Одним из выдающихся архитекторов конца XX века является Р. Майер. В своем творчестве он обращается не к традициям далекого прошлого, а к традициям модернизма ХХ века и смело интерпретирует их, создавая новейший модернизм. Его многоплановая динамичная архитектура несет черты раннего модернизма в сочетании с чертами новейшего авангарда. Для его произведений характерна красота линий, изысканный геометризм, пространственная упорядоченность, высокое качество и сверхтщательная отделка. Свою мечту о “белом мире” Р.Майер воплощает в светлых образах произведений, которые возвращают в архитектуру ощущение роскоши, которое исчезло после ХIХ века. Он проектирует различные здания: от частных вилл до крупных офисов и музеев.
Среди его произведений известностью пользуется “Атениум” в Нью-Хармони, США, штат Индиана (1975-1979 гг.), - клуб для литераторов с библиотекой. Композиция строится на образном решении, в котором прочитывается метафора белоснежного корабля, при виде которого в памяти возникает и вилла Савой в Пуасси Ле Корбюзье (рис. 1).
Другим лидером неомодернизма в мировой архитектуре стал французский архитектор К. Портзампарк – лауреат Прицкеровской премии 1994 г. Если в начале своего творчества он пробовал себя в постмодернизме, то с конца 1980-х годов он развивает свой индивидуальный формальный язык, близкий к неомодернизму. Его произведения выделяются своей пластичностью и поэтичностью.
Национальная консерватория в Париже, Франция (арх. К. Портзампарк, 1989-1992 гг.), балансирует на грани неомодернизма с неоэкспрессионизмом. Автор победил в конкурсе 1985 г (рис. 3).
Идеи фрагментации здания привели к организации четырех параллельных полос в плане. Разрыв между ними образовал внутреннюю улицу. Отдельные объемные компоненты смягчили жесткость прямоугольной сетки, придав динамику общей композиции. Объемы приобрели скульптурные формы. Главный фасад, обращенный к бульвару Ж. Жореса, расчленен на четыре части, соединенные между собой раскреповками, что символизирует музыкальные паузы, необходимые в любом музыкальном произведении., внесенные автором в архитектуру. Все они объединены под единой пластичной поднимающейся кровлей, напоминающей “корбюзианскую”. Протяженный блок здания, ограничивающий территорию парка Ля Виллет, приобретает завершение в виде живописной, волнообразной, парящей кровли.
По пути неомодернизма идет и аргентинский архитектор М. Рока, который в настоящее время является одним из самых известных в латиноамериканской архитектуре. Его произведения украшают многие города Аргентины, Боливии, Чили, Уругвая и Южной Африки. Своими многофункциональными зданиями он преобразует исторические центры городов, формирует их многочисленные площади. Работы М. Рока позволяют составить представление о его архитектурных подходах и стилистике. Наибольшее количество зданий построено им в его родном городе Кордоба. Они сомасштабны человеку, но контрастны исторической испанской колониальной застройке.
М. Рока воспринял идеи и творческие принципы своего учителя Л. Кана. Геометрия становится главным генератором его архитектурных форм. Оперируя отдельными объемами, архитектор адаптирует их к масштабу города и создает гармоничные комплексы с децентрализацией функций. При этом он разработал собственный пластический язык, демонстрируя композиционную изобретательность. Его идеи восходят к эстетике 1920-х годов. Символика геометрических форм и “супрематических” цветов привлекают его более, чем ироничная эклектика постмодернизма. В его творчестве видна мастерская игра, характерная для современной архитектуры. Он не отступает от выбранной им стилистической концепции, и поэтому узнаваем. Богатое пространственное содержание всегда находит воплощение в простых геометрических объемах куба, цилиндра, конуса, которые в сочетании с криволинейными формами образуют целостную гармонию.
Активную роль в сооружениях М. Рока играет цвет: ярко-красный, желтый, синий, зеленый, белый, - применяемый в различных сочетаниях. Смелое использование цвета вносит свежую тему в застройку и в то же время отражает функцию объемов. Материалы, такие как гранит, мрамор, кирпич, анодированный алюминий, тонированное стекло, также дают максимум выразительности его четким монументальным сооружениям. Отказавшись от традиционного архитектурного декора, архитектор остался один на один с простыми и чистыми геометрическими формами. Так же как И. Леонидов в 1920-е годы и Р. Майер в 1980-е годы, М. Рока обратил внимание на большие выразительные возможности предельно лаконичной формы.
Центр общественного соучастия в центральном Американском парке в Кордоба, Аргентина (1992 г.), представляет собой многофункциональный комплекс, который расположен на северной окраине города. Он решается как северные ворота города. Здание фланкирует въезд в район. На фоне изогнутой в виде дуги стены скомпонованы геометрические объемы с разными функциями. Конфигурация здания в плане имеет форму полумесяца. Вогнутое полукруглое пространство обращено к главной магистрали. Противоположный фасад обращен в парк. Перед зданием сформирована площадь. Здание имеет двухчастное деление, которое вызвано наличием проезда, выходящего к магистрали. Обе равновеликие части здания соединены воедино перголой и декоративными стенками, следующими абрису дуги. Проезд, таким образом, проходит в своего рода ворота, расположенные по центральной оси. Композиция комплекса автором рассматривается как архитектурный “натюрморт” из цветных объемов на фоне светлой перфорированной дугообразной стены.
Творческая концепция известного японского архитектора Ф. Маки (лауреата Прицкеровской премии 1993 г.) наиболее близка к неомодернизму, творчеству Р. Майера. Для него важным является создание гармонии целого и частей. Его кредо – сдержанность и рациональность.
Используя “индустриальный словарь”, Ф. Маки создает необычные здания, которые адаптированы к градостроительным контекстам. Интерес представляет его “Спиральный дом” в Токио, Япония (1985 г.). Это культурный центр с выставочными залами, ресторанами, барами, концертными залами и клубными помещениями. Все эти функции он привел к системе, которую назвал спиралью. Ядром вестибюля является спиральный пандус, который ведет на второй этаж, а за ним открывается полуцилиндрический атриум на всю высоту здания (рис. 2.)
Плеяду всемирно известных неомодернистов пополняет и испанский архитектор, художник, скульптор и инженер-строитель – С. Калатрава. Неомодернистские поиски С. Калатравы в области нового формообразования на основе новейших пространственных конструкций созвучны авангардным устремлениям архитектуры Запада. В Нью-Йоркском каталоге выставки С. Калатравы отмечается, что он продолжает строительные традиции ХХ века, отмеченные в работах А. Гауди, П. Нерви, Э. Торройя, Ф. Канделы. Они все стремились к новому образному языку форм на основе новейшей техники. Структурное начало, чистота линий и форм характерны для произведений испанского архитектора. Он уже давно получил мировое признание за свои необычные сооружения-скульптуры. С. Калатрава смело экспериментирует со строительными материалами, конструкциями и архитектурной формой.
Для С. Калатравы характерно стремление к инновации, он создает необычные сооружения. Его мосты приобретают символический характер. Он отходит от прагматического функционализма и открывает потенциальные возможности в мостостроении. Он увлекается дизайном моста. Создавая мост в Аламильо в Испании, он перекрывает пролет в 200 м над р. Меандро-сан Херонимо и ставит наклонный пилон (58°) высотой 142 м. В данном случае Автор вдохновляется своей скульптурой под названием “Бегущий торс”. При этом он анализаровал напряжение и силу устремленного вперед тела. Мост подчеркнул современный облик города и стал выразительным символом Севильи. Он поразил воображение многих современных инженеров, которые стали применять наклонные пилоны в своих проектах (рис. 4).