Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ как тип мировоззрени€.

»сторические формы и типы мировоззрени€.

‘илософи€ как тип мировоззрени€.

 

ћировоззрение Ц это представление человека о себе самом и об окружающем его мире, о происход€щих р€дом с ним или с его участием процессах, а также характеристика (оценка) человеком самого себ€ и всех остальных людей в этом мире и в этих процессах. ћировоззрение может быть индивидуальным (мое мировоззрение), и может быть коллективным (в виде совпадающей оценки этого мира со стороны многих людей).  оллективное мировоззрение составл€ет историческое €вление, поскольку оказывает вли€ние на исторический процесс, на услови€ существовани€ массы людей. »менно такое мировоззрение интересно дл€ изучени€, и именно оно может представл€ть собой определенную форму или тип мировоззрени€.

ќсновой человеческого мировоззрени€ €вл€етс€ сразу множество элементов. Ёто Ц человеческие знани€, опыт (в том числе, обыденный, житейский), это те ценности, которые человек считает важными дл€ себ€, и это Ц те его цели в жизни, которых он пытаетс€ достичь.

ћифологическое мировоззрение. »сторически первой формой мировоззрени€ прин€то считать мифологическое мировоззрение, т.е. систему вымышленных представлений о мире, его возникновении, возникновении человека, фантастического понимани€ природных €влений и исторических процессов, в которых участвует человек. ћифологическое мировоззрение основано не на изучении окружающего мира и не на познании, а на художественном вымысле, иногда имеющем форму очень увлекательного рассказа. ѕоскольку миф Ц это художественный вымысел, благодар€ мифу можно очень интересно и красиво объ€снить любое €вление, относ€щеес€ к любой сфере человеческой де€тельности и про€влению сил природы. Ќаиболее €рким примером формы закреплени€ мифологического мировоззрени€ €вл€ютс€ греческие мифы, представл€ющие собой замечательный литературно-художественный пам€тник.

–азвита€ мифологи€, подобно греческой, всеохватна. ќно объ€сн€ет возникновение упор€доченного космоса из первичного хаоса, зарождение жизни и по€вление человека, объ€сн€ет по€вление в жизни человека важнейших навыков (письма, ремесел, изобразительного искусства), дает знание о будущих временах и о посмертном существовании. ѕри этом в мифе человек и окружающий его мир неотделимы. „еловек Ц одна из частей природы, а сами силы природы имеют облик богов и героев. ћиф не имеет конкретного автора и невозможно указать на точное врем€ его возникновени€. ѕри этом мифологические боги и герои греков полностью повтор€ют все особенности обычной жизни: подобно обычным люд€м, они интригуют, капризничают, самым непосредственным образом вмешиваютс€ в жизнь людей, спор€т, лгут, воюют друг с другом. ќтличает богов от людей их бессмертие и возможность про€вл€ть особые способности, творить чудеса.

ћифологическое мировоззрение продолжает существовать и сегодн€, в том числе среди достаточно просвещенной части человечества. Ќа смену мифам как рассказам о богах и геро€х пришла социальна€, политическа€ и экономическа€ мифологи€ Ц например, мифы о подобных богам великих руководител€х, о тайных заговорах и всемирном терроризме, на борьбу с которыми должны быть брошены все силы и средства.

–елигиозное мировоззрение €вл€етс€ самосто€тельной исторической формой мировоззрени€. ќно очень похоже на миф, а в случае с религи€ми ƒревней √реции, –има, ƒревнего ≈гипта и восточных деспотий, фактически неотделимо от мифа, поскольку именно миф определ€ет и описывает объекты веры, а основными персонажами мифа €вл€ютс€ многочисленные боги.

«начительно дальше от мифа монотеистические религии Ц иудаизм, христианство, ислам. ¬ их основе лежат учени€ основателей религии. ’от€ и в данном случае миф играет очень существенную роль. ќсобенно это верно дл€ ¬етхого «авета, в котором слились воедино какие-то смутные воспоминани€ о реальных событи€х древности и совершенно вымышленные истории (например, об јдаме и ≈ве, спасении Ќо€ во врем€ ¬еликого потопа).

¬ажнейшим отличием религиозного мировоззрени€ от мифологического €вл€етс€ то, что в религии невозможно существование человеческого и божественного на одном уровне. ¬ отличие от мифов, Ѕог не может испытывать человеческие чувства и вмешиватьс€ в де€тельность людей подобно соседу. Ѕожественное четко противопоставлено человеческому, мирскому. Ѕог существует вне человека и вне природы. ѕоскольку и человек, и природа €вл€ютс€ его создани€ми, он не тожественен им. “варь не равна творцу. Ѕог Ц это высша€ и непознаваема€ сила, задавша€ существование всего мира и наполнивша€ его смыслом. ќтношение человека к Ѕогу в религии может быть только одним Ц верой.

—амосто€тельной формой или типом мировоззрени€ можно назвать атеизм, т.е. противоположное религии воспри€тие мира, в котором Ѕог и божественное отсутствуют в принципе. ¬ качестве особых типов мировоззрени€ можно рассматривать идеализм и материализм. »деалистическое мировоззрение отдает приоритет духовному началу и разуму, счита€ их движущей силой развити€. „еловеческий разум преобразует и подчин€ет себе все то, что лежит в пределах дос€гаемости человека, а высший разум задает движение и преобразует все мирозданье, а также направл€ет де€тельность человека. Ќаоборот, материализм признает основой быти€ материю, т.е. мир реальных вещей, взаимодействующих друг с другом. ƒух же или разум в этом случае €вл€етс€ порождением и свойством высокоорганизованной материи особого рода Ц человека. ћировоззрение может быть мистическим или рационалистическим. ћистик осознает этот мир полным потусторонних сил, непосредственно вли€ющих на человека, помогающих ему или разрушающих его жизнь, котора€ полностью или в части каких-то важных событий предопределена заранее. –ационалист исходит из полной уверенности в своей самосто€тельности и самодостаточности. “олько собственные руки и индивидуальный разум, по мнению рационалиста, €вл€ютс€ помощниками в жизни и только на них можно полагатьс€ в своих поступках.

‘илософи€ также €вл€етс€ самосто€тельным видом мировоззрени€. »ными словами, она всегда предлагает определенный взгл€д на мир и способ постижени€ (понимани€) мира, который отличает ее от мифологии, религии и естественных наук. ¬ отличие от мифа философи€ не €вл€етс€ художественным преданием, завещанным нам предками, но использует строго научные пон€ти€ и пытаетс€ дать объективное объ€снение основных проблем быти€ человека в этом мире и познани€ им этого мира. ¬ отличие от религии философи€ ищет ответы на вопросы о бытие человека в самом человеке, а не вне его, не в надчеловеческой сверхъестественной сущности.   тому же, религи€ Ц это всегда массова€ убежденность. Ќет религии одного человека. Ќо философи€ одного человека может быть. –елигиозное мировоззрение не требует теоретизировани€ и доказывани€. ќно €вл€етс€ верой. Ќапротив, философское мировоззрение Ц это всегда теоретические построени€ и умозаключени€. Ќаконец, в отличие от естественных наук философи€ имеет дело не с объектами природы, а с тем, как эти объекты познаютс€ и осознаютс€ человеком. “.е. центром философского мировоззрени€ €вл€етс€ сам человек, его сознание и роль этого сознани€ в познании человеком мира и самого себ€.   тому же в силу принципа объективности научного исследовани€ естественные науки не могут принимать во внимание интересы и жизненные ценности человека, а философи€ должна это делать.

ћожно встретить такой взгл€д, что философи€ Ц это не вид и не тип мировоззрени€, а теоретическое €дро мировоззрени€, т.е. комплекс гипотез и их доказательств, лежащих в основе любых типов современного мировоззрени€, в том числе религиозного, поскольку религиозна€ философи€ также имеет право на существование.

‘илософи€ - это система самых общих теоретических взгл€дов на мир, на место в нем человека, у€снение различных форм отношени€ человека к миру. ‘илософи€ потому €вл€етс€ мировоззрением, что она формулирует объ€снени€ и ответы на основные вопросы быти€ и сознани€ человека. ” различных философов и философских школ эти ответы могут быть различны. ќни могут быть правильными или €вл€тьс€ заблуждени€ми, но все равно они выражают определенное отношение к миру и человеку, защищают и отстаивают определенные ценности, т.е. €вл€ютс€ мировоззрением. —пецифику философии как мировоззрени€ составл€ет то, что оно, в отличие от мифа или религии, мистики или рациональности, основано не на личном или коллективном переживании, не на вере в потусторонние силы, а также не на бездоказательной убежденности во всесилии разума, а на теоретических доводах и логических рассуждени€х. Ћюбое философское мировоззрение имеет под собой доказательственную базу, а не только веру или ничем не подкрепленную убежденность. Ёта доказательственна€ база может быть слабой или сильной, но она об€зательно присутствует. ¬ нее вход€т личный и коллективный человеческий опыт, событи€ истории человечества и исторические процессы, естественнонаучные открыти€ и наблюдени€.

¬ целом человеческое мировоззрение шире чем философи€, €вл€юща€с€ только лишь одним из типов или видов такого мировоззрени€. ћировоззрени€ включает обыденную, повседневную (житейскую) мудрость, котора€ не входит в круг философских проблем. ќно также включает предрассудки, которые не €вл€ютс€ философией.

‘илософи€ же концентрируетс€ на самых общих, глобальных проблемах, составл€ющих мировоззрение. ѕри этом использует особо глубокие способы интеллектуальной проработки этих проблем, выстраива€ предположени€ и доказыва€ их человеческим опытом и результатами (успехами и неудачами) естественных наук.

 

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
–астительность пустынь (основные формирующие факторы, преобладающие жизненные формы, экологические группы растений). | ѕон€тие социальной работы в контексте права
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 9677 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

495 - | 493 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.