Этика биомедицинского эксперимента
«Человека следует уважать и в себе и в других»
Эммануил Кант
Биомедицинский эксперимент – это пробное действие, которое проводится, когда все средства лечения использованы и оказались безуспешными, но последствия этого не известны ни экспериментатору, не испытуемому.
Этические проблемы биологического эксперемента:
· Отсутствие добровольного согласия на эксперимент человека или группы людей;
· Дискриминация неполноценных групп населения (одинокие люди, психически неполноценные люди, бомжи);
· Материальная заинтересованность в эксперименте испытуемого;
· Использованы не все альтернативные средства лечения.
Впервые мир заговорил о биологических экспериментах после Нюрнбергского процесса. 20 Августа 1947 году завершил работу Нюрнбергский трибунал, в ходе которого было вынесено 6 смертных приговоров: под судом находились 23 врача фашистской Германии, осужденные за преступления перед человечеством. После Нюрнбергского процесса мир впервые подверг сомнению добросовестность врачей и врачебную этику.
Философским основанием для проведения медицинских экспериментов в нацистской Германии было учение немецкого философа Ф.Ницше:
«Больному в известном состоянии неприлично продолжать существование, и врач вместо пилюль должен выдавать очередную порцию презрения. Слабые, неполноценные – это недочеловеки. Только в стаде существуют гуманизм и человечность. Сильная личность может позволить себе все, например – убить любого из стада».
Современные свидетельства злоупотреблений при проведении опытов на людях:
1. 1963 год Бруклин в Еврейской больнице для страдающих хроническими заболеваниями в качестве эксперимента престарелым пациентам без их согласия были введены активные раковые клетки;
2. В период с 1965 – 1971 годы в больнице Уиллоубрук, Нью – Йорк, проводились исследования вирусного гепатита. В ходе этих исследований вирус гепатита вводился детям с физическими недостатками;
3. Широкую известность получили факты о проведении экспериментов некоторых фармакологических фирм.
В 1996 году Советом Европы была принята «Конвенция о правах пациента в медицине». В этом документе говорится, что медицинский эксперимент может быть проведен, если:
· Есть экспертиза его научной обоснованности;
· Есть оценка его этической приемлемости.
Принципы допустимости биологического эксперимента:
1. Добровольное согласие испытуемого;
2. Не проводить эксперимент на человеке, если возможно проведение на животных;
3. Есть возможность отказа на любом этапе эксперимента;
4. Отсутствие целей и планирование результата;
5. Наличие компенсации за причиненный ущерб;
6. Использование только современных методов лечения;
7. Исчерпаны все средства лечения;
8. Наличие информированного согласия.
Информированное согласие – юридический акт, в котором отражена информация о ходе, возможных последствиях и риске проводимых медицинских манипуляций. А также перечисление всех альтернативных методов лечения:
1. Информация предоставляется в двух экземплярах, на родном языке пациента и на латинском языке для суда.
2. Оформлено за один промежуток времни до медицинской манипуляции.
3. При невозможности дать информированное согласие, за пациента это может сделать доверенное лицо, родители, опекуны, усыновители, глава администрации отделения.
4. Существует и добровольный отказ от информированного согласия, который визируется тремя человеками.
Биоэтические проблемы аборта
Аборт – это искусственное прерывание беременности.Распространение абортов очень мало связано с развитием медицины ее прогрессом. Можно считать, что это движение вспять.
Существуют три позиции в отношении абортов:
Сторонники – аборт допустим. Плод – это человеческое существо, но еще не человек.
Противники –жесткая позиция – аборт не допустим. Зародыш будущий человек и должен обладать теми же правами, что и родившийся человек.
Противники – мягкая позиция – аборт не допустим, но в случае изнасилования или угрозы жизни матери возможен. Не только плод может жить, но и мать, распоряжаясь своей жизнью.
Первой страной узаконившей аборты в 1920 году, была большевистская Россия. В результате этого возникла «абортная» культура, и аборт стал средством для регуляции рождаемости. В 1936 году, когда страна решила многие экономические проблемы, выходит закон о запрещении абортов. В 1955 году выходит уже новый закон, разрешающий женщинам самостоятельно решать вопросы материнства. Минздрав официально выделяет абортные койки в стационарах и средства на их содержание.
На сегодняшний день ситуация в здравоохранении сложилась таким образом. Что врачу, работающему в гинекологии приходится выбирать: уйти с работы или совершать поступки, противоречащие собственным убеждениям. Вопрос о праве врача отказаться от производства аборта по религиозным и этическим соображениям относится к такому же соблюдению личных прав граждан, как свобода совести. Конституция РФ ст 28 гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедания индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Декларация Осло о медицинских абортах п.6 принята на 24 –ой Всемирной Медицинской ассамблеи в 1983 году гласит: «Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге».