Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕог в аспекте Ўивы




“акие исторические персонажи как  ришна и Ўива не представл€ют имени Ѕога в его высшем тройственном про€влении (—оздатель Ц ’ранитель Ц –азрушитель). Ўива Ц –азрушитель майи, или иллюзии, в древних текстах представлен как Ѕог ќтречени€, ÷арь йогов. ¬ индуисском искусстве он всегда изображаетс€ обвитый зме€ми с раскрытыми капюшонами и с Ћуной в волосах, наход€щейс€ в новой фазе. Ёто Ц древн€€ эмблема совершенной мудрости и преодолени€ зла. Ќа его лбу находитс€ всевид€щий (третий) глаз.

 

»деал бескорыстного служени€ всему человечеству и отрешение от личных уз и амбиций приводит многих свами к необходимости активного участи€ в гуманитарной и учебной де€тельности в »ндии, а иной раз и в иных странах. ќтбрасыва€ все предубеждени€ кастовости, вероучений, цвета кожи, пола или расы, свами следуют заповед€м человеческого братства. ≈го цель Ц полное единство с ƒухом. Ќаполн€€ свое бодрствующее и сп€щее сознание мыслью Ђ€ Ц ќнї, он удовлетворенно странствует по миру, но не от мира. “олько так он может оправдать титул свами, то есть того, кто стремитс€ достичь единени€ со —ва, или я.

Ўри ёктешвар был и свами, и йог. —вами, формально будучи монахом благодар€ св€зи с древним орденом, не всегда €вл€етс€ йогом. ¬с€кий, кто практикует какую-либо научную технику контакта с Ѕогом, Ц йог. ќн может быть женат или не женат, может быть мирским человеком или членом формальных религиозных объединений.

—вами может выбрать следование по пути лишь холодного рассудка, сурового отречени€, йог же включает себ€ в определенный постепенный процесс, благодар€ которому его тело и разум дисциплинируетс€, а душа освобождаетс€. Ќе принима€ ничего как само собой разумеющеес€ на основании эмоций или на веру, йог практикует р€д тщательно проверенных упражнений, впервые сформулированных древними риши. …ога во всей истории »ндии создавала людей, станов€щихс€ подлинно свободными, истинно ’ристоподобными.

 ак и вс€ка€ ина€ наука, йога применима дл€ людей любого климата и времени. “еори€, выдвинута€ некоторыми невежественными писател€ми, будто йога Ђне подходитї жител€м «апада, абсолютно ложна и, к сожалению, отпугнула многих искренне интересующихс€ от поиска ее многообразных благ.

…ога Ц это метод сдерживани€ природного буйства мыслей, преп€тствующих проблеску подлинной духовной сущности у всех людей всех стран без различи€. …ога не знает разницы между людьми ¬остока и «апада, так же как медицина и беспристрастный свет солнца. ƒо тех пор пока существует человек с его беспокойными мысл€ми и умом, потребность в йоге или контроле будет неизбежной.

–иши ѕатанджали, живший в древности[[184]], определ€ет йогу как Ђконтроль над вибраци€ми вещества умаї[[185]]. ≈го очень краткие и мастерские изложени€ Ц …ога-сутра Ц составл€ют одну из шести систем индийской философии[[186]]. ¬ отличие от философии «апада все шесть индийских систем включают в себ€ не только теоретические, но и практические учени€. ѕомимо всевозможных онтологических исследований эти шесть систем формируют шесть определенных дисциплин, направленных на окончательное устранение страдание и достижение бесконечного блаженства.

ѕоздние ”панишады из шести систем выдел€ют …ога-сутру как содержащую самые эффективные методы дл€ достижени€ пр€мого воспри€ти€ »стины. Ѕлагодар€ практическим техническим приемам человек навсегда оставл€ет за собой бесплодную сферу теоретизировани€ и на опыте познает »стинную —ущность.

…оговска€ система ѕатанджали известна как восьмеричный путь[[187]]. ѕервые степени: 1. яма Ц требует соблюдени€ дес€ти основ нравственности, 2. Ќи€ма Ц требует чистоты тела и ума, удовлетворенности любыми услови€ми, самодисциплины, самосозерцани€ и преданности Ѕогу и учителю.

—ледующие ступени: 3. јсана (правильна€ поза) Ц позвоночник следует держать пр€мо, а тело прочно в удобном дл€ медитации положении, 4. ѕрана€ма (контроль над праной) и 5. ѕрать€хара (отвлечение чувств от внешних объектов).

ѕоследние ступени истинной йоги: 6. ƒхарана (сосредоточение), удержание ума на одной мысли, 7. ƒхь€на (медитаци€) и 8. —амадхи (сверхсознательное воспри€тие). Ёто восьмеричный путь йоги, ведущий к конечной цели Ц достижени€  айвальи (Ѕезусловность, Ќеограниченность) Ц когда йог осознает »стину за пределами воспри€ти€ ума.

¬озможен вопрос: Ђ то же выше Ц свами или йог?ї Ц ≈сли достигнуто конечное единство с Ѕогом, различи€ разных путей пропадают. ќднако Ѕхагавадгита отмечает, что метод йоги универсален. ≈е технические приемы не предназначаютс€ лишь дл€ конкретных типов темпераментов, как те немногие люди, которые склонны к монашеской жизни; йога не требует никакой формальной ло€льности. ѕоскольку йоговска€ наука удовлетвор€ет универсальным нуждам, то, разумеетс€, она обладает естественной всеобъемлющей привлекательностью.

»стинный йог может, покор€€сь долгу, оставатьс€ в миру; там он подобен маслу на воде, а не легко разбавл€емому молоку, подобно недисциплинированному человечеству. ¬ыполнение земных об€занностей не требует отделени€ человека от Ѕога при условии что он сохран€ет ментальную неприв€занность к себ€любивым желани€м и играет свою роль как добровольный инструмент божественного.

—уществует множество великих людей, живущих ныне в американских, европейских или иных неиндийских телах, которые, возможно, никогда не слышали слов йог и свами, но €вл€ютс€ тем не менее насто€щими примерами этих пон€тий. Ѕлагодар€ либо бескорыстному служению человечеству, либо преданной любви к Ѕогу, либо огромной силе сосредоточени€ они в определенном смысле €вл€ютс€ йогами, ибо поставили перед собой ту же цель, что и йог, Ц самоконтроль. Ёти люди могли бы подн€тьс€ еще выше, если бы их обучить конкретной йоге, делающей возможным более сознательное направление разума и жизни.

ћногие писатели «апада неверно интерпретируют йогу, никогда не занима€сь ею практически. —реди тех, кто отдал дань глубокого уважени€ йоге, можно упом€нуть известного швейцарского психолога доктора  .√.ёнга[[188]].

" огда религиозный метод рекомендуетс€ как научный, на «ападе он об€зательно получит аудиторию. …ога оправдывает такие ожидани€, Ц пишет доктор ёнг. Ц ѕомимо оба€ни€ и очаровани€ полупон€тного, нового йога имеет основу дл€ многих приверженцев. ќна предлагает возможность поддающегос€ контролю опыта и таким образом удовлетвор€ет научную потребность в Ђфактахї.  роме того, вследствие своей широты и глубины, почтенного возраста, учени€ и метода, включающего все фазы жизни, она рисует перспективы, не снившиес€ и во сне...

Ћюбое зан€тие религией или философией подразумевает психологическую дисциплину, то есть метод гигиены ума. –азнообразные чисто физические упражнени€ в йоге[[189]] имеют в виду также физиологическую гигиену, котора€ выше обычной гимнастики и обычных дыхательных упражнений, поскольку она €вл€етс€ не просто механической или научной, но и философской. “рениру€ разные части тела, она объедин€ет их со всем духовным целым, как это €вствует, к примеру, из упражнений прана€мы, где прана Ц это и дыхание, и универсальна€ движуща€ сила космоса...

«ан€тие йогой... было бы бесплодно без тех идей, на которых она базируетс€. ќна сочетает телесное с духовным необычайно полным образом...

я вполне в состо€нии поверить, что на ¬остоке, где развились эти идеи и упражнени€ и где за несколько тыс€челетий непрерываема€ традици€ создала необходимый духовный базис, йога €вл€етс€ совершенным и подход€щим методом сплавлени€ тела с умом так, что они станов€тс€ едины, и это вр€д ли подлежит сомнению. Ёто единство создает психологическое расположение, делающее возможным достижение такой интуиции, которое выходит за переделы сознани€...

ѕоистине близок тот день, когда на «ападе науку внутреннего самоконтрол€ найдут столь же необходимой, как и внешнее покорение природы. Ќаш новый атомный век еще увидит, как отрезвитс€ и расширитс€ человеческий разум от неоспоримой ныне научной истины, что матери€ Ц это в действительности сгусток энергии. „еловеческий разум может и должен освободить свои внутренние энергии, значительно более великие, чем те, что наход€тс€ в камн€х и металлах, чтобы ныне отпущенный с прив€зи материальный атомный гигант не обратилс€ к миру с бессмысленным разрушением. ќдним косвенным благом от озабоченности человечества атомным оружием, веро€тно, €вл€етс€ рост практического интереса к науке йоги[[190]], Ц поистине €вл€ющейс€ Ђбомбоубежищемї.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 457 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

542 - | 484 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.