мог говорить с вами как с ду­ховными. Будучи христианами такое долгое время, вы не го­товы для принятия духовной истины, вы еще не можете усво­ить ее. Мне приходится питать вас молоком”. Я боюсь, что в церкви XIX века мы часто совершаем ужасную ошибку. У нас есть церкви, в которых большинство составляют плотские люди. Мы даем этим людям духовное научение, они востор­гаются им, понимают его и радуются в таком служении; одна­ко их жизнь остается практически незатронутой. Они трудят­ся для Христа некоторым образом, но мы едва ли увидим в них истинное освящение Духа; мы не смеем сказать, что они духовные люди, исполненные Святым Духом.

Теперь постараемся распознать это в нас самих. Человек может быть очень ревностным, может воспринять все учение, которое слышит, он может иметь способность к различению, так как различение есть дар. Он может сказать о других: “Этот человек помогает мне в этой области, а этот - в другом на­правлении, а третий замечательно подходит для служения та­ким-то дарованием”, однако в нем постоянно может сильно действовать плотская жизнь, и, когда у него возникают труд­ности с кем-то из друзей, или христианских соработников, или с мирским человеком, плотской корень приносит свой ужас­ный плод: духовная пища не смогла войти в его сердце. Осте­регайтесь этого! Обратите внимание на коринфян и научитесь на их примере. Павел не сказал им: “Вы не можете вместить истину, как я хотел бы преподать ее вам, потому что вы неве­жественные или глупые люди!” Коринфяне гордились своей мудростью и искали ее превыше всего. Павел говорил: “Бла­годарю Бога, что вы обогатились словом, познанием, мудро­стью. Однако вы еще плотские, ваша жизнь не святая; она не освящена смирением, подобно жизни Агнца Божия. Вы не можете еще по-настоящему воспринять духовную истину”.

Мы обнаруживаем плотское состояние не только в Ко­ринфе, но также во всем христианском мире сегодня. Многие христиане спрашивают: “Почему такая немощь в церкви?” Серьезность этого вопроса невозможно переоценить, и я верю, что Бог Сам так запечатлеет его в наших сердцах, что мы ска­жем Ему: “Это должно измениться. Помилуй нас”. Но, увы! Эта молитва и эта перемена не придут, пока мы не увидим, что в верующих есть плотской корень, властвующий над ними. Они живут больше по плоти, чем по Духу. Они еще плотские христиане.

Давайте рассмотрим переход “от плотского к духовно­му”. Находил ли вообще Павел духовных верующих? Несом­ненно. Прочтем 6-ю главу Послания к галатам! Это была цер­ковь, где вызревали распри, горечь и зависть. Но апостол го­ворит в 1-м стихе: “Братия! если и впадет человек в какое со­грешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротос­ти...” Здесь мы видим признаки духовного человека - кро­тость, сила и любовь, чтобы помогать и восстанавливать тех, кто упал. Плотской человек не способен к этому. Если суще­ствует духовная жизнь, которая доступна нам, то возникает важный вопрос: открыт ли к ней путь, и как я могу обрести духовное состояние? На это у меня есть четыре коротких от­вета.

Первое. Мы должны знать, что такая духовная жизнь, которой люди должны жить на земле, существует. Ничто не обрезает корни христианской жизни так сильно, как неверие. Народ не верит словам Божьим о том, что Он хочет сделать для Своих детей. Люди не верят, что, когда Бог говорит: “ис­полняйтесь Духом”, Он имеет в виду каждого христианина. Однако Павел писал ефесянам, каждому из них: “Исполняй­тесь Духом и не упивайтесь вином”. Насколько недопустимо упиваться вином, настолько нельзя жить без исполнения Свя­тым Духом. Итак, если Бог предусмотрел такую жизнь для верующих, тогда первое, что мы должны делать, - это с ве­рою изучать Божье Слово, пока наши сердца не наполнятся уверенностью, что такая жизнь, которою мы обязаны жить, - возможна, и мы можем быть духовными людьми. Божье Сло­во учит нас: Бог не ожидает, чтобы человек хотя бы минуту смог прожить, как должно, если пребывающий в нем Святой Дух не даст ему эту способность.

Мы нуждаемся в Святом Духе не только, когда пропове­дуем, встречаемся с особым искушением от дьявола или несем какое-то тяжелое бремя. Бог говорит: “Мое дитя не может жить праведной жизнью, если Святой Дух не будет руководить им каждую минуту”. Это признак чада Божьего: “все водимые Духом Божьим суть сыны Божии”. В Рим. 5:5 мы читаем: “Лю­бовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам”. Это должно быть обычным, ежедневным опытом веру­ющего, а не только жизнью в какое-то особое время. Могут ли отец или мать сказать: “Я хочу, чтобы мой ребенок любил меня сегодня”. Нет, они ждут от него любви каждый день.

Так и Бог хочет видеть сердце Своего чада исполненным любовью Духа каждое мгновение. На взгляд Божий, весьма неестественно ожидать от человека, чтобы он любил, как дол­жно, если он не исполнен Духом. О, будем же верить, что че­ловек может быть духовным. Благодарение Богу, сегодня есть благословение, ожидающее нас: “Исполняйтесь Духом”. “Будьте водимы Духом”. В этом благословение. Если вы вы­нуждены сказать: “О, Боже, я не имею этого благословения”, скажите это, но скажите также: “Господи, я знаю, что мой долг, моя священная обязанность - иметь это, потому что без этого я не могу жить в совершенном мире с Тобой весь день; без этого я не могу прославить Тебя и совершать труд, который у Тебя есть для меня”. Это наш первый шаг от плотского к ду­ховному - понять, что духовная жизнь, хождение в Духе дос­тижимы для нас. Как можем мы просить Бога ввести нас в духовную жизнь, если мы не имеем ясной, твердой убежден­ности, что должны иметь такую жизнь?

Затем следует второй шаг: человек должен ощутить стыд и вину, что он не живет такой жизнью. Некоторые люди при­знают, что есть духовная жизнь и что они ею не живут; они огорчаются, жалеют себя и думают: “Жаль, что я слишком немощен для нее! Жаль, что Бог дает ее другим, но не дал мне!” Они очень жалеют себя, вместо того, чтобы сказать: “Увы! Это наша неверность, наше неверие и непослушание помешали нам всецело отдаться Богу. Мы должны краснеть и стыдиться пред Богом, что не живем как духовные люди”.

Человек не обратится, если не будет обличен в грехе. Когда такое обличение в грехе происходит, и его глаза откры­ваются, человек научается бояться греха и бежать от него ко Христу, чтобы принять Христа как сильного Избавителя. Однако человек нуждается в повторном обличении в грехе;

это означает, что верующий должен быть обличен в его осо­бом грехе. Грехи необращенного человека отличаются от гре­хов верующего. Так, необращенный человек обычно не быва­ет обличаем в испорченности своей природы; он думает, глав­ным образом, о внешних грехах: “Я сквернословил, я лгал, и я на пути в ад”. Он обличаем, таким образом, для обращения. Но верующий совершенно в другом положении. Его грехи гораздо более заслуживают обвинения, так как он познал свет и любовь Духа Божия, данные ему. Его грехи гораздо глубже. Он старался победить их, но пришел к пониманию, что его природа полностью испорчена, что плотской ум, плоть внут­ри него делает его положение крайне безнадежным. Когда ве­рующий таким образом обличаем Святым Духом, он испыты­вает осуждение за то, что жил в неверии и виновен в том, что оно удерживало его от принятия в полноте дара Святого Духа Божия. Он повергается в стыде и смятении и начинает вопи­ять: “Горе мне! Погиб я! Я слышал о Боге слухом уха, я знал многое о Нем и проповедовал, но теперь мои глаза видят Его!” Бог приближается к нему. Иов, праведник, пользовавшийся доверием Бога, увидел в себе глубокий грех самости и само- праведности, которых он прежде никогда не видел. До тех пор, пока такое обличение в неправоте нашего плотского состоя­ния как верующих не придет к каждому из нас, пока мы не захотим получить такое обличение от Бога и не посвятим вре­мя пребыванию пред Богом, чтобы смириться и быть обли­ченными, мы никогда не сможем стать духовными людьми.

Затем следует третий шаг, и это есть единственный шаг из плотского состояния в духовное. Один шаг. О, какое бла­гословенное слово я несу вам - это только один шаг. Я знаю, многие откажутся принять, что это только один шаг; они ду­мают, что этого слишком мало для такой могучей перемены. Но разве не было обращение только одним шагом?

Также происходит, когда человек переходит от плотско­го состояния к духовному. Вы спросите, не имею ли я в виду человека духовно зрелого, истинного святого, когда я говорю о духовном человеке, и вы скажете: “Разве это происходит в один день? Разве нет возрастания в святости?” Я отвечу, что духовная зрелость не может прийти в один день. Мы не мо­жем этого ждать. Требуется возрастание, пока вся красота образа Христа отобразится в человеке. И все же я говорю, что требуется один шаг, чтобы из плотской жизни войти в духов­ную. Это происходит, когда человек полностью порывает с плотью, когда он предает плоть крестной смерти Христа, ког­да он видит, что все, связанное с ней, - под проклятием и что он не может избавиться от нее сам, и тогда он обращается к умерщвляющей силе Христова креста внутри себя. Когда че­ловек делает это и говорит: “Эта духовная жизнь предназна­чена для меня как свободный дар моего Бога во Христе Иису­се”, он понимает, как один шаг может перевести его из плот­ского состояния в духовное.

В духовной жизни еще многому предстоит научиться, еще будут несовершенства. Но, хотя духовная жизнь несовершен­на, в ней преобладает духовное начало. Когда человек предал себя подлинной, живой, действенной, управляющей силе Духа Божьего, он занял правильное положение, в котором он мо­жет возрастать. Немыслимо возрастать из болезни в здоро­вье. Можно возрасти из слабости в силу, как возрастает мла­денец и становится сильным человеком; но там, где есть бо­лезнь, должно прийти исцеление, если будет осуществлено ле­чение. Есть христиане, которые думают, что они должны воз­расти из плотского состояния в духовное. Это невозможно. Что могло помочь плотским коринфянам? Им не поможет молоко, так как оно свидетельствует об их ненормальном со­стоянии. Твердую пищу им бесполезно давать, потому что они не могут ее есть. То, что им нужно, - это хирургический нож. Павел говорит, что плотская жизнь должна быть отсечена. “Те, которые Христовы, распяли плоть...” Когда человек понима­ет, что это значит, и принимает с верой, что Христос способен это сделать в нем, тогда один шаг может перевести его из плот­ского состояния в духовное. Один простой акт веры в силу Христовой смерти, один акт отдачи и соединения с Христо­вой смертью сделает ее нашей смертью и, если мы доверяем Святому Духу совершить это, освободит нас от напряжения собственных усилий.

Что приносит освобождение бедному, осужденному греш­нику от мрака и отчаяния, в котором он пребывал до обраще­ния? Он чувствует, что ничего доброго не может сделать сам. И что он делает? Он видит пред собой всемогущего Спасителя и бросается в Его объятия, он доверяется этой всесильной любви и кричит: “Господи, помилуй меня!” И это - спасение.

Христос принимает его не за то, что он что-то сделал. О, веру­ющие, если кто-либо из вас сознает, что плотское состояние господствует в вас, и вы вынуждены сказать: “Да, я действи­тельно верующий и ревностный человек, друг миссий. Я тру­жусь для Христа в моей церкви, но, увы, мой характер, грех и мирское все еще властвуют над моею душой”, то примите сло­во от Бога. Если кто-либо придет и скажет: “Я боролся, я мо­лился, я плакал, и это не помогло”, тогда он должен сделать нечто другое. Он должен понять, что живой Христос - это Божье обеспечение для его святой духовной жизни. Он дол­жен поверить, что Христос, Который принял его однажды при обращении, теперь ожидает в Своей удивительной любви, что­бы сказать ему, что он может стать духовным человеком, все­цело отданным Богу. Если он поверит этому, его страх исчез­нет, и он сможет сказать: “Это возможно; если Христос при­мет этот труд на себя, это совершится”.

Наконец, последний шаг. Человек должен сделать этот важный и благословенный шаг. Вам потребовалось пять или десять лет, прежде чем вы сделали шаг обращения. Вы плака­ли и молились годы и не могли найти мира, пока не сделали этого шага. Так и в отношении духовной жизни: вы можете ходить от одного учителя к другому и говорить: “Расскажите мне о духовной жизни, о крещении Духом и святости”, - и однако оставаться все в том же состоянии. Многие из нас хо­тели бы избавиться от греха. Кому нравится вспыльчивый характер? Кто любит гордый нрав? Кто хочет иметь мирское сердце? Никто. Мы идем ко Христу, чтобы освободиться, но Он не делает этого, и мы спрашиваем: “Почему Он не делает этого? Я очень горячо молился”. Это потому, что вы хотели, чтобы Он удалил отвратительные плоды, в то время как ядо­витый корень остался бы в вас. Вы не просили Его пригвоз­дить вашу плоть к Его кресту, чтобы вам с того момента все­цело отдаться силе Его Духа.

Избавление есть, но не на том пути, на котором мы его ищем. Предположим, у художника есть кусок холста, на кото­ром он хотел бы изобразить прекрасную картину. Но этот холст не принадлежит ему, и каждый может взять его и использовать для другой цели. Думаете ли вы, что художник станет вклады­вать в него свой труд? Нет. Однако люди хотят, чтобы Иисус Христос позаботился избавить их от плохого характера или какого-то другого греха, хотя их сердце не отдано всецело Его власти и Его охране. Это невозможно. Но если вы придете и отдадите всю вашу жизнь Его попечению, Иисус Христос си­лен спасти; Иисус Христос ждет, чтобы явить милость; Иисус Христос ждет, чтобы наполнить вас Своим Духом.

Сделайте же этот шаг! Бог даст, чтобы мы могли, ведо­мые Его Духом, покориться ему как никогда прежде. Приди­те же в смирении, исповедуйте, что плотская жизнь господ­ствовала слишком сильно и наложила на вас отпечаток и что вы с горечью сознаете, что при всем благословении, которое Бог даровал, Он не сделал вас тем, чем вы хотели бы быть, - духовным человеком. Только Святой Дух Своим пребыванием может сделать человека духовным.

Придите затем и повергнитесь к ногам Иисуса с одной мыслью: “Господи, я отдаю себя, как пустой сосуд, чтобы Ты наполнил меня Твоим Духом”. Ежедневно каждый из нас ви­дит на столе пустую чашку, ожидающую, чтобы в свое время ее наполнили чаем. То же самое с каждым блюдом, каждой тарелкой. Они очищены и пусты, готовы к тому, чтобы их наполнили. Опустошены и очищены. О, придите же! И, как сосуд, который отставляют, чтобы наполнить его тем, что в нем должно быть, скажите Христу, что вы желаете с этого часа быть сосудом, отделенным для наполнения Святым Духом, отдавшимся, чтобы стать духовным человеком. Склонитесь же в глубочайшей опустошенности души и скажите: “О, Боже, у меня ничего нет!” И затем, так же уверенно, как вы предста­ете пред Ним, вы вправе сказать: “Мой Бог исполнит Свое обещание! Я прошу у Него исполнения Святым Духом, чтобы мне сделаться духовным, а не плотским христианином”. Если вы придете к Его ногам и будете ожидать там, если вы пребу­дете в такой смиренной отдаче и детском доверии, то так же верно, как Бог жив, благословение придет.

О, не должны ли мы со стыдом склониться перед Богом, когда, размышляя о всей Его Церкви, мы видим, как сильно в ней преобладает плотское? Не должны ли мы со стыдом скло­ниться пред Богом, когда думаем о всем том плотском, что есть в нашем сердце и жизни? Так склонимся же с великой ве­рой в Божье милосердие. Избавление близко, избавление гря­дет, избавление ожидает, избавление несомненно. Давайте доверимся: Бог даст его.

 

 

Глава 2

Жизнь своего «я»

"...кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною ” (Мф. 16:24)

В 13-м стихе мы читаем, что в Кесарии Филипповой “Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?” Когда они ответили, Он сказал им: “А вы за кого почитаете Меня?” И в стихе 16-м “Симон же Петр отвечая сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого”. “Тог­да Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее”. Затем в стихе 21-м мы читаем, как Иисус начал говорить ученикам о Своей приближающейся смерти, и в стихе 22-м видим, что Петр начал прекословить Ему, говоря: “Будь милостив к Себе, Гос­поди! Да не будет этого с Тобою!” Но Иисус обратившись, ответил Петру: “Уйди прочь, сатана! Ты Мне соблазн, пото­му что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое. Тог­да Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною”.

Мы часто слышим о жизни компромисса, и встает воп­рос, каковы ее корни? Почему такое множество христиан проводят свою жизнь в тяжких мирских оковах, вместо того чтобы жить в явлении чести и славы детей Божьих? Тогда у нас может возникнуть другой вопрос: почему, когда мы ви­дим что-то неверное в себе и боремся с этим, мы не можем победить? Почему после сотни молитв и отречений мы все еще живем смешанной, раздвоенной, неискренней жизнью? На эти вопросы есть один ответ: корень всех проблем - наше ".я”. Поэтому, если кто-нибудь спросит меня: “Как я могу избавить­ся от этой жизни компромисса?”, я не скажу: “Ты должен сде­лать то или другое, или еще что-то”. Но я отвечу ему: “Новая жизнь свыше, жизнь Христа должна занять место жизни на­шего “я”, только тогда мы сможем быть победителями”.

Мы всегда идем от внешнего к внутреннему. Давайте и здесь поступим так же. Рассмотрим из приведенного текста одно слово - “себя”. Иисус сказал Петру: “Кто хочет идти за Мной, отвергни себя (свое “я”), возьми крест свой и следуй за Мной”. Это отличительный признак ученика, это секрет хри­стианской жизни: отвергни себя, и все станет правильно. За­метьте, что Петр был верующим, верующим, которого научил Дух Святой. Он дал ответ, который был чрезвычайно по серд­цу Христу: “Ты - Христос, Сын Бога Живого”. Не думайте, что в этом не было ничего особенного. Мы это узнали из на­шего катехизиса. Петр не знал этого. Но Христос видел, что Святой Дух Отца научил его, и Он сказал: “Блажен ты, Си­мон, сын Ионин...” Но заметьте, как силен был еще в Петре плотской человек. Петр мог уразуметь то, что касалось сла­вы: “Ты - Сын Божий”, но когда Христос заговорил о кресте и смерти, он не мог этого понять и осмелился в своей самоуве­ренности сказать: “Господи! Да не будет этого с Тобою!” Дру­гими словами: “Ты не должен быть распят и умереть”. И Хри­сту пришлось упрекнуть его: “Уйди прочь, сатана. Ты дума­ешь не о том, что Божье”. Иисус говорил: “Ты мыслишь, как обыкновенный плотской человек, а не как наученный Духом Божьим”. Затем Он продолжил: “Запомни, не только Мне над­лежит быть распятым, но и тебе. Не только Мне надлежит умереть, но и тебе тоже. Тот, кто хочет быть Моим учеником, должен отвергнуть себя, взять крест и следовать за Мной”.

Давайте рассмотрим одно это слово - “себя”. Только когда мы научимся понимать, что такое это “я”, мы действи­тельно узнаем, что лежит в корне всех наших неудач, и будем готовы идти ко Христу за избавлением.

Итак, рассмотрим прежде всего природу нашего “я”, за­тем отметим некоторые из его проявлений и, наконец, поста­вим вопрос: как мы можем избавиться от него?

“Я” - это сила, которою Бог наделил каждое созданное Им разумное творение. “Я” - это самый центр сотворенного существа. Почему же Бог дал ангелам или человеку это “я”? Оно предназначалось для того, чтобы мы могли принести его Богу, как пустой сосуд, и Он вложил бы в него Свою жизнь. Бог дал нам силу самоопределения, чтобы я мог ежедневно приносить Ему свое “я” и говорить: “О, Боже, трудись над ним, я отдаю его Тебе”. Богу нужен сосуд, в который Он мог бы излить полноту Своей божественной красоты, мудрости и силы. Для этой же цели Он сотворил мир - солнце, луну, звез­ды, деревья, цветы и травы, которые все являют богатство Его мудрости, красоты и благости. Но они делают это бессозна­тельно. Бог сотворил ангелов, наделив их личностью (“я”) и волей, чтобы посмотреть, придут ли они и отдадут ли себя добровольно, как сосуды, чтобы Он наполнил их. Но, увы! Не все они сделали это. Был один во главе великого сонма, который начал смотреть на себя, думать о тех удивительных силах, которыми Бог наделил его, и восторгаться собой. Он стал думать: “Должно ли такое существо, как я, всегда оста­ваться зависимым от Бога?” Он превознесся, и гордо самоут­вердился в отделении от Бога. И в тот самый миг из небесного ангела он превратился в дьявола в аду. “Я”, обращенное к Богу, - это слава, потому что Творец получает возможность открываться в нас. “Я”, отвратившееся от Бога, - это сама тьма и адский огонь.

Мы знаем ужасный результат этого действия. Бог сотво­рил человека, а дьявол пришел в образе змея и искусил Еву, предложив ей стать подобной Богу, иметь независимое “я”, знать добро и зло. И, говоря с ней, он влил в нее этими слова­ми весь яд и всю гордость ада. Его лукавый дух и адская гор­дость вошли в человечество, а это и есть то самое проклятое “я”, которое мы унаследовали от наших прародителей. Имен­но это “я” принесло гибель и разрушение этому миру. И все, что было грехом, тьмой, бедствием и несчастьем, и все, что будет в вечности, в течение бесчисленных веков в аду, будет ничем иным, как правлением “я”, проклятием “я”, отделяю­щим и отвращающим человека от его Бога. И чтобы вполне понять, что Христос сделал для нас, и быть участниками пол­ного спасения, мы должны научиться различать, ненавидеть и целиком отказаться от этого проклятого “я”.

Далее, каковы проявления нашего “я”? Можно было бы упомянуть многое, но давайте возьмем простейшие из них, которые проявляются в нас постоянно: своеволие, самоуверен­ность, самовозвышение.

Своеволие, угождение себе - величайший грех человека. Это корень всякого компромисса с миром, разрушающего столь многих. Люди не могут понять, почему они не должны угождать себе и поступать, как они хотят. Есть множество христиан, которым никогда не приходило в голову, что хрис­тианин - это человек, который никогда не должен искать сво­ей воли, но всегда воли Божьей, как тот, в ком истинно живет Дух Христа. “Вот, иду исполнить волю Твою, Боже!” (Пс. 39: 8-9; Евр. 10:7).

Мы видим, как христиане тысячами способов угождают себе и, тем не менее, хотят быть добрыми, счастливыми и по­лезными; и они не понимают, что в корне всего этого - свое­волие, лишающее их благословения. Христос сказал Петру: “Петр, отвергни себя”. Но вместо того чтобы так поступить, Петр сказал: “Я отвергну моего Господа, а не себя”. Он не говорил этого словами, но Христос сказал ему в последний вечер: “Ты отречешься от Меня”, и Петр отрекся. Что было этому причиной? Самоугождение. Он испугался, когда служан­ка обвинила его в причастности ко Христу, и трижды сказал: “Я не знаю этого человека, я не имею к Нему отношения”. Он отрекся от Христа. Только подумайте об этом! Не удивитель­но, что Петр горько плакал. Это был выбор между его “я” - безобразным, проклятым “я” - и Иисусом, прекрасным, бла­гословенным Сыном Божьим. И Петр выбрал себя. Он поду­мал: “Я не отверг себя, а отверг Иисуса, вот какой выбор я сделал!” Поэтому он горько плакал.

Христиане, взгляните на вашу жизнь в свете слов Иису­са. Вы находите в себе своеволие, самоугождение? Запомните: каждый раз, угождая себе, вы отвергаете Иисуса в том или другом. Вы должны угождать только Ему и отвергать себя, или вы будете угождать себе и отвергать Его.

Если вы угождаете себе, тогда последует самоуверенность со всеми вытекающими проявлениями: самонадеянностью, полаганием на свои силы, зависимостью от себя. Что же при­вело Петра к отречению от Иисуса? Христос предупреждал его. Почему он не внял предупреждению? Причина - самоуве­ренность. Он был так уверен: “Господи, я люблю Тебя. Три года я следовал за Тобой. Нет, Господи, этого никогда не мо­жет случиться. Я готов за Тебя в темницу и на смерть”. Это была просто самоуверенность.

Люди часто спрашивают меня: “Почему я терплю пора­жение. Я так сильно хочу и так горячо молюсь, чтобы мне жить по воле Божьей”. Мой ответ в основном таков: “Просто вы самонадеянны”. Но они возражают: “Нет, я не самонадеян. Я знаю, что во мне нет доброго, и я знаю, что Бог хочет хранить меня. Я полагаюсь на Иисуса”. Но я отвечаю: “Нет, брат, нет. Если бы ты полагался на Бога и на Иисуса, то не мог бы па­дать, но ты полагаешься на себя”.

Давайте же согласимся, что причиной каждой неудачи в христианской жизни является именно это. Я полагаюсь на это проклятое “я”, а не на Иисуса. Я полагаюсь на мою собствен­ную силу, а не на силу всемогущего Бога. Вот почему Христос говорит: “Отвергнись себя”.

И третья форма проявления нашего “я” - самовозвышение. О, как много гордости и зависти в христианском мире; как много переживаний по поводу того, что говорят или ду­мают о нас люди; как много искания человеческой похвалы и угождения людям, вместо того чтобы всегда жить в присут­ствии Божьем с одной мыслью: “Угоден ли я Ему?” Христос сказал: “Как вы можете веровать, когда друг от друга при­нимаете славу!” Искание славы друг от друга делает жизнь веры абсолютно невозможной. Это “я” возникло из ада, оно разделило нас с Богом, оно подло обманывает нас и уводит от Иисуса.

Наконец, что же нам делать, чтобы избавиться от него? Иисус отвечает словами нашего текста: “Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной”. Обратите на это внимание. Я должен отвергнуть себя и при­нять Иисуса как свою жизнь - я должен сделать выбор. Есть две жизни - это жизнь моего “я” и жизнь Христа; я должен выбрать одно из двух. “Следуй за Мной, - говорит наш Гос­подь, - сделай Меня законом твоей жизни, правилом твоего поведения, полностью отдай Мне сердце, следуй за Мной, и Я позабочусь обо всем”. О, друзья мои, нам предлагается про­извести великую перемену: видя опасность своего “я” с его гордостью и порочностью, придти и повергнуть себя к ногам Сына Божия со словами: “Я отрекаюсь от своей собственной жизни, и принимаю Твою жизнь, Иисус, вместо моей”.

Причина, по которой христиане безуспешно молятся и просят, чтобы жизнь Христа вошла в них, заключается в том, что жизнь их “я” не отвергнута. Вы спрашиваете: “Как мне избавиться от этой жизни моего “я”?” Вспомните притчу о сильном человеке, дом которого был в безопасности, пока не вошел более сильный и не выгнал его. Место было выметено и убрано, но оставалось пустым, тогда он вернулся с семью другими злейшими духами. Только Сам Христос, входя в нашу жизнь, может победить жизнь нашего “я”. Вспомните апосто­ла Павла, который видел небесные видения. Чтобы он не пре­возносился, Христос послал ему жало в плоть для смирения. У него была естественная склонность к превозношению, и она победила бы Павла, но Христос освободил его от этого в не­изменной заботе о Своем любящем слуге.

Иисус Христос может Своей божественной благодатью помешать силе нашего “я” утвердиться и занять в нас господ­ствующее положение. Христос хочет стать жизнью нашей души. От хочет научить нас следовать за Ним, предоставлять сердце и жизнь Ему одному, чтобы Он всегда мог быть светом нашей души. Тогда мы сможем сказать с апостолом Пав­лом: “Уже не я живу, но живет во мне Христос”. Две истины следуют рядом. Первая - “не я”, затем - “но живет во мне Христос”.

Давайте снова посмотрим на Петра. Христос сказал ему: “Отвергнись себя и следуй за Мной”. Куда же пришлось ему последовать? Иисус повел его, несмотря на его провал. И куда Он повел его? Он повел его в Гефсиманию, и там Петр не ус­тоял, потому что он спал, вместо того чтобы бодрствовать и молиться. Иисус повел его на Голгофу, к месту, где Петр от­рекся от Него. Было ли это водительством Христа? Слава Богу, да. Святой Дух еще не пришел в Своей силе. Петр был еще плотским человеком, желающим поступать духовно, но неспо­собным побеждать, так как плоть немощна. Что сделал Хрис­тос? Он вел Петра, пока он не был полностью сокрушен и в самоуничижении не смирился в глубокой печали. Христос вел его мимо гробницы, через воскресение к Пятидесятнице. И затем пришел Святой Дух, и во Святом Духе пришел Христос с Его божественной жизнью. Теперь Петр мог сказать: “Хрис­тос живет во Мне”.

Есть только один путь избавления от жизни нашего “я”. Мы должны следовать за Христом, предать Ему наши сердца, слушать Его наставления, отдавать себя ежедневно, чтобы Он мог быть для нас всем; и силою Христа отвержение себя ста­нет постоянной благословенной реальностью. Я не ожидаю, что христианин хотя бы на час сможет достичь состояния, при котором он скажет: “Мне нечего больше отвергаться”; ни на минуту, чтобы заявить: “Я не нуждаюсь в самоотвержении”. Нет, общение с крестом Христовым будет ежечасным и еже­минутным отвержением себя по благодати Божьей. Мы долж­ны быть распяты с Иисусом Христом. Мы должны жить с Ним, как крещенные в Его смерть. Подумайте об этом! Христос не имел греховного “я”, но у Него было Свое “я”, и это “я” Он фактически отдал на смерть. В Гефсимании Он произнес: “Отец, не Моя воля”. Свое безгрешное “я” Он отдал на смерть, чтобы снова получить его от Бога, восставшим из гроба, вос­кресшим и прославленным. Можем ли мы ожидать взойти на небо каким-либо другим путем, чем Он взошел? Бодрствуйте! Помните, что Христос сошел в смерть и во гроб, и именно в смерти нашего “я”, до конца следуя за Иисусом, мы найдем избавление и жизнь.

Итак, что мы должны извлечь из этого урока, преподан­ного Учителем? Во-первых, мы должны посвятить время, что­бы смириться пред Богом в размышлении, что такое наше “я”. Понять, что это “я” является причиной каждого греха, каждо­го недостатка, каждой неудачи и всего, что бесчестит Бога, и сказать: “Господи, это то, что я есть”. Затем позволим Иисусу Христу полностью управлять нашей жизнью с верою, что Его жизнь может стать нашей.

Не думайте, что так просто избавиться от плотского “я”. В призывном собрании легко произнести обет, произнести молитву, совершить акт отдачи; но насколько серьезна была смерть Христа на Голгофе, когда Он отдал Богу жизнь Свое­го безгрешного “я”, настолько же серьезно это должно быть между нами и Богом - отдача нашего “я” на смерть. Сила смер­ти Христа должна совершать эту работу в нас ежедневно. О, подумайте, какой контраст между своевольным Петром и Иисусом, предающим Свою волю Богу! Какой контраст меж­ду самовозвышением Петра и глубоким смирением Агнца Божия, кроткого и умаленного сердцем пред Богом и людь­ми! Какой контраст между самоуверенностью Петра и глубо­кой зависимостью Иисуса от Отца, когда Он говорил: “Я ни­чего не могу творить Сам от Себя”.

Мы призваны жить жизнью Христа, и Христос прихо­дит, чтобы жить Своей жизнью в нас. Но прежде должна со­вершиться одна вещь: нам надлежит отвергнуть и возненави­деть свое “я”. Как сказал Петр, когда он отрекся от Христа:

“Я не знаю Его”, так мы должны сказать своему “я”, что не знаем его, чтобы Христос мог быть все во всем. Давайте же смиримся, помыслив о том, что наше “я” причинило нам и как оно бесчестило Иисуса. Давайте горячо молиться: “Гос­поди, светом Твоим обнажи это “я”; мы молим Тебя, пока­жи его нам. Открой наши глаза, чтобы нам видеть, что оно сделало и что это единственное препятствие на нашем пути”. Будем усердно так молиться, а затем ожидать пред Богом, пока не оставим всех наших религиозных упражнений, все­го нашего религиозного опыта и всяких наших благослове­ний и не приблизимся к Богу с одной единственной молит­вой: “Господи Боже, “я” превратило архангела в дьявола, и это “я” разрушило моих прародителей и из рая привело их во тьму и скорбь. “Оно” разрушило и мою жизнь и было причиной каждой моей неудачи. О, покажи его мне”.

Тогда приходит благословенная перемена, когда человек хочет и может сказать: “Иисус пусть живет вместо меня, Иисус пусть живет со мной, Иисус пусть делает все за меня”. Ничто другое не годится. Отвергни себя, возьми крест, чтобы уме­реть с Иисусом, и следуй только за Ним. Да даст нам Бог бла­годать понять, принять и жить жизнью Христа.

 

 

Глава 3

Ожидание Бога

“Только пред Богом ожидай, душа моя, ибо на Него надежда моя ”

(Пс. 61:6)

Важный вопрос встает перед нами: является ли Бог, мой Бог, Богом, Который для меня превыше и ближе любых об­стоятельств? Брат, научился ли ты жить, зная, что Бог настоль­ко реально с тобою каждый миг, что в самых тесных обстоя­тельствах Он всегда реальнее и ближе, чем что-либо, окружа­ющее тебя? Все наше знание Слова Божьего не принесет нам много пользы, если в нашей жизни не будет ответа на этот вопрос.

Почему так многие из возлюбленных детей Божьих по­стоянно жалуются: “Мои обстоятельства отделяют меня от Бога: мои испытания, мои искушения, мой характер, мои при­вычки, мои друзья, мои враги, что-либо может стоять между моим Богом и мною?” Разве Бог не может так владеть мной, что Он будет ко мне ближе всего на свете? Может ли богат­ство или бедность, радость или скорбь, иметь надо мной боль­ше власти, чем мой Бог? Нет. Тогда почему Божьи дети так часто жалуются, что обстоятельства отделяют их от Него? На это может быть только один ответ: они не знают Своего Бога. Причина любых проблем или немощей в Церкви Божьей лишь в этом: мы не знаем нашего Бога. Вот почему в Слове Божьем к обетованию “Я буду вашим Богом” часто добавляется: “И вы познаете, что Я ваш Бог”. Если я знаю это не через челове­ческое научение, не своим разумом или воображением, но бла­годаря живому переживанию, которое Бог дает моему серд­цу, тогда я понимаю, что божественное присутствие моего Господа будет таким чудесным и Сам Он таким прекрасным и близким, что я могу жить все дни и годы как победитель силою Возлюбившего меня. Не такая ли жизнь нам нужна?

И снова возникает вопрос: почему Божий народ не знает своего Бога? Ответ таков: они предпочитают Богу что угод­но, - священников, проповеди, книги, молитвы, труд, подвизание и усилия человеческой природы, вместо ожидания пред Ним и, если нужно, долгого ожидания, пока Бог не явит Себя. Никакое наставление, которое мы можем получить, и ника­кое усилие, которое мы можем предпринять, не способны дать нам обладание этим благословенным светом Божьим, кото­рый есть все во всем для нашей души. И все же это доступно и достижимо, если Бог откроет Себя. Об одном я просил бы Бога, чтобы каждый задал себе вопрос, говорил ли он и говорит ли ежедневно: “Я хочу больше Бога. Только не говорите мне пре­красную истину из Писания. Это не может удовлетворить меня. Я хочу Бога”. В нашей внутренней христианской жизни, в на­ших ежедневных молитвах, в нашем христианском хождении, в наших церквах, в наших молитвенных собраниях, в нашем общении, - всё должно прийти к тому, чтобы Бог всегда был на первом месте; и, если Ему это позволят, Он будет владыче­ствовать.

О, если бы в нашей личной жизни глаза каждого были устремлены на живого Бога и каждое сердце взывало: “Жаж­дет душа моя Бога”, какая сила, какое благословение и какое присутствие вечного Бога открылось бы нам! Позвольте мне привести наглядный пример. Когда человек читает лекцию с наглядными пособиями, он часто использует длинную указ­ку, чтобы отметить места на карте или таблице. Смотрят ли люди на указку? Нет, она только помогает показать место на карте. Она может быть из чистого золота, но указка не может удовлетворить их. Они хотят видеть то, на что она указывает. Так и Библия - ничто иное, как указка, указывающая на Бога; и позвольте сказать с благоговением, что Иисус Христос при­шел указать нам путь, привести нас к Богу. Я боюсь, что есть много людей, любящих Христа и верящих в Него, которые не в состоянии понять одной великой цели Его труда, - им не удалось понять сказанного в Писании: “Он умер, чтобы при­вести нас к Богу”.

Есть различие между путем и конечной целью, к которой я направляюсь. Я могу путешествовать среди самых живопис­ных пейзажей, в самом замечательном обществе; но если у меня есть дом, куда я хочу прийти, все пейзажи и общество, вся кра­сота и счастье вокруг не могут удовлетворить меня. Я хочу дойти до цели. Я хочу домой. И Бог хочет Сам стать домом для наших душ. Христос пришел в мир, чтобы вернуть нас к Богу, и если мы не примем Христа для того, чтобы исполни­лось Божье намерение о нас, наша вера всегда будет раздво­енной. Что мы читаем в 7-й главе Послания к евреям? “Он может всегда спасать”. Кого? “Приходящих через Него к Богу”. Не тех, кто приходит только ко Христу. Во Христе - благо­словенно Его имя - мы имеем милость, сострадательность и снисходительность Божью. Но мы в опасности, удовлетворив­шись этим, на том и остановиться. Христос хочет вернуть нас, чтобы мы могли радоваться в славе Самого Бога - в Его пра­ведности, святости, власти, в Его присутствии и силе. Иисус может совершенно спасать приходящих к Богу через Него!

Теперь несколько мыслей о том, как я могу прийти к по­знанию Бога как Бога, вопреки всем обстоятельствам, запол­няющим мое сердце и жизнь каждый день. Необходимо одно: я должен ожидать* Бога. В оригинале стоит: “Моя душа умол­кает в Боге” (Датский перевод и отдельные чтения). Что озна­чает молчание души в Боге? Душа сознает свою ничтожность, свое невежество, свои предрассудки и подверженность страс­тям, - все, что является человеческим и греховным, говоря: “Я хочу, чтобы вечный Бог вошел и взял меня так крепко, что­бы я мог быть храним в Его руке всю жизнь. Я хочу, чтобы Он так завладел мною, чтобы каждый миг Он мог совершать во мне все во всем”. Вот, что подразумевается самой природой нашего Бога. Насколько же нам необходимо умолкать в Боге и успокаиваться в ожидании пред Ним!

Позвольте мне с благоговением спросить: для чего суще­ствует Бог? Для того, чтобы быть светом и жизнью творения, источником и силою всего существующего. Красивые деревья, зеленая трава, яркое солнце созданы Богом для того, чтобы они могли являть Его красоту, мудрость и славу. Представьте себе столетнее дерево. Когда оно было посажено, Бог не дал ему изначального запаса жизни, чтобы оно могло за счет него продолжать свое существование. Нет, истинно каждый год Бог одевает дерево листьями и плодами; каждый год Он заново облекает лилии их красивым убранством. Именно Бог под­держивает жизнь всей природы каждый день и каждый час. И нас Бог создал, чтобы нам быть пустыми сосудами, в кото­рых Он мог бы проявлять Свою красоту, Свою волю, Свою любовь и подобие Своего возлюбленного Сына. Вот для чего Бог трудится в нас Своей могучей силой, ни на миг не пере­ставая. Когда я начинаю постигать это, то больше не считаю истинную христианскую жизнь чем-то совершенно невозмож­ным и неестественным, но я говорю: “Это самая естественная вещь в творении, что Бог должен владеть мною каждый миг и что мой Бог должен быть ко мне ближе всего на свете”. Глупо полагать, будто мне нельзя надеяться, что Бог ежеминутно может пребывать со мной. Только взгляните на солнечный свет. У вас когда-нибудь были затруднения со светом, посы­лаемым солнцем, во время работы, занятий или чтения книги? Разве вы говорите: “Как мне сохранить этот свет? Как мне удержать его? Как я могу быть уверенным, что смогу продол­жать им пользоваться?” Вы никогда не задумывались об этом. Бог позаботился, чтобы солнце само снабжало вас светом без всякой заботы с вашей стороны, свет поступает беспрепят­ственно. И я спрошу вас: “Как вы думаете, если Бог устроил так, что свет этого солнца, которое однажды сгорит, может независимо от вас сходить и благословенно и мощно пребы­вать на вас, то разве Бог не хочет или не может Своим светом и Своим присутствием сиять в вас так, что вы сможете ходить с Богом весь день и Он будет к вам ближе всего на свете?”

Славьте Бога за эту уверенность. Он может сделать это. Но почему Он не делает этого больше? Почему это бывает так редко и в такой слабой мере? На это есть лишь один ответ: вы не позволяете Ему. Вы так заняты и заполнены другими веща­ми: религиозными занятиями, проповедями и молитвой, изу­чением и трудом, так заняты вашей религией, что не даете Богу времени обнаружить Себя, войти и завладеть вами. О, брат, прислушайся к словам человека, который так хорошо знал Бога, и начни говорить: “Только в Боге успокаивайся, душа моя”.

Я могу показать, что это и есть истинная слава Творца, истинная жизнь Христа, принесенная в мир, жизнь, которою Он жил, и эта истинная жизнь Христа хочет вознести нас в полную зависимость от Отца. Это и был секрет Христовой жизни: Он имел такое сознание присутствия Бога, что будь то Иуда, который пришел предать Его, или Каиафа, обвинивший Его несправедливо, или Пилат, отдавший Его на распятие, присутствие Отца было на Нем, и в Нем, и вокруг Него. Чело­век не мог коснуться Его духа. И это то, чем Бог хочет быть для тебя и меня. Разве не доказывают все твое тревожное бес­покойство и напрасные усилия, что ты не даешь Богу совер­шать в тебе Свой труд? Бог влечет тебя к Себе. Это не твое желание или движение твоего собственного сердца. Вечный божественный магнит притягивает тебя. Запомни: твое тре­вожное томление и тоска - дело Божье. Приди, и затихни, и ожидай пред Богом, и Он откроется тебе.

Но как я должен ожидать пред Богом? В ответ я скажу вам: прежде всего, проводите больше времени в тишине пред Богом, не говоря ни слова. Что самое важное в молитве? На­править слух к Тому, с Которым я говорю. Мы не готовы при­носить наше прошение, пока полностью не осознаем, что Бог внимает нам. Вы скажете, что это все вам известно. Да, вы знаете это; но вам необходимо, чтобы ваше сердце было на­полнено Святым Духом в святом сознании, что вечный всемо­гущий Бог действительно очень близок к вам. Любящий жаж­дет всецело владеть вами. Пребывайте в тишине пред Богом и ожидайте, говоря: “О, Боже, владей мной. Откройся не моему разуму или воображению, но величественным, приводящим в трепет, смиряющим душу сознанием, что Бог в сиянии опо­чил на мне, введи меня в место покорности и смирения”.

Молитва может быть действительно успокоением в ожи­дании пред Богом, но, в значительной ее части, она и нечто другое. Ожидание в покое - это первое и наилучшее начало для молитвы. Когда мы, прежде чем начать молиться, склоня­емся в смирении и молчании, сознавая славу и близость Бо­жью, тогда приходит то благословение, которое часто мы по­лучаем только в конце. С самого начала я прихожу и станов­люсь лицом к лицу с Богом. Я соединен с вечным всемогуще­ством любви и знаю, что мой Бог благословит меня. Не будем же бояться пребывать в тишине пред Богом. И тогда мы вне­сем эту тишину в наш труд. И когда мы пойдем в церковь в воскресенье или в молитвенное собрание на неделе, у нас бу­дет единственное желание, чтобы ничто не могло стоять меж­ду нами и Богом и чтобы нам никогда не быть настолько за­нятыми слышанием и слушанием, чтобы забыть о присутствии Бога.

О, если бы Бог мог сделать каждого служителя тем, чем был Моисей у подножия горы Синай! “И вывел Моисей на­род в сретение Богу”, и они имели с Ним встречу, пока не уст­рашились. Пусть каждый служитель просит со всей ревнос­тью, на какую способна его душа, чтобы Бог избавил его от греха проповедовать и учить так, чтобы люди почувствовали прежде всего: “Этот человек хочет сам привести нас к Богу”. Это может ощущаться не только в словах, но даже в самом стоянии смиренного, ожидающего и преклоненного сердца. Мы должны внести это ожидание во все наше поклонение. Нам придется учиться этому, нам придется говорить об этом, нам придется помогать в этом друг другу, так как истина была слишком долго утеряна в Христовой Церкви. И мы должны искать и ожидать этого пред Богом. Тогда мы сможем внести это в нашу повседневную жизнь. Так много христиан удивля­ются тому, что они безуспешны, но посмотрите, с какой лег­костью они говорят и вступают в разговоры, и проводят в них часы, не думая, что все это может быть тратой душевных сил, и надолго уводить их от пребывания в непосредственном при­сутствии Бога. Я боюсь, большая проблема в том, что мы не хотим принести необходимую жертву ради жизни постоянно­го ожидания пред Богом. Не кажется ли некоторым из нас это невозможным - проводить каждый миг под кровом Всевыш­него, пребывать “в потаенном месте Его селения”? Возлюб­ленный, не думай, что это слишком высоко или слишком труд­но. Этого слишком трудно достичь тебе и мне, но Бог даст это нам. Начнем же уже сейчас ожидать пред Богом более усерд­но и ревностно. Будем же в наших домах время от времени склоняться пред Ним хотя ненадолго в молчании. И в уедине­нии с Богом будем ожидать в тиши, может быть, снова без слов заключая с Ним завет, что мы будем всем сердцем ис­кать, чтобы Божье присутствие сходило на нас.

Что такое вера? Это то, сколько в тебе Бога, совершаю­щего Свой труд. Если ты хочешь больше веры, больше благо­дати, больше силы и больше плодоносности, в тебе должно быть больше Бога. Пусть воплем наших сердец будет: больше Бога! Больше Бога! Больше Бога! Скажем же нашей душе: Только в Боге успокаивайся, душа моя, ибо на Него надежда моя”.

 

 

Глава 4

Вхождение в покой

“Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим” (Евр. 4:1).

“Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность” (Евр. 4:11)

Я хочу как можно проще ответить на вопрос, как чело­век входит в покой, и указать простые шаги, которые он дела­ет, составляющие один акт отдачи и веры.

Первый шаг - это научиться говорить: “Я искренне верю, что покой - в жизни веры”. Израиль прошел два этапа. Это прекрасно выражено в 5-ой главе Второзакония: Он вывел нас, чтобы ввести нас. Это две части Божьего дела искупления. Он вывел нас из Египта, чтобы ввести в Ханаан. И это примени­мо к каждому верующему. При нашем обращении Бог вывел нас из Египта, и тот же самый всемогущий Бог жаждет ввести нас в жизнь в Ханаане. Мы знаем, как Бог вывел израильтян, но они не позволили Ему ввести их, так что им пришлось со­рок лет блуждать по пустыне - типичный пример многих хри­стиан. Бог выводит их при обращении, но они не позволяют Ему ввести их во все то, что Он для них приготовил. Когда меня спрашивают: “Как же мне войти в покой?”, я прежде всего советую сказать: “Я верю, что есть покой, в который Иисус, наш Иисус Навин, может ввести доверяющую Ему душу”. И, если вы хотите понять различие между двумя образами жизни - жизнью, которую вы вели до сих пор, и той, что вы хотите вести теперь, - просто взгляните на пустыню и Ханаан. В пу­стыне - блуждание в течение сорока лет туда и обратно; в Ханаане - совершенный покой в земле, которую Бог им дал. Таково различие между жизнью христианина, который вошел и того, который не вошел в Ханаан. В пустыне - жизнь взле­тов и падений, блуждания туда и сюда, уход в мир, возврат и покаяние, вновь уклонение через искушения и возвращение лишь с тем, чтобы снова уйти. С другой стороны, в Ханаане - жизнь покоя, потому что душа научилась доверять, говоря: “Бог хранит меня каждый час Своей могучей силой”.

Второе различие состоит в том, что жизнь в пустыне была жизнью нужды, а в Ханаане - жизнь изобилия. В пустыне не­чего было есть, и часто не было воды. Бог милостиво воспол­нял их нужды манной и водой из скалы. Но, увы! Израильтяне не довольствовались этим, и жили в нужде и ропоте. Но в Ха­наане Бог дал им виноградники, которых они не сажали, про­шлогоднее зерно ожидало их там. Это была земля, текущая молоком и медом, земля, которая орошалась небесным дож­дем и о которой имел попечение Сам Бог. О, христианин, при­ди и скажи сегодня: “Я верю, что возможно перейти из духов­ной смерти, тьмы, печали и сетования, в которых я часто пре­бывал, в землю, где всякая нужда восполняется, где благода­ти Иисуса достаточно на каждый день и час”. Скажи сегодня: “Я верю, что войти в такую землю покоя возможно и для меня”.

Третье различие: в пустыне не было победы. Когда изра­ильтяне после согрешения в Кадесе попытались выступить против своих врагов, они были поражены. В земле же Хана­анской они победили всех врагов. Начиная с Иерихона, они шли от победы к победе. Желание Бога, и Христа, и Святого Духа - давать нам победу каждый день, не свободу от искуше­ния, нет, но силу в союзе со Христом, чтобы можно было ска­зать: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе” (Фил. 4:13). “Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас” (Рим. 8:37). Да поможет Бог каждому сердцу сказать это.

Затем следует второй шаг. Я хочу, чтобы вы сказали не только: “Я верю, что есть такая жизнь”, но также: “Я еще не имею ее”. Возможно, кто-то скажет: “Я искал ее”, некоторые могут сказать: “Я никогда не слышал о ней”, а кто-то: “Вре­менами я думал, что нашел ее, но потерял ее снова”. Пусть каждый будет честен перед Богом.

Затем, те, кто еще никогда не находил этой жизни, нач­ните говорить: “Господь, до сих пор я никогда не имел ее”. Почему так важно исповедывать это? Потому что, дорогие Друзья, некоторые люди хотят войти в жизнь покоя плавно и постепенно, тихо прокрасться в нее, но Бог не допустит этого. Ваша жизнь в пустыне была не только плачевной для вас са­мих, но греховной и бесчестящей Бога. Каждое более глубо­кое вхождение в спасение должно всегда совершаться посред­ством признания и исповедания греха; поэтому пусть каждый христианин будет готов сказать: “Увы! Я не жил такой жиз­нью, я виновен. Я бесчестил Бога. Я был подобен Израилю в пустыне. Я побуждал Бога на гнев моим неверием и непослу­шанием. Господи, помилуй меня!” О, пусть это тайное испо­ведание предстанет пред Богом: “Я не имел ее, увы! Я не сла­вил Бога жизнью в земле покоя”.

Теперь третий шаг: я хочу, чтобы вы сказали: “Благода­рение Богу, что эта жизнь для меня”. Некоторые скажут: “Я верю, что такая жизнь существует, но не для меня”. Есть люди, которые постоянно говорят: “О, у меня такой неровный ха­рактер, я по природе такой слабовольный, такой нервный и возбудимый, что для меня невозможно жить без волнений, всегда покоясь в Боге”. Возлюбленный брат, не говори так. Ты это говоришь только по одной причине: ты не знаешь, что твой Бог хочет сделать для тебя. Отведи взор от себя и начни смотреть на Бога. Прими это драгоценное слово: “Он вывел их, чтобы ввести”. Бог, проведший Израиль через Красное море, был Богом, Который перевел их через Иордан в Хана­ан. Бог, обративший тебя, есть Бог, Который может давать тебе эту благословенную жизнь каждый день. О, начни гово­рить, имея начатки слабой веры, даже когда у тебя еще нет твердого упования, начни хотя бы от ума говорить: “Это для меня. Я верю в это. Бог не лишает наследства никого из Своих детей. То, что Он дает, предназначено для каждого. Я верю, что благословенная жизнь ожидает и меня. Она для меня. Бог хочет дать ее и совершать ее во мне. Да славится Его благо­словенное имя! Моя душа говорит, что это также и для меня”. О, примите это маленькое слово “меня” и, взглянув прямо в лицо Божие, имейте дерзновение сказать: “Это неоценимое сокровище - для меня, самого слабого и недостойного; оно для меня”. Говорил ли ты это? Скажи это сейчас: “Эта жизнь возможна также и для меня”.

Четвертый шаг - это сказать: “Я никогда, никакими мо­ими усилиями не смогу овладеть ею. Бог Сам должен даро­вать ее мне”. Я хочу, чтобы ты был очень смел в утверждении: “Это для меня”. Но затем я хочу, чтобы ты очень низко скло­нился пред Богом и сказал: “Я не могу овладеть ею. Я не могу взять ее сам”. Как же тогда можно получить ее? Благодари

Бога, если однажды Он привел тебя к осознанию твоей пол­ной беспомощности и разочарованности в собственных уси­лиях, тогда Он может приблизиться и спросить: “Доверишь ли ты своему Богу совершить это в тебе?” Дорогие возлюб­ленные христиане, скажите в вашем сердце: “Я никогда, ника­ким усилием не смогу добиться от Бога и завладеть этим сам. Бог должен дать мне это”. Утверждайте в себе эту благосло­венную неспособность. Это Бог вывел вас, и Он же должен ввести вас. Ваше величайшее счастье чувствовать себя бессиль­ным. Молитесь, чтобы Бог Святым Духом открыл вам ваше истинное бессилие, и это откроет путь вашей вере, чтобы ска­зать: “Господи, Ты должен сделать это, либо этого не произой­дет никогда”. Бог совершит это.

Люди удивляются, слыша так много проповедей о вере и такие горячие призывы к вере, почему же они не способны верить? На это есть только один ответ: наше “я”. Наше “я” трудится, оно старается, оно борется, и это “я” должно потер­петь провал. Но когда усилия вашего “я” подходят к концу, и вы можете только вопиять: “Господи, помоги мне! Господи, помоги мне!”, тогда освобождение близко. Верьте в это. Бог ввел Своей народ. И Бог есть тот, Кто введет и вас.

Но человек должен отказаться от всего ради этого по­коя. Благодать Божья - свободный дар. Она дается без денег и без платы. И однако, с другой стороны, Иисус сказал, что каждый, кто хочет иметь драгоценную жемчужину, должен пожертвовать ради нее всем, он должен продать все, что име­ет, и купить эту жемчужину. Недостаточно видеть красоту, привлекательность, славу и почти вкушать радость и наслаж­дения этой чудесной жизни, как она предстает пред тобой. Ты должен стать собственником, владельцем поля. Человек, на­шедший поле с сокровищем, и человек, нашедший драгоцен­ную жемчужину, оба радовались, но они еще не владели ею. Они нашли ее, увидели ее, пожелали ее, обрадовались ей, но еще не приобрели ее. Она не принадлежала им до тех пор, пока они все не продали, не оставили всего и не купили землю и жемчужину.

О, друзья, есть многое, что должно быть оставлено: мир, его удовольствия, его благосклонность, его доброе мнение. Ваши отношения с миром должны быть такими же, как у Иису­са. Мир отверг Его и изгнал Его, и вы должны занять пози­цию вашего Господа, Которому вы принадлежите, и последо­вать за отверженным Христом. Вы должны отказаться от все­го. Вы должны оставить все ваше доброе и смириться до пра­ха земного. И это еще не все. Ваша прошлая религиозная жизнь, и опыт, и успехи должны быть оставлены. Вы должны стать ничем, чтобы слава могла принадлежать только Богу. Бог вывел вас через обращение, вам была дана Божья жизнь. Но вы осквернили ее непослушанием и неверием. Оставьте все это. Оставьте всю вашу мудрость и мысли о деле Божьем. Как трудно для служителя Евангелия отказаться от своей мудрос­ти, положить ее к ногам Иисуса и, как неразумный, сказать: “Господи, я ничего не знаю, как должно знать. Я проповедо­вал Евангелие, но как мало я видел славы благословенной зем­ли и благословенной жизни!”

Почему Святой Дух не может учить нас с большей си­лой? Есть только одна причина: мудрость человеческая пре­пятствует этому; мудрость человеческая препятствует сиянию Божьего света. И то же мы можем сказать и в отношении дру­гих вещей: оставьте все. Возможно, некоторым нужно оста­вить какой-то индивидуальный грех. Христианин может гне­ваться на брата. Христианка может быть в ссоре с соседкой. У друзей могут отсутствовать прав



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон». | Стандартное определение случая дифтерии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 339 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.