Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Искусство Древнего Египта и передней Азии




ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Венеры палеолитические - женские статуэтки из камня, кости и обожженной глины, найденные в археологических слоях верхнего палеолита. Они обнаружены в различных местах от Средиземного моря до Байкала. Большинство статуэток обладают общими чертами: они решены обобщенно, руки едва намечены, черт лица нет совсем, зато подчеркнуто преувеличены те части тела, которые связаны с вынашиванием, рождением и вскармливанием ребенка. Такая трактовка женских фигур объясняется их магическим значением: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины.

Дольмен - древнее погребальное сооружение (3-2 тысячелетие до н. э., от неолита до бронзового и железных веков), один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Сложены из огромных каменных глыб и плит, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Распространены в Европе, Азии, Африке преимущественно в приморских областях.

Звериный стиль - условное наименование широко распространенного в древнем декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей. Сложился и широко распространился в железном веке (1-е тысячелетие до н. э.). Характерен для оружия и деталей конской упряжи, широко встречается в ювелирном искусстве (на ожерельях, браслетах, ручках зеркал и т. п.). В наиболее развитом виде выступает у скифов, саков, древних алтайцев, фракийцев и сарматов.

Менгир (бретонск. men - камень и hir - длинный) - простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из 1 блока камня, вертикально вкопанного в землю (высота 4-5 метров, до 20 метров). Иногда составляют длинные аллеи (Карнак в Бретани, Франция) или расположены по кольцу. По-видимому, имели культовое значение.

Мегалиты (от греч. megas - большой и lithos - камень) – древние культовые сооружения 3 – 2 тысячелетия до н.э.(неолит, энеолит, бронзовый век) в виде огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб или их комплексов. Известны в Зап. Европе, Сев. Африке, в Палестине, Индии, в Крыму и на Кавказе. К мегалитам относятся менгиры, дольмены, кромлехи.

Мобильное искусство - термин обычно употребляется для обозначения легко перемещаемых и сравнительно небольших предметов искусства и различных изделий, имеющих художественную ценность, таких, например, как орнаментированные изделия из кости и рога, различные статуэтки, каменные плитки и гальки с рельефами, гравированными и живописными изображениями и т. п.

Наскальное искусство - все виды изображений (живопись, рисунки, петроглифы, рельефы, выполненные на каменных блоках, валунах, скалах, сводах пещер и т.д.) в отличие от мобильного искусства.

Кромлех (бретонск. crom - круг и lech - камень) - один из видов мегалитических построек неолита и бронзового века. Встречаются в Азии, Америке, Европе. Состоит из огромных (высотой 6-7 метров) отдельно стоящих камней, иногда несущих перекрытие в виде каменной балки и образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой часто находится дольмен или менгир. Особенно известен Стоунхендж в Великобритании. Назначение (ритуальные храмы, храмы Солнца и т. п.) окончательно не выяснено.

Стонхендж, Стоунхендж (Stonehenge) - комплекс мегалитических построек в Великобритании, у г. Солсбери; один из крупнейших в Европе. Состоит из 3 разновременных сооружений: круглого земляного вала и рва диаметром 97,5 м (1900-1700 гг. до н. э.); 2 концентрических кругов камней (38 пар), вертикально поставленных внутри древнего вала (1700-1550 гг. до н. э.); вертикально врытых в землю тесаных камней высотой до 8,5 м, массой до 28 т и лежащих на них каменных плит, образующих замкнутый круг диаметром 30 м (1500-1400 гг. до н. э.). Внутри круга находятся 5 трилитов (2 камня, покрытые сверху каменной плитой), окружающих горизонтально лежащий "Алтарный камень". Стонхендж был, вероятно, древним храмом, возможно связанным с культом солнца. Некоторые исследователи считают Стонхендж древней астрономической обсерваторией.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

Адорант (фр. adorer – поклоняться, почитать, обожать) – культовая посвятительная статуэтка, предназначенная для представления в храме молящегося человека.

Гипостиль (греч. hypostylos - поддерживаемый колоннами) - в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Зиккурат (аккад.) - в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня (3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами - пандусами). Пример - Зиккурат в Вавилоне (так называемая Вавилонская башня, середина VII века до н. э.).

Ка – у древних египтян понятие, связанное с их представлениями о душе, олицетворение жизненной силы, духовный двойник человека, определяющий его судьбу, а после смерти обитающий в его статуе, помещенной в гробницу. Ка способно покидать статую и отправляться в загробный мир. Изображается в виде человека с поднятыми над головой и согнутыми в локтях руками.

Мастаба (араб. - каменная скамья) - современное название древне-египетских гробниц периодов первых династий фараонов (около 3000-2800 до н. э.) и Древнего (около 2800-2250 до н. э.) царства. Состоит из соединенных вертикальной шахтой наземного прямоугольного в плане сооружения (в виде лежащего параллелепипеда) с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями, украшенными статуями, рельефами, росписями. В интерьерах – статуи, настенные рельефы и росписи; на восточной стене помещали изображение «ложной двери», через которую двойник покойного – Ка мог выходить из гробницы и возвращаться обратно; в склепе вход замурован.

Папирусообразые колонны - колонны с капителями в виде цветка или бутона папируса, распространенные в архитектуре Др. Египета.

Семь чудес света - Египетские пирамиды в Гизе (около 2700-1780 гг. до н. э.). Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (605-562 гг. до н. э.). Храм Артемиды в Эфесе (VI век до н. э.). Статуя Зевса в Олимпии (около 430 г. до н. э.). Галикарнасский Мавзолей в Малой Азии (середина IV века до н. э.). Колосс Родосский (бронзовая фигура бога Солнца Гелиоса высотой 37 метров, около 285 г. до н. э.). Фаросский маяк в Александрийском порту (окончен около 279 г. до н. э.).

Синагога - в иудаизме община верующих и молитвенный дом. При многообразии архитектурных типов синагоги имеют общие черты: прямоугольный план, деление на 3-5 нефов, у восточной стены «ковчег завета» и возвышение для чтения священных текстов перед ним.

Стела (греч. stele - столб) - вертикально стоящая каменная плита с надписью или рельефным изображением. В Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии, Древней Греции стелы играли роль межевых камней, служили надгробными памятниками, воздвигались в честь какого-либо события (например, стела со сводом законов вавилонского царя Хаммурапи, XVIII век до н. э.). В современном искусстве форма стелы используется как для надгробий, так и для памятников другого назначения.

Ушебти (егип. – ответчик) – в искусстве Древнего Египта магические погребальные статуэтки (из терракоты, фаянса, камня, дерева) в форме мумии с открытой головой и руками. Почитались за «рабов» усопшего, которого они изображали и за которого должны были отбывать повинности в загробном мире: «растить поля, орошать берега», нередко снабжались мотыгами и сумой.

Файюмские портреты, фаюмские портреты - заупокойные живописные портреты в Древнем Египте; названы по месту первой крупной находки в 1887 году в оазисе Файюм. Расцвет - в середине I-III вв. Писались в технике восковой живописи на доске (ранние файюмские портреты - иногда на холсте), вставлялись затем в бинты мумии на месте лица (иногда первоначально помещались в домах, вставлялись в мумии после смерти портретируемых). Файюмские портреты сменили древнеегипетские заупокойные маски в греко-египетской среде под римским влиянием. Стилистически различаются два направления: следование традициям античного искусства и ориентация на древнеегипетские образцы. Для первого направления характерны яркая жизненность образов, объемная светотеневая моделировка форм, трехчетвертная постановка головы; для второго - графичность, резкость контуров, плоскостность, фронтальность. Коллекции файюмских портретов в России в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве и Эрмитаже; крупнейшие зарубежные собрания - в Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, Государственных музеях в Берлине.

Шеду – «добрый гений-хранитель», обычно имеющий животный облик. В археологии и искусствоведении так обозначаются статуи человекоголовых крылатых львов и быков, охраняющих входы во дворцы ассирийских и иранских царей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 970 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.