Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–еволюционно-демократический реализм 60-гг




Ќа первое место по своей политической остроте и художественной значительности должна быть безусловно поставлена лит-а€ продукци€ революционных демократов. ≈е неизменной журнальной базой был редактировавшийс€ Ќекрасовым Ђ—овременникї.

“радиционное в предыдущие дес€тилети€ сожительство на его страницах революционных и либеральных тенденций в эту пору не могло разумеетс€ продолжатьс€: в эту пору обострившейс€ борьбы классов сотрудничавшие ранее в Ђ—овременникеї Ѕоткин, ƒружинин, “ургенев, ‘ет в начале 60-х гг. ушли из журнала.

¬ Ђ—овременникеї зародилась и выросла революционна€ публицистика „ернышевского и ƒобролюбова, на страницах этого журнала были напечатаны и их высказывани€ по вопросам лит-ры, оказавшие определ€ющее воздействие на читательское сознание той поры.

ќсновным критиком революционно-демократического лагер€ был ƒобролюбов. ¬след за Ѕелинским и „ернышевским ƒобролюбов сделал свою критику приговором над €влени€ми жизни Ч вспомним осуждение им обломовщины и темного царства и страстный призыв к борьбе с самодержавием, крепостничеством и либерализмом.

ѕервенству€ в 60-х гг. в области публицистики, эстетики и критики, революционно-демократические писатели €рко выступили и в области художественной лит-ры. ѕервое место здесь безусловно занимает роман „ернышевского Ђ„то делать?ї [1863], в к-ром с предельной выразительностью сконцентрировались характернейшие черты революционной идеологии той поры: жгуча€ ненависть к крепостничеству и сменившему его двор€нско-буржуазному строю, основанному на Ђсвободнойї эксплуатации мужика, презрение к затхлому мещанскому быту, де€тельное и непосредственное участие в революционном движении эпохи, гор€чие симпатии к экономической, и политической эмансипации женщины, социалистические идеалы, материалистическое мировоззрение, просветительска€ вера в возможность полного перевоспитани€ личности, эстетический ригоризм и т. д.

  „ернышевскому примкнул в 60-х гг. —алтыков-ўедрин. ”же в первом своем сборнике Ђ√убернские очеркиї [1857] —алтыков-ўедрин открыл ту критику русской бюрократии, к-ра€ вскоре сделалась его лит-ой специальностью.

«анима€ почетное место в революционно-демократической лит-ре, —алтыков-ўедрин наиболее непосредственно продолжал в ней традиции гоголевской сатиры.

–еализм в реакционной литературе

–азночинское движение 70Ч80-х гг. вызвало против себ€ двор€нско-буржуазную реакцию. Ёто случилось в 1862. Ѕеспощадными репресси€ми правительство стремилось задушить революционное движение в стране, реформами оно желало его изолировать, и нужно сказать, что эта тактика увенчалась успехом. ƒвор€нство, испуганное перспективой кресть€нской революции и св€занной с нею экспроприацией помещичьего землевладени€, буржуази€, получивша€ с реформами экономическую власть в стране и дешевый источник рабочей силы, €вились той основной базой, опира€сь на к-рую, правительство расправл€етс€ с революцей.

Ќа этой базе выросла и та критика разночинского движени€, к-ра€ с такой широтой развернулась в художественной лит-ре 60Ч80-х гг. Ѕорьба с иде€ми нигилизма в лит-ре 60-х гг. началась с Ђќтцов и детейї “ургенева [1862].  ритика 60-х гг. в большинстве своем увидела в Ђќтцах и дет€хї разоблачение революционной молодежи.

јнтинигилистический роман 60Ч80-х гг. следует разделить на три основных составл€ющие его потока. ¬ первую групппу вход€т помимо Ђќтцов и детейї романы “ургенева Ђƒымї [1867] и ЂЌовьї [1877], Ђќбрывї √ончарова [1869], романы ѕисемского, Ђ¬збаламученное мореї [1863] и Ђ¬ водоворотеї [1871] и неск. др. ” всех этих писателей, выражавших в своем творчестве интересы либерального двор€нства, легко заметить некоторые объедин€ющие их особенности. ¬се они относ€тс€ к нигилизму с известным сочувствием, оттен€€ в изобличаемых ими представител€х враждебного движени€ идейную убежденность.

¬тора€ их группа св€зана с реакционной идеологией того русского мещанства, к-рое в обстановке угрозы народной революции полностью сомкнулось с двор€нской правой и поддерживало правительство в решительных политических схватках. —юда должны быть отнесены: романы Ћескова ЂЌекудаї (1864) и ЂЌа ножахї (1871), критиковавшие нигилизм романы ƒостоевского (Ђ«аписки из подполь€ї, Ђѕреступление и наказаниеї, ЂЅесыї). ћестом действи€ здесь €вл€етс€ не усадьба, а город, агентами автора Ч не либеральные двор€не, а патриотически мысл€щие разночинцы

¬ отличие от либерально-двор€нских романистов, стремившихс€ подн€ть критику идеи нигилизма на принципиальную высоту, большинство беллетристов этого лагер€ было настроено к этим иде€м с исключительной враждебностью и озлобленностью.

“ретьим и последним потоком антинигилистической беллетристики следует считать феодально-двор€нскую лит-ру 80-х гг., представленную повестью Ѕ. ћаркевича (Ђћарина из јлого рогаї, 1873), трилогией его романов (Ђ„етверть века назадї, 1878; Ђѕереломї, 1880; и ЂЅезднаї, 1883; последний роман осталс€ незаконченным), дающую обнаженную по своим политическим тенденци€м критику русской действительности 60Ч70-х гг. с позиций того крупноземлевладельческого Ђфеодальногої двор€нства, к-рое сохранило в своих руках полноту экономической власти, и в годы воцарени€ јлександра III вз€ло Ђреваншї за реформы 60-х гг. √лавными и отличительными особенност€ми этих произведений €вл€ютс€: сама€ резка€ критика всех видов нигилизма и либерализма.

¬ 70Ч80-х гг. –. л. продолжала свое развитие Ђчиста€ поэзи€ї. “еперь она стала однако более воинствующей. Ќаписанные в духе принципов Ђчистого искусстваї произведени€ приобрели боевую направленность против господствующих в лит-ре революционно-демократических и народнических течений. «аостренность эта сближает поэзию Ђчистого искусстваї с реакционным двор€нским романом той поры. (ј.  . “олстой Ђ н€зь серебр€ныйї и др.)

ћелкобуржуазный реализм конца века.

¬ 80-х гг. окреп мелкобуржуазный реализм, выросший на кост€х разлагавшегос€ народничества и быстро зан€вший авансцену –. л. —воих непосредственных сторонников он нашел в таком писателе, как ћамин-—ибир€к. јвтору Ђ«олотаї и Ђѕриваловских миллионовї принадлежит исключительна€ в –. л. заслуга изображени€ роста хищнического уральского капитализма, строившего свое благополучие на беспощадной эксплоатации народных масс. ќднако прекрасно показыва€ гниющее благополучие феодально-двор€нской действительности, ћамин не апеллировал к излюбленному народниками аргументу народной Ђправдыї, предпочита€ боротьс€ против Ђбеззаконнийї режима, и в этом отношении мрачный реализм его уральских очерков близок к публицистике  ороленко.

—оцреализм

¬ то врем€ как буржуазно-двор€нские писатели в империалистическую эпоху формировали антиреалистическую лит-ру, а мелкобуржуазна€ лит-ра претерпевала процесс натуралистического вырождени€ реализма, писатели, отразившие идеологию пролетарского авангарда, Ч ћ. √орький, —ерафимович Ч подн€ли знам€ высокого реализма, критически освоив и переработав лучшие традиции классической лит-ры, и положили начало пролетарскому социалистическому реализму.

ѕо мере развертывани€ рабочего движени€, к концу 90-х гг. и началу 900-х гг., √орький все с большей определенностью изображает пролетариат как общественную силу, призванную освободить человечество, и убеждаетс€ в неизбежной гибели капитализма. — 1902 √орький организационно св€зываетс€ с соц.-демократами-большевиками. Ќащупав в социальной действительности твердую почву дл€ своих революционных ча€ний, √орький переходит к реализму, к показу своего геро€ и своего врага в реальном плане, от жгучего протеста против полицейского государства и капиталистического стро€ Ч к организованной борьбе с ними.

√орький рисует типические черты класса на различных этапах исторического развити€, различные группы внутри буржуазии (патриархальный Ђокт€бристскийї, европеизированный Ђкадетскийї капитал и т. д.), обнажает гнилость и мерзость процветающего русского капитализма, хищничество, звериную жажду накоплени€, бескультурье русской буржуазии, но в то же врем€ он не ограничиваетс€ показом специфики русского капитализма и в услови€х русской истории вскрывает сущность капитализма как такового, его эксплуататорскую природу, уродующую силу капитализма ущербность, внутренний распад человека при капитализме.

√орьким и —ерафимовичем уже до ќкт€брьской революции были созданы высокие образцы искусства социалистического реализма, послужившие делу подготовки ќкт€бр€ и ставшие путеводными вехами дл€ пореволюционной пролетарской лит-ры.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 942 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2157 - | 2068 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.