Как вы успели заметить, катарсис подразумевает принцип работы с неприятными ощущениями. В связи с этим для полного понимания темы необходимо затронуть вопрос вызывания сознательных страданий как одного из путей совершенствования.
Многие школы и религиозные течения рекомендовали сознательное увеличение страданий. Регулярное воздержание в приеме пищи, полный отказ от сексуального удовлетворения, закаливание дополнялись и другими практиками.
В России многие совершенствующиеся в Боге постоянно занимались самобичеванием, носили вериги (тяжести), становились молчальниками (давали обет молчания), столпниками (стояли несколько лет на одном месте), принимали обет нищеты. Было распространено юродствование с целью перенесения моральных унижений и освобождения от социальной обусловленности. Во всей Европе подобная практика получила такое распространение, что невозможно стало отличить добровольного Христа ради юродивого от действительно сумасшедшего или опустившегося нищего. Максим Горький в повести «Детство» вспоминает, как мать кормила одного из таких юродивых. Она считала его святым, в то время как отец был уверен, что это просто бездельник.
*****
Будда после многих лет аскетизма и самоистязаний в лесу был разочарован результатами самоограничений и аскетизма. Тогда он сел на одном участке и сказал: «Не уйду с этого места, пока не постигну суть страдания». Вскоре он получил просветление, вышел из леса и стал проповедовать
Будда говорил, что не надо специально искать страдания. Вся жизнь человека и есть страдание. Оно – обязательное условие существования на земле. Препятствия на пути к цели, боль, обида, уязвленное самолюбие, зависть, страхи, болезни и смерть ежесекундно присутствуют в жизни каждого человека. Обрабатывайте их, измените свое отношение, преобразуйте энергию этих ощущений, познайте их источник и вы получите чистую радость, ощутите Божественную Любовь. Любая боль способна стать наслаждением.
Вы поймете, что нет страданий и зла, а есть борьба противоречий. Если вы принимаете одну сторону, отождествляете себя с ней, то противоположная сторона будет вам противостоять и быть для вас злом, доставлять страдания. Гармонизируя эти противоречия, мы находим Бога триединого: два несовместимых аспекта, совмещенных с помощью третьего – Гармонии. Вибрация абсолютной гармонии ощущается как чувство Божественной Любви. Бывшие единомышленники, с которыми он подавлял свою плоть в лесу, его не поняли.
Мастер управления реальностью не занимается самобичеванием, а использует для катарсиса любые события своей жизни, воспринимая неприятные эмоциональные и физические ощущения как энергию.
Есть интересная техника для самостоятельной работы под названием «Представь худшее». При возникновении любых проблем человек начинает мысленно представлять наихудшее развитие событий, последствия такого развития. Он задает себе вопрос: «А что случится, если это случится?» Мысленно входит в свои страхи, наблюдает за эмоциями, пытается принять все то, чего он боится, смириться с этим. Если возникает препятствие, он представляет, что не преодолел его, выискивает, в чем заключается страх недостижения, мысленно входит в состояние недостижения, как бы примеряет его на себе. Он наблюдает, где в его теле находятся возникающие неприятные эмоции и страхи, наблюдает за ними, позволяет им осуществиться. Можно написать сочинение под названием: «Как со мной случилось то, чего я боюсь». Затем по отношению к проблеме проводится позитивное программирование. Если при этом уверенности в благополучном событии нет, по-прежнему чувствуется внутреннее сопротивление и страх не достижения, то снова повторяется представление худшего. Таким образом снимается значительный заряд с программы, материализовавшей данную проблему. Самое главное, при регулярном использовании такой практики, человек начинает глубже понимать себя, переплетение своих внутренних мотиваций, а это в свою очередь значительно ускоряет поиск и разрядку негатива при техниках дыхания или взаимного психокатарсиса.