Один из весьма эффективных современных способов воздействия на психику людей основан на использовании метода так называемого нейролингвистического программирования. Суть этого метода заключается в том, что при помощи особых форм словесного внушения в подсознание людей вводятся те или иные речевые «команды» или же словесные ассоциации, которые порождают у них достаточно устойчивые психологические установки, побуждающие их впоследствии ко вполне определенным действиям.
Эти действия могут выражаться в поддержке тех или иных партий или политических лидеров в период избирательных компаний, в выражении своего отношения ко многим социально значимым процессам и явлениям общественной жизни, в изменении своих взглядов на жизнь, а также моральных и нравственных ограничений и духовных ценностей.
Вообще-то, методы нейролингвистического программирования создавались психологами и психиатрами совсем для других целей, а именно — для лечения психологических расстройств и болезней, психотерапевтического воздействия на людей с целью укрепления их здоровья. Однако, поскольку эти средства оказались весьма эффективными, то, как это уже неоднократно происходило в истории развития научно-технического прогресса, они стали в последние годы все шире использоваться для манипулирования сознанием людей, т. е. против самого человека.
Характерный и весьма, поучительный пример такого манипулирования российские телезрители имели возможность наблюдать во время подготовки последних выборов в Государственную Думу России в период ноября-декабря 1999 года. Здесь имеется ввиду, в частности, телевизионная пропаганда на канале ОРТ против кандидатуры московского мэра Ю.М. Лужкова. Уж как нам только его не показывали: и с бородой моджахеда, и с ослиными ушами, и в мусульманской чалме!
Результат этих манипуляций не замедлил сказаться: рейтинг Лужкова как одного из возможных кандидатов в президенты России за два месяца упал в несколько раз и в январе 2000-го года уже оценивался социологами на уровне 1%. Вот так воздействуют на людей манипуляции их сознанием!
Кстати, регулярная трансляция по телевидению рейтингов тех или иных политических лидеров также является одной из технологий программирования общественного сознания. Сначала люди не соглашаются с навязываемыми им оценками рейтингов политических лидеров. Но затем, наблюдая эти оценки регулярно, они постепенно привыкают к ним, как бы забывая о своем собственном мнении, и голосуют именно так, как им подсказывают психологические манипуляторы.
Еще один весьма эффектный психологический прием программирования сознания состоит в том, что портрет рекламируемого лидера помещается в верхнем углу экрана и обязательно в светлой рамке. Именно этот образ запечатлевается в памяти сильнее других. При этом очень хорошо действует золотистый фон вокруг портрета пропагандируемой личности.
Что же касается ее оппонентов, то их изображения следует размещать в нижней части экрана и обязательно на темном фоне. Успех гарантируется, так как здесь срабатывают механизмы выбора на уровне подсознания. Это уже хорошо проверено практикой.
Необходимо подчеркнуть, что манипулирование сознанием не только изменяет социальное поведение людей, но и весьма отрицательно сказывается на состоянии их психического и физического здоровья. Особенно разрушительное воздействие на здоровье людей оказывает продолжительное восприятие ими потоков негативной информации, которая в последние годы буквально переполняет российские средства массовой информации.
Бесконечные сцены насилия, жестокости и разрушений не только деформируют психику людей, делая их самих более агрессивными и жестокими, но и нарушают нормальное течение многих биологических процессов в их организме. Исследования показывают, что в результате регулярных отрицательных психологических воздействий на человека резко понижается биологическая сопротивляемость организма, страдает иммунная система, снижается жизненный тонус, развиваются импотенция и фригидность.
В конечном итоге, люди чаще болеют, раньше стареют и умирают. Вот та цена, которую платит человечество за неограниченную свободу массовой информации. Эти выводы подтверждаются, в частности, результатами исследований, на примере анализа воздействия на зрителей передач российского телевидения [117].