Воспитание в вузе – не только и не столько воспитательное мероприятие, не только организация позитивной активности студентов, это функция целого социального организма. Анализ изучения научной и научно-методической литературы по воспитанию студентов высших учебных заведений (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова, В.Т. Лисовский, А.С. Запесоцкий, И.М. Ильинский, А.В. Пономарев, Ю.Р. Вишневский, Е.В. Осипчукова, В.Г. Шайденко, В.Г. Подзолоков, В.С. Кагерманьян, Л.И. Коханович, П.И. Бабочкин, Н.И. Кучер и др.) показал, что с одной стороны, разработано множество концепций воспитания, с другой, - до настоящего времени не сложился теоретический общеконцептуальный подход к воспитанию как непрерывному процессу. Хотя, может быть, эта задача и неразрешима, пока, как считают некоторые авторы, в России не создана зрелая, отвечающая новым реалиям и стратегии развития России новая философия воспитания новых поколений.
. В указанных работах было сформулировано разделяемое многими учеными понимание сущности современного воспитания, его целей, специфики его организации в условиях реформирования общественно-политической и экономической жизни России. Важными составляющими этих исследований стали проблемы новой культуры воспитания, которая характеризуется многообразием и вариативностью воспитательной деятельности, увеличением степени свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, личностной направленностью образования и воспитания, повышением ответственности органов управления образовательными учреждениями за действенность воспитания во всех средах жизнедеятельности молодежи (образовательной, воспитательной, досуговой), оптимизацией процессов социализации и индивидуализации и т.д.
Воспитание в вузе в современных исследованиях понимается как учение жизни (именно этот аспект воспитания выражает основной смысл образования); как основа для самовоспитания студентов через создаваемую систему отношений; как решение задач становления демократических основ жизнедеятельности вуза (студенческая инициатива, студенческое самоуправление и т. д.); как процесс социально-культурного сотрудничества личности студента и вузовского сообщества; как воспитательное пространство (корпоративность ценностей вузовского сообщества); как психолого-педагогическая поддержка студента.
В Научно-исследовательском центре Института молодежи под руководством И.М. Ильинского и П.И. Бабочкина была разработана концепция воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи.Авторы полагали, что «идеального» молодого россиянина наших дней должно характеризовать: стремление к успеху; воля к победе; принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя; преданность национальной идее. Главным, системообразующим элементом всех ценностных ориентаций здесь выступает «успех». Жизнеспособность - это способность человека (поколения) выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах. Исследовательской группой под руководством В.С. Кагерманьяна была разработана концепция воспитания социально активной личности студента. Новое политическое, экономическое и социально-культурное устройство общества, по мнению авторов концепции, требует формирования личности нового социокультурного типа: гуманной, понимающей высокую ценность человеческой жизни; духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности, самопознании, поиске смысла жизни и жизненного кредо, общении с искусством, пониманием самоценности своего внутреннего мира; творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству; прагматичной, владеющей новейшими технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний в новой экономической и социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языковая культура).
Воспитание современного студенчества, считает исследовательский коллектив, должно соответствовать целям построения демократического общества в стране. Только через воспитание молодого поколения на демократических началах можно создать социальную основу демократического строя, реализации демократических свобод.
Что касается проблемы целей и результатов воспитания, то здесь важнейший вопрос: в чем заключается и как измеряется «воспитанность» современного студента? Одним из продуктивных вариантов является понимание результата воспитательной деятельности в рамках субъектного подхода – как педагогической проблемы становления субъектности студента. Здесь главным результатом становится способность студента вырабатывать собственные жизненные критерии и руководствоваться ими в своем самоопределении и саморазвитии. Именно в активном запуске «самомеханизмов» личности, а не в подгонке ее под «стандарт воспитания» нам видится основное назначение воспитательной деятельности вуза.