Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Закон единства и борьбы противо­положностей и




Категории «часть» и «целое» выражают отноше­ние между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы. Благодаря этой связи, образуется целое,по отношению к которому отдельные предметы выступа­ют в качестве частей. Целое — это такая взаимосвязь, такое единство частей, которое характеризуется новы­ми, интегративными свойствами и закономерностями, не присущими предметам в их разобщенности. Часть — это элемент целого.

Категории «часть» и «целое» относительны. Часть, являющаяся элементом целого, сама выступает как целое, имеющее свои элементы и свою структуру. Це­лое оказывается частью иного целого.

Проблема соотношения части и целого была вы­двинута еще в античности и рассматривалась во всех значительных философских учениях. При метафизи­ческом понимании соотношения части и целого дан­ные категории рассматривались как обособленные, за­стывшие, непереходящие друг в друга. Это приводило ко множеству антиномий части и целого. Главные из них следующие: 1) положение — целое есть сумма час­тей, противоположение — целое больше суммы частей;

2) части предшествуют целому, целое предшествует частям; 3) целое причинно обусловлено частями, це­лостный подход противоположен причинному и исклю­чает его; 4) целое познается через знание частей, час­ти как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом.

В первой антиномии «сумма частей» мыслитсякаких механическое соединение и неявно предполагается, что сумма частей не образует целостности. Поэтому получается, что целое больше суммы частей. Целост­ность мыслится как некий остаток, возникающий при вычитании из целого суммы его частей. Выше мы дали определение целого, которое ведет к решению данной антиномии. Исходя из диалектики части и целого, по­пробуйте самостоятельно решить остальные анти­номии.

 

При анализе категорий «часть» и «целое», мы об­ратились к категориям «элемент», «структура», «си­стема». Это не случайно. Хотя данные понятия имеют длительную историю (уже у Аристотеля термин «эле­мент» употребляется в качестве философского терми­на для обозначения «первичной, имманентной состав­ной части, неделимой по виду»), свой категориальный статус они получили сравнительно недавно в резуль­тате уточнения содержания категорий «часть» и «це­лое».

Элемент — это относительно самостоятельная со­ставная часть сложного целого. Иногда «элемент» оп­ределяют как «простой», «далее неделимый». Однако понятия «простой», и «сложный», «делимый» и неде­лимый» относительны. То, что в одной системе высту­пает как простое и неделимое, в другой системе ока­зывается сложным и делимым. Например, атом по от­ношению к вещи выступает как «простой», как ее элемент, но он сам оказывается сложным, состоящим из электронов, протонов и т. д.

Структура — это взаимосвязь и взаимообусловлен­ность элементов объекта, обеспечивающая его целост­ность и тождественность самому себе, т. е. обеспечи­вающая сохранение его основных свойств при различ­ных изменениях.

Система — это единство элементов и структуры сложного целого. Предметы и процессы действитель­ности образуют собой сложное целое, т. е. выступают как системы, причем степень их сложности может быть такова, что целое обнаруживается как единство не­скольких (а может быть и множества!) систем, свя­занных между собой определенным образом, завися­щих друг от друга. В этом случае говорят о соподчиненности, субординации и координации систем целого, о подсистемах системы.

Классификация систем может даваться по самым различным основаниям, в зависимости от потребнос­тей той или иной теории. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстракт­ные. Первые — это материальные объекты и их сово­купности, образующие устойчивое целое. Их принята делить на неорганические (физические, химические и т. д.) и органические системы (от простейших до сложных биологических объектов). Особый класс ма­териальных живых систем образуют социальные сис­темы, чрезвычайно сложные по своей структуре, фор­мам, видам и т. д. Абстрактные системы — это про­дукты деятельности человеческого мышления (идеи, понятия, гипотезы, теории и т. д.). Если в основание деления систем кладется признак их устойчивости или изменчивости при взаимодействии с другими система­ми, то различают статичные и динамичные с истемы. В статичных системах их состояние с течением време­ни остается относительно постоянным, а в динамичных их состояние меняется. По характеру взаимоотноше­ний системы и среды выделяют закрытые и открытые системы. Закрытая система не обменивается со средой веществом, а обменивается только энергией. В откры­той системе происходит обмен со средой как вещест­вом, так и энергией.

При классификации систем необходимо помнить, что особенностью любой классификации являетсяееотносительность. Следовательно, нет абсолютно ста­тичных и абсолютно динамичных систем. Статичные системы не являются неизменными. Они изменяются, но степень их изменения значительно меньше степени изменения динамичных систем за один и тот же про­межуток времени. И статичные и динамичные систе­мы обладают моментами устойчивости и изменчиво­сти, но в статичных системах устойчивость, сохране­ние преобладает над изменчивостью, а в динамиче­ских системах момент изменчивости преобладает над устойчивостью. Все это в полной мере относится и к делению систем на закрытые и открытые. Оно также относительно.

Рассматривая отношение категорий «часть и це­лое» к категориям «элемент—структура—система», следует подчеркнуть, что они связаны между собой не только исторически, но и логически. Антиномии части и целого возникли потому, что не учитывалась такая «часть» целого, как его структура, определяющая спе­цифику целого по отношению к его частям. Разреше­ние внутреннего противоречия категорий «часть» и «це­лое» привело к возникновению новых категорий «эле­мент — структура — система». Последние, в свою очередь, оказываются внутренне противоречивыми. Так, например, категория «структура», характеризуя строение целого, его внутренние связи и отношения, т. е. нечто отличное от элементов, оказывается противоре­чивой, так как структура вещи является одним из ее элементов. Возникает необходимость поиска разреше­ния нового противоречия.

В связи с этим следует отметить, что развитие на­уки идет через возникновение и разрешение противо­речий. Последнее дает толчок к колоссальному прира­щению наших знаний, открытию новых принципов, со­зданию новых теорий.

В настоящее время в конкретных науках большое распространение получили системный подход к изучаемым явлениям, методы структурно-функционально­го и системного анализа.

Системный подход к изучаемым объектам предпо­лагает раскрытие целостности объекта и обеспечиваю­щих ее механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую тео­ретическую картину.

Системный анализ применяют, как правило, к тем сложным объектам, которые содержат фактор или ряд факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Эти факторы обусловливают неопределенность в поведении объекта, многообразие его возможных ва­риантов. Системный анализ—это совокупность мето­дов, применяемых для анализа таких объектов. В ши­роком смысле слова системный анализ совпадает с си­стемным подходом, но, в отличие от него, системный анализ предполагает построение обобщенных моде­лей объекта, отображающих все факторы и взаимо­связи реальных ситуаций, в которых может оказаться объект. Это создает многообразие вариантов, на осно­ве которых осуществляется выбор необходимого реше­ния той или иной задачи.

Структурно-функциональный анализ—это один из принципов системного анализа явлений и процессов действительности. Согласно этому принципу в процес­се анализа объекта необходимо выявлять его струк­турно расчлененную целостность, каждый элемент ко­торой имеет определенное функциональное значение, выполняет определенную функцию. Термин «функция» имеет два значения: 1) роль элемента, которую он выполняет по отношению к другим элементам или по от­ношению к системе в целом; 2) зависимость, при ко­торой изменение элемента ведет к изменению других элементов или системы в целом и, наоборот, измене­ние системы ведет к изменению ее структурных эле­ментов.

 

Структура предмета и функции ее элементов взаимно обусловливают друг друга. Эта обусловленность подчиняется диалектике формы и содержания.Категории содержание и форма используются при анализе функционирования и изменения предмета как внутренне расчлененного, структурно организованно­го целого. В процессе внутреннего взаимодействия эле­ментов вещи и ее внешнего взаимодействия с други­ми вещами происходит изменение данного объекта. Однако изменение это не абсолютное, а относитель­ное, т. е. в течение какого-то промежутка времени вещь сохраняет свою качественную определенность, остается данной вещью. Почему вещь оказывается внутренне противоречивой—устойчивой и изменчивой одновременно?

Мы уже знаем, что любой предмет представляет со­бой сложную систему взаимосвязанных и взаимодей­ствующих друг с другом элементов, обладающих в этой системе определенными функциями. Вследст­вие сложности системы возникает разновременность изменения ее составных частей. Предмет изменяется как бы по частям, в зависимости от тех типов взаимо­действий, в которых находятся его элементы.

Сложность системы обусловливается ее структу­рой и функциями отдельных элементов. Именно струк­тура, в конечном итоге, обусловливает устойчивость вещи.

Понятие «форма» иногда отождествляют с поняти­ем «структура», а понятие «содержание» с понятием «совокупность элементов». Хотя для этого имеются определенные основания, но отождествлять их не следует. Так, например, содержание понятия «человек» не сводится к определению совокупности тех физиче­ских атомов, из которых состоит тело человека. Другими словами, структура является необходимым элементом формы, но форма не сводится к структуре; совокупность элементов необходима для содержания, но содержание вещи не сводится к совокупности ее эле­ментов.

Содержание — это единство всех составных элемен­тов объекта, его свойств, внутренних процессов, свя­зей, противоречий и тенденций развития. Форма это способ существования и выражения содержания объ­екта. На уровне здравого смысла термин «форма» ото­ждествляется с понятиями «внешний вид», «фигура». В связи с этим необходимо различать внешнюю и внутреннюю форму объекта. Внешняя форма всегда свя­зана с определением пространственно-временных гра­ниц существования вещи, а внутренняя форма харак­теризует способ связи элементов содержания вещи, еесвойств, противоречий и т. д. При этом внешняя фор­ма не может существовать без внутренней, а внутрен­няя форма всегда проявляется через внешнюю.

При анализе взаимоотношения формы и содержа­ния следует подчеркнуть, что оно носит диалектиче­ский характер. Это означает, что форма и содержание находятся в непосредственном единстве: содержание объекта всегда определенным образом оформлено, а форма является содержательной. Отсюда вытекает невозможность существования одного без другого и соответствие определенной формы определенному содержанию. Единство содержания и формы внутрен­не противоречиво. Вследствие неравномерности разви­тия различных частей объекта содержание изменяется быстрее, чем форма. Форма отстает в своем разви­тии от изменения содержания. Содержание, таким образом, является ведущей, определяющей стороной, но форма активно воздействует на содержание, противо­стоит его изменению. Изменившееся содержание, в конечном счете, оказывается не в состоянии функциони­ровать в старой форме и требует ее изменения. Про­исходит то, что В. И. Ленин формулирует в «Философ­ских тетрадях» в качестве одного из элементов диалек­тики: «борьба содержания с новой формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания». Ново­му содержанию должна соответствовать и новая фор­ма. Последняя, как правило, дает достаточный прос­тор для развития нового содержания. Но наступает время, когда противоположность между содержанием и формой опять обостряется, переходит в противоре­чие, которое снова требует своего разрешения.

Анализируя соотношение формы и содержания, следует обратиться к истории философии и посмот­реть, как решали эту проблему представители различ­ных направлений (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Кант, Ф. Гегель). Особое внимание необходимо уделить такому явлению, как формализм, сущность которого за­ключается в преувеличении роли формы, игнорирова­нии ее зависимости от содержания, выдвижении ее на первый план. При этом следует продумать вопросы о сущности формализма в дея­тельности учителя, инженера и т. д., о формализме в художественной литературе и искусстве.

 

В процессе анализа категорий «содержание» и «форма» нам пришлось внутреннюю форму предме­та отличать от его внешней формы. Это не случайно:

во-первых, вследствие сложности предмета его различ­ные части изменяются не одновременно; во-вторых,мы не можем познать предмет сразу, целиком и полно­стью, поэтому познаем его по частям, переходя от од­ного уровня его строения к другому. Оба эти аспекта находят свое выражение в категориях «сущность» и «явление».

Сущность — это единство глубинных связей, отно­шений, законов, определяющих основные черты и тен­денции развития тех или иных систем. Категория «сущ­ность» отражает внутреннюю, устойчивую, непосред­ственно не воспринимаемую сторону предметов и процессов. Явление это внешнее обнаружение сущ­ности, форма ее проявления. Категория «явление» отражает внешнюю, изменчивую, чувственно воспри­нимаемую сторону предметов и процессов. Явлениенеможет существовать без того, что в нем является, т. е. без сущности. В. И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал: «Тут тоже мы видим переход, перелив одного в другое: сущность является. Явление существенно» Точно так же и сущность не может обнаружиться вне явления или вне множества явлений.

Категории «сущность» и «явление» отражают одну и ту же реальность. Хотя они и взаимосвязаны, но непосредственно не совпадают. Явление выступает как единичное, а сущность как общее; явление отражает внешнее, а сущность—внутреннее; явление характе­ризует нечто подвижное, изменчивое, сущность — более устойчивое, повторяющееся в явлениях. Во многих от­ношениях категория «сущность» близка категории «закон». В связи с этим В. И. Ленин пишет: «...закон, и сущность понятия однородные (однопорядковые) или вернее, одностепенные, выражающие углубление по­знания человеком явлений, мира...».

Подчеркивая взаимосвязь сущности и явления, не­обходимо обратить внимание на то, что сущность не всегда проявляется адекватно. Она может «глубоко» скрываться за явлениями, проявляться частично, бо­лее того, искаженно. В этом случае мы имеем дело с видимостью, кажимостью. Категория кажимости (ви­димости) выражает именно те случаи, когда резко обнаруживается несовпадение сущности с формой ее проявления. Примером кажимости могут быть явление миража в пустыне или видимость того, что Солнце движется вокруг Земли.

Как и другие категории диалектики, сущность и яв­ление выступают важными ступеньками познания дей­ствительности. Познание движется от познания явле­ний (внешнего) к познанию сущности (внутреннего) и от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, т. е. от познания единич­ного к познанию особенного и общего.

 

При знакомстве с окружающей действительностью мы обращаем внимание на качественное многообра­зие, на определенную неповторимость каждой вещи, каждого явления, одновременно, на определенное их сходство, родство, общность. Эта объективно данная особенность вещей и явлений действительности отра­жается в категориях «единичное», «особенное», «все­общее».

Единичное — это отдельный, обладающий индиви­дуальной качественной и количественной определенностью предмет, отграниченный в пространстве и во вре­мени от других предметов и явлений. Категория «общее» отражает сходство свойств, сторон, организации вещей и явлений действительности. Любая конкретная вещь через свое индивидуальное, неповторимое про­являет и общее с другими вещами и явлениями.

В противоположность метафизическому материа­лизму, который не видел органической взаимосвязи между единичным и общим, диалектический материа­лизм рассматривает единичное и общее в неразрывном единстве. И это главное, что необходимо уяснить при изучении содержания данных категорий. Общее существует в единичном и проявляется через единичное. Единичное всегда содержит в себе момент, частицу общего. Можно утверждать, что любой предмет, любое явление представляет собой единство единич­ного и общего. Раскрывая взаимосвязь данных катего­рий, В. И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал, что даже в таких простых предложениях, как «Иван есть человек», «Жучка есть собака», есть диалектика: «...отдельное есть общее». В этой же связи он пи­шет: «Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизи­тельно охватывает все отдельные предметы». Напри­мер, такое общее, как человек, существует лишь в от­дельных людях, эта человеческая сущность характер­на для любого человека, хотя и не исчерпывает собой всех признаков конкретного человека.

Подчеркивая взаимосвязь единичного и общего, необходимо отметить, что связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. Специфи­кой особенного является то, что по отношению к еди­ничному оно является общим, а по отношению к об­щему — единичным. Различие между единичным, осо­бенным и общим не является абсолютным. Все зависит от того, в какой взаимосвязи, по отношению к чему рассматриваются те или иные явления, пред­меты и процессы действительности.

Мы уже отмечали, что каждый предмет или про­цесс обладает своими особенностями, выступает как отдельно существующий предмет или процесс, противостоящий другим предметам и процессам. Это проти­востояние возможно только в том случае, если пред­мет находится во взаимосвязи с другими предметами и процессами.

Взаимосвязь предметов и процессов действительно­сти существует и обнаруживается только в процессе их взаимодействия. Две вещи мы называем связанны­ми в том случае, если при изменении одной вещи из­меняется и другая вещь. Понятия «взаимодействие» и «взаимосвязь» не тождественны. В процессе взаимо­действия между вещами может происходить обмен энергией, веществом, и т. д. Связь—это основа про­цесса взаимодействия между вещами. Когда мы име­ем дело с какими-то конкретными предметами, то и связь конкретна. В качестве конкретной связи мо­гут выступать, например, общие признаки, свойства предметов и др.

Каждый предмет обладает множеством сторон, свойств и, следовательно, находится во множестве взаимосвязей с другими вещами, а через них с треть­ими и т. д. Возникает необходимость каким-то обра­зом классифицировать эти взаимосвязи. Эта класси­фикация может проводиться по разным основаниям, например, по специфике основных форм движения материи (механические, физические, химические, био­логические, социальные), по, формам бытия материи (пространственные и временные) и т. д.

Важнейшим видом классификации связей являет­ся классификация по степени общности, т. е. по ко­личеству тех предметов или процессов, которые объ­единяются данной связью. Ее качественный аспект обусловливается определенностью предметов и про­цессов, а также типами взаимодействий между ними. По степени общности мы выделяем единичные, част­ные, общие, а также универсальные взаимосвязи.

Единичная связь объединяет между собой два предмета или процесса (два элемента, две системы и т. д.). Частными связями называются такие, кото­рые объединяют между собой часть предметов данно­го класса. Связь, которая объединяет все предметы данного класса, называется общей. Связь, объединяю­щая все предметы и процессы действительности, назы­вается универсальной.

Анализируя элементы диалектики, В. И. Ленин отмечал: «...отношения каждой вещи (явления etc.) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс etc.) связаны с каж­дой». В этом высказывании В. И. Ленина и выра­жен принцип всеобщей, универсальной связи: каждый предмет (вещь, явление, процесс и т. д.) связан с каж­дым другим предметом (явлением, процессом и т. д.) действительности.

 

Структура всеобщей, универсальной связи являет­ся чрезвычайно сложной. Мы никогда не охватываем ее целиком и полностью, а отражаем лишь ее отдельные стороны с помощью категорий. Выше мы уже позна­комились с целым рядом так называемых «предмет­ных» категорий (не будем забывать, что предметы и процессы—это лишь моменты, стороны всеобщей, универсальной связи!). Кроме них можно указать еще ряд категорий, характеризующих связи и отношения между предметами. Это— причина и следствие,необходимость и случайность, возможность и действительность.

Причинно-следственная связь, или причинность, представляет собой одну из важнейших форм всеоб­щей связи. Причиной называется то явление, которое при наличии определенных условий вызывает, порож­дает какое-то новое явление, определяет его сущест­вование. Следствие —это результат действия причи­ны, то явление, которое вызывается, порождается при­чиной. В процессе этого порождения между причиной и следствием происходит обмен веществом, энергией и информацией. Причинность —это такая внутренняя связь, которая выражает генетическую зависимость между явлениями.

При выяснении специфики причинно-следственной связи следует обратить особое внимание на соотно­шение понятий «причинность», «временная последова­тельность» и «функциональная связь». Понятие «вре­менная последовательность» говорит нам о том, что одно событие во времени следует за другим, второе за первым, третье за вторым и т. д., например, весна сме­няет зиму, лето — весну, осень — лето и осень сменяет­ся зимой. Но данное понятие не говорит нам о том, каким образом связаны между собой эти события, существует ли между ними генетическая или какая-то иная зависимость. В приведенном выше примере од­но время года не является причиной возникновения другого времени года. Причиной смены времен года является изменение местоположения Земли относи­тельно Солнца. При временной последовательности возникает необходимость дополнительного анализа событий, выяснения тех закономерностей, которые их объединяют. В то же время причинность всегда явля­ется временной последовательностью: причина во вре­мени предшествует следствию.

Следствие можно представить в виде функцииот причины, но не всякая функциональная связь является причинно-следственной связью. При функциональной связи обнаруживается определенная зависимость од ного явления от другого (например, явление А всегда предшествует явлению Б и сопровождается им), но этот факт ничего не говорит нам о типе зависимости между явлениями: она может быть как генетической, так и негенетической. Спецификой причинно-следст­венной связи является то, что в ней причина порожда­ет следствие, вызывает его к жизни.

После определения причины и следствия, выясне­ния специфики причинно-следственных связей надо усвоить такие понятия, как «детерминизм» и «индетер­минизм». Детерминизм —это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообус­ловленности явлений материального и духовного ми­ра. Основу данного учения составляет положение о су­ществовании причинности. Однако принцип при­чинности не следует отождествлять с принципом де­терминации. Принцип причинности утверждает, что всякое явление в мире имеет свою причину и беспри­чинных явлений не бывает. Принцип детерминации (или детерминизма) говорит о том, что вследствие все­общей универсальной взаимосвязи все явления в мире взаимно обусловливают друг друга. Степень свободы какого-то явления, т. е. возможность его движения или развития в том или ином направлении, ограничивает­ся другими, взаимодействующими с ним явлениями.

Альтернативной детерминизму является индетерминизм, который отрицает или причинность вообще или ее всеобщий характер. С позиции индетерминизма выступали такие философы, как Д. Юм, И. Кант, Э. Мах, Б. Рассел и другие. Так, например, Д. Юм считал, что причинность в объективном мире не суще­ствует, что она представляет собой привычку челове­ка связывать свои ощущения определенным образом.

Детерминизм зарождается еще в древней филосо­фии, получает свое обоснование и развитие в естест­вознании и философии Нового времени (в XVI— XVII вв. в работах Бэкона, Декарта, Ньютона, Лап­ласа, французских материалистов XVIII в). Но детер­минизм, как и материализм этой эпохи, носил ограни­ченный характер, ему были присущи механистичность и метафизичность.

В чем сущность диалектико-материалистического учения о причинности? Выделим узловые пункты это­го учения, противопоставляя их идеализму и метафи­зике:

1. В противоположность субъективному идеализму диалектический материализм исходит из признания объективного характера причинно-следственных свя­зей, их существования в самом материальном мире.

2. В противоположность механическому детерми­низму, сводившему причину к внешнему толчку, пере­дающему движение от одного тела к другому, в диа­лектическом материализме в качестве причины допус­кается взаимодействие различных сил, тел, вещей или их внутренних элементов, сторон, процессов.

3. Метафизический материализм жестко противо­поставлял причину следствию, а следствие—причине. Диалектический материализм рассматривает взаимо­действие причины и следствия как процесс, в котором не только причина оказывает воздействие на следст­вие, но и следствие оказывает обратное воздействие на причину, видоизменяет ее определенным образом— причина переходит в следствие, следствие переходит в причину.

Диалектический материализм, в отличие от ме­тафизического, исходит из того, что наши понятия причины и следствия упрощают, огрубляют действи­тельность, искусственно изолируя причину и следствие от единого мирового процесса.

Причина и следствие,писал Ф. Энгельс, «суть представления, которые имеют значение, как таковые, только в применении к дан­ному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей свя­зи со всем мировым целым, эти представления сходят­ся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причины и следствия пос­тоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следст­вием и наоборот».

Переход причины в следствие всегда является не­обходимым, но осуществляется он в случайных фор­мах. Категория «необходимость» отражает внутрен­ние, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений и процессов действительности. Можно ска­зать, что необходимым является все то, что обязатель­но происходит при определенных условиях. Необходи­мостью, например, является смена времен года, про­растание семени при благоприятных условиях.

Необходимость объективна (что отрицают предста­вители субъективного идеализма) и носит всеобщий характер, она, как отмечает В. И. Ленин в «Философ­ских тетрадях», не отделима от всеобщего. Необхо­димость непосредственно связана с закономерностью, развития природы и общества. Понятия необходимости и закономерности являются однопорядковыми, выражают суть одних и тех же процессов.

В категории «случайность» отражаются внешние, неустойчивые явления и процессы. Случайным является все то, что может быть, а может и не быть. Случай­ные связи характеризуют не сущность процесса, а лишь его конкретное, единичное проявление, его внешнюю сторону. Они не определяют общую тенденцию разви­тия. Случайность выступает дополнением и формой проявления необходимости. В объективном мире, в че­ловеческой деятельности необходимость не существу­ет в «чистом» виде. Любой необходимый процесс осу­ществляется во множестве случайных форм, необхо­димость пробивает себе дорогу сквозь случайности. Взаимосвязь необходимости и случайности проявляет­ся и в том, что они могут меняться местами: то, что в одних условиях и в одном отношении является слу­чайным, в других условиях и отношениях—необходи­мым и наоборот.

Представители метафизического материализма ме­ханически противопоставляли необходимость случай­ности, абсолютизировали необходимость и доходили до отрицания случайности, что неизбежно вело к фа­тализму. Так, например, Т. Гоббс, П. Гольбах и др., правильно отмечая, что в мире нет беспричинных яв­лений, делали упрощенный вывод о том, что все со­бытия в равной мере необходимы, фатально предопре­делены, а случайными они нам кажутся лишь потому, что мы не знаем их причины. Отрицание случайности метафизическим материализмом ведет к тому, что са­ма необходимость низводится до уровня случайности, превращается в случайность. В действительности же случайность содержит в себе необходимость, которая рано или поздно пробьет себе дорогу, обнаружит се­бя в объективной реальности.

Понятие «необходимость» нельзя отождествлять с понятием «неизбежности». Необходимое явление всегда осуществляется при наличии определенных условий, которые создают возможность этого осуще­ствления. Неизбежным называется такое явление, ко­торое появляется независимо от наличия тех или иных условий. Другими словами, если необходимое явле­ние имеет целый спектр возможностей для своего осу­ществления, и, поэтому, форма его осуществления оказывается случайной, то неизбежное явление имеет лишь одну возможность и появление его жестко детер­минировано, исключает другие варианты осуществ­ления.

 

При анализе отношений причины и следствия, не­обходимости и случайности мы постоянно обращались к категории «возможность». Последняя неразрывно связана с категорией «действительность».

Под действительностью в самом широком смысле этого слова понимают весь реально существующий мир, во всей его конкретности, всей совокупности налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. В узком смысле слова действительность — конкретное бытие отдельных предметов или процес­сов, обладающих определенными пространственными и временными, качественными и количественными характеристиками.

Под возможностью понимается то, тенденции (предпосылки, свойства, стороны) возник­новения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием. Действительность —это актуальное бытие вещей и явлений. Возможность — это их потенциальное бытие, это бу­дущее, содержащееся в настоящем. При наличии определенных условий потенциальное бытие переходит актуальное. На основе предпосылок, имеющихся в конкретной действительности, возникает новая дей­ствительность, содержащая в себе новые предпосыл­ки своего дальнейшего развития. Всякая конкретная действительность возникает как результат реализации ранее существовавших возможностей и она же, одно­временно, содержит в себе возможность изменения и развития.

В диалектической взаимосвязи возможности и дей­ствительности примат принадлежит действительности. Последняя включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Переход возмож­ности в действительность и возникновение на ее базе новых возможностей обусловлены действующими законами и закономерностями. То, что противоречит законам функционирования и развития объекта, не может появиться в данной системе и потому называется невозможным. Следует различать абсолютную или принципиальную невозможность и относительную не­возможность. Принципиально невозможно нарушение фундаментальных законов бытия (например, невоз­можно построить вечный двигатель, ибо в этом слу­чае был бы нарушен закон сохранения и превраще­ния энергии). Относительная невозможность—это та­кая невозможность, которая или носит временный характер, или невозможна в данной системе, но воз­можна в других. Поэтому о возможности или невоз­можности того или иного, явления можно судить на основе конкретного его анализа. Возможность есть продукт исторического развития.

Выделяют реальные и формальные возможности. Первые связаны с необходимыми сторонами, отноше­ниями функционирования и развития объекта, а вто­рые—со случайными. Их можно охарактеризовать с помощью вероятности. Формальные возможности хотя и не противоречат закономерностям развития объ­екта и, следовательно, могут превратиться в действи­тельность, но вероятность такого превращения близка к нулю. Что касается реальных возможностей, то их вероятность в этом отношении, наоборот, близка к еди­нице.

Сами реальные возможности, в свою очередь, под­разделяются на абстрактные и конкретные. Абстракт­ные — это возможности, для реализации которых в настоящее время нет необходимых условий. Конкрет­ные возможности могут иметь или уже имеют условия для своего осуществления в настоящее время.

 

Рассматривая категории «возможность» и «дейст­вительность», их переход друг в друга, мы характе­ризовали мир, предметы и явления прежде всего с точ­ки зрения их становления, изменения, развития. При этом сразу же возникают вопросы: каков механизм развития? каковы причины (источники) развития? каковы тенденции, направленности развития? Ответы на эти вопросы дают основные законы диалектики:

закон взаимного перехода качественных и количест­венных изменений,

закон единства и борьбы противо­положностей и





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 659 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.