Научный подход к анализу причин войны предполагает, что война явление конкретно-историческое.
В доклассовом, первобытном обществе войны как социального явления не было, так как не существовало источников и причин их возникновения. Здесь не было армии. Вооруженные столкновения между племенами не носили политического характера. Эти столкновения выступали как обычная работа, имеющая целью захват необходимых условий для существования человека. Эта работа велась крайне низким уровнем развития производительных сил. В столкновениях участвовали все члены общества. Они велись при помощи тех же орудий, что и трудовая деятельность. Пленных не превращали в рабов (их либо поедали, или они становились равноправными членами победившего племени).
Войны возникают и становятся исторически неизбежными в силу саморазвития общества. Они возникают как средство разрешения антагонистических противоречий в обществе.
Каждая война является следствием целого ряда причин. Выделяют три группы причин:
1. Общие причины войны.
Это коренные причины войн. Они находятся в экономическом базисе общества, создают основу для социально-политических конфликтов, между классами и государствами.
2. Специфические (особенные) причины войны.
Они вытекают из конкретных исторических условий, в которых возникает война: это рост антагонистических противоречий эпохи, усиление
неравномерности развития государств.
3. Частные (единичные) причины войны.
Они связаны с действиями политических деятелей, с особыми обстоятельствами, со случайными моментами.
Все причины войны действуют не изолированно, а в совокупности, в единстве. Но всегда коренные, общие причины остаются решающими и ведущими.
В современной западной философии представлены ряд концепций причины войн:
1. Концепции социал-политического детерминизма войны рассматривают причины войны - в борьбе трудящихся за свое социальное освобождение.
2. Концепции естественного детерминизма войны:
а) социал-дарвинизм;
б) неомальтузианство (американский социолог Вильям Дуглас);
в) расизм.
Представители данных концепций рассматривают причины войн в природе самого человека, в его врожденной воинственной психике, в агрессивных инстинктах, что делает войну вечной, неизбежной.
Один из последних вариантов неомальтузианства разработан современной полемологией.
Полемология - (от греч. polemos - война, и logos – наука) наука о войне.
Создатель данного учения - французский социолог Г. Бутуль. Институты полемологии имеются во Франции, Италии, Голландии, Бельгии.
Суть концепции: если в стране наметился быстрый рост численности молодежи, но социально-экономические условия не позволяют обеспечить её полную занятость, тогда объективно возникает ситуация, именуемая «взрывной структурой» или «воинственная демографическая структура». Эта ситуация ведет к «коллективной агрессивности», т.е. война - есть результат нарушения демографического равновесия.
3. Концепция технологического детерминизма (научно-техническая революция приводит к господству техники над человеком. Её избыток побуждает людей использовать технику в военных целях).
В данной концепции причин войны техника метафизически рассматривается как элемент производительных сил в отрыве от человека. Роль техники абсолютизируется. Конечно, связь между техникой и войной имеется, но она не определяющая. Главное выяснить чему служит техника: прогрессу, или разрушению.
4. Концепция географического детерминизма войны (Ч.Монтескье, Т.Бокль, Р. Челлен, А.Т. Мэхэн, К. Хоусхофен, Г. Манн, Н. Спикмэн).
В философии войны важное место занимает и проблема её сущности.
Сущность и содержание войны
В философии под сущностью понимается внутренняя глубинная основа, относительно устойчивая сторона, не лежит на поверхности явления. Она внутри предмета, явления.
Вскрыть сущность войны - значит познать её причины, её закономерности. Философия рассматривает войну в связи с теми экономическими, политическими, и другими отношениями, в которых состоит война.
В историко-философской мысли войну рассматривали как продолжение политики заинтересованных классов и государств. (Клаузевиц, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
Сущность войны - состоит в продолжении политики определенных классов и государств насильственными средствами, (т.е. средствами вооруженного насилия, вооруженной борьбы).
В современной научной философской литературе существует разночтение в понимании сущности войны, данное немецким военным теоретиком Клаузевицем (1780 - 1831 гг.) в его книге «О войне». В частности:
1. Клаузевиц не видел связи политики с экономикой. Реально же: политические цели войны определяются экономическими целями, экономическим положением классов.
2. Клаузевиц не видел классовой сущности политики: считал что она выражает интересы всего общества, нации. Реально - политика является выражением интересов определенных классов, и всегда носит классовый характер.
3. Клаузевиц отрывал внешнюю политику от внутренней: считал, что
война - есть продолжение внешней политики. Реально - внутренняя и
внешняя политика находятся в диалектическом единстве. Ведущая роль в этом отношении принадлежит внутренней политике.
Понимание войны как продолжение политики насильственными средствами позволяет сделать выводы:
1. Война всегда ведется в форме вооруженного насилия.
Однако, неверно сводите войну лишь к вооруженной борьбе. Кроме военных действий, война характеризуется и другими признаками: экономической борьбой, идеологическим противоборством воюющих сторон, психологическим воздействием.
2. Сущность войны не остается неизменной, в ней проявляется
диалектика изменчивости и устойчивости.
Изменяется политика воюющих государств. Изменяются и формы, способы боевых действий, применения оружия и боевой техники. Устойчивая сторона войны проявляется в том, что она была и остается продолжением политики классов и государств средствам вооруженного насилия.
3. Война - это не обычная политика, а политика, осуществляемая, прежде всего, с помощью особого средства - вооруженного насилия, которое выливается в форму вооруженной борьбы.
Вооруженная борьба - это совокупность боев и операций и включает
различные виды подготовки и обеспечения боевых действий войск. Она обуславливается политикой. Политика выбирает противника; определяет общее соотношение сил; задачи вооруженных сил, условия их выполнения.
Содержание войны включает в себя:
1. 2. вооруженную борьбу;
3. различные виды деятельности, которые обеспечивают достижение
политических целей войны (экономическая, идеологическая,
дипломатическая, психологическая и другие виды деятельности).
Война, следовательно, есть борьба не только вооруженных сил, но и состязание экономики, политики, и столкновение идеологий. С началом войны политика не отходит на второй план, подчиняясь стратегии, а активно воздействует на войну.
В соотношении войны и политики проявляется целый ряд взаимозависимостей. Научный анализ войны требует выяснять её связь с политикой,
учитывать их взаимообусловленность и взаимовлияние.