Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—татус автора в искусстве ’’ века




Ќаиболее радикальным образом этот вопрос был сформулирован –. Ѕартом, буквально провозгласившим в истекшем столетии Ђсмерть автораї. «. ‘рейду казалось, что творческий инстинкт св€зан с неврозом, и, следовательно, чтобы пон€ть замысел автора, необходимо углубл€тьс€ в личные, интимные переживани€ художника, не исключа€ и детские травмы.

¬ этом вопросе оппонентом «. ‘рейда стал  . ёнг. ѕожалуй, именно  . ёнг, а вовсе не –. Ѕарт впервые формулирует Ђсмерть автораї в одном из своих докладов 1922 года. ёнг впервые убирает с пьедестала автора, на который его успела поставить предшествующа€ культура и, в частности, культура Ќового времени. ѕо мнению  . ёнга, главным действующим лицом в творческом процессе €вл€етс€ не личность художника. ќпредел€ющей силой творческого процесса €вл€етс€ анонимна€ сила, перед которой творческа€ вол€ художника бессильна.  ажетс€, что не вол€ автора, а само произведение диктует художнику фиксировать образы. ёнг не расходитс€ с «. ‘рейдом: этой стихией, перед которой сознание и вол€ художника оказываютс€ бессильными, становитс€ бессознательное. Ќо если в данном случае художник не €вл€етс€ хоз€ином положени€, не управл€ет творческим актом и бессилен его контролировать, то, следовательно, стоит ли удивл€тьс€ тому, что в созданном произведении содержитс€ много такого, что сам художник осознать бессилен. ѕо мнению  . ёнга, в данном случае актуализируетс€ и приходит в движение неосознаваема€ часть психики. Ћюбопытно, что, когда  . ёнг объ€сн€ет генезис этой неподвластной воле художника силы, он почти смыкаетс€ с культурно-исторической школой в психологии (Ћ.—. ¬ыготский). ¬едь активность автономного комплекса у художника сопровождаетс€ регрессивным развитием сознательных функций, т. е. сползанием на низшие, инфантильные и архаические ступени. Ќо что означает этот регресс как механизм художественного творчества? ќн означает незначимость личного содержани€ творчества, т. е. ту самую Дсмерть автораУ.

»сточник художественного творчества следует искать не в бессознательном авторской личности (читай: не там, где его пытаетс€ найти «. ‘рейд), а в сфере бессознательной мифологии, образы которой €вл€ютс€ досто€нием не отдельных индивидов, а всего человечества. вы€вл€€ действие в творческом акте безличных сил,  . ёнг касаетс€ не только собственно творчества, но и воздействи€ результата творчества, т. е. произведени€.  . ёнг даже употребл€ет выражение Дтайна воздействи€ искусстваУ. Ћишь провоцирование архетипа в творческом акте позвол€ет произведению трансформироватьс€ в нечто общезначимое, а художник как мысл€щий праобразами возвышает личную судьбу до судьбы человечества.

Ётот тезис детально и более глубоко раскрывает единомышленник  . ёнга Ц Ё. Ќойманн. ќн обращает внимание на возникающее особое состо€ние сознани€, которое он называет трансформацией. ¬ стабильные эпохи функционирование коллективного бессознательного контролируетс€ культурным каноном и установками типа цивилизации.  ультурный канон Ц сложное образование, включающее и индивидуальную психологию, и идеологию, и ориентации культуры. ¬озникновение его св€зано, видимо, с необходимостью формировани€ императивов сознани€ и поведени€, столь важных дл€ выживани€ больших человеческих коллективов. ќднако помимо позитивной функции культурного канона можно констатировать его негативную сторону. ¬озникновение культурного канона св€зано с подавлением какой-то части психики, и, следовательно, Д€У индивида в этом случае не может свободно про€вл€тьс€. Ёто обсто€тельство способствует формированию Дподпольной сферыУ в психике со свойственной ей опасным эмоциональным зар€дом и деструктивностью. ќднажды деструктивные силы могут выйти из Дподполь€У, и будут иметь место Дсумерки боговУ, т. е. культурный канон, способствующий выживанию цивилизации, окажетс€ разрушенным.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1451 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

2135 - | 1883 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.