Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


≈сть ли у ¬ас какое-то отношение к новому расписанию праздников, прин€тому в –оссии с конца 2004 года?




- √осударственный праздник Ц это такой день, в котором все население страны находит повод дл€ радости. ¬прочем, радостное празднование не об€зано быть тотальным. ќбщенациональный статус может иметь и такой праздник, который отмечаетс€ лишь частью населени€ Ц но при условии, что непразднующа€ часть готова поздравить своих радостных сограждан и не чувствует себ€ оскорбленной их торжеством.

“аков, например, ∆енский ƒень. Ёто праздник половины народа. Ќо втора€ половина готова поздравл€ть Ђименинницї и не чувствует себ€ оскорбленной праздником не своей Ђулицыї.

“аков праздник –ождества ’ристова. ≈го празднуют только христиане. Ќо ведь это не день победы христианской армии над мусульманской. » поэтому возвращение –ождества в государственный список праздников не воспринимаетс€ как ущемление прав нехристиан.

ј вот что не может быть государственным праздником Ц так это торжество одной части народа над его другой частью.

» уж тем более странно смотритс€ выдавание дн€ начала гражданской войны за Ђдень согласи€ и примирени€ї. ¬не зависимости от оценки советского периода истории –оссии событи€ 7 но€бр€ 1917 года, это Ц а) государственный вооруженный переворот с последовавшим затем разгоном законно избранного парламента (Ђ”чредительного собрани€ї); б) начало кровопролитного и зат€жного конфликта (и кто скажет Ц когда прозвучали его последние залпы. ¬ 1929-м? ¬ 1941-м? ¬ 1993-м?).

Ќемала€ часть сегодн€шних граждан –оссии, если бы им предложили самим оказатьс€ в ѕетрограде 1917-го года и сделать свой выбор, выбрали бы сторону не-большевиков.  то-то сказал бы и белым, и красным: Ђчума на оба ваших дома!ї.  то-то вспомнил бы слова ћаксимилиана ¬олошина: Ђј € стою меж теми и другими и всеми силами моими молюсь за тех и за другихї.  то-то вз€л бы оружие в руки, чтобы остановить Ђкрасное колесої еще при первых его кровавых оборотах...

«начит, в этом вопросе наше общество партийно (парти€ означает Ц часть). » зачем же партийный праздник делать общенациональным? «ачем нав€зывать не пам€ть, а именно празднование тем, дл€ кого 7 но€бр€ - день скорби? “о не нормально, когда в один и тот же день одни люди идут на панихиды по жертвам красного террора, а другие напротив радуютс€ тому, что эх, как нам удалось тогда прорватьс€ к власти и свергнуть тиранов. —лишком разную оценку разные люди дают событи€м того дн€. » хот€ бы, поэтому он не может быть символом примирени€.

¬ истории день 7 но€бр€ отменить нельз€. ¬ пам€ти он останетс€. Ќо зачем нав€зывать праздничное переживание революционных событий?

“ак что идею возвращени€ 7 но€бр€ в р€д будней € поддерживаю. ј вот другие предложени€ праздничной реформы вызывают у мен€ иные реакции: от категорического Ђнетї до Ђƒа, но...ї.

ёрий Ўевчук дал потр€сающую характеристику вновь нав€занных дес€ти праздничных новогодних дней, назвав их Ђ€нварским геноцидомї: в традици€х русского народа бесконечно длинные выходные обернулись беспробудной пь€нкой российской глубинкиЕ

—амое странное, что эти каникулы станов€тс€ предрождественскими. ¬о всем мире каникулы –ождественские, на —в€тках, то есть после праздника. ” нас же они получатс€ именно пред-рождественскими: с 1 по 7 €нвар€. — церковной точки зрени€ это странно: именно последн€€ недел€ перед –ождеством и есть недел€ самого строгого поста и подготовки к празднику. “еперь же получитс€, что –ождество станет Ђпо-празднствомї, похмельем. Ѕесконечные попсовые концерты и затертые юмористы всю неделю будут насиловать нас с телеэкранов. ѕод видом подготовки к –ождественскому празднику духовна€ подготовка к нему будет как раз сорвана. ѕредставьте, что в мес€ц мусульманского поста (когда люд€м »слама запрещено вкушать любую пищу при свете дн€) телевидение с утра до ночи показывало бы кулинарные передачи и рекламировало винопитие. —очли бы мусульмане такое телеменю свидетельством уважени€ к их религиозным традици€м?

¬прочем, € знаю, как будут вести себ€ православные в случае по€влени€ предрождественских общенациональных каникул: они будут убегать в монастыри. ƒетей в охапку - и поговеть к св€тын€м, подальше от Ђнародных артистовї. “ак что государству, которое предлагает нам этот свой дар, мы скажем словами знаменитого спиричуэлса: Let my people go! (Ђќтпусти мой народ!ї; так ћоисей просил египетского фараона). ƒар берем. » на эти дни уходим от вас подальше.

»де€ праздновать 4 но€бр€ как день –оссии хороша. Ёто день освобождени€ ћосквы, а не захвата ¬аршавы. ƒень народного порыва, а не просто властного решени€. Ќо два обсто€тельства смущают мен€ в этом празднике.

ѕервое: ведь это победа над пол€ками. Ќеужто дл€ –оссии это равновеликий противник? ¬от он, итог века революций: мы оказались в стране, котора€ самой славной страницей своего прошлого считает победу над ѕольшой, а свое будущее освещает мечтой о том, чтобы догнать ѕортугалию.

¬торое: в дневнике некоего польского офицера тех лет € встретил следующую запись: Ђ4 но€бр€ русские оп€ть пошли на приступ к  итай-городу и благодар€ Ѕогу, были отбитыЕ 7 но€бр€ русские вошли в крепость с великою радостию, а в нас это вызывало великую скорбь и сожалениеї[26]. ј раз так Ц то стоило ли переносить день привычного празднества?

Ќо самое странное в предлагаемой праздичной реформе Ц это ее половинчатость: отмен€€ день ќкт€брьской революции, предлагаетс€ праздновать день революции ‘евральской.

–ечь идет о празднике 23.02/8.03. Ёто одна и та же дата, просто переданна€ в двух календарных стил€х Ц Ђстаромї и Ђновомї.  ак 13 €нвар€ - Ђстарый новый годї, так 8 марта Ц Ђстарое 23 феврал€ї (Ђѕравдаї писала в 1917 году: "«адолго до войны пролетарский »нтернационал назначил 23 феврал€ днем международного женского праздника"[27]).

ј в 1917 году именно 23 феврал€ началась февральска€ революци€. Ќо поскольку большевики в ней участи€ не принимали, то праздновать ее годовщину не хотели. Ќо как революционеры Ц и уклонитьс€ от праздновани€ дн€ Ђсвержени€ самодержави€ї не могли. ¬от и был создан миф о боевом крещении в этот день непобедимой и легендарной  расной јрмии.

Ёто именно миф. Ќе было еще ни  расной јрмии, ни тем более ее побед. Ђ¬ течение всего 23 феврал€ большевики и левые эсеры еще делали жалкие попытки сформировать хоть какие-то вооруженные отр€ды. Ѕезуспешної[28]. √азеты конца феврал€ 1918 года не содержат никаких победных рел€ций. » февральские газеты 1919 года не ликуют по поводы первой годовщины "великой победы". Ћишь в 1922 году 23 феврал€ было объ€влено ƒнем  расной јрмии.

¬от записи двух современников. Ѕывший император Ќиколай II: Ђ12/25 феврал€ 1918. —егодн€ пришли телеграммы, извещающие, что большевики, или, как они себ€ называют, —овнарком, должны согласитьс€ на мир на унизительных услови€х германского правительства, ввиду того, что непри€тельские войска движутс€ вперед и задержать их нечем!  ошмарї[29]. Ќовый диктатор Ц ¬. ». Ћенин: ЂЌедел€ 18-24 феврал€ 1918 годаЕ ћучительно-позорные сообщени€ об отказе полков сохран€ть позиции, об отказе защищать даже нарвскую позицию, о неисполнении приказа уничтожать все и вс€ при отступлениии; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильд€йстве. √орький, обидный, т€желый Ц необходимый, полезный, благодетельный урок!.. ћы об€заны подписать, с точки зрени€ защиты отечества, самый т€желый, угнетательский, зверский, позорный мирї (Ђ“рудный, но необходимый урокї). » это после €кобы одержанной победы?

¬ечером 24 феврал€ немецкий отр€д численностью не более 200 человек без бо€ овладел городом. ¬ тот же день, 24 феврал€, пали ёрьев и –евель (ныне “арту и “аллин). ѕрорыв, не удавшийс€ мощной группировке генерал-фельдмаршала фон √инденбурга в 1915 году, осуществили Ц фактически без потерь Ц небольшие и разрозненные германские подразделени€, скорость продвижени€ которых ограничивала не €рость народно-большевистстского сопротивлени€, а степень непроходимости российских шоссейных и железных дорогЕ ѕосле окт€брьского переворота √ермани€ свои наиболее боеспособные дивизии перебросила на «ападный фронт. ¬ –оссии линию фронта обозначали дивизии Ђландвераї - по сути, ополчени€. ќни должны были напоминать большевикам об об€зательствах, которые те вз€ли на себ€ перед немецким √енштабом: вывести –оссию из войны на услови€х, выгодных √ермании. Ѕольшевики медлили с подписанием капитул€ции, т€нули врем€. » вот 16 феврал€ немцы начали продвижение вперед, напомина€, что даже предатели должны держать свое слово...

23 феврал€ в 10.30 утра √ермани€, наконец, представила свои мирные услови€, потребовав дать ответ на них не позднее чем через 48 часов[30]. ѕосле €кобы одержанной победы под ѕсковом и Ќарвой вечером 23 феврал€ ¬÷»  собралс€ дл€ прин€ти€ продиктованных германским правительством условий безоговорочной капитул€ции. ¬ 7 часов утра 24 феврал€ Ћенин телеграфировал в Ѕерлин: "—огласно решению, прин€тому ÷ентральным »сполнительным  омитетом —оветов рабочих, солдатских и кресть€нских депутатов 24 феврал€ в 4 1/2 часа ночи, —овет Ќародных  омиссаров постановил услови€ мира, предложенные германским правительством, прин€ть и выслать делегацию в Ѕрест-Ћитовск"[31].

“ак что 23 феврал€ 1918 года Ц это позорнейший день военной истории –оссии. ƒень капитул€ции в первой мировой войне, точнее - во ¬торой ќтечественной войне (так она именовалась в 1914-1917 гг. в русской печати).  апитул€ции по воле »нтернационала, превратившего "войну империалистическую (точнее - ќтечественную) в войну гражданскую".

Ќе день это защитника ќтечества а, в лучшем случае, Ђдень красной армииї. ј защищала ли в 1918 году эта красна€ арми€ ќтечество - это, м€гко говор€, сложный вопрос. » то, что день защитника ќтечества празднуетс€ сегодн€ не в день  уликовской битвы, не в день Ѕородина, не в день рождени€ ∆укова или день св. јлександра Ќевского, а в день капитул€ции, - это еще один признак атрофии нормального национального чувства в русском народе.

»меновать 23 феврал€ Ђƒнем –оссийской армииї и Ђƒнем защитника ќтечестваї просто непристойно. ’от€ бы потому, что одно из условий той капитул€ции с каждым годом становитс€ все более и более т€желым и очевидным: отделение ”краины от –оссии. √раница –оссии и ”краины была проведена немецким штыком. Ёто означало, что в состав ”краины были включены города, которых просто не было в момент соединени€ ”краины и –оссии в XVII веке (например, ќдесса). «емли, которые были Ђдиким полемї, коридором дл€ крымско-татарских набегов на ћоскву, были освоены не гетманами, а –оссийской »мперией (потемкинские деревни были насто€щими). ќ том, что истори€ этих земель не во всем совпадает с историей собственно ”краины, зримо напомнили недавние президентские выборы: именно эти области голосовали ощутимо иначе, чем области, расположенные на правом берегу ƒнепра... Ќо немцы решили отрезать ƒонбасс от –оссии. Ѕольшевики согласились. » даже при создании ———– границы ”краины остались в пределах Ѕрестского договора. ѕо этим же искусственным границам и прошла лини€ нынешнего разлома.

“ак что 23 феврал€ и 8 марта Ц не просто Ђмужскойї и Ђженскийї праздники. ƒл€ тех, кто желает помнить родную историю дальше, чем на 30 лет, это напоминание о все той же –усской  атастрофе ’’ века.

≈ще одно разделение –оссии с ”краиной (Ѕелорусией и т. д.) произошло 12 июн€ 1991 года Ц когда ≈льцин провозгласил Ђсуверенитет –—‘—–ї, а по сути Ц выход возглавл€емой им республики из состава ———–. » почему же этот день мы должны считать праздником? Ћогичнее день суверенитета –оссии отмечать в пам€ть о венчании на царство первого русского цар€ Ц »вана ¬асильевича √розного...  онституции приход€т и уход€т. ј ћосква впервые стала столицей самосто€тельного (Ђсамодержавногої) государства именно в тот день.

–осси€ - страна с непредсказуемым прошлым.  ажда€ нова€ власть стремитс€ вз€ть контроль над школой, а, значит, над учебниками, и следовательно, над историей. » поэтому в качестве общенационального дн€ надежней было бы избрать день без исторического предислови€, без конкретного событийно-символического сюжета, который может перетолкован так или иначе. ¬ этом празднике главным стала бы иде€, а не историческое событие. Ќе то, что произошло в прошлом, а то, что происходит и есть всегда. ќбщенациональным мог бы стать, например, ƒень ћатери. ƒату дл€ него можно было бы избрать с том, чтобы хот€ бы у части людей были особые ассоциации с ним. Ќапример Ц 21 сент€бр€. ƒень –ождества Ѕогородицы. Ёто еще и день  уликовской битвы. “ак что разным люд€м была бы дана возможность выбрать в спектре значений этого дн€. Ќо государство от своего имени предлагало бы участие только в его Ђобщечеловеческойї составл€ющей.

ј вообще такого рода праздники могли бы устанавливатьс€ с учетом лишь одного фактора: психологического.  огда люди (и дети) устают в беспросветной череде будней, стоит дать им возможность отдыха.  онечно, хорошо сумрачные и короткие дни но€бр€ разр€дить фейерверком праздника.

я бы хотел видеть в нашем календаре два праздника: ƒень русского народа и ƒень народов –оссии. »х могла бы раздел€ть недел€. » в этой неделе умещались бы детские осенние каникулы.

—мысл первого праздника вполне пон€тен: сегодн€ русский народ Ц это, говор€ €зыком ќќЌ, Ђразделенна€ наци€ї. Ќаци€, разрезанна€ границами и разбросанна€ по всему миру. Ќаци€ вымирающа€, утративша€ веру в свое будущее. ‘едеральные —ћ» до сих слово Ђрусскийї произнос€т запина€сь, с чувством смущени€, предпочита€ иметь дело с Ђросси€намиї. ћы не радуемс€ другу другу, потер€ли чувство естественной национальной солидарности и традиции взаимопомощи. 52% - женщины - имеют право на свой праздник (€ не против ∆енского ƒн€, но мне хотелось бы, чтобы это был день женщин, а не революционерок). ј 75% Ц русские жители –оссии Ц разве не могут иметь свой день?

Ќу, а объ€сн€ть необходимость праздника, который напоминал бы о федеративном устройстве нашего государства и о его многоликой национальной структуре, излишне.  ак праздновать дни интернациональной дружбы, нас учить также не надо. Ёто как раз в нашей школьно-государственной традиции.

¬ общем Ц хорошо, что в поисках поводов дл€ государственных праздников стали смотреть за рамки советского периода в истории нашей страны. Ќо признать нынешнюю праздничную реформу логичной и целостной трудно. — точки зрени€ чисто календарной мы вернулись к сум€тице 1920 года. “огда ≈катеринодарский областной отдел труда и бюро профсоюзов установили следующий перечень праздничных дней: Ќовый год, первый и второй день –ождества,  рещение, "день 9 €нвар€", "день ниспровержени€ самодержави€" (12 марта), день народной коммуны (18 марта), Ѕлаговещение, —трастна€ суббота, —ветлый понедельник, 1 ма€, ¬ознесение, ƒухов день, ѕреображение, ”спение, 7 но€бр€[32].

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 434 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1386 - | 1341 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.