Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ыводы из вышеизложенных пон€тий




а) ѕространство вовсе не представл€ет свойства каких-либо вещей самих по себе, а также не представл€ет оно их в их отношении друг к другу, иными словами, оно не есть определение, которое принадлежало бы самим предметам и оставалось бы даже в том случае, если отвлечьс€ от всех субъективных условий созерцани€. ¬ самом деле, ни абсолютные, ни относительные определени€ нельз€ созерцать раньше существовани€ вещей, которым они присущи, т. е. нельз€ созерцать их a priori.

b) ѕространство есть не что иное, как только форма всех €влений внешних чувств, т. е. субъективное условие чувственности, при котором единственно и возможны дл€ нас внешние созерцани€. “ак как восприимчивость субъекта, способность его подвергатьс€ воздействию предметов необходимо предшествует вс€кому созерцанию этих объектов, то отсюда пон€тно, каким образом форма всех €влений может быть дана в душе раньше всех действительных воспри€тии, следовательно, a priori; пон€тно и то, каким образом она, как чистое созерцание, в котором должны быть определены все предметы, может до вс€кого опыта содержать принципы их отношений друг к другу.

—тало быть, только с точки зрени€ человека можем мы говорить о пространстве, о прот€женности и т. п. ≈сли отвлечьс€ от субъективного услови€, единственно при котором мы можем получить внешнее созерцание, а именно поскольку мы способны подвергатьс€ воздействию предметов, то представление о пространстве не означает ровно ничего. Ётот предикат можно приписывать вещам лишь в том случае, если они нам €вл€ютс€, т. е. если они предметы чувственности. ѕосто€нна€ форма этой восприимчивости, называема€ нами чувственностью, есть необходимое условие всех отношений, в которых предметы созерцаютс€ как наход€щиес€ вне нас; эта форма, если отвлечьс€ от этих предметов, есть чистое созерцание, называемое пространством. “ак как частные услови€ чувственности мы можем сделать лишь условием возможности €влений вещей, но не условием возможности самих вещей, то имеем полное право сказать, что пространство охватывает все вещи, которые €вл€ютс€ нам внешне, но мы не можем утверждать, что оно охватывает все вещи сами по себе независимо от того, созерцаютс€ ли они или нет, а также независимо от того, каким субъектом они созерцаютс€. ¬ самом деле, мы не можем судить о созерцани€х других мысл€щих существ, подчинены ли эти существа тем самым услови€м, которые ограничивают наше созерцание и общезначимы дл€ нас. ≈сли мы присоединим ограничение суждени€ к пон€тию субъекта, то наше суждение станет безусловно значимым. —уждение: все вещи наход€тс€ друг подле друга в пространстве имеет силу, когда эти вещи берутс€ ограниченно, как предметы нашего чувственного созерцани€. ≈сли € присоединю это условие к пон€тию и скажу: все вещи как внешние €влени€ наход€тс€ друг подле друга в пространстве, то это правило получит общую значимость без вс€кого ограничени€. »так, наши истолковани€ показывают нам реальность (т. е. объективную значимость) пространства в отношении всего, что может встретитьс€ нам вне нас как предмет, но в то же врем€ показывают идеальность пространства в отношении вещей, если они рассматриваютс€ разумом сами по себе, т. е. безотносительно к свойствам нашей чувственности. —ледовательно, мы сохран€ем эмпирическую реальность пространства (в отношении вс€кого возможного внешнего опыта), хот€ признаем трансцендентальную идеальность его, т. е. что пространство есть ничто, как только мы отбрасываем услови€ возможности вс€кого опыта и принимаем его за нечто лежащее в основе вещей самих по себе.

Ќо следует также сказать, что, кроме пространства, нет ни одного другого субъективного и относ€щегос€ к чему-то внешнему представлени€, которое могло бы считатьс€ a priori объективным. ¬ самом деле, ни из одного такого представлени€- в отличие от созерцани€ в пространстве (њ 3)-нельз€ вывести априорные синтетические положени€. ѕоэтому им, строго говор€, нельз€ приписывать никакой идеальности, хот€ они сходны с представлением о пространстве в том, что принадлежат только к субъективным свойствам данного вида чувственности, например зрени€, слуха, ос€зани€, через ощущени€ цвета, звука и теплоты; однако, будучи только ощущени€ми, а не созерцанием, они сами по себе не дают знани€ ни о каком объекте и меньше всего дают априорное знание.

÷ель этого замечани€ состоит лишь в том, чтобы предостеречь от попыток по€снить утверждаемую нами идеальность пространства совсем неподход€щими примерами, так как, например, цвета, вкусы и т. п. с полным основанием рассматриваютс€ не как свойства вещей, а только как изменени€ нашего субъекта, которые даже могут быть различными у разных людей. ¬ этом случае то, что само первоначально есть лишь €вление, например роза, считаетс€ в эмпирическом смысле вещью в себе, котора€, однако, в отношении цвета вс€кому глазу может €вл€тьс€ различно. Ќаоборот, трансцендентальное пон€тие €влений в пространстве есть критическое напоминание о том, что вообще ничто созерцаемое в пространстве не есть вещь в себе и что пространство не есть форма вещей, свойственна€ им самим по себе, а что предметы сами по себе отнюдь не известны нам, и те предметы, которые мы называем внешними, суть только представлени€ нашей чувственности, формой которых служит пространство, а истинный коррел€т их, т. е. вещь в себе, этим путем вовсе не познаетс€ и не может быть познана, да, впрочем, в опыте вопрос об этом никогда и не возникает.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 429 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

664 - | 715 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.