Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–асселение слав€н; восточные слав€не: зан€ти€, быт, веровани€




Ѕилет

—лав€не разошлись по др. странам с сев. склонов  арпатских гор. ¬осточна€ ветвь слав€н пришла на ƒнепр веро€тно еще в 7 в., и, постепенно рассел€€сь, дошла до озера »льмен€ и до верхней ќки.   9-10 вв. слав€не расположились следующим образом: юго-западную часть ¬осточно-≈вропейской равнины занимали уличи и тиверцы, жившие по р. ƒнестр до „ерного мор€; Ђбелыеї хорваты расположились в предгорь€х  арпат; дулебы, волын€не, бужане Ц в ¬ост. √алиции, на ¬олыни и по «ап. Ѕугу; пол€не Ц на зап. Ѕерегу среднего ƒнепра; ¬ ѕолесье, по р. ѕрип€ть Ц древл€не; между ѕрип€тью и Ѕерезиной Ц дреговичи; Ќа вост. берегу среднего ƒнепра Ц север€не; по р. —ожи Ц радимичи; по р. ќке Ц в€тичи; в верховь€х ¬олги Ц кривичи; возле озера »льмень Ц ильменские слав€не.

—лав€не были оседлым народом, и их главный капитал был не в стадах и табунах, а в земле, и хоз€йство было основано на эксплуатации земли. ѕоселки первоначально имели подвижный характер, что св€зано с истощением паши и необходимостью перехода на другой участок земли. ј т.к. эти участки были р€дом с лесом, то возникло использование лесных ресурсов: лесной промысел, бортничество, охота. ѕредметами торговли были воск, мед, шкуры, издели€ из дерева. “орговл€ занимало немалое место в жизни слав€н. ¬елась она, в основном, речными пут€ми и большими капиталами, на что указывают найденные клады денег большого количества и разных мест. ƒревние города расположены на речных торговых пут€х, что помимо оборонительных целей говорит и о торговых операци€х.

¬начале, слав€не жили, по-видимому, в формах патриархального или родового быта. ¬ласть в роду была у родового старейшины: они разрешали вопросы, рассматривали вопросы кровной мести. ¬о врем€ внешней опасности собиралс€ совет старейшин, при необходимости выбиралс€ предводитель племени. ѕо мере расселени€ слав€н происходило изменение быта. “ипичной формой поселений станов€тс€ небольшие деревни (1-3 двора), а общественной формой быта станов€тс€ сложные семь€ во главе с домохоз€ином, нередко включавшие в себ€ кроме родственников и посторонних лиц. Ќесколько таких поселков или задруг-дворищ объедин€лись в союзы на территориальной, соседской, экономической основе, а также дл€ взаимной защиты.

¬ жизни слав€н присутствовали законы кровной мести, многоженство, кражи невест (часто с их согласи€).

—лав€не поклон€лись €влени€м природы, также существовал культ предков. Ќе было ни храмов, ни сослови€ жрецов. √лавные боги Ц дажь-бог (или хорс) Ц бог солнца; стрибог Ц бог ветра; перун Ц бог грома и молнии; волос (или велес) Ц покровитель скотоводства; небо называлось сварогом; мать-земл€ тоже почиталась как божество. ѕрирода одушевл€лась и была населена множеством мелких духов. — другой стороны, почитались умершие предки Ц щур (чур), которые считались покровител€ми рода. — ослаблением родовых св€зей стал почитатьс€ семейный предок Ц дедушка домовой, покровитель своего двора, который мог помогать или вредить

 

Ѕилет

¬озникновение государства Ц закономерный этап в развитии общества. Ёто очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

ѕервобытное общество могло существовать, руководству€сь двум€ основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Ётих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлени€ми. ¬ековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

»нтересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. ¬озникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добитьс€ их исполнени€.. Ќапример, в жизни рода все большую роль стала играть военна€ добыча. Ёти факторы оказывали вли€ние на по€вление имущественного неравенства между людьми, которое закрепл€лось в праве частной собственности.

Ѕезусловно, отрицать экономический фактор в по€влении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хоз€йственной де€тельности людей нельз€.

√осударство возникает тогда, когда у большинства членов общества по€вл€етс€ необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюс€ на традиции и собственный моральный авторитет). Ќа первых порах основными функци€ми государственной власти были суд и война (защита зан€тых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

¬озникновение  иевской –уси хронологически вписываетс€ в процесс государствообразовани€, протекавший в IXЦX вв. на территории —еверной, ÷ентральной и ¬осточной ≈вропы. ¬ первой половине IX в. образовалось ¬еликоморавское кн€жество, на рубеже IXЦX вв. Ц „ешское. ¬ середине IX в. шло объединение польских племен, а во второй половине X в. было создано ƒревнепольское государство. ¬ IX в. сложилась государственность в ’орватии и на сербских земл€х. IX в. Ц врем€ по€влени€ объединенного јнглосаксонского королевства, а ’ в. Ц ƒатского.

¬ VIIIЦIX вв. у восточных слав€н родовой уклад жизни был основательно разрушен и не €вл€лс€ серьезным преп€тствием на пути зарождени€ государства. —оседские общины уже не могли управл€тьс€ на основе старых племенных обычаев. ¬се это потребовало создани€ новых правил, новых норм общежити€.

—оседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самосто€тельно обеспечить свою безопасность. ≈стественным гарантом безопасности становилс€ кн€зь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). «емледельческие общины постепенно отдавались под покровительство кн€з€ и его дружины. ¬ IX в. продолжалось постепенное усиление кн€жеской власти. Ётот процесс ускор€лс€ под воздействием внешних факторов: на севере ¬осточно-≈вропейской равнины посто€нным €влением стали набеги вар€гов, на юге обострилась вражда слав€нских и тюркских племен.

¬ исторической науке давно возник спор об образовании государственности у слав€н. ƒолгие годы большим авторитетом пользовалась норманнска€ теори€, в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнослав€нской государственности. ѕреуменьшать же роль вар€гов в политических процессах, происходивших в слав€нском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. ћожно сказать, что государство восточных слав€н сложилось не благодар€ скандинавам, но при их участии.

¬ Ђѕовести временных летї летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина √остомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Ќовгород норманнского кн€з€ –юрика с дружиной. –юрик, перебив знатных новгородцев, обосновалс€ в городе и стал править. ѕосле его смерти власть захватил предводитель одного из вар€жских отр€дов ќлег. ¬ 882 г. ќлег предприн€л поход на  иев. ќн сумел хитростью выманить вар€гов јскольда и ƒира из ранее захваченного ими  иева и убил их. «ахват  иева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути Ђиз вар€г в грекиї. ќлег, сделавший  иев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

ќбъединение большинства восточнослав€нских племен вокруг  иева было не слишком прочным и не очень обременительным. ¬ласть киевского кн€з€ сводилась к сбору дани (полюдью) и разбирательству межплеменных споров и т€жб.

ѕосле смерти ќлега в  иеве стал кн€жить сын –юрика Ц »горь. ѕри этом кн€зе в 945 г. произошло первое восстание древл€н. Ќенасытность кн€з€ »гор€ при сборе дани возмутила древл€н Ц они перебили дружину, а кн€з€ казнили. ∆ена »гор€ ќльга, отомстив древл€нам за убийство мужа, все же вынуждена была упор€дочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

“ак постепенно под властью  иева (вокруг племени пол€н) произошло складывание ƒревнерусского государства Ц  иевской –уси. Ёто было раннефеодальное государство, так как в нем сохран€лись пережитки родового стро€: элементы военной демократии (взаимоотношени€ кн€з€ с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединени€х, кровна€ месть.

¬о главе государства сто€л великий кн€зь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных кн€зей и бо€р.  н€жеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществл€ли суд, разбирали мелкие дела и пр. ¬ города назначались специальные кн€жеские представители (посадники). ¬ вассальной зависимости от кн€з€ находились его родственники, кн€зь€ удельных земель, бо€ре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

ѕрослеживаетс€ постепенное усиление власти киевских кн€зей над племенными союзами слав€н.  иевский кн€зь объедин€л слав€нские и неслав€нские земли как силой, так и путем различных соглашений. ƒревл€н ќлег покорил насильно, ¬ладимир таким же образом присоединил радимичей.  о времени правлени€ —в€тослава с племенными кн€зь€ми в основном было покончено Ц они стали просто посадниками киевского кн€з€.  н€зь ¬ладимир посадил своих сыновей в разных зависимых от  иева земл€х. јктивно действовало в IXЦXI вв. народное собрание Ц вече.

 –≈ў≈Ќ»≈ –”—»

¬озникновение государственности у восточных слав€н про€вл€лось не только в экономической и политической жизни людей, но и в духовной, что нашло отражение в приобщении к миру христианских ценностей. –елигиозные реформы были проведены кн€зем ¬ладимиром —в€тославичем.

¬начале ¬ладимир решил реформировать €зыческие представлени€ ƒревней –уси и с этой целью создал единый пантеон богов. Ёто была попытка объединить божества, которым поклон€лись в различных русских земл€х. ќднако превратить €зычество в государственную религию не удалось. “ем не менее прин€ти€ общей религии требовали интересы единства  иевской –уси.

ќколо 988 г. ¬ладимир прин€л христианство из ¬изантии и, крестившись сам, приказал крестить своих бо€р, а затем и весь народ.  рещение стало массовым обр€дом, многие участники которого не слишком стремились приобщитьс€ к христианской вере.  рещение –уси создало новые формы взаимодействи€ людей как внутри государства, так и с окружающим миром. — этих событий началась истори€ –усской православной церкви.

 

Ѕилет





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1470 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

491 - | 499 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.