Hard Copy, таблоидное, телешоу с многочисленной зрительской аудиторией в США, выпустила сюжет, который шел три дня с 11 по 13 ноября 1997 г. Следственная группа Hard Copy совместно с активистами Национального рабочего комитета (National Labor Committee) сделала ряд дискредитирующих заявлений в адрес компаний, работающих в никарагуанской государственной свободной торговой зоне Лас-Мерседес (Las Mercedes). Компании обвинялись в недоплате рабочим, использовании детского труда и принуждении рабочих к 13-часовому рабочему дню при семидневной рабочей неделе. В передаче также утверждалось, что рабочим не оплачивают сверхурочные часы; что они подвергаются словесным, физическим и сексуальным оскорблениям со стороны менеджеров и начальников производства; работают в опасной близости с химикатами; что их жилищные условия в плачевном состоянии.
В отчете говорилось, что на открытых территориях предприятий выливаются красители, растворители и белильная известь и ржавеют цистерны. Торговая зона, со слов участников телешоу, выглядела, как тюрьма с колючей проволокой под высоким напряжением и вооруженными часовыми. Зрителям рекомендовали воздержаться от приобретения товаров и продуктов, произведенных в Никарагуа, и убеждали обратиться к своим избранным представителям для формирования оппозиции супермаркетам, реализующим никарагуанские товары.
После выхода сюжета в Hard Сору к этой теме обратились многие американские информационные организации, особенно в латиноамериканских диаспорах. Две крупнейшие телестанции Лос-Анджелеса, работающие на латиноамериканскую аудиторию, КМЕХ и KVEA, передавали сюжеты об ужасных условиях рабочих в никарагуанской свободной торговой зоне.
Проблема впервые всплыла годом ранее, когда «Свидетели мира» (Witnessfor Peace), религиозная группа из Вашингтона, организовали поездку по стране шести никарагуанских работниц. Женщины посетили 8 городов США, рассказывая об условиях работы на швейных фабриках. Автор статьи, вышедшей 7 октября 1996 г. в журнале Women's Wear Daily, приводил высказывание торгового советника при Посольстве Никарагуа Цезаря Заморы (Cesar Zamora): «У нас уже были проблемы с этим тайцем».
В 1997 г. швейная промышленность оказалась под прицельным огнем громкой кампании Чарльза Кернагана (Charles Kernaghan), президента Национального рабочего комитета. Кернаган обвинил компанию Wal-Mart Stores Inc. в использовании низкооплачиваемого труда гондурасских швей на фабриках, выпускающих модную линию Кэти Ли Гиффорд (Kathie Lee Gifford). Национальный рабочий комитет имеет репутацию защитной группы, выступающей за интересы трудящихся в Соединенных Штатах. Совет директоров состоит преимущественно из священнослужителей, преподавателей университетов и колледжей и представителей профсоюзных организаций США, в том числе объединения Американской федерации труда — Конгресса производственных профсоюзов (American Federation of Labor — Congress of Industrial Organizations — AFL— CIO) и Союза работников швейной, производственной и текстильной промышленности (Union of Needletrades, Industrial and Textile Employees).
Предыстория
После более чем десяти лет гражданского противостояния и централизованной экономики республика Никарагуа освободилась от зависимости со стороны Кубы, СССР или экс-президента Даниэля Ортеги (Daniel Ortega). В 1990 г. прошли первые демократические президентские выборы, в ходе которых на этот пост была избрана Виолетта Чаморро (Violetta Chamorro). Ее правительство было сформировано из представителей деловых кругов, которые понимали, что собственные производственные мощности страны чрезвычайно скудны. Оказавшись во главе одной из самых бедных стран мира, Чаморро разработала экономическую политику, которая должна была вернуть страну к жизни за счет вливаний иностранного капитала. С этой целью правительство снова объявило область к югу от столицы республики г. Манагуа свободной торговой зоной, где компании могли производить и экспортировать товары. Подобный метод применили Корея и Мексика для стимулирования экономического развития.
Свободная торговая зона Лас-Мерседес впервые открылась в 1976 г., тогда на ее территории разместились 8 компаний с 3000 сотрудников. В 1979 г. сандинисты закрыли свободную торговую зону, превратив ее в тюрьму, заключенные которой выпускали обувь торговой марки «Pronto» вплоть до 1989 г.
В 1991 г. президент Чаморро в числе мероприятий по стимулированию вялой экономики страны вновь открыла свободную торговую зону. Власти зазывали инвесторов, предлагая им особенно благоприятные условия, в том числе налоговые каникулы и 100%-ное иностранное владение предприятиями Никарагуа.
Никарагуанская газета NicaNews приводила высказывание Жиль-берта Вонга (Gilberto Wong), управляющего свободной торговой зоны, о том, что «этот шаг привлек иностранные инвестиции и создал новые рабочие места для изголодавшихся по работе никарагуанцев» (NicaNews, 17-30 November, 1997). В зоне свободной торговли открыли свои компании 17 предпринимателей из Тайваня, Канады, Италии и Соединенных Штатов. Общие капитальные вложения в экономику страны составили более 50 млн долл. США. Большая часть этих предприятий представляла швейную промышленность и обеспечила 18 тыс. рабочих мест. Эти компании производили одежду для многих крупных оптовиков США, в том числе Montgomery Ward и Polo Ralph LaurenЖурнал Women's Wear Daily сообщал, что, по оценке Таможенного управления США, в 1993 г. страна импортировала швейных товаров на сумму 107 млн. долл. США, а доход Никарагуа от экспорта швейной продукции в 1995 г. достиг 67 млн. долл. США.
В числе компаний зоны свободной торговой, попавшей во внимание Национального рабочего комитета, было тайваньское производство по изготовлению хлопчатобумажных тканей и изделий из них. В Никарагуа эта компания владеет тремя фабриками, на которых занято 3600 человек. В основном, это никарагуанские женщины. Около 130 женщин — с Тайваня. Большинство менеджеров и бригадиров — тайваньцы. Поскольку компания является крупнейшим мировым лидером в этой отрасли, после выхода телешоу Hard Сору с ней незамедлительно связались крупнейшие клиенты: Wal-Mart, JCPenney и Kinart. Годовой доход тайваньской компании от продаж этим и другим американским клиентам составляет порядка 150 млн долл. США. Клиенты американских оптовиков отменили заказы до получения ответа тайваньского промышленника на заявления, сделанные в Hard Copy.
Вполне понятно, что оптовые клиенты, находясь под постоянным вниманием общественности на предмет принятия мер по заявлениям об эксплуатации, хотят быть уверены, что их поставщики к этому не причастны. Компания JCPenney Co., работающая с поставщиками, число которых превышает 6000, издает специальные буклеты, в которых излагаются ее правовые принципы. Как и сама компания, все поставщики JCPenney и их подрядчики обязаны вести деятельность с тем же законопослушанием и уважением принципов деловой этики. Текст буклета гласит:
«Торговые контракты компании JCPenney однозначно требуют от поставщиков соблюдения всех соответствующих законов и постановлений, предусмотренных как законодательством Соединенных Штатов Америки, так и законодательствами стран, в которых производится или из которых экспортируется товар. Наши контракты также обязывают поставщиков налагать упомянутые требования на своих подрядчиков.
В соответствии сданными ожиданиями, если нам станет известно от Министерства по труду или любого другого государственного органа по охране труда в США или за рубежом о нарушении трудового права на предприятии, работающем по договору подряда с нашим поставщиком, все поставки с предприятия в JCPenney будут немедленно прекращены.
При обнаружении или уведомлении о предполагаемом правонарушении поставщика или его подрядчика мы обязуемся известить поставщика, провести расследование ситуации и, в случае обнаружения достоверных фактов, подтверждающих обвинение, принять меры по устранению нарушений.
В случае отказа поставщика от содействия в расследовании будут расторгнуты вес договоры между JCPenney и поставщиком».
Тайваньская компания получила многочисленные подробные запросы от обеспокоенных клиентов. Они хотели получить названия фабрик и имена их управляющих; описание политики, программ и процедур в области соблюдения правовых норм; поименный список рабочих всех фабрик с указанием даты рождения, заработной платы, отработанных часов и выплаченных ему сумм за сверхурочную работу; результаты инспекций и расследований, проведенных никарагуанскими органами охраны труда, представителями посольства США, свободной торговой зоны или любых независимых полномочных учреждений. 14 ноября подобный запрос поступил и от JCPenney. Предприятие-изготовитель должно было в течение одной недели подготовить и предоставить исчерпывающий удовлетворительный ответ. В противном случае все отношения с ним прерывались.
Владелец предприятия в срочном порядке обратился в компанию Hill & Knowlton с просьбой помочь ему в решении этой проблемы. Hill & Knowlton является второй крупнейшей консалтинговой компанией в сфере паблик рилейшнз и коммуникационного менеджмента, 65 ее отделений работают в 44 странах мира. Это задание поступило к латиноамериканской группе международного отделения Hill & Knowlton в Лос-Анджелесе. Рабочую группу возглавили Алан Элиас (Alan Elias), старший управляющий директор, и Мигель Медина (Miguel Medina), старший консультант.