Чтобы добиться успеха, вы должны рисковать, а один из видов риска — готовность нарваться на отказ. Вот электронное письмо, которое я получил от Донны Хатчерсон, слышавшей мою речь на собрании ее компании в Scottsdale, Аризоне.
«Мой муж Дейл и я слышали вас на собрании в Walsworth в начале января... На него особое впечатление произвело ваше высказывание о том, что, прося и пытаясь, ничего не теряешь. После вашего выступления он решил последовать за одной из своих давнишних жизненных целей (и стремлением души) — стать главным тренером по футболу. Он подал четыре заявления, и на следующий же день его пригласили в среднюю школу Sebring и попросили заполнить онлайновое заявление. Он так и сделал и всю ту ночь не мог заснуть. После двух собеседований его выбрали из 61 претендента. Сегодня Дейл занимает пост главного тренера по футболу в средней школе Sebring во Флориде.
Спасибо за то, что вы его вдохновили».
А вот выдержка из другого ее электронного письма, пришедшего в конце этого лета:
«Дейл взял школьную команду, которая до этого в нескольких сезонах одержала только одну победу и потерпела девять поражений, чем приобрела репутацию вечных капитулянтов. И привел ее к победе (четыре гола были забиты «из-за спины» в последние три минуты), к участию в чемпионате округа и в отыгрыше — всего в третий раз за 78-летнюю историю школы. Его также назвали тренером года округа и «Спортивной Историей» года. Но самое главное — он изменил жизнь многих игроков, учителей и учеников, с которыми работал».
НЕ ДАДИТЕ ЛИ МНЕ ДЕНЕГ?
В 1997 году Чад Преграк 21 года от роду решил возглавить замечательное дело — очистку реки Миссиссипи. Начал он с 20-футовой лодки и собственных двух рук и с тех пор очистил более 1000 миль Миссисипи и 435 миль реки Иллинойс, вывезя с их берегов более миллиона тонн мусора. Пользуясь могуществом просьбы, он собрал более $2 500 000 пожертвований и завербовал более 4000 человек, которые согласились помогать в его «крестовом» походе.
Поняв, что понадобится больше барж, грузовиков и оборудования, Чад обратился с просьбами о помощи к государственным и местным чиновникам, но получил отказ. Необес-кураженный, Чад схватил телефонную книгу, открыл на страницах с телефонами компаний и позвонил в Alcoa. «Просто потому, — объяснял он, — что ее название начиналось с А».
Вооруженный только страстным стремлением к мечте, Чад попросил позвать «кого поглавнее». В конечном счете Alcoa дала ему $8400. Позже, пойдя тем же «алфавитным» путем, он позвонил в Anheuser-Busch. Как потом написали в Smithsonian, Мэри Элис Рамирес, руководитель экологической программы в Anheuser-Busch, помнит свой первый разговор с Чадом на эту тему.
— Не дадите ли мне денег? — спросил Чад.
— А кто вы? — поинтересовалась Рамирес.
— Хочу очистить Миссисипи от мусора, — ответил Чад.
— Предложения можете показать? — спросила Рамирес.
— Что за предложения? — удивился Чад.
В конечном счете Рамирес пригласила Чада на встречу и вручила чек на $25 000 на расширение его проекта по восстановлению и украшению Миссисипи1.
Куда важнее, чем сам процесс сбора денег, было ясное, четко осознанное желание Чада изменить существующее положение дел, его неугасающий энтузиазм, абсолютная преданность проекту и — готовность просить.
В конце концов, все необходимое Чад именно «выпросил». Теперь у него есть правление, состоящее из юристов, бухгалтеров и служащих, а также несколько штатных сотрудников и тысячи добровольцев.
За все время своей деятельности он не только очистил целые мили береговой линии Миссисипи, Иллинойса, Анако-стии, Потомака, Миссури, Огайо и Рок Риверс, убрав более миллиона тонн мусора, но и привлек общественное внимание к состоянию всех рек, за чью жизнеспособность и красоту должны отвечать мы все вместе, сохраняя их в чистоте2.