Наша партия есть союз социал-демократов всей России, от Петрограда до Кавказа, от Риги до Сибири.
Союз этот устроен для того, чтобы помочь трудящимся вести успешную борьбу с богачами, с фабрикантами и помещиками, за лучшую долю, за социализм.
Но борьба может быть успешной только тогда, если партия наша будет едина и сплочена, если у неё будет одна душа и одна воля, если она будет бить в одну точку везде, во всех концах России.
Но как добиться единства и сплочённости партии?
Путь для этого один, а именно: собрать в одном месте выборных от сознательных рабочих всей России, обсудить сообща коренные вопросы нашей революции, выработать одно общее мнение и потом, разъехавшись по домам, пойти в народ, повести его к одной общей цели, одним общим путём.
Такое собрание и называется конференцией.
Вот почему мы все с нетерпением ждали созыва Всероссийской конференции Российской социал-демократической рабочей партии.
Партия наша жила до революции в подполье, она была запрещенной партией, её членов арестовывали и ссылали на каторгу. Поэтому она была организована применительно к подполью, она была партией “тайной”.
Теперь обстоятельства изменились, революция дала свободу, подполье исчезло, и партия должна была стать открытой, она должна была организоваться по-новому.
Перед нами стоит вопрос о войне и мире. Война уносит и унесёт ещё миллионы жертв. Война разоряет миллионы семей. Она нагнала на города голод и истощение. Она лишила деревню самых необходимых товаров. Война выгодна только богачам, набивающим карманы на казённых поставках. Война выгодна только правительствам, грабящим чужие народы. Для такого грабежа и ведётся война. И вот вопрос: как быть с войной, прекратить её или продолжать дальше, лезть дальше в петлю, или порвать её вконец?
Конференция должна была ответить на этот вопрос.
Далее. Россия, тыл её, как и фронт, стоит перед голодом. Но голод будет втрое более жестоким, если не будут теперь же запаханы все “свободные” земли. Между тем, помещики забрасывают землю, воздерживаются от посевов, а Временное правительство не даёт крестьянам забрать помещичьи земли и обрабатывать их... Как быть с Временным правительством, всячески поддерживающим помещиков? Как быть с самими помещиками, оставить за ними землю или передать её в собственность народу?
На все эти вопросы конференция должна была дать ясные и отчётливые ответы.
Ибо только такие ответы делают партию единой и сплочённой.
Только сплочённая партия может повести народ к победе.
Оправдала ли конференция наши надежды?
Дала ли она ясные и отчётливые ответы,— пусть решают это сами товарищи, изучая решения конференции, которые напечатаны в приложении к нашей газете № 13-й.
“Солдатская Правда” № 16,
6 мая. 1917 г.
П ередовая
Подпись К. Сталин
ЧЕГО ХОТЯТ КАПИТАЛИСТЫ?
На днях открылся в Москве второй Всероссийский съезд торговцев и промышленников. Съезд открылся программной речью лидера националистов, миллионера Рябушинского.
О чём говорил Рябушинский?
Какова программа капиталистов?
Это необходимо знать рабочим, особенно теперь, когда капиталисты командуют властью, а меньшевики и эсеры заигрывают с ними, как с “живыми силами”.
Ибо капиталисты — заклятые враги рабочих, а чтобы победить врагов, надо их знать прежде всего. Итак, чего хотят капиталисты?
***
В чьих руках власть?
Капиталисты не пустые болтуны. Они люди дела. Они знают, что коренной вопрос революции и контрреволюции — это вопрос о власти. Не мудрено поэтому, что свою речь Рябушинский начинает с этого основного вопроса.
“Наше Временное правительство,— говорит он,— которое представляло собой какую-то видимость власти, было под давлением посторонних людей. У нас фактически воцарилась шайка политических шарлатанов. Советские лжевожди народа направили его на путь гибели, и вот всё русское царство стало перед зияющей бездной” (“Речь”).
Что “у нас фактически воцарилась шайка политических шарлатанов”, это, конечно, верно. Но не менее верно и то, что “шарлатанов” этих надо искать не среди “советских вождей”, а среди самих же Рябушинских, среди тех друзей Рябушинского, которые вышли 2 июля из Временного правительства, неделями торговались из-за министерских портфелей, шантажировали эсеро-меньшевистских простаков угрозой оставить правительство без кредита и, наконец, добились своей цели, заставив их плясать под свою дудку.
Ибо они, эти “шарлатаны”, а не “советские вожди” продиктовали правительству аресты и разгромы, расстрелы и смертную казнь.
Ибо они, эти “шарлатаны”, “давят” на правительство, превращая его в ширму, защищающую их от народного гнева.
Ибо они, эти “шарлатаны”, а не “советские” безвластные “вожди”, “воцарились теперь фактически” в России.
Но дело тут, конечно, не в этом. Дело лишь в том, что Советы, перед которыми вчера ещё пресмыкались капиталисты и которые теперь разбиты, сохранили ещё крупицу власти, и теперь капиталисты хотят отобрать у Советов и эти последние крохи, чтобы тем основательнее укрепить свою собственную власть. Вот о чём говорит, прежде всего, г. Рябушинский. Вы хотите знать, чего хотят капиталисты? Вся власть капиталистам — вот чего хотят они.
***
Кто губит Россию?
Рябушинский говорит не только о настоящем. Он не прочь “бросить взгляд и на предшествующие месяцы”. И что же? “Подводя итоги”, он видит, между прочим, что “мы пришли в какой-то тупик, из которого не можем выбраться... продовольственный вопрос испортился окончательно, экономическая и финансовая жизнь России пришла в расстройство и пр.”.
Виноваты в этом, оказывается, те же “товарищи” из Советов, те “расточители”, на которых нужно “наложить опеку”.
“Стонет русская земля от их товарищеских объятий, пока народ их не понимает, но как скоро поймёт, он скажет: “обманщики народа!””.
Что Россия загнана в тупик, что она переживает глубокий кризис, что она на краю гибели,— это, конечно, верно.
Но не странно ли, что:
1) В России до войны был избыток хлеба, причём мы вывозили его ежегодно 400—500 миллионов пудов, а теперь, во время войны, у нас не хватает хлеба, мы принуждены голодать.
2) В России до войны государственная задолженность равнялась 9 миллиардам, причем для оплаты процентов требовалось всего 400 миллионов рублей в год, между тем как за три года войны задолженность доходит до 60 миллиардов, требуя на одни лишь проценты ежегодно 3 миллиарда рублей.
Не ясно ли, что Россия загнана в тупик войной и только войной?
Но кто толкал Россию на путь войны, кто толкает её теперь на путь продолжения войны, как не те же Рябушинские и Коноваловы, Милюковы и Винаверы?
“Расточителей” в России много и они губят Россию,— в этом не может быть сомнения. Но их надо искать не среди “товарищей”, а среди тех же Рябушинских и Коноваловых, капиталистов и банкиров, наживающих миллионы на военных поставках и государственных займах.
И если русский народ поймёт их когда-нибудь, он круто расправится с ними,— в этом они могут быть уверены.
Но дело тут, конечно, не в этом. Дело в том, что капиталисты жаждут прибыльной для них “войны до конца”, но боятся отвечать за её последствия, поэтому они стараются взвалить вину на “товарищей”, чтобы тем легче было затопить революцию в волнах войны.
Вот к чему клонит речь г. Рябушинский.
Вы хотите знать, чего хотят капиталисты?