Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные черты консервативной концепции




 онсервативное направление XIX в. было неоднородно. ¬нутри него существовало несколько течений, различающихс€ по теоретическому обоснованию своих доктрин, практическим выводам и т. д. ќднако, при всЄм своеобразии консервативных концепций можно выделить р€д общих признаков, в целом присущих консервативной системе мировоззренческих ценностей:

1). провозглашение необходимости следовани€ –оссии по собственному пути национального развити€, отличному от западного в политическом и духовно-нравственном аспекте, св€занна€ с этим критика либерализма, парламентаризма и социализма;

2). признание незыблемости самодержавной власти в –оссии (как про€влени€ универсального мирового пор€дка, осв€щЄнного религией), допускающее возможность проведени€ реформ в рамках существующей системы с целью укреплени€ монархической власти;

3). наличие в консервативных концепци€х религиозно-православной константы, обусловленной сакрализацией €влений государственно-политической жизни, св€занна€ с этим оценка монарха как Ђпомазанника Ѕожьегої;

4). признание несовершенства природы человека, преодолеть которое можно только наход€сь в лоне церкви и подчин€€сь власти монарха;

5). понимание естественного неравенства людей и, соответственно, признание необходимости общественной иерархии как основы самодержавной системы и отражени€ Ђиерархии небеснойї;

6). сохранение единой и неделимой –оссийской империи;

7). настороженное отношение к начавшейс€ капитализации страны, требование учЄта специфики российской экономики, доминировани€ в ней аграрного сектора.

 онсерваторы пытались найти компромисс с происходившими в стране переменами и, рату€ за сохранение принципиально-сущностных основ традиционной системы отношений, одновременно стремились разработать и предложить целостную систему мер, позвол€ющих, по их мнению, осуществить без потр€сений плавный переход к новым социально-экономическим отношени€м. ¬ услови€х быстро мен€ющегос€ мира они делали особый акцент именно на обосновании преимуществ традиции, что позвол€ло избежать Ђпрерыва постепенностиї, на котором настаивали не только социалисты, но и радикально настроенные либералы.

ќднако все попытки воплотить исповедываемую консерваторами систему взгл€дов на практике терпели поражение, так как ещЄ при жизни идеологов вокруг них старани€ми либеральной и революционной общественности создавалась Ђполоса отчуждени€ї ( .ѕ. ѕобедоносцев, ћ.Ќ.  атков), а интерес к работам консерваторов возникал только через несколько лет после смерти их авторов (Ќ.я. ƒанилевский,  .Ќ. Ћеонтьев) и носил не столько государственно-практический, сколько научно-публицистический характер. »нтеллектуальные разработки консервативного течени€ русской мысли так и остались невостребованными властью.

Ќовый интерес к работам отечественных консервативных мыслителей возник в нашей стране в начале 1990-х гг. —мещение акцентов в оценке консерватизма от негативно-нейтральных к положительным было св€зано с изменением социально-политической ситуации в стране, обострением проблемы Ђтрадици€ и модернизаци€ї, попытками осознани€ подлинного места российской цивилизации в рамках проблемы Ђ–осси€ и ≈вропаї.

ћетодические указани€ одобрены на заседании кафедры (протокол є 1/2007 от 30 августа 2007 г.) и могут быть рекомендованы студентам I и III курсов всех специальностей.

«ав. кафедрой, д. и. н., профессор /ѕанина Ќ.¬./


–екомендуема€ литература

1. √усев ¬.ј. –усский консерватизм: основные направлени€ и этапы развити€. “верь, 2001 // »нформационный центр јссоциации исследователей российского традиционализма, консерватизма и правых идеологий Ђ онсерватизм в –оссии и мире: прошлое и насто€щееї Ц http://conservatism.narod.ru/gusev/gusev.html

2. ≈рмашов ƒ.¬. Ќаследие Ќ.ћ.  арамзина // ѕравославный образовательный портал Ђ—лової. –аздел Ђ»стори€ї. –убрика Ђ‘илософи€ историиї Ц http://www.portal-slovo.ru/rus/history/48/5957/

3. ≈рмашов ƒ.¬. ѕолитические воззрени€  .ѕ. ѕобедоносцева // ѕравославный образовательный портал Ђ—лової. –аздел Ђ»стори€ї. –убрика Ђќбществоведениеї. ѕодрубрика Ђ‘илософи€ї Ц http://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/3359/

4. ≈рмашов ƒ.¬. ѕолитические воззрени€ —.—. ”варова // ѕравославный образовательный портал Ђ—лової. –аздел Ђ»стори€ї. –убрика Ђќбществоведениеї. ѕодрубрика Ђ‘илософи€ї Ц http://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/3355/

5. »ванов ќ.ј. »деологи€ Ђправославие, самодержавие, народностьї —.—. ”варова //  онсерватизм в –оссии и мире: прошлое и насто€щее /
ќтв. ред. ј.ё. ћинаков. ¬ыпуск 1. ¬оронеж, 2001 http://conservatism.narod.ru/sb_cons1/sb_cons1.html

6. »стори€ –оссии. XIX в.: ”чеб. дл€ студ. высш. учеб. заведений: ¬ 2 част€х / ѕод ред. ¬.√. “юкавкина. ћ.: √уманит. изд. центр ¬Ћјƒќ—, 2004. „асть 1. —. 77 Ц 79, 166 Ц 169; „асть 2. —. 257 Ц 259.

7.  амкин ј. . —равнительный анализ культурологических концепций Ќ.я. ƒанилевского и ќ. Ўпенглера и их значение дл€ современности: јвтореферат диссертации на соискание учЄной степени кандидата философских наук. ћ., 2004. —. 14 Ц 18 //  онсерватизм в –оссии и мире: прошлое и насто€щее Ц http://conservatism.narod.ru/avtoref/kamkin.doc

8. ћилевский ќ.ј. ѕроект Ђидеальной монархииї Ћ. “ихомирова: утопи€ или реальность? //  онсерватизм в –оссии и мире: прошлое и насто€щее Ц http://www.conservatism.narod.ru/milevsky/monarhia.doc

9. ћинаков ј.ё. »деологи€ самодержави€. ¬оззрени€ русских консерваторов первой четверти XIX века // ѕравославный образовательный портал Ђ—лової. –аздел Ђ»стори€ї. –убрика Ђќбществоведениеї. ѕодрубрика Ђ‘илософи€ї Ц http://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/427/

10. ћинаков ј.ё. Ќиколай ћихайлович  арамзин // ѕравославный образовательный портал Ђ—лової. –аздел Ђ»стори€ї. –убрика Ђ»сторические портретыї Ц http://www.portal-slovo.ru/rus/history/84/1230/

11. ћинаков ј.ё. ќпыт типологии течений в русском консерватизме первой четверти XIX века // ѕравославный образовательный портал Ђ—лової. –аздел Ђ»стори€ї. –убрика Ђќбществоведениеї. ѕодрубрика Ђ‘илософи€ї Ц http://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/1233/

12. ћинаков ј.ё. ‘отий (—пасский), архимандрит // ѕравославно-аналитический сайт Ђѕрава€.ruї Ц http://www.pravaya.ru/ludi/450/2556

13. ћ€чин ј.√., Ўирин€нц ј.ј. ∆изнь и идеи  .Ќ. Ћеонтьева // ѕравославный образовательный портал Ђ—лової. –аздел Ђ»стори€ї. –убрика Ђ»стори€ –оссииї. ѕодрубрика Ђ–оссийска€ импери€ї Цhttp://www.portal-slovo.ru/rus/history/49/61/1692/$detail_annotation/

14. ќбщественна€ мысль и общественные движени€ в –оссии в XIX веке: ћетод. рекомендации по курсу Ђќтечественна€ истори€ї / ћоск. гос. ин-т электроники и математики; —ост.: ѕопова “.√. ћ., 2003. —. 7 Ц 11 // ћ»Ёћ. ‘акультет электроники. –аздел Ђ—качатьї. Ђќтечественна€ истори€ї Ц http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-mysl.pdf

15. ѕеревезенцев —.¬. –осси€ или «апад // ѕравославный образовательный портал Ђ—лової. –аздел Ђ»стори€ї. –убрика Ђ»стори€ –оссииї. ѕодрубрика Ђ–оссийска€ импери€ї Ц http://www.portal-slovo.ru/rus/history/49/61/1476/$detail_annotation/

16. ѕротив течени€: исторические портреты русских консерваторов. ¬оронеж, 2005. //  онсерватизм в –оссии и мире: прошлое и насто€щее Ц http://conservatism.narod.ru/news/protiv.rar

17. –епников ј.¬.  онсервативна€ концепци€ российской государственности. ћ., 1999 // http://www.nationalism.org/library/science/ideology/repnikov/repnikov-monograph.doc

18. –епников ј.¬.  раткие тезисы о консерватизме // ѕравославный образовательный портал Ђ—лової. –аздел Ђ»стори€ї. –убрика Ђ‘илософи€ историиї Ц http://www.portal-slovo.ru/rus/history/48/8251/

19. –епников ј.¬. “ихомиров Ћев јлександрович (1852 Ц 1923) // ѕравославно-аналитический сайт Ђѕрава€.ruї Ц http://www.pravaya.ru/ludi/450/409

20. –оссийска€ цивилизаци€: ”чебное пособие дл€ вузов / ѕод общ. ред. ћ.ѕ. ћчедлова. ћ.: јкадемический ѕроект, 2003. —. 253 Ц 255.

21. —иницына Ќ.¬. —имфони€ св€щенства и царства // »сторический вестник. 2000. є 9 Ц 10. http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/2000/5-6_9-10/1_11.htm

22. “онких ¬.ј., ярецкий ё.Ћ. »стори€ политической и правовой мысли –оссии: ”чебное пособие дл€ вузов / ѕод ред. доктора ист. наук ¬.». ∆укова. ћ.: √уманит. изд. центр ¬Ћјƒќ—, 1999. √лава II. –оссийский консерватизм: от века к веку. —. 70 Ц 155.


”чебное издание

 

 онсерватизм в –оссии XIX столети€

 

 

—оставитель

–ќƒ»ќЌќ¬ј »рина ¬итальевна

 

 

–едактор —.ѕ.  лышинска€

“ехнический редактор ќ.√. «авь€лова

http://www.miem.edu.ru/rio

rio@miem.edu.ru

 

ѕодписано в печать. ‘ормат 60 х 84/16.

Ѕумага типографска€. ѕечать Ц ризографи€.

”сл. печ. л.. ”ч.-изд. л.. »зд. є.

«аказ. Ѕесплатно. “ираж 100 экз.

ћосковский государственный институт электроники и математики

109028 ћосква, Ѕольшой “рехсв€тительский пер., д. 1 Ц 3/12, стр. 8.

ќтдел оперативной полиграфии ћосковского государственного

института электроники и математики.

113054 ћосква, ул. ћала€ ѕионерска€, д. 12 Ц 18/4, стр. 1.


[1]  лир (от греч. kleros Ц жребий) Ц собрание св€щенно- и церковнослужителей (духовенство).

[2] ћасóнство (франкмасонство; от франц. franc mason Ц вольный каменщик) Ц наднациональное движение, противосто€щее традиционным религи€м, декларирующее своими цел€ми поиски абсолютной истины, восстановление и сохранение тайных знаний прошлых времен, духовное самосовершенствование, движение к идеалам свободы личности и духовного братства людей. ¬ то же врем€ действительные цели движени€ и средства их достижени€ скрываютс€ масонами от непосв€щенных, да и в самих масонских организаци€х эта информаци€ доводитс€ до их членов дозированно, в зависимости от места в масонской иерархии.

[3] ƒеúзм (от лат. Deus Ц Ѕог) Ц учение, которое признаЄт существование Ѕога в качестве безличной первопричины мира, развивающегос€ затем по своим собственным законам; не допускает иных путей к познанию Ѕога, кроме разума.

[4] јтеúзм (от греч. Ђаї Ц отрицательна€ частица и Theos Ц Ѕог; буквально Ц безбожие)Ц отрицание существовани€ Ѕога, св€занное с этим отрицание религии.

[5]  осмополитúзм (от греческого kosmopolites Ц космополит, гражданин мира), идеологи€ так называемого мирового гражданства, обосновывала расширение сферы господства и вли€ни€ (јлександр ћакедонский, католическа€ церковь в средние века). ¬ эпоху ¬озрождени€ и ѕросвещени€ идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (ƒанте, “.  ампанелла), выражал идеи свободы индивида (√. Ћессинг, ».¬. √Єте, ».‘. Ўиллер).

[6] –ел€тивúзм (от латинского relativus Ц относительный) Ц признание относительности, условности и субъективности познани€, отрицание абсолютных этических норм и правил.

[7] ќптина ѕустынь имела совершенно особое значение в русской духовной жизни XIX ст. —реди наиболее прославленных оптинских старцев: Ћеонид (1768 Ц 1841), ћакарий (1788 Ц 1860), јнатолий —тарший («ерцалов) (1824 Ц 1894), ¬арсонофий (1845 Ц 1913), јнатолий ћладший (ѕотапов) (1855 Ц 1922), Ќектарий (1853 Ц 1928). ¬се они и другие оптинские старцы причислены к лику св€тых. —тавшие центром духовной жизни –оссии, оптинские старцы прит€гивали к себе как выдающихс€ де€телей русской культуры, так и простых мир€н. ¬ разное врем€ в обитель за духовным советом приезжали, а то и подолгу жили ».¬.  иреевский, ¬.ј. ∆уковский, Ќ.¬. √оголь, ‘.ћ. ƒостоевский, ».—. “ургенев,  .Ќ. Ћеонтьев, Ћ.Ќ. “олстой, ¬.¬. –озанов и другие.

[8]  аноническа€ норма симфонии св€щенства и царства, сформулированна€ в VI в. в предисловии к VI новелле императора ёстиниана, более детально разработанна€ в IX в., была известна и в русском церковном праве. Ќесмотр€ на факты нарушений, притом факты действительно вопиющие (убийство митрополита ‘илиппа, протестовавшего против опричных жестокостей цар€ »оанна √розного), сам принцип симфонии никогда не ставилс€ под сомнение, сохран€л полноту нормативного значени€, а факты его нарушени€ воспринимались и оценивались как отступление, как грех, требовавший раска€ни€ и пока€ни€. —праведлива характеристика ¬.¬. «еньковского: Ђ“еократическа€ тема христианства развиваетс€ в –оссии не в смысле примата духовной власти над светской, как это случилось на «ападе, а в сторону усвоени€ государственной власти церковной миссииї. –еальные ситуации далеко не всегда соответствовали симфонии, но она отражала идеал, норму, предписывала способ разрешени€ конфликтов, а более широко Ц способствовала формированию общественного согласи€.

[9] Ёкуменúческое движение (от греч. oikuméne Ц вселенна€, обитаемый мир) Ц движение за объединение христианских конфессий.

[10] »мплицитный (английское implicit) Ц подразумеваемый, невыраженный.

 

[11] јнтагонизм (от греч. antagõnisma Ц спор, борьба) Ц противоречие, характеризующеес€ острой борьбой враждебных сил, тенденций.

[12] —м.: ƒанилевский Ќ.я. –осси€ и ≈вропа. ¬згл€д на культурные и политические отношени€ слав€нского мира к германо-романскому. —ѕб., 1995. —. 223.

[13] ƒанилевский Ќ.я. √оре победител€м: ѕолитические статьи. ћ., 1998. —. 285.

[14] Ћеонтьев  .Ќ. ¬осток, –осси€ и —лав€нство: ‘илософска€ и политическа€ публицистика. ƒуховна€ проза (1872 Ц 1891). ћ., 1996. —. 128.

[15] ѕобедоносцев  .ѕ. ¬елика€ ложь нашего времени. ћ., 1993. —. 34.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1979 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

496 - | 505 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.