От дикого уровня человек способен возвыситься до Божественного халифата и совершенствования человека.
Человек включает в себя два аспекта — земной и Божественный. В кораническом айате сказано: «Воистину, сотворили Мы человека из сухой, звонкой и черной глины» (Коран, 15:26). Этот айат говорит о материальном аспекте человеческого существования. Другой айат гласит: «...и вдохну в него от духа Моего...» (Коран, 15:29). Он демонстрирует Божественный аспект человеческого существования, где творение является высшим примером создания: «Сотворили Мы человека в облике прекраснейшем» (Коран, 95:4).
В нем сосредоточилось два мира —
Иногда он подобен дьяволу, иногда человеку11.
Человек — доверенный Аллаха111, почитающий EroIV, познавший Всевышнегоу, стремящийся к совершенству. Но наряду с этим он может быть свирепее любого животного и находиться в состоянии страшной нищеты и низости. Он может погрязнуть в грехах, себялюбии и ложных радостях. Он может быть самым подлым и низким человеком. В общем, он может быть полностью поглощен материальной жизнью. Но может статься и так, что человек достигнет высшего состояния и приблизится к небесному миру. В таком случае ангелы станут поклоняться ему.
Одно возвращение грешников из ада Заставляет их стремиться к праведникамУІ.
И тогда человек достигнет такого уровня, что, по словам его Светлости ‘Али (‘а), приоткроются завесы иного мира, он не увидит там ничего нового, поскольку любовь и все связанное с ней станет единым, неделимым целым.
Ничего не останется разделенным,
Станут единым Бог и суфийуп.
Сердце суфия — познание существования,
А его существование — в созерцании™1.
Если эти «70 тысяч благообразных одеяний»1Х, становящихся преградой для путника, стремящегося к встрече с Аллахом, будут дозволенными с точки зрения шариата, непорочности и воспитанности, они отыщут рай под защитой Аллаха, обретут устойчивую душу и станут приближенными к Аллаху людьми.
В священном хадисе сказано: «Поскольку верующий, молясь Мне и совершая праведные дела, становится ближе ко Мне, я буду любить его. Я являюсь его ушами, с помощью которых он слышит. Я являюсь его глазами, с помощью которых он видит, а также его языком и руками, с помощью которых он говорит и действует»х.
Если в этой «лампаде» мира будет зажжен Божественный огонь, его пламя разгорится так, как об этом повествует следующий священный хадис: «Кто требует Меня, обретет. Кто обретет Меня, тот познает. Тот, кто познает, полюбит Меня. Тот, кто полюбит Меня, влюбится в Меня и проявит свою любовь. Тогда Я проявлю свою любовь, а того, кого люблю, Я убью. Тот, кого убью (то есть полностью уничтожу в нем его низменное «Я»), будет полностью принадлежать Мне».
Поэтому достижение этого высшего уровня, достойной жизни и вечного покоя осуществимо в следующем случае:
Освободи свою сущность от всяких палок[26],
Глава 4 (Шт Что такое человек
Чтобы полностью очиститься.
Подмети свой дом,
Подготовь любимое место,
Поскольку ты вышел, Он войдет И без тебя продемонстрирует тебе Свою красоту.
Пока ты не отдалишь от себя препятствия,
В твоем сердце не появится свет;
Пока ты не очистишься от низменного Я,
Твоя молитва не засчитается;
Как только твоя сущность очистится от всех пороков, Тогда твоя молитва вознесется еще ближе к БогуХІ.