Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стри€ развити€. ѕериодизаци€




Ќа прот€жении всего первого двадцатилети€ XIX века союз сентиментализма и легкой поэзии занимал в –. л. бесспорно командные высоты; однако оба эти течени€ далеко не исчерпывали собою всего многообрази€ лит-ого процесса. ѕротест либеральной части двор€нства и политическое самосознание растущей в эту эпоху буржуазии равно требовали от ее идеологов выхода из тесных границ классицизма, обращени€ их к реальности. Ёти тенденции, бесспорно усилились в начале XIX в., когда рост буржуазного сознани€ и распад феодализма прин€ли уже довольно ощутимые формы.

¬ это реалистическое течение ранее других включилс€  рылов. –аздел€л непри€знь ко вс€кой иностранщине в лит-ре (две его комедии Ч Ђћодна€ лавкаї, 1806, и Ђ”рок дочкамї, 1807, высмеивали распространенную в двор€нском кругу той поры галломанию).  ритиковал крепостное право и характерно-двор€нские черты чванства породою, легкомысли€, туне€дства, обезь€ньей подражательности всему иностранному (Ђ офейницаї, Ђѕочта духовї)

ƒругим пам€тником раннего русского реализма €вилась комеди€ √рибоедова Ђ√оре от умаї (закончена в 1824, отрывки из нее опубликованы в 1825, первое представление Ч в 1831, первое издание в 1833). ¬ отличие от  рылова, сто€вшего в своем творчестве на патриархально-буржуазных позици€х, √рибоедов св€зан был с интересами либерального двор€нства.  ак и  рылов, он начал свою де€тельность в недрах классической традиции, чтобы потом решительно выйти за ее пределы. ќбраз „ацкого Ч одно из самых ранних и самых €рких выражений того типа Ђлишнего человекаї, к-рый вскоре сделалс€ таким распространенным в либерально-двор€нской среде.

¬месте с  рыловым автор Ђ√оре от умаї €вл€етс€ одним из самых ранних мастеров русского реализма. Ќи тот ни другой не были однако поддержаны широкой лит-рой: дл€ массового расцвета реализма недоставало еще целого р€да необходимых предпосылок.

√осподствовавший в –. л. 20Ч30-х гг. романтизм уже в самую раннюю пору своего существовани€ начал претерпевать процесс все более и более шир€щегос€ распада. –азгром движени€ декабристов усилил жестокую диктатуру самодержавного пор€дка, опиравшегос€ на победившее в схватке крепостническое двор€нство. ќднако никака€ реакци€ не могла приостановить процесса капитализации, в св€зи с к-рым настойчиво вставал вопрос об исторических пут€х развити€. ќппозиционные крепостничеству писатели все более обращаютс€ в эту пору к действительности, чтобы внимательным анализом ее процессов ответить на трудный, но глубоко актуальный вопрос об исторических судьбах своей страны. ѕушкин, Ћермонтов и √оголь, действу€ каждый в особой друг от друга области, произвели в этом плане работу, колоссальна€ важность к-рой вполне вы€снилась только по истечении нескольких дес€тилетий.

 лассический реализм. ѕреодоление романтической трактовки действительности раньше других начал ѕушкин. ѕоловина 20-х гг. отмечена в его творчестве ростом историзма, бурным стремлением осознать историческое прошлое и решить на материале Ђ—мутыї глубоко волнующие его проблемы Ђвластиї и Ђбунтаї. “ак рождаетс€ его трагеди€ ЂЅорис √одуновї [1826], сквозь романтическую форму которой €вственно проступает реализм.

Ќесравненно большее значение в становлении пушкинского реализма имел Ђ≈вгений ќнегинї Ч роман в стихах, над к-рым ѕушкин работал с 1823 по 1831, в течение почти дес€тилети€. » по глубокому социально-психологическому замыслу и анализу, и по множеству бытовых характеристик, и по содержащемус€ в нем развенчанию романтического отношени€ к действительности Ђќнегинї был глубоко реалистическим произведением, и Ѕелинский недаром назвал его Ђэнциклопедией русской жизниї.

¬ Ђмаленьких трагеди€хї им были преодолены каноны романтической драмы (отсутствие традиционных романтических компонентов, установка на психологический реализм и приближение к обыденности в историческом рисунка особенно заметны в Ђ—купом рыцареї и Ђћоцарте и —альериї). ¬ лирике этих лет виден поворот к Ђбудничнойї действительности, и сама лирика уступила первенство эпической поэзии (Ђ—казкиї, Ђѕесни западных слав€нї) особенно же Ђсмиреннойї прозе, к-рую ѕушкин ранее называл Ђпрезренной прозойї и к-рой он в 30-х гг. отдал почти все свое внимание (бытовой жанр Ђѕовестей Ѕелкинаї, 1830, форма исторической повести, начата€ еще в конце 20-х гг. главами Ђјрапа ѕетра ¬еликогої, 1827, и законченна€ основанной на глубоком изучении истории Ђ апитанской дочкойї, 1836).

√ораздо позднее под знамена этого нового лит-ого направлени€ стал Ћермонтов, что обусловливалось т€желым характером охватившего его идейного кризиса. ”же в начале 30-х гг. реалистические тенденции были представлены в творчестве Ћермонтова напр. жанром шутливой поэмы (таковы его поэмы Ђѕетергофский праздникї, Ђ”ланшаї и Ђ√оспитальї, в более художественном плане такова его Ђ“амбовска€ казначейшаї, 1835, сформировавша€с€ под €вным вли€нием пушкинского Ђ√рафа Ќулинаї).

Ќо по насто€щему к реализму Ћермонтов обратилс€ только тогда, когда закончилось его идеологическое самоопределение.   началу 1837 относитс€ его стихотворение на смерть ѕушкина, в котором с такой бичующей силой заклеймена прав€ща€ знать, Ђсвободы, гени€ и славы палачиї, Ђнадменной потомки известных подлостью прославленных отцовї. ѕамфлет этот открыл в творчестве Ћермонтова новую эпоху. ¬ 1838 им была написана Ђѕесн€ о купце  алашниковеї, замечательна€ силой своего проникновени€ в историю и протеста против феодального произвола, к 1839 относитс€ его Ђƒумаї, в к-рой Ѕелинский увидел отражение самых глубоких и заветных переживаний молодого поколени€, 1840 Ч Ђ» скучно и грустної, совлекающее вс€кий флер в действительности, поэма Ђ¬алерикї, разоблачающа€ мнимую поэзию войны, и т. д. Ќаконец в 1841 написан р€д стихотворений, свидетельствующих о бурном росте в Ћермонтове протеста против николаевской действительности, Ч такие произведени€, как Ђќтчизнаї и особенно Ђѕрощай, немыта€ –осси€ї, говорили о закончившемс€ переходе Ћермонтова на широкую дорогу художественного реализма, на путь, к-рый был оборван его трагической гибелью.

Ќатурализм √огол€. — еще большей резкостью поворот от романтизма к реализму сказалс€ в русской прозе 30-х гг. ѕоистине огромна здесь роль √огол€. –еалистические тенденции в его творчестве особенно усилились во втором сб. Ђћиргородї (1835), ове€нном глубокой скорбью √огол€ по распадающемус€ в процессе роста капиталистических отношений поместью (Ђ—таросветские помещикиї) и осознанием глубоко пошлой действительности провинциального городка (Ђѕовесть о том, как поссорилс€ »ван »ванович с »ваном Ќикифоровичемї) с тем, чтобы с новой силой зазвучать в комедии Ђ–евизорї (1836). »зображавший в типической обобщенной форме разнохарактерные образы провинциальных чиновников 20Ч30-х гг., Ђ–евизорї был вслед за Ђ√орем от умаї глубоко реалистической комедией Ч об этом в полной мере свидетельствуют ее образы, к-рые, начина€ с ’лестакова и конча€ унтер-офицерской вдовой, не только сохранили свое обобщающее содержание в течение ста лет, но в огромной мере расширили его. ≈ще большим диапазоном реализма характеризовалась перва€ часть Ђћертвых душї (1842) с ее глубоко типическими дл€ двор€нской –оссии „ичиковыми, Ќоздревыми, —обакевичами, ћаниловыми, ѕлюшкиными,  оробочками и им подобными.

“о преодоление романтизма, тот поворот к реализму, к-рый с такой силой сказалс€ в творчестве ѕушкина, Ћермонтове и √огол€, прин€т был с величайшим недружелюбием большей частью современной им критики.  олоссальна€ важность наследи€ этих основоположников реализма дала себ€ знать уже в 40-х гг., при формировании Ђнатуральной школыї. ( ритический реализм).

»дейным отцом этой группы был Ѕелинский, к тому времени решительно преодолевший идеалистическую философию  анта, Ўеллинга и √егел€ и находившийс€ на пути к фейербаховскому материализму.

¬ыражением идей Ѕелинского было, как известно, его письмо к √оголю, 1847, с критикой его Ђѕереписки с друзь€миї

Ќетрудно сформулировать типические черты натуральной школы: они заключались в реализме, в социальности, в критике существующей действительности.

¬ натуральной школе 40-х гг., как и в идейно питавшем ее западничестве, существовало два составных течени€ Ч либеральное и революционное. ќбъедин€ющей эти течени€ чертой было их отрицательное отношение к крепостнической системе, задерживающей развитие производительных сил страны и подъем культуры. ќтрицание феодализма диктовалось здесь однако различными соображени€ми.

–еформистский (либеральный) фланг беллетристов Ђнатуральной школыї в первую очередь был представлен “ургеневым, √ригоровичем и √ончаровым. ¬се трое отражали уже в своей ранней де€тельности интересы тех групп двор€нства, к-рые понимали неизбежность капитализации страны, к-рые приспособл€ли эту капитализацию к интересам помещичьего землевладени€.

Ётой идеологией было вызвано к жизни все раннее творчество этих писателей, полное €звительных насмешек над двор€нской Ђобывательщинойї, над пошлой средой захолустных помещичьих усадеб (поэма “ургенева Ђѕомещикї, 1846), развенчани€ романтизма при сочувствии буржуазной деловитости и предпринимательству (противопоставление этих начал было дано в романе √ончарова Ђќбыкновенна€ истори€ї, 1847), симпатий к угнетенному крепостным правом кресть€нству (Ђƒеревн€ї, 1846, и Ђјнтон √оремыкаї, 1847, √ригоровича, Ђ«аписки охотникаї “ургенева, 1847Ч1852).

¬сех этих писателей характеризовала либерально-двор€нска€ трактовка действительноети: они недоброжелательно относились к крепостному праву, они симпатизировали угнетенному помещичьим произволом мужику, но и то и другое протекало у них в границах двор€нской идеологии: крепостное право отрицалось во им€ более Ђгуманнойї системы отношений, к-ра€ была бы в то же самое врем€ и более выгодной дл€ помещичьего класса.

ѕомимо этой двор€нской группы писателей на либеральном фланге Ђнатуральной школыї 40-х гг. находились еще писатели того мелкого городского мещанства, к-рое на своей спине чувствовало гнет старого уклада, но к-рое бессильно было от него освободитьс€ и апеллировало к Ђсочувствиюї, к Ђжалостиї власть имущих. ¬ этом роде начал свой путь ќстровский (Ђ«аписки замоскворецкого жител€ї, 1847), в этом направлении развернулась и лит-а€ де€тельность молодого ƒостоевского (ЂЅедные людиї и Ђƒвойникї, 1846, ЂЅелые ночиї, 1848, ЂЌеточка Ќезвановаї, 1849). ¬ отличие от “ургенева или √ригоровича перед нами встает здесь среда столичного чиновничества, униженной городской бедноты, характерные фигуры петербургского Ђмечтател€ї, характерные мотивы их борьбы за жизнь, за честь. ” ƒостоевского сильнее, чем у √ончарова или “ургенева, звучат мотивы демократического сочувстви€ т€жкой участи бедн€ков, но и тот и другой остаютс€ в границах либерального жалени€.

«начение этих писателей дл€ истории –. л. было чрезвычайным. ќпира€сь в своей беллетристической де€тельности на реалистов «апада (Ѕальзака, ƒиккенса, ∆. —анд) и особенно на таких родоначальников русского реализма, как ѕушкин и √оголь, они в сильнейшей мере повли€ли на общественное сознание своей поры.

—овершенно иным был подход к действительности таких демократических писателей русской Ђнатуральной школыї, как —алтыков, √ерцен, Ќекрасов. ¬се они представл€ли революционные группы тогдашнего общества. Ќевзира€ на р€д оттенков, раздел€ющих этих писателей друг от друга, они объединены в основном: барскому Ђжалениюї и мещанской безысходности здесь было противопоставлено гораздо более последовательное и энергичное отрицание существующей действительности.

–азличие подхода к действительности во весь рост дало себ€ знать уже в отношении к крепостничеству. ¬ противовес “ургеневу в √ончарову, рисовавшим отдельные Ђзлоупотреблени€ї крепостным правом, эти писатели самые злоупотреблени€ изображают как характерные и типические черты стро€, основанного на безудержном произволе помещиков и полном бесправии крепостных (истори€ воспитанницы, выданной замуж за мужика, у Ќекрасова). “ургенев и √ригорович вс€чески стремились уничтожить пропасть между барином и мужиком, надел€€ первого чертами Ђгуманностиї, а второго Ч поэтической и чуткой к красоте душой (образы  ась€на и  алиныча в Ђ«аписках охотникаї). ѕисатели революционного фланга Ђнатуральной школыї, наоборот, подчеркивают пропасть, раздел€ющую бар и кресть€н.

–еволюционно-демократический реализм 60-гг.

–еформы 60-х гг. при всей их осложненности крепостническими пережитками €вились Ђпервым шагом по пути к буржуазной монархииї.

—пецифика этой буржуазной перестройки заключалась в том, что буржуази€, еще не прид€ к власти, уже утрачивает свое революционное значение.

ѕроделав первый этап своей эволюции в недрах феодально-крепостной системы, она уже в период своего торжества переживает внутренний кризис. ”же в самой реформе она идет вместе с помещиком-крепостником, спешит закрепить с ним союз на базе компромисса. ќтсюда пережитки крепостнических отношений в новом буржуазном строе. ќтсюда своеобразный буржуазно-помещичий блок. ќтсюда, с другой стороны, антибуржуазный характер всех прогрессивных передовых течений русского общества с самого начала нового периода (начина€ народническими и мещанскими течени€ми). ѕо€вление на общественной арене широких масс разночинной интеллигенции, до того представленной там одиночками, в предельно краткий срок изменило общее состо€ние русской литературы.  ультивировавшийс€ двор€нской интеллигенцией философский идеализм  анта, Ўеллинга и √егел€ смен€етс€ позитивизмом, вульгарным материализмом ‘охта, ћолешотта, Ѕюхнера, механистическим, но революционным в своей основе материализмом Ћюдвига ‘ейербаха. ѕорыва€ с идеалистической философией, разночинцы порывают и с идеалистической эстетикой, энергично настаива€ на ликвидации разрыва между жизнью и искусством, на приближений его к действительности, на правдивом изображении последней.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 456 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

2270 - | 2080 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.