Для отпущения грехов и беззаконий пришел в мир Сын Божий, поэтому с любовью и радостью обращался Он ко всякому, кто имел нужду в помощи. Отъять неправды мира пришел Он с горней высоты и показал великое милосердие Свое к грешникам любодейцам. И поскольку столь был Он любвеобилен, милосерд и исполнен щедрот, то Симон позвал в дом свой Его, ниспосылающего пищу всем. И Того, по Чьему Божескому изволению питаются все твари, любовь подвигла прийти и стать гостем у Симона.
Велика, искрения, всем доступна и исполнена щедрот была любовь Сына Божия; Он удовлетворял всех, чтобы всех приобрести Своей премудростью. Приглашают ли Его мытари, с искренней любовью приходит Он и старается приобрести их, чтобы очистились они от грехов своих. Приходят ли блудники, чтобы воплем и слезами очей своих исходатайствовать себе прощение, омывает их от беззаконий их. Даже когда просят Его фарисеи, Он идет и не отказывает в Своей помощи всякому, имеющему в ней нужду.
Просили у Него хлеба в пустыне, и изобильно насытил их; не было там пекущего хлебы, не было готового хлеба, но Он повелел, и во мгновение ока тысячи насытил хлебом.
Как ближний и домашний обходится Он со всяким, кто взывает к Нему и умоляет об очищении от грехов, и Он, как Благий, всем отпускает грехи.
До преизбытка богата Его сокровищница, и богатство это разделяет Он бедным. Всякий просящий, чего бы ни хотел, получает из богатой сокровищницы Его. Ибо отовсюду окружены мы милосердием и щедротами Его.
Звал Симон Его на вечерю, — и побуждаемый любовью Иисус пошел с фарисеем. Там умоляла Его грешница — и получила от Него прощение. Щедротами Своими изгладил её грехи и любовью Своей омыл её скверны. Потом повелел апостолам Своим сделанное ею предать писмени (письму), в память о ней. Грешница эта, братия мои, служила сетью для мужчин и бесстыдными своими поступками уловляла их в мрежу свою. Она была зеркалом для распутных, чтобы развращать их своей красотой, служила некогда диаволу луком, из которого бросал он стрелы. Из очей этой блудной жены дождил он стрелы разжжения и похоти на сладострастных и прелюбодеев, чтобы истребить их сокровища.
Это была хищница, и своей красотой брала в плен невоздержных; как безумные ходили они за непотребной и блуждали по следам её. Юноши, увлекаемые красотой её, забывали дома свои; а она своими взорами и мановением очей ввергала их в пагубу.
Как ненавистница чистоты, восхваляла она сладострастие и непотребством своим дерзко смеялась над законом. Многие дни провела она в блуде и своим непотребством и суетностью доведена до безумия вместе с нечестивыми.
Как придорожный тать сидела она на распутье и красотой своей уловляла в погибель занимающихся куплей. Прелестями своими производила несогласие и раздоры между женами, разлучала мужей и жен, и от домашних ссор пустели дома супружниц.
С юности предалась она непотребным делам, бесстыдные пиршества приготовляла мужам и оскверняла дом свой любодейством. Семь бесов, любителей непотребства, сопровождали её. Уловляла она мимоходящих (проходящих) юношей, чтобы довести их до безумия; стала жилищем прелюбодейства, виталищем порока; дерзкое лукавство почивало в ней и делало её недоступной для упреков. Поработившись непотребству, презирала она чистую свободу, но для сладострастия оставила стыд и целомудрие и проводила дни свои в бесстыдном распутстве. Лукавый сделал её домом греха в Иудее, и стала она как бы зеркалом для любителей непотребства. Все оставила она: родных, родителей, братьев, чистоту, целомудрие и нескверное (непорочное) супружество. В развращении своем любила она только общество любодеев, чистые же супружеские узы презирала.
Этой-то грешнице, которая по своему разврату была сетью для сладострастных, простирает сеть Свою Господь, пришедший взыскать погибших, чтобы уловить гонимую хищными ястребами.
Милосердый Ловец как гость пришел в дом к Симону, который приготовил ему вечерю, чтобы у него свил Он гнездо и возвеселился. И тогда милосердый Ловец начал приманивать в гнездо Свое голубицу, побуждал её приблизиться к Нему и просить у Него помилования. Щедроты Свои послал Ловец, чтобы уловить одичавшую голубицу, которая скрылась из обитаемых мест и отлетела в безлюдную пустыню.
Поспешил Милосердый разложить сеть Свою, преградил этой бедной все пути к уклонению, уловил и связал её Своей любовью, чтобы не ходила более с любодеями. Расставил Ловец тенета Свои и распростер их перед обезумевшей; скоро подкралась она, вошла и, по простоте воли своей, уловлена была эта дикая голубица. Дыхание жизни нашего Господа послужило для нее приманкой, и оскверненную грешницу вовлекло в сети Божества.
Слышала она молву об Иисусе, которая распространялась перед ней (манила её), как приманка, и как только вкусила её, воспламенилась любовью к Иисусу и пришла к Нему.
Слышала она, что Господь наш с сердоболием прощает грехи, и с поспешностью притекла к Нему, потому что имела нужду в прощении.
Порок и грех подстерегли и, подобно льву, истерзали её, но как скоро заметила она раны свои, притекла ко Врачу. Ко Иисусу, наилучшему Врачу, исцеляющему греховные язвы, притекла грешница умолять о щедротах, чтобы перевязал и исцелил язвы её.
Как лютые разбойники, избили, изранили, обнажили её и поругались над нею беззакония и грехи; многочисленны были язвы её. Пороки, скверны, непотребства и грехи сокрушали её, поэтому с любовью и сокрушением, заливаясь слезами, не медля, встала она и пошла умолять Величайшего из врачей о помиловании.
Благоразумная эта женщина взяла с собой дорогое миро, встала и пошла в дом Симонов к Искупителю тварей. Не устыдилась при вступлении своем ни множества гостей, ни Симона, который укорял её, говоря: «Не осмеливайся подходить к Святому; мой гость — великий муж, и тебя невозможно допустить к Нему». Но не побоялась и не постыдилась она возлежащих с Ним, потому что сострадательному врачу всякий без смущения открывает недуги свои.
Показала гнойный свой струп, принесла кадило исповедания, воскурила его слезами и воздыханиями, чтобы издавало оно приятное благоухание. Сама себя соделала она священнодействующей и её курение, благоухая, проникло во святилище и истинного Первосвященника подвигло к помилованию.
С сокрушением обнаружила она желание свое умилостивить Его. Позади Иисуса стояла виновная грешница и с сокрушением, воздыханиями, любовью и слезами очей своих просила дозволения приблизиться к Нему и получить от Него оставление всех долгов своих. С сокрушением говорила бедная Прощающему вины и прегрешения, Пришедшему взыскать погибших, прося и умоляя умилостивиться и оставить ей долги: «Знаю и исповедую, Господи, что щедроты ниспослали Тебя к нашему роду, по изволению Своему пришел Ты на землю и посетил грешников, чтобы, по милосердию Своему, снова воззвать их к жизни и по щедротам Своим очистить их. На мне, которая так бедствует, покажи, Господи, милость Твою и щедроты Твои, потому что имею в них нужду, неправда и лукавство сокрушили меня. Моим примером пусть ободрятся грешники, имеющие нужду во оставлении грехов; гнойный струп неправд раскрылся у меня, и множество всяких нечистот покрыло меня. Исцели меня, Величайший из врачей, умоляю Тебя. Лукавый, по злокозненности своей, поставил мне скрытые сети и уловил меня ими. Расторгни их, чтобы могла я освободиться из них. Желаю стать Твоим достоянием; причисли меня, Господи, к овцам стада Твоего и не удаляй от сопребывания с Тобой. Да не хвалится мой гонитель, ежедневно расставляющий мне сети. Печальная, обремененная грехами зима прекрасные ветви мои лишила плодов их. Дай, благий Господи, чтобы снова принесла я цветы, как весной. Как крепкий исполин, войди в бедную болящую душу мою, смятенную лютыми страстями и, изгнав их, освободи меня. Давно уже, Господи наш, стала я нивой, поросшей беззакониями и грехами; истреби плевелы на ниве Твоей, Святой Земледелатель. Сатана наложил на меня ярмо свое, и тяжкую несу я на себе работу; освободи меня, истинно благий Господи, и позволь мне стать Твоим достоянием. Похититель взял и увлек меня, и жила я у него в дебрях; Ты, Великий Спаситель, пришедший в мир, допусти меня в твердыню Твою и укрой в ней. Мир, это море, унес меня на волнах своих, чтобы низринуть в погибель; Ты, Господи, Пристань жизни, спаси меня от потопления».
Эти умоляющие слова произнесла кающаяся и милосердый Господь оставил ей долги и грехи. Ее были вопли и слезы, Его — щедроты и милость. Слезами своими омочила она ноги Его и волосами своими отирала их; миром помазала члены Его, и вознеслось приятное благоухание любви её, воздымилось кадило покаяния её и возвеселило Заимодавца.
Видела она, что грехи сделали её ненавистной, исполненной пороков и скверн, поэтому старалась, бедная, не просить у Него избавления от своей растленности. Господь наш был для нее зерцалом, в котором увидела себя покрытой нечистотами, пятнами и язвами, узнала о себе, что объята она тьмой, и вся болезнует.
Как только озарилась душа её и узнала она, какое есть врачевство для язв её, тотчас бежала из тьмы и пришла к свету. Ко Иисусу, Немерцающему Свету, пришла грешница, погруженная во тьму. При взгляде на себя пришла она в ужас от гнусности одеяния своего.
Если бы кающийся грешник после греха не забывал своего греха, то не допустил бы его снова в душу свою, когда она уже очищена. Но увы! Слишком скоро забывает он, что сделал; перед глазами у него тьма заблуждений, и не замечает этого, потому что соделанный грех ослепил и лишил зрения глаза его, и не видит он совершенной им неправды.
Поэтому даруй, Господи, душе, чтобы не забывала она грехов своих, и чтобы смерть не владычествовала над ней. Через обольщения похоти входит в душу заблуждение и смущает её, отчего забывает она грехи свои и неприметно увлекается в новые пороки, а таким образом, по забвению дел своих, подвергается страданиям и скорби.
Вторгается смерть и простирает над ней покров тьмы, чтобы душа не могла ничего видеть; коварно облекает её этим покровом и потом во мраке представляет ей грех, чтобы душа привязалась к нему и утратила от этого величественную красоту свою. Вливает в нее горькое уныние и тем гонит от нее покой и чистоту. А как скоро приведена душа в смущение, то грешит, сама того не примечая. Ибо в этой тьме заблуждения кружится она, как оцепеневшая, и в этом оцепенении теряет стезю добродетелей. По собственной вине, покрывшись облаком неправды, душа блуждает во грехах, не зная того, что делает; не примечает окружающей её тьмы и не разумеет дел своих.
Но как скоро коснется её луч всеоживляющей благодати, душа приходит в ужас, припоминает, что ею сделано, и возвращается с опасной стези от злых своих дел. Тогда видит душа неправды свои, познает гнусность покрывающих её нечистот, в страхе и трепете бежит из тьмы и притекает к милосердой матери — покаянию.
Дивится душа самой себе, ужасается дел своих, потому что обманутая лукавым делала все лукавое; с великой скорбью воздыхает она, жалобно сетует, проливая потоки слез, и умоляет, чтобы можно было ей добрыми делами возвратиться в прежнее свое состояние. Спешит туда, откуда пришла, и прибегает к покаянию в сильном желании возвратить себе прежнюю красоту, которая утрачена и которую погубила она своими непотребствами и делами порочными.
Чувствует она, как велики язвы её, и размышляет об учиненных ею беззакониях; и отсюда рождаются воздыхания, мучения и горькие страдания. Льются слезы из очей её об утраченной красоте, многочисленны гнойные струпы её, и поелику видит она великую гнусность свою, то бежит от нее и ищет защиты у всещедрой благодати.
Поэтому-то, возлюбленные, Господь наш говорит: Блажени плачущии (Мф. 5:4). Если грешник не видит своих беззаконий, то и не плачет о них. Но если видит грешник грехи свои и беззакония свои, то с воплем плачет и вздыхает о прегрешениях своих.
Поэтому плакала и блудница, ибо увидела множество язв своих. Озарилась душа её, и познала бедная, что ею сделано. Объяло её сокрушение, и слезы полились из очей её. Солнце правды, Иисус, Врач всех болезней, открылся перед ней, и просветились очи её, ослепленные тьмой.
Христос показал ей, что погрузилась она во тьму и на распутиях опуталась сетями. Проник свет во тьму бедной грешницы, которая была омрачена, и увидела она Свет, то есть Христа, и с любовью обратилась к Нему.
Сияние невидимого Отца воссияло для омраченной и озарило очи скорбящей и погрязшей во тьме. Тогда, при сиянии светлых лучей Его, приблизилась и пришла она к Нему, чтобы рассмотреть Его и озариться светозарными лучами Его.
Душа её узрела образ славы Его, великий и славный Свет, и получила от Него блистательность, велелепие и озарение; очистилась от тьмы и обольщений противника. Увидела она, как осквернена и омрачена пороками, и пролила слезы из очей своих перед Врачом, чтобы уврачевал Он гнойный струп её, открыла Ему болезненные язвы свои и соделанные ею беззакония. В доказательство того, как велика болезнь её, из очей её лились слезы перед милосердым Врачом, и все члены её содрогались.
Во свидетельство того, как жестоко было мучение её, по причине множества скверн и нечистот, драгоценное и отличное миро возлила она на главу Врачу, и за миро, которым помазала Его, исцелил Он её от болезни.
И в благоухании драгоценного и отличного мира открылось нам достославное чудо, чтобы всякому сделалась известной чрезмерность любви её. Миро, само по себе, было не благовоннее всякого другого мира, но, смешавшись с вонею (благоуханием) Иисусовой, оно облагоухало (исполнило благовонием) всю храмину. И ноги Его помазала она тем же благовонным миром, а это означает, что Спаситель наш отовсюду подает и надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим.
Милосердый позволил, чтобы покрытая нечистотами приблизилась к Нему и кающаяся дерзнула, как желалось ей, объять Его святой любовью. Не укорил Он её, когда при учениках Его коснулась главы Его оскверненная грешница, покрытая множеством нечистот. Даже позволил ей обнять ноги Свои. Что хотела, то и делала она. Омывала слезами своими ноги Его, и не погнушался Он бедной.
В горьком сокрушении, со слезами лобызала она Его, и не отогнал Он от Себя блудницу. Едва приблизилась к Нему, дерзновенно стала прикасаться к членам Его. Пламенея любовью к Иисусу и желая приблизиться к Тому, Кто возбудил её, не устыдилась она ни фарисеев, ни учеников, и приблизилась к Нему. И не воспретил Он ей приблизиться к Себе, потому что умоляла она об оставлении грехов её.
Сокровище Божества отверсто было перед грешницей, чтобы через приближение свое к Нему соделалась она образцом для кающихся. Вошла она в слезную купель, чтобы очиститься в ней, а если бы устыдилась Света, то вышла бы из купели без оставления грехов.
Взяла она с собой миро и слезы и пришла к Виновнику святыни, чтобы при омовении её соблюден был весь чин Крещения. Немного воды влила она и смешала с драгоценным миром, и таким образом совершено там Таинство Святого Крещения.
Первосвященник Своей рукой изгладил и разрешил вины грешницы, прегрешения, скверны и студные дела которой были многочисленны.
Мудрая кающаяся пала к ногам Его, чтобы возродиться духовно. Ей нужно было родиться рождением Крещения, и потому пролила она слезы и смешала их с дорогим миром. Преклонила она главу свою к ногам Его, омыла их слезами и отерла волосами своими, чтобы получить оставление грехов, потому что через это, как через Крещение, получила освящение от нашего Господа.
Во второй раз зачата во чреве эта грешница, чтобы через новое рождение украситься духовно, и при этом возрождении в воде приобрела она очищение, изглаждение и оставление грехов.
Когда Господь наш, это море щедрот, возлежал на вечере, грешница коснулась ног Его, и Он омыл и очистил её Крещением. Из святых вод Крещения вышла она, когда нечистоты её омыл Господь наш, это море щедрот. Перед обилием вод поверглась кающаяся, и они излили на нее потоки щедрот, чтобы исцелилась она от грехов своих.
К Животворному Огню, Который прикровен (прикрыт) был плотью и воспламенял мир, приблизилась она телом своим; от этого и сама воспылала огнем, и потреблены в ней терния грехов. В пещь милосердия вверг её Художник тварей, расплавил и просветлил там, как чистое золото; и сделалась она блистающей, подобно золоту, чтобы стать украшением царского чертога.
Господь наш возлежит на вечере и вкушает хлеб с учениками Своими и пригласившими Его фарисеями, а любовь Его возбуждает грешницу приблизиться к Нему. На вечере алчет Он оставления грехов и жаждет отпущения долгов, потому что щедроты с Ним неразлучны, и не желает Он нашей погибели. И на этой-то вечере у Симона достиг Он, чего желал. Пригласившие Его как пророка звали Его вкусить с ними хлеб и не разумели, что Он Сын Божий. А Он, как и Отец, имеет власть отпускать все грехи.
Милосердому Господу, разрешителю всех долгов, слезы и горькие воздыхания блудницы были гораздо приятнее вечери, какую фарисей Симон приготовил для Него в доме своем.
Капли слез, пролитых грешницей, были для Него лучше всякого пития, какое предлагалось на вечере. Вздохи, какие услышал Он в дому Симоновом, и слезы, истекшие из очей блудницы, стали для Него вожделеннее приготовленного Ему пиршества.
Симон учредил вечерю Питателю целого мира, Который велением творческой силы Своей дает пищу всей твари. Возлежащие обращают, братия, взоры к яствам и снедям, какие предложены на трапезе и услаждают всех возлежащих.
Но Господь наш внимает воздыханиям и мольбам, какие тихо произносятся устами грешницы, желавшей получить прощение грехов.
Каждый из возлежащих с нетерпением ожидает, когда дойдет до него чаша, из которой мог бы он усладиться и по вкушении стать благодушным, веселым, радостным, расположенным развеселить и других. Но Иисусу питием были гласы воздыханий и скорби, исторгавшиеся из уст виновной грешницы.
Другие, возлежа, с удовольствием наслаждаются яствами, какие предлагал Симон; Господь же наш радуется о кающихся, которые вожделенны для Него. Всего приятнее для Него обращение грешников, взывающих к Нему. Потому-то вожделенен был для Него и голос грешницы, пришедшей к Нему.
Потому Господь наш хотя и вкушал хлеб вместе с прочими возлежащими, но с любовью устремлял око Свое на жену грешницу, ибо сильно алкал, чтобы приблизилась она к Нему с молитвой и молением.
Как только фарисей Симон, возлежавший с Иисусом, приметил, что беседует Он с блудницей, тотчас начал презирать Его и почитать не ведающим. Не ведающим признавал он Того, Кому известно все сокровенное. Испытующего сердца и утробы всех людей Симон причислял к не ведающим, потому что увидел Его беседующим с блудницей. В невежестве восставал Симон против Того, Кому известны все тайны, и думал про себя, что Иисус не знает сокровенного. Вовсе не ведающий таин сомневается в ведении Вышнего: Сей аще бы был пророк, ведел бы, кто и какова жена прикасается Ему (Лк. 7:39).
Симон знал, что блудница исполнена скверн, и поелику грешница осмелилась прикоснуться к нашему Господу, то и почел Его за это не ведающим. Так рассуждал Симон в уме своем: «Если бы знал Он, что это блудница, то оскверненной грешнице не позволил бы приблизиться к Себе. Если бы имел Он ведение, объемлющее все тайны, то укорил бы и отогнал от Себя эту оскверненную женщину, чтобы не прикасалась она к Нему и не сквернила чистого пророческого тела. Если бы ведал Он тайны и пророческие откровения, уразумел бы и увидел все её нечистоты и преступления; известны были бы Ему и гнусность и многочисленность пороков её. Если бы око Его проникало во все тайны, то не позволил бы Он прелюбодейке и блуднице лобызать ноги Свои. Из этого ясно видно, что Он несведущ и не пророк, как говорил я прежде. Ясно видно это из того, что, как я вижу, делает с Ним блудница. Не гонит Он её, без сомнения, потому, что не знает, какая это женщина».
Так колебался сомнениями фарисей Симон, и разгоряченный дух его не знал, что и подумать. Велика, правда, была вера фарисеева прежде, но не вполне совершенна, потому что Иисуса именовал он только Пророком. Твердо веровал Симон вначале, что Иисус — Пророк, но между тем и сомневался в Нем, потому что Сына Божия, имеющего в Себе жизнь, именовал только Пророком. Из-за этого впоследствии поколебалась его уверенность в ведении Иисусом сокровенного. Вначале сомневался Симон, должно ли Господа нашего признавать Богом, а напоследок не признал Его даже и Пророком.
Симон, когда был ещё высокого мнения об Иисусе, Господа пророков именовал Пророком. Но поелику любовь его была весьма недостаточна, то дух его впал в сомнение. Если бы с самого начала исповедовал Его в уме Сыном Божиим, то и впоследствии не наименовал бы Пророком Господа пророков.
Поэтому вера в Симоне не имела твердого основания. Он был слаб и немощен для того, чтобы Иисуса признать истинным Сыном Божиим, потому что мучили его сомнения и в недоумении рассуждал он так: «Если бы Иисус был Пророк, то ведал бы, какова эта женщина. Думал я, что Он Пророк. Но Он не ведает сокровенного. А если не ведает сокровенного, то и не Пророк, как думал я о Нем».
Господь же наш отвечал ему: «Симоне, имам ти нечто рещи (Лк. 7:40); суди право». Добрый Пастырь Своей любовью привлекал к Себе прокаженного Симона, чтобы, когда обретал Он одну овцу, не погибла у Него другая. Господь наш начинает рассеивать в Симоне все колеблющиеся помыслы, соблазны, сомнения и беспокойства, чтобы и Он обратился вместе с обращенной грешницей.
Симон говорит: «Учителю, рцы, что угодно Тебе». Так добротой и кротостью доводил Господь наш Симона, чтобы сам он осудил себя за сомнение своё о Спасителе. Он, Сердцеведец, делал судьей Симона, чтобы он сам себя обвинил и осудил за сомнение об Истинном, ведающем все тайное и явное.
Итак, Господь наш начал рассказывать притчу, которая должна была вразумить Симона и научить его, чтобы оставил он сомнение: «У одного заимодавца были два бедных должника: один должен был ему пятьсот динариев, а другой только пятьдесят. И поелику не было у них чем заплатить долг, то обоим простил он долги, разорвал их рукописания и не потребовал у них своего. Которому же из должников надлежит более возлюбить заимодавца?»
Тогда Симон отвечает: «Первому, Учитель, надлежит более любить и чтить заимодавца, потому что долг его был многим больше, нежели долг другого. Любовь к простившему должна соразмеряться с количеством прощеного долга. Поэтому первый преимущественно обязан оказывать почтение и благодарность заимодавцу». И этим приговором Симон, сам того не зная, сделался судьей в неизвестном для него деле.
Притча имела сокровенный смысл, которого не разумел Симон. Сначала осудил он Сына Божия, потом, когда поставлен был судьей, возгордился тем, что произносит приговор, и не приметил, что собственным своим судом, думая осудить других, осуждает самого себя.
Господь Сам научил судью, как решить предложенное дело, и он, произнеся правый свой приговор, осудил сам себя. Симон, которого Господь наш поставил судьей, стал подсудимым и произнес суд на себя, когда думал, что судит других.
Поелику Симон величался своим знанием перед Всеведцем, то перед всеми был обличен в неведении. Он вступил в тяжбу, — и был осужден; потерял свое дело, сам того не зная. Стал судьей и осудил сам себя, даже и не приметив этого. Справедливый дал он приговор и знал в этом деле, сколько нужно было, чтобы осудить самого себя и чтобы не превозноситься уже более перед Тайноведцем.
Должниками были двое из бывших при этом, и именно он и грешница; оба должны были заимодавцу; грешница пятьсот динариев, а он пятьдесят. Дело предложено было Симону, и он решил, и собственным своим судом признал себя виновным. И проникающий в тайны сердечные Сердцеведец Своей притчей убедил Симона признать себя виновным собственным судом, как некогда Давида. Симон так же был осужден, как Давид подвергнут ответственности. Пророк Нафан и Давида довел до того, что должен был он сам на себя произнести осуждение. Оба, и Симон и Давид, были судимы, по сказанию Писания, и оба были судьями собственных своих поступков, и сами себя осудили, и собственным своим судом произнесли на себя осуждение. Пророк Давид судил царя, а Господь пророков — фарисея, и оба, по исследовании дела, осуждены собственным своим судом.
Грешница обнимала ноги у Господа, и Симон, как скоро увидел это, стал порицать её, но премудро осужден. Господь наш ясно показал ему, что любовь грешницы больше, нежели его любовь. Ибо Господь начал после этого объяснять притчу самым делом и показывать Симону, что его приговор падает не на другого кого, а на него самого.
С любовью обратился милосердый Господь наш к грешнице и стал говорить Симону о кающейся. Он хотел показать возлежащим великую любовь её и научить их, во сколько крат любовь её выше фарисейства в пригласившем Его на вечерю.
Господь наш сказал фарисею: «Вошел я в дом к тебе, Симон, но ты и ног Мне не омыл; а она плакала и слезами очей своих омыла ноги Мои и волосы главы своей отдала Мне вместо убруса. И маслом не помазал ты Меня, Симон, как это было прилично тебе; она же с любовью возлила на Меня доброе и дорогое миро. Не облобызал ты Меня, Симон, в знак любви своей ко Мне, чтобы все увидели и уверились, для чего ты затеял все это. Эта же бедная и жалкая женщина не переставала лобызать Мои ноги. Поэтому твой поступок, Симон, гораздо ниже её поступка. Она с великой любовью сделала для Меня многое, а ты приготовил только эту вечерю. Ты предложил мне хлеб и вино, она же предложила Мне молитву, дорогое миро и слезы очей своих. Ты растворил (разбавил) для Меня вино, которое, впрочем, ни к чему не годно, Симон; она же с любовью облобызала все составы ног моих. Скорогиблющими (скоро разрушающимися) яствами и снедями доказал ты, Симон, любовь свою Мне ныне перед возлежащими на вечере, она же во гласе исповедания и в слезах принесла моление свое. Ее расположение и любовь лучше вечери твоей, Симон. И поелику так много возлюбила она, то отпускаются ей долги и грехи её».
Жена грешная, исполненная скверн и нечистот, как величественна красота твоя! В изумлении взираю на тебя и не знаю, что сказать. О достойная соревнования матерь, прежде чреватая неправдой и пороком, но по оставлении грехов достигшая чистоты и святости! Долго любила она пороки, которым предана была, но напоследок прославилась своим покаянием, как апостолы своей проповедью.
Нечистотами и сквернами была она покрыта по причине худых дел своих, но Иисус за любовь её омыл и очистил её от скверн. Иссопом Своим окропил и отер Он грехи её, и очистилась она от неправд своих. Зловонным была она источником, из которого изливались гнилые воды.
Но милосердие и благость изменили её и горькую воду сделали сладкой. Душа её мутна была от непотребства, в какое ежедневно вдавалась она, но орел, Христос, единым взором Своим сделал её кроткой голубицей. Нечистым была она камнем, о который претыкались многие, но теперь положена на основании апостолов. Волчицей притекла она к верховному Пастырю, но едва воззрела на Него, — изменилась и стала овцой стада Его.
Прежде ненавидела она духовную жизнь, потому что всякий день покрывали её беззакония, но Христос украсил её, и стала она царицей прекрасных.
И эту жену, которая проводила жизнь во всех возможных худых делах, прославляет ныне Евангелие в величественном и приятном о ней сказании. Все изменяющий творческой волей Своей переменил и волю грешницы, чтобы обратилась она к покаянию, которым очищается всякий, обращающийся от злых дел.
И эта грешница, исполненная нечистот, растленная, оскверненная и вмещавшая в себе все пороки, стала образом целого мира, который пришествием Сына Божия, Иисуса Христа, Спасителя нашего, снова сделался прекрасным, чистым, избавленным от скверн. Миром же и слезами, которые излила она на Спасителя твари, таинственно предызобразила она чин Крещения мира.
Когда возлила она на главу Спасителя доброе и дорогое миро, тогда благоухание его распространилось по всему дому и привело в удивление возлежащих, поэтому и рассуждали о нем на вечере: одни оценили его в триста, другие в двести динариев и присовокупляли: почто гибель (трата) сия мирная бысть? (Мк. 14:4). А в лжеце и обманщике Иуде такая цена мира возбудила жадность. Поелику был он корыстолюбец и тать, то оценил миро ещё дороже. Ему нужно было оценить выше, потому что собирал золото. Поэтому-то и сказал: почто гибель сия?
Но отчего же благоухание мира так сильно действовало на возлежащих? Соки ли это были из дорогих корней, или нечто приправленное благовонными корнями, и от этого происходила вся приятность и крепость благовония? Чем и какой силой оковало оно апостолов и прочих возлежащих, что и они с удивлением и изумлением говорили: почто гибель сия?
От того древа жизни, которое посреди рая, получило оно приятное и сильное благоухание, когда возлито было на Него. На Иисуса излилось драгоценное миро грешницы, и поелику она исповедала Его, то от Спасителя заимствовало оно свое благоухание. От вони Иисусовой благоухание мира приобрело большую приятность и крепость. А потому и возлежащие при благоухании сей драгоценной вони были вне себя от изумления.
Целое море мира — нашего Господа помазала грешница; тогда и запах приятного мира и сладостная воня Иисусова потекли и смешались между собой, по причине же этого смешения миро и привело в изумление весь дом.
Грешница, исполнившись искренней любви, помазала Господа Таинств, и от Него разлилось оное сладостное благоухание и исполнило всех удивления. Блаженная любовью воспламенила Господа фимиамов и трогательно умоляла, чтобы дозволил Он истечь сладостной воне и тем усладил и восхитил апостолов.
Вот свидетель, истинный пророк Исаия, сын Амосов, который называет Мессию: яко корень, прозябший в земли жаждущей (Ис. 53:2), потому что Он — Сын чистой Девы Марии, родившийся неискусомужно. На сей-то корень излиялось теперь миро грешницы и от Него получило оную неизреченно приятную воню, потому что Сын Девы Марии — корень в земли жаждущей.