Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћетодологи€ и методы марксистской социологии в исследовании природы конфликта




¬ марксизме главное Ц не столько созданное учение о капитализме и его гибели, сколько методологи€ и методы изучени€ общества Ц диалектический исторический материализм в познании общественных €влений. ћаркс применил целый комплекс методологических подходов и принципов к изучению конфликта.

ѕервый и исходный Ц

материалистическое понимание истории. —пособ производства

ѕредшествующа€ социологи€ исходила из того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, общество состоит из людей, обладающих сознанием, и их действи€ основаны на идеальных побуждени€х. —ледовательно, общественное развитие зависит от развити€ человеческого разума, его сознани€. (ќ.  онт дал идеалистическое понимание общественной жизни).

ћатериалистический взгл€д  .ћаркса на общество стремитс€ вы€вить материальную основу действий людей. “акой первоосновой жизни людей во вс€ком человеческом обществе €вл€етс€ способ добывани€ средств к жизни.

Ёта формула прописана в предисловии Ђ  критике политической экономииї[1]: Ђ–азвитие общества определ€етс€ способом производства материальных благї. —пособ производства Ц материальный источник общественного развити€. Ёкономика Ц базис общества. ќбщество состоит из двух частей: базиса и надстройки. Ѕазис общества составл€ет экономика, главный элемент которой собственность на средства производства. »менно собственники определ€ют надстройку и ее элементы: социальную сферу, политику, духовную сферу, идеологию.

—оциальные классы, слои и группы общества определ€ютс€ типом собственности, распределени€ и обмена. ЂЌе сознание людей определ€ет их бытие, а, наоборот, экономическое бытие определ€ет сознаниеї. Ётим ћаркс отличалс€ от  онта, который считал разум, науку, мораль и религию движущими силами развити€ общества.

Ќе способ мышлени€, а способ производства определ€ет социальный прогресс. ћатериалистическое понимание истории означает вли€ние материальных условий на общественные отношени€; материальные услови€ жизни Ц первичны, а сознание Ц вторично.

“аким образом, суть методологии материалистического понимани€ конфликта состоит в том, чтобы стремитьс€ обнаруживать глубинные основани€ его сущности и природы, прежде всего, в способе производства, в экономическом факторе.

¬торой методологический принцип, открытый ћарксом и вытекающий из первого, св€зан с методологией формационного подхода к рассмотрению природы конфликта. ћаркс ввел новую категорию Ц общественно-экономическа€ формаци€. ќбщественно-экономическа€ формаци€ Ц это исторический тип общества, (ЂЌемецка€ идеологи€ї, предисловие Ђ  критике политической экономииї), основанный на определенном способе производства, и выступает как прогрессивна€ ступень в разделении труда и форм собственности: племенной, античной, общинной и государственной, феодальной, капиталистической и затем коммунистической.

 ак происходит смена формаций?

«десь следует обратить внимание на другую важнейшую сторону методологии материалистического понимани€ истории Ц диалектику: человеческа€ истори€ развиваетс€ через противоречи€. ѕротиворечие в способе производства Ц пружина развити€ истории. —пособ производства содержит две стороны: производительные силы и производственные отношени€. ћаркс сформулировал закон соответстви€ производственных отношений производительным силам, которые составл€ют основу способа производства. ќтношени€ нос€т противоречивый, конфликтный характер. Ќаиболее консервативна€ сторона Ц производственные отношени€, динамична€ Ц производительные силы.

ѕроизводительные силы посто€нно развиваютс€, совершенствуютс€ и на каком-то этапе своего развити€ приход€т в конфликт, в противоречие с производственными отношени€ми. ¬озникает несоответствие между новым уровнем развити€ производительных сил и старыми производственными отношени€ми. Ётот конфликт разрешаетс€ революционным путем. —тарые производственные отношени€ уничтожаютс€, устанавливаютс€ новые производственные отношени€, которые соответствуют новым производительным силам.

ѕо€вл€етс€ новый собственник, он диктует другую политику. Ќовые классы, нова€ идеологи€ Ц по€вл€етс€ другой общественный способ производства. ћаркс выделил 5 типов общественных формаций[2]:

первобытнообщинна€;

рабовладельческа€;

феодальна€;

капиталистическа€;

коммунистическа€;

“аким образом, методологи€ формационного подхода к рассмотрению природы конфликта основана на принципах противоречивости и борьбы как источнике и движущей силе развити€. —огласно конфликту в способе производства общество проходит несколько общественно-экономических формаций в своем развитии, где последовательно происходит смена одного способа производства другим. Ќа поверхности конфликт в способе производства выливаетс€ в конфликт классов, т.е. социальна€ природа конфликта носит классовый характер (в Ђћанифесте коммунистической партииї: Ђ»стори€ всех народов была историей борьбы классовї).  онфликт, по ћарксу, не безликий социально, способ производства представлен интересами конкретных социальных классов.

“ретий основополагающий методологический подход, логически св€занный с первыми двум€, Ц классовый подход к исследованию природы конфликта: все проблемы следует рассматривать через призму классовых интересов. ѕо ћарксу, источником социального развити€ выступают социальные противоречи€, конфликты, классовое противоборство. ƒвижущей силой развити€ общества, по  . ћарксу, €вл€етс€ классова€ борьба (Ђистори€ всех до сих пор существовавших обществ есть истори€ классовой борьбыї)

ќткрытые ћарксом новые методологические подходы к исследованию общества и общественных процессов, в том числе, и конфликтаЦ материалистическое понимание истории, формационный подход, классовый анализ, политический радикализм и др. Ц были использованы им при анализе природы конфликта и его сущности, способов разрешени€.

—оциальна€ природа конфликта Ц это социальное неравенство (конфликт бедных и богатых, который имеет классовую природу, классова€ борьба пролетариата и буржуазии). —оциальна€ структура капиталистического общества объ€сн€ет сущность эксплуатации и неизбежное саморазрушение капиталистического стро€. (—м. работы: Ђ лассова€ борьба во ‘ранции с 1848 по 1850 гг.ї, Ђ¬осемнадцатое брюмера Ћуи Ѕонапартаї, Ђћанифест коммунистической партииї, Ђ ритика √отской программыї).

Ќельз€ пон€ть капиталистический строй, если не рассмотреть его социально-классовую структуру, куда вход€т:

промышленна€ буржуази€;

финансова€ буржуази€;

торгова€ буржуази€;

пролетариат;

люмпен-пролетариат;

мелка€ буржуази€;

кресть€нство.

 . ћаркс показал, что существование классов св€зано с историческими фазами способа производства: рабовладельческим, феодальным, капиталистическим. »м соответствуют классы рабовладельцев и рабов, феодалов и кресть€н, буржуазии и пролетариата.

ћаркс дал пон€тие класса: именно в природе класса он увидел источник непримиримых противоречий и классовой борьбы.  лассами он называл большие социальные группы людей, различающихс€ следующими признаками:

¬ основе делени€ общества на классы лежит отношение к собственности, средствам производства. Ёто главный классово образующий признак Ц отношение к собственности. “е, кто владеют собственностью, относ€тс€ к классу богатых; те, кто не имеют средств производства, Ц к бедным. ќбщество делитс€ на противоположные классы: бедных и богатых.

ќтличительные черты классового общества: господство, конфликт, подавление, классова€ борьба. ќснова конфликта в обществе Ц борьба классов. »стори€ всех обществ, основанных на частной собственности и эксплуатации, была историей борьбы классов: рабов и рабовладельцев, кресть€н и феодалов, пролетариата и буржуазии. (ћанифест коммунистической партии).

 лассы различаютс€ по способам и источникам получени€ дохода: прибыль, рента Ц капиталист, землевладелец; заработна€ плата Ц рабочий.

»менно здесь ћаркс обнаружил непримиримость и антагонистический характер классовых противоречий. ¬ основе антагонизма Ц эксплуатаци€, основанна€ на законе прибавочной стоимости (капиталист присваивает себе неоплаченную часть труда рабочего, эксплуатиру€ его).  лассовые противоречи€ можно разрешить лишь с ликвидацией класса буржуазии как класса с помощью диктатуры пролетариата.

“ретий признак - осознание своих классовых интересов, своего единства и своего предназначени€. Ђ ласс в себеї не осознает своих интересов; Ђкласс дл€ себ€ї - класс становитс€ классом Ђдл€ себ€ї, когда осознает свои интересы, отличные от другого класса, и имеет волю отстаивать их. ћаркс открыл историческую миссию пролетариата как могильщика капитализма и носител€ нового способа производства Ц коммунистического.

Ќо чтобы рабочий класс осознал эту миссию, нужна коммунистическа€ парти€, способна€ просветить рабочий класс и организовать его де€тельность по преобразованию общества.

 лассова€ природа конфликта коренитс€ в частной собственности, притом, что конфликт носит антагонистический характер. ≈го можно разрешить путем уничтожени€ класса буржуазии, т.е. одной из сторон конфликта.

јнтагонизм непримирим, так как существует закон прибавочной стоимости (в этом сущность капиталистической эксплуатации), т.е. недооплачиваемый труд рабочего.

¬ итоге, суть конфликта - в отчуждении труда, даже шире Ц человека. –абочий при капитализме отчужден от всего: от процесса труда, результатов труда, от культуры в обществе и даже от самого себ€. ѕричина этого в частной собственности. ћаркс рассматривает теорию отчуждени€ в работах

ЂЁкономико-философские рукописиї 1844 года, Ђ  критике политической экономииї.

¬с€ истори€ человечества Ц это процесс возрастающего отчуждени€ человека. ќтчуждение Ц отстранение от самого себ€. Ќаибольшего отчуждени€ человек достигает в капиталистическом обществе. ѕричина Ц принудительный характер труда, частна€ собственность на средства производства. ќснованием капиталистического способа производства выступает частна€ собственность на средства производства и эксплуатаци€ наемного труда. ¬се зло от частной собственности и денег.  апитализм Ц общество Ђнавыворотї: врач заинтересован, чтобы было больше больных, сапожник Ц чтобы быстрее рвалась обувь, стекольщик Ц чтобы град побил стекла и т.д.

’арактеристику капиталистического общества ћаркс дал в главном своем труде Ц Ђ апиталеї, подготовке и написанию которого он посв€тил 40 лет. ¬ 1867 г. вышел первый том Ђ апиталаї, последующие тома, второй и третий, были изданы после его смерти Ёнгельсом (в 1885 и 1894 г.г. соответственно), а четвертый том Ц в начале XX века  аутским.

ѕри капитализме человек отчужден от социальных сил и законов: они господствуют над ним как внешн€€ необходимость. ѕроисходит отчуждение человека от природы, от труда, от другого человека, от самого себ€, от своей человеческой сущности.

ќтчуждение человека в сфере труда про€вл€етс€ в четырех видах:

Х отчуждение от процесса производства (поскольку он не участвует в его организации, а лишь исполн€ет волю другого: рабочий принадлежит не себе, а другому лицу, в данном случае, капиталисту);

Х отчуждение от продукта, который он производит (продукт труда принадлежит не рабочему, а собственнику);

Х отчуждение от товарищей по труду, от других людей (когда человек противостоит самому себе, он также противостоит и другим люд€м.  онкуренци€ за место разрушает дружеские св€зи);

Х отчуждение от самого себ€ (человек не может полностью про€вить многие стороны своей личности и не может реализовать себ€ в труде. ќтчуждаетс€ родова€ сущность человека. –азвиваетс€ примитивизм, кретинизм, измен€етс€ ментальность).

ќтчужденный труд отчуждает от человека его собственное тело, его духовную сущность, его родовую сущность, его человеческую сущность.

ѕричины отчуждени€ человека ћаркс видел в товарно-денежных отношени€х: отношени€ купли-продажи превращают человека в абстрактного изолированного индивида. ¬ общественных отношени€х продавец-покупатель важны не человеческие качества, а сам универсальный процесс обмена. “оварный способ производства, деньги, отчуждают не только сущность человека, но и формы общени€. Ђ—вою общественную власть, как и свою св€зь с обществом, индивид носит с собой в карманеї[3]

Х принудительном труде, диктуемом нуждой и внешней целесообразностью. ( ак только прекращаетс€ физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы);

Х эксплуатации человека человеком;

Х разделении труда (на умственный и физический, промышленный и с/х, управленческий и исполнительскийЕ);

Х наличии классов, их антагонистических противоречи€х.

√лавна€ мысль ћаркса: капиталистическое общество Ц антагонистическое по своей природе. ќтсюда все его беды и основные черты. ¬ антагонистической природе капитализма заложен механизм саморазрушени€ этого общества. ќсновное антагонистическое противоречие капитализма Ц между общественным характером производства и частной формой присвоени€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2813 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

464 - | 381 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.