(Коран, аль-Бакара, 2:198)
Конец другим обычаям
Также закончились обычаи совершать Хадж в Молчании, голоде и жажде.
После запрещения всех этих постыдных обычаев до-Исламского времени, Хадж стал примером религиозности, богобоязни, чистоты, простоты и страстности. Паломникам наказывалось очищать себя духовно, отвергать мирские блага и избегать все сексуальные вожделения, а также полностью воздерживаться от ругательных слов.
Установление границ
На всех дорогах, ведущих в Каабу были определены границы для обозначения места, с которого паломникам запрещалось следовать без двух несшитых полотен в качестве одежды - Ихрам или робы нищеты - с тем, чтобы и бедный, и богатый стали равны, исчезли национальные различия и каждый явился на суд Аллаха в состоянии послушного смирения.
Гарантии мира и безопасности
Было запрещено убивать всякое животное, если находиться в Ихраме, не говоря уже о человеке. Целью этого было установление мира и безопасности, устранение агрессивности и духовный контроль над умами паломников. Четыре месяца Хаджа стали священными и ни одно сражение не могло произойти в это время. На всех дорогах, ведущих в Кааба, царил мир и никто не трогал паломников.
Когда паломники достигали Кааба, они не встречали фанфар и карнавалов. Вместо этого, всюду было напоминание о Боге. Были Молитвы, пожертвования и обход (таваф) Кааба. Единственный плач, который можно было услышать, исходил прямо из сердца паломников.
Вот он я, перед Тобой, дважды Твой слуга. Стою перед Тобой, кому нет равных, дважды твой слуга. Вся слава, почести и власть - Тебе. Нет равного Тебе.
Такой бескорыстный и искренний Хадж Пророк, благословения ему и покой, описал так: |
Любой, совершающий Хадж только ради Бога и в ходе него воздерживающийся от чувственных наслаждений и непослушания, возвращается с него таким же кристально чистым, как новорожденное дитя.
Бухари, Муслим).
Важность Хаджа
Посмотрим теперь, насколько важен Хадж. Аллах говорит:
А у Аллаха - на людях обязательство хаджа к дому, - для тех, кто в состоянии совершить путь к дому.
(Коран, Аль-Имран, 3:97)
Здесь неисполнение Хаджа в то время, как вы имели средства для этого, рассматривается как Куфр. Объяснение этому имеется в двух Хадисах Пророка, благословения ему и покой:
Тот, кто имеет провизию и средства передвижения для путешествия к Храму Господа, но, несмотря на это, не совершает Хадж, будет умирать как Иудей или Христианин
Тирмиди).
Любой, кому не мешает совершить Хадж какое-либо очевидное и непреодолимое препятствие, какой-нибудь правитель-тиран или сковывающая болезнь, но все равно он не совершает Хаджа, то ему лучше быть Иудеем или Христианином.
(Дарими).
Объясняя этот Хадис Омар сказал:
"Хотел бы я наложить джизийя (налог на не-Мусульман. защищенных от конфискации) на тех, кто имея требуемые средства, не совершает Хадж. Они не Мусульмане, они вовсе не Мусульмане!"
Из заповедей Аллаха и разъяснений Пророка, благословения ему и покой, и его халифа ясно видно, что Хадж нельзя совершать или не совершать по своему усмотрению. Для всех Мусульман это обязательно, по крайней мере, раз в жизни, где бы в мире они ни жили и если у них есть средства и физические силы к этому. Дела и семенные заботы не могут давать освобождение.
Те, кто несмотря на возможность, откладывают Хадж под разными предлогами год за годом, должны позаботиться о состоянии своего Иман. А те, кто даже вообще не задумывается о совершении Хаджа, и тем не менее умудряется путешествовать по всему свету, возможно даже по Европе, проезжая при этом мимо Мекки совсем рядом, такие люди явно нс Мусульмане. Они лгут, когда называют себя Мусульманами, а те, кто считает их таковыми, не знают Корана. По крайней мере их сердца лишены чувства послушания Богу и веры в Его заповеди.
26. ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕБЯ
Братья по Исламу! В чем благодать Хаджа? Можно долю распространяться на эту тему. В Коране, там где Аллах наставляет Ибрагима приглашать людей на Хадж, говорится следующее:
Чтобы свидетельствовать о полезном им.
(Коран, аль-Хадж, 22:28)
Таким образом, настоящую благодать Хаджа может понять только тот, кто его совершает. Имам Абу Ханифа, как рассказывают, в свое время не был уверен, какой ритуал поклонения является самым лучшим из тех, которые установлены в Исламе. Но совершив Хадж, он, не колеблясь, провозгласил, что именно Хадж является наилучшим. Все же я попытаюсь кратко объяснить его благодать.
Путешествие
Мы обычно считаем, что есть два вида путешествия -деловые и для удовольствия. В обоих случаях вы покидаете дом, расстаетесь с семьями и тратите деньги для своей пользы и для исполнения своих мирских желаний, все, исключительно, только ради себя. Вопроса о жертвах, ради более высокой цели, не возникает в этих случаях.
Но путешествие Хаджа весьма отличается в этом. Он не имеет каких-то личных для вас целей. Он предпринимается, исключительно, ради Аллаха и для исполнения долга перед Аллахом. Нельзя отправиться в такое путешествие, не имея в сердце любви к Аллаху и боязни перед Ним и убежденности, что именно Аллах хочет от вас этого. То, что вы готовы вынести лишения от расставания с семьей, понести большие траты, которые не дадут вам материальных выгод, даже потерять дело или работу - все это указывает на определенные духовные качества - что вы любите и боитесь Аллаха больше всего на свете, что вы глубоко чувствуете свой долг перед Ним, что вы готовы откликнуться на Его призыв и пожертвовать своим комфортом ради Его дела.
Добродетель и религиозность
Начав готовиться к путешествию, вы почувствуете, как ваша любовь к Господу наполняется единственным желанием порадовать Его. Всем сердцем стремясь достичь этой цели, вы становитесь чище в делах и мыслях. Вы раскаиваетесь в прошлых грехах, ищете прощения у людей, с которыми плохо поступали, и пытаетесь отблагодарить тех, кому чем-то обязаны - все для того, чтобы не предстать на суде Господа отягощенным несправедливыми поступками по отношению к другим людям. В целом, ваше желание творить добро усиливается, как и отвращение к злу.
Когда вы покидаете дом и приближаетесь к Храму Господа, ваше желание творить добро еще более усиливается. Стремление никого не ущемлять и всячески помогать другим. Вы избегаете ругань, неприличие, нечестность и шумные споры, ведь вы идете по пути Бога. Таким образом, вес ваше путешествие становится ритуалом поклонения. Поэтому вы не можете поступать плохо. Такое путешествие, в отличие от других, позволяет Мусульманину достичь высокого очищения своего я.
В этом путешествии вы являетесь пилигримом к Богу.
Ихрам и условия его ношения
Когда паломник достигает определенного места в своем путешествии в Мекку, он обязан одеть Ихрам - одежду нищего, состоящую из двух несшитых полотен и пары сандалий. Одевание Ихрама символизирует, что какое бы положение на земле вы ни занимали, к Богу вы должны прийти как нищий и бездомный, как в душе, так и во внешнем виде. Снимите свои расцвеченные одежды и наденьте самые простые. Не надевайте носки. Не прикрывайте свою голову. Не используйте никаких благовоний и не причесывайте волосы. Ничем не украшайте себя. Прекратите всякие сексуальные сношения с женами, воздерживайтесь от всяческих жестов, которые могли бы вызвать возбуждение или напомнить об этих сношениях. Не охотьтесь и не помогайте в этом другим.
Такая внешняя манера поведения повлияет также на вашу внутреннюю жизнь. В вас разовьется аскетизм. Исчезнет гордость и тщеславие. Усилится смирение и внутреннее спокойствие. Все нечистоты, попавшие в вашу душу в результате наслаждения мирскими радостями, удалятся и чувство божественности возобладает в вашем внутреннем и внешнем я.
Тальбийя - ответный крик
Вскоре после переодевания паломник начинает громко произносить определенные слова - после Молитвы, спускаясь или поднимаясь на что-либо, встречая других паломников и просыпаясь утром. Вот эти слова:
- Ляббаик, Аллахумма ляббаик, лаббаик, ля шарика ляка ляббаик, инна хамда ва нимата ляка ва мулка ля шарика ляк.
— Я стою перед Тобой, о Господи, дважды Твой слуга. Стою перед Тобой, и нет ровных Тебе, я дважды Твой слуга. Нет равных Тебе.
Это, по сути, есть ответ на общее воззвание, которое Ибрагим по указанию Аллаха сделал более четырех тысяч лет назад: О рабы Аллаха! Придите к Храму Аллаха. Приходите из каждого уголка земли, пешими или верхом.
То есть, каждым криком Лаббаик паломник отвечает на зов Господа. С каждым ответом на Его призыв он становится еще ближе связанным с движением к истинному и исходному поклонению Одному Богу, идущему от Ибрагима и Исмаила. Дистанция в четыре с половиной тысячи лег исчезает и возникает ощущение, что Ибрагим здесь и зовет нас от имени Аллаха, а паломники отвечают на его призыв.
На каждом шаге отвечая Ибрагиму, паломник продвигается дальше и дальше, а его устремленность становится все сильнее и сильнее. На каждом подъеме и спуске голос глашатая Аллах отдается в его ушах, и он продолжает приветствие Лаббаик. Каждая группа паломников кажется ему посланником от его Господина. И как любовник, услышав послание от возлюбленного, он восклицает - "Я здесь, я здесь!" Каждое утро он отвечает своему Другу - "Я твой послушный слуга".
Такой повторяющийся крик Ляббаик в соединении с аскетичным одеянием Ихрам, особенностью путешествия и чувством приближения к Кааба создают у паломника ауру Священной любви. В его сердце ничего не остается, кроме памяти о его Друге.