Было доказано, что ВРС преимущественно оказывает активирующее влияние.
Прямое доказательство этих влияний РФ по восходящим путям на состояние мозга было получено Г. Мегуном и Дж. Моруцци (1949) в хронических опытах с раздражением РФ через электроды у сонных животных. Стимуляция РФ вызывала пробуждение животного. На ЭЭГ медленные ритмы сменялись высокочастотными ритмами (реакция десинхронизации), свидетельствующими об активированном состоянии коры головного мозга.
ТакМегун и Морруцци открыли восходящую ретикулярную активирующую систему (ВРАС) на кору больших полушарий. В последующим было установлено, что реакцию активации можно вызвать при раздражении РФ продолговатого, среднего мозга, таламуса и гипоталамуса. Все эти области включены вВРАС. Импульсы ретикулярных нейронов продолговатого мозга (гигантоклеточное, латеральное и вентральное ретикулярные ядра), моста (особенно каудальное ретикулярное ядро) и среднего мозга поступают к неспецифическим ядрам таламуса и после переключения в них проецируются в различные области коры. Кроме таламуса, восходящие влияния следуют также в задний гипоталамус, полосатое тело, прозрачную перегородку.
Если выключить ВРАС, при разрушении РФ верхних отделов ствола мозга возникает пассивный сон, животное впадает в состояние глубокого сна, хотя афферентные импульсы по специфическим проводящим путям продолжают поступать в сенсорные области коры больших полушарий. Животное после такой операции почти не реагирует на внешние раздражения. Таким образом, нормальная работа коры больших полушарий зависит от ВРАС, которая выполняет функцию аккумулятора коры и всей ЦНС.
В опытах было показано, что при любом афферентном раздражении реакция десинхронизации носила генерализованный характер, то многие исследователи рассматривают любые влияния ВРАС на кору неспецифическими. ВРАС рассматривают как неспецифическую систему ЦНС. Однако метод условных peфлексов показал, что афферентные импульсы попав в РФ, теряют специфичность, свойственней данному раздражителю, но приобретают биологическую специфичность. В лаборатории П,К.Анохина было показано, что реакция пробуждения на действие условного раздражителя болевого -оборонительного рефлекса избирательно блокируется аминазином, хотя ее можно наблюдать, если включить другой условный раздражитель, например пищедобывающего рефлекса. Таким образом, при Кодировании целостных приспособительных реакций организма влияние ВРАС на кору носит определенный специфический характер, который соответствует данной биологической деятельности животного - пищевой, половой, оборонительной. Это означает, что в формировании различных биологически реакций организма, участвуют различные области РФ, которые активируют кору больших полушарий.
В восходящей ретикулярной системе имеется и ВРТС. Этот отдел оказывает на кору тормозное, сдерживающее влияние. Если раздражать BРTC, то бодрствующее состояние мозга сменяется торможением. Сейчас ВРТС рассматривают как гипногенную систему ЦНС. При раздражении BPTС всегда возникает сон. В ЦНС имеется 3 основных участка, раздражение которых вызывает сон: первый - часть РФ ствола мозга, вторая зона - в передней части гипоталамуса и 3-я - в зрительных буграх.
Характер влияний РФ на кору больших полушарий зависит не только от состояния отделов ВРС, но и от самой коры, так как кора через корково-ретикулярные пути способна изменять активность, деятельность РФ, т.е. между ВРС и корой больших полушарий существуют 2-х сторонние связи. При раздражении различных участков коры изменяется активность нейронов РФ. Кора изменяет их чувствительность к восприятию периферических импульсов, увеличивая или уменьшая ее, т.е. кора регулирует и направляет деятельность РФ. В нормальных условиях кора в большей степени оказывает тормозное, сдерживающее влияние на РФ. Ёсли перерезать кортико-ретикулярные пути, то нейроны РФ начинают чрезмерно активироваться.