Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II. Локальные цивилизации




В современной науке существуют два основных под­хода к локальной цивилизации. Один из них восходит к немецким романтикам, славянофилам, О. Шпенглеру, К.Леонтьеву и др., которые рассматривали локальную цивилизацию прежде всего с точки зрения порождае­мых ею духовных ценностей и придавали особое зна­чение религии. Другой разрабатывался Данилевским, Милюковым, евразийцами, школой «Анналов». Сторонники этого подхода усматривают в локальной цивилизации систему, состоящую из множества раз­личных компонентов (в их число входят и религиозно-этические ценности), которые в той или иной степени взаимодействуют, влияют друг на друга, создавая в итоге единое целое. Так, Данилевский писал о совме-


щении в культурно-историческом типе разнообразных «планов развития»: религиозного, социального, быто­вого, промышленного, политического, научного, худо­жественного, одним словом, исторического... Сходных позиций придерживаются и представители школы «Анналов» — не только старшего поколения, но и наши современники. Преимущество второго подхода состо­ит в комплексном, объемном видении цивилизации, кроме того, он имеет богатые традиции в отечествен­ной цивилиографии.

Локальная цивилизация обычно определяется как большая социокультурная общность (во многих случаях надгосударственная, наднациональная и надконфес-сиональная), которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы эконо­мической, социально-политической и духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь историчес­кого развития.

Такое определение можно упрекнуть в описатель-ности, но оно гораздо конкретнее других. Приведем для сравнения цитату из Тойнби, который характе­ризовал локальные цивилизации как образования «более широкие, чем отдельная нация, но менее широкие, чем все человечество». Тем не менее и такое определение нуждается в дополнительных объясне­ниях на уроке.

Обратимся прежде всего к довольно расплыв­чатому понятию «социокультурная общность». Непосредственный его смысл достаточно ясен: речь идет о социальной целостности, т.е. совокупности историчес­ки сложившихся форм совместной деятельности людей, и целостности культурной. Но по каким принципам мы относим ту или иную социокультурную общность к циви­лизации? Ведь социокультурной общностью является, например, и национальное государство. К сожалению, в науке пока не разработаны чет кие, универсальные критерии выделения цивилизаций. Поэтому их списки, созданные «классиками» теории локальных цивилиза­ций, не совпадают друг с другом полностью.

Данилевский — на основании языковых групп — выявил 15 культурно-исторических типов, среди которых три (кельтский, мексиканский и перуанский) погибли насильственной смертью, не завершив цикла своего развития, и еще два — Россия и США (ново­американский) — только начинают формироваться. К остальным относятся: египетский культурно-исто­рический тип, ассиро-вавилоно-финикийско-халдейс-кий, китайский, индийский, иранский, иудейский, гре­ческий, римский, аравийский и западноевропейский (романо-германский).

Шпенглер насчитал восемь «высоких культур». Это еги­петская, вавилонская, индийская, китайская, греко-рим­ская (аполлоновская), арабская (магическая), западно­европейская (фаустовская) и мексиканская. Кроме того, немецкий философ указывал на возможность приобще­ния к этому списку великой русской культуры. Тойнби предложил свою классификацию. Его перечень сначала


включал 23 локальные цивилизации, а к концу работы над «Исследованием истории» возросло 37. Локальные цивилизации в окончательном варианте были распреде­лены следующим образом:

1. Цивилизации, достигшие расцвета:

а) первичные (автохтонные): мезоамериканская, анд
екая, индская, шумеро-аккадская, египетская, эгейская
(минойская), индская, китайская;

б) преемственные («сыновнеродственные»): сирийс­
кая, эллинская, индийская, православная христианская,
западная, исламская.

2. Четырнадцать цивилизаций-спутников:
например, японская, корейская и вьетнамская (от

китайской); эламская, хеттская, урартская (от шумеро-аккадской и сирийской); юго-восточно-азиатская (от индийской и исламской) и т. д.

3. Неразвившиеся цивилизации:

например, несторианская и монофизитская (обе погло­щены исламской), дальнезападная христианская и сред­невековые города-государства (поглощены западной цивилизацией).

4. Застывшие цивилизации:

эскимосская, кочевая, оттоманская, спартанская.

В современном мире, по мнению Тойнби, сохрани­лось всего пять цивилизаций: православно-христи­анская, исламская, индуистская, дальневосточная и западная. Попытки создать новые варианты классифи­кации цивилизаций предпринимаются и в наши дни. Например, известный американский социолог про­фессор С.Хантингтон, ориентируясь прежде всего на Тойнби, предложил свой список, состоящий из вось­ми цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, лати­ноамериканская, африканская.

Все эти списки несовершенны, поэтому не случайно они подвергались критике. В сильном классе на рас­смотрение учащихся можно представить все четыре варианта, заострив внимание на следующих момен­тах.

1. В списках Тойнби и Хантингтона, которые придают
особое значение религии, цивилизации выделяются то
по территориальному принципу (японская, латиноаме­
риканская, африканская у Хантингтона; мезоамерикан­
ская, андская, индская, китайская и др. у Тойнби), то по,
религиозному. С чем это связано? [

Во-первых, многие цивилизации появились задолго! до возникновения религий спасения (например, Индия,| Китай) или во обще не прошли эпохи Осевого времени (Египет, месопотамская цивилизация, древнегреческая).

Во-вторых, религия не во все времена играла оди­наковую роль для развития цивилизации (например, современную западную цивилизацию, вступившую в постиндустриальную эпоху, уже нельзя назвать «хрис­тианской», такое определение подходит лишь для эпохи средневековья).

Кроме того, некоторые цивилизации, население кото­рых исповедует ту или иную религию спасения, отлича­ются таким своеобразием, 4Yo их нельзя объединять с


другими по такому признаку (например, в Латинской Америке большинство населения — христиане-като­лики, однако ее невозможно отнести к «Западу», это особая социокультурная общность; Япония усвоила многие принципы конфуцианства и долгое время нахо­дилась под влиянием Китая, но давно уже осущест­вляет свой, особый путь исторического развития, и ее нельзя определить как «китайско-конфуцианскую» цивилизацию).

2. Названия «православная», «христианская», «индуист-ско-буддистская», «конфуцианская» используются, чтобы подчеркнуть роль религий спасения как цивилизацион-ного «фундамента». При этом надо помнить: эти опреде­ления не отражают всей сложности культурно-религи­озной жизни цивилизаций, так как они часто являются надрелигиозными, поликонфессиональными общностя­ми. Например, в России, помимо православия, испове­дуются и другие религии. Название «православная» не полностью отражает цивилизационную специфику Рос сии, совмещающей в себе элементы Запада и Востока. В Индии буддизм и индуизм сыграли важнейшую цивили­зующую роль, но часть населения отдает предпочтение исламу. Даже в Китае, где конфуцианство стало «плотью и кровью» государственности, по лучили распростране­ние буддизм и даосизм.

Заметим, что трудности с классификацией возника­ют, когда речь идет о полном, исчерпывающем списке всех цивилизаций: и погибших, и существующих ныне. Разумеется, составить такой перечень нелегко, как нелег­ко подсчитать все культуры или все общества. На уровне школьной программы дискуссионные вопросы класси­фикации не так уж важны, ибо в школе изучаются именно те социокультурные общности, которые в науке почти единодушно принято считать локальными цивилизация­ми. Приведем этот список:

цивилизация Междуречья (шумеро-аккадско-вави-лоно-ассирийская), египетская, индийская, китайская, древнейшие американские цивилизации (майя, ацтеки, инки), древнегреческая, римская, византийская, россий­ская, японская, исламская, западноевропейская, северо­американская (США).

+ + +

Далее рекомендуется остановиться на проблемах соот­ношения цивилизации и культуры, а также цивилизации и общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2460 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2458 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.