Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Художественная культура арабо-мусульманского мира




Азан (араб.) – призыв мусульман на молитву, совершаемый пять раз в день муэдзином, взывающим с минарета.

Айван - зал без передней стены.Колонный айван – навес, терраса или галерея с плоским балочным перекрытием на колоннах или столбах. Сводчатый айван – сводчатое помещение в форме глубокой ниши или зала без передней стены

Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque - арабский) - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.

Арабо-мусульманская эсте­тика -совокупность эстетических идей, разрабатывавшихся в эпоху сред­невековья мыслителями народов Вос­тока, принявших ислам и пользовав­шихся арабским как осн. литератур­ным языком. Эстетика мусульманского средневековья развивалась в русле тео­логических, философских, ес­тественнонаучных, филологических, литератур­но-критических и искусствоведческих теорий. Прекрасное определялось в ней как качество, вызывающее к себе влечение, очищен­ное от утилитарных соображений, а также как проявление соответствия предмета своему идеальному, совер­шенному образу. На­слаждение красотой видимых форм и звуков объяснялось их особой бли­зостью «человеческой природе»; спе­циально рассматривались ассоциатив­ные механизмы тяготения людей к оп­ределенному кругу объектов эстети­ческого созерцания, психофи­зиологические основы восприятия ви­димых форм. Философы и поэты писали о красоте мироздания (Фараби, Ибн Сина, Омар Хайям, ок. 1048— ок. 1123; Ибн Рушд, 1126—98), к-рая иногда толковалась в пифагорейском духе и усматривалась в гармонии космоса, пластических форм, цветов и звуков (авторы энциклопедических трактатов «Чистых братьев»). Бог, отождествляе­мый с бытием, становился предметом эстетической оценки в качестве средото­чия всего прекрасного и возвышенного у мыслителей и поэтов мистико-пантеистического направления (Ибн аль-Араби, 1165—1240; Руми, 1207—73; и др.). В человеке выделялась внешняя, фи­зическая красота и внутренняя, интел­лектуально-нравственная, к-рой неиз­менно отдавалось предпочтение. Раз­рабатывалось учение об «адабе»— тре­бованиях, предъявлявшихся всесторон­не развитой личности. Отсутствие утилитарного интереса служило критерием и при выделении среди всевозможных «искусств» (ремесел) тех, что связаны с худож. творчеством. Следуя антич­ной традиции, философы утверждали, что в основе худож. творчества лежит подражание, к-рое вместе с сохранением и произвольным сочетанием восприня­тых образов считалось функцией вооб­ражения. Спецификой поэзии поэтому объявлялась «ложь», т. е. худож. вы­мысел, имитирующий, но не воспроиз­водящий в точности реальную дейст­вительность. В поэтике выделились два направления: одно, следуя «Поэ­тике» Аристотеля, рассматривало поэ­тическую речь как вызывающую эмоци­ональную реакцию (положительную или отрицательную) безотносительно к ее истинности или ложности (Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд); др. акцентиро­вало внимание на разработке и клас­сификации поэтических троп и фигур. В литературоведении большое место занимали вопросы соотношения формы и содержания («слова» и «идеи») стихов, традиции и новаторства, субъе­ктивности и объективности эстетиче­ских оценок, проблемы поэтического творчества, изменения худож. вкусов и норм. Музыкаль­ная эстетика развивалась путем обоб­щения музыкальной практики в свете музыковедческих теорий античных ученых — Аристотеля, Аристоксена, Птолемея, пифагорейцев. Характерное для средневековья деление музыки на небесную и земную было принято только в трактатах «Чистых братьев» и подверглось критике Фараби и Ибн Синой. Специфика эстетического воз­действия музыки усматривалась в том, что она трогает душу непосредствен­но, не будучи запечатлена в веществен­ном субстрате, и в том, что присущая ей гармония раскрывается во времен­ной последовательности. Разрабатыва­лись также вопросы происхождения музыки, классификации наук о ней и ее влияния на настроения, нравы и фи­зическое состояние людей. Ограниче­ния, наложенные в исламе на изобра­зительное искусство, были одной из причин недостаточной теоретической разработанности проблем данной об­ласти худож. творчества (они рассмат­ривались гл. обр. попутно при ана­лизе творчества знаменитых худож­ников и каллиграфов). Высшим кри­терием оценки произв. художника было его правдоподобие. К достоинст­вам технического исполнения относили чистоту и яркость красок, утонченность, гармонию, легкость, изысканность, за­конченность и твердость рисунка. По­лагали, что изящные рисунки, изобра­жающие влюбленных, сады, цветы, по­добно музыке, способны вызвать при­поднятое настроение, разогнать тоску, укрепить духовные и физические силы. Высоко ценилось иск-во каллиграфии, что нашло отражение в концепции двух одновременно созданных богом калемов — тростникового пера кал­лиграфа и кисти живописца.

Аят (араб. знак, чудо) - раздел суры (главы) Корана.

Газель (араб.) – стихотв. форма в лирич. поэзии народов Востока. Состоит обычно из 5-12 двустиший. В суфийской поэзии жанр газели использовался для выражения религиозных переживаний, связанных с любовью человека к Всевышнему.

Джами - соборная (или пятничная) мечеть для коллективной молитвы, совершаемой всей мусульманской общиной в полдень пятницы.

Зикр (араб. – упоминание, память) – в практике ислама поминание как прославление имени Аллаха, в суфизме – особый обряд поминания имен Аллаха с целью вызвать у суфия состояние транса. Изображения зикра как ритуального экстатического танца встречаются в иранских миниатюрах 16-17 вв.

Имам (араб. - стоящий впереди) - глава мусульманской общины, руководящий общей молитвой в мечети.

Кааба (араб. - куб) - главная святыня мусульманского мира, кибла мусульман. Находится в Мекке (Саудовская Аравия), в центре построенной вокруг Каабы «Запретной мечети» - Масджид аль- Харам. Кааба включает древний домусульманский фетиш «чёрный камень»; вокруг Каабы - каменная вымостка с павильоном над священным колодцем Земзем. Кааба – почти кубическое здание (12 х 10 м, высотой 15 м) с каменными стенами и плоским перекрытием на трех деревянных столбах. Здание ориентировано углами по сторонам света. В восточный угол на высоте 1,5 м вмонтирован «черный камень» – важнейшая святыня ислама (состоит из оправленных в серебро трех черновато- красных кусков, вероятно, метеоритного происхождения). Согласно преданию, первоначально это был белый яхонт из рая, посланный Аллахом в Мекку низвергнутому на землю Адаму, который соорудил над камнем первую Каабу, разрушенную после потопа и вновь построенную по приказу Аллаха Ибрахимом (Авраамом); со временем из-за человеческих грехов камень почернел. В северо-восточной стене Каабы на высоте около 2 м. расположена резная, с серебряными накладками дверь, к которой в дни посещений приставляется лестница. Внутри пол и нижняя часть стен выложены мрамором, выше стены и потолок обиты красным шелком. Снаружи Кааба покрыта черной с золотым и серебряным шитьем тканью – кисвой. Доисламская Кааба была языческим святилищем, сначала в форме замкнутой ограды из четырех неравных по длине стен, сложенных из грубого камня. В 608 г. была построена собственно Кааба из оштукатуренных рядов камня и дерева с крышей. По свидетельству мекканского историка Азраки (ум. в 838 г.), внутри находились росписи с изображениями пророков, ангелов, Авраама и Марии с Младенцем на коленях.

Каллиграфия - искусство изображения слова.

Караван-сарай - тип постоялого двора в городе или на торговом (караванном) пути.

Кибла (араб.) – в мусульманском ритуале направление молитвы. Первые мусульмане обращали свои взоры на восток, затем к Иерусалиму; со 2 г. хиджры (623/624 г.н.э.) Мухаммедом была установлена кибла на Каабу в Мекке.

Кисва - черная шелковая ткань с вышитыми золотом и серебром сурами (главами Корана), которой покрывают Каабу. На кисве вышиты 7 сур Корана. Кисва первоначально изготовлялась в Йемене, а с 640-х гг.– в Египте. Кисва меняется каждый год. Новую кисву привозят с египетским караваном паломников, совершающих хаджж.

Куфи (араб.) – общее название группы ранних арабских почерков, которые отличаются прямолинейными и угловатыми начертаниями букв. Отсюда нередко определение к. как прямоугольного или геометрического письма.

Мавзолей (греч. Mausoleion) - монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в г. Галикарнас (середина IV века до н. э., ныне в Турции). Получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке.

Мавританское искусство, мавританский стиль - условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV вв. в странах Северной Африки и в Южной Испании. Претерпело сложную эволюцию. Характерны мечети с внутренним двором и открытым в него многонефным молитвенным многостолпным залом, квадратные в плане минареты-башни, живописные по планировке дворцы. Применялись многолопастные, стрельчато-подковообразные и фестончатые арки, сталактитовые купола, фризы, карнизы, а также настенная резьба по стуку и дереву, облицовка колонн изразцами, керамическая и стеклянная мозаика, витражи, цветной мрамор. Для декора построек и предметов прикладного искусства характерен повышенно-декоративный орнамент, насыщенный растительными, геометрическими и эпиграфическими мотивами.

Масджид (араб. место поклонения) - небольшая мечеть для индивидуальной молитвы.

Медресе (араб. место учения) – здание с функциями религиозной школы, теологического института или университета.

Медина - город в Саудовской Аравии, священный город мусульман. Слово «Медина» используется в арабской культуре и в более широком значении: городское ядро или старый город, обнесенный стенами с укрепленными воротами, бастионами и прямоугольными в плане башнями.

Мекка - город в Саудовской Аравии, священный город мусульман. Сложился в V веке. В центре мечеть Харам, или Бейт-Уллах (галереи 3-4 рядами мраморных и гранитных колонн вокруг обширного двора, обнесена стенами с многочисленными воротами, 7 минаретов), окружающая древнее святилище Каабу

Мечеть (араб. масджид - место поклонения) - мусульманское культовое сооружение. С VII-VIII вв. развивались типы центрально-купольной (мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной. Позднее сложился тип айванной мечети, с айванами по осям двора и монументальными порталами на главном фасаде. В обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещалась одна или несколько молитвенных ниш - михрабов. Обычно украшались резьбой по стуку, камню или дереву, узорной кирпичной или каменной кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью.

Минарет - башня, с которой муэдзин призывает к молитве.

Минбар - кафедра, с которой имам произносит пятничную проповедь. Устанавливается справа от михраба, имеет вид высокого трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом-порталом.

Михраб - важнейший элемент мечети джами - ориентированная на Каабу священная ниша, перекрытая аркой (или полукуполом) и вставленная в раму. Сверху михраб имеет стрельчатое завершение. Михраб должен быть ярко освещен (естественным светом - через окна в куполе перед ним, или искусственным светом - лампой, свисающей до центра ниши).

Мусалла - загородная мечеть, открытая площадка с единственной стеной, обращенной к Каабе.

Сура (араб. - ряд, ранг) - глава Корана (всего сур 14).

Тадж-Махал - широко известный памятник индийской архитектуры периода Великих Моголов, сооруженный на берегу р. Джанма, близ Агры. Построен около 1630-1652 гг. (архитектор, вероятно, Устад-Иса и др.) как мавзолей жены Шах-Джахана, в котором позже был похоронен он сам. Тадж-Махал - 5-купольное здание (высота с центральным куполом около 74 м) на платформе, с 4 минаретами по углам. Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией из самоцветов. К Тадж-Махалу примыкает регулярный сад с фонтанами и бассейном.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 659 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2357 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.