Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ведение. »сторико-культурный процесс и периодизаци€ русской литературы




»сторико-культурный процесс и периодизаци€ русской литературы. —пецифика литературы как вида искусства. ¬заимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. —амобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

–усска€ литература первой половины XIX века

ќбзор культуры. Ћитературна€ борьба. –омантизм Ц ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. —амобытность русского романтизма.

ј.—. ѕушкин. ∆изненный и творческий путь.

ќсновные темы и мотивы лирики ј.—. ѕушкина.

—тихотворени€: Ђѕогасло дневное светилої, Ђ—вободы се€тель пустынныйЕї, Ђѕодражани€  орануї (Ђ» путник усталый на Ѕога ропталЕї), ЂЁлеги€ї (ЂЅезумных лет угасшее веселье...ї), Ђ...¬новь € посетил...ї, Ђ  морюї, Ђ–едеет облаков летуча€ гр€даї, Ђ¬ольностьї, Ђƒеревн€ї, Ђѕророкї, Ђ»з ѕиндемонтиї, Ђѕоэтуї, Ђѕора, мой друг, пора! поко€ сердце проситЕї,Ђ—ожженное письмої, Ђя ¬ас любилї, ЂЌа холмах √рузии лежит ночна€ мглаї, ЂЅезумных лет угасшее весельеї, Ђ«има. „то делать мне в деревне?ї, Ђ¬се в жертву пам€ти твоей...ї, Ђ∆елание славыї,Ђƒрузь€ мои, прекрасен наш союз!ї,Ђ—тихи, сочиненные ночью во врем€ бессонницыї,Ђќсеньї,ЂЅесыї,Ђ огда по улицам задумчив € брожуЕї.

‘илософское начало в ранней лирике. ћотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречи€ героев южных поэм ѕушкина. Ёволюци€ романтического геро€. јвтор и герой.

√ражданские, политические и патриотические мотивы лирики ѕушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

—оотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. ‘илософское осмысление личной свободы.

ѕонимание ѕушкиным –оссии как могущественной, великой державы.

“ема поэта и поэзии. Ќоваторство ѕушкина в соединении темы высшего предназначени€ поэзии и личного переживани€.

Ћирика любви и дружбы. —редоточие внимани€ поэта на внутреннем мире личности. √армони€ человеческих чувств в лирике ѕушкина.

‘илософска€ лирика. –азмышлени€ поэта о вечных вопросах быти€, постижение тайны мироздани€.

ѕоэма Ђћедный всадникї. ѕроблема личности и государства в поэме. ќбраз стихии. ќбраз ≈вгени€ и проблема индивидуального бунта. ќбраз ѕетра. —воеобразие жанра и композиции произведени€. –азвитие реализма в творчестве ѕушкина.

∆изнеутверждающий пафос поэзии ѕушкина.

 ритики об ј.—. ѕушкине. ¬. √. Ѕелинский о ѕушкине.

“еори€ литературы: Ёлеги€.

ћ.ё. Ћермонтов. —ведени€ из биографии. ’арактеристика творчества. Ётапы творчества.

ќсновные мотивы лирики.

—тихотворени€: Ђѕоэтї (Ђќтделкой золотой блистает мой кинжалЕї), Ђћолитваї (Ђя, ћатерь Ѕожи€, ныне с молитвоюЕї), Ђƒумаї, Ђ ак часто пестрою толпоюЕї, Ђ¬алерикї, Ђ¬ыхожу один € на дорогуЕї, Ђ—онї (Ђ¬ полдневный час, в долине ƒагестанаЕї), Ђ–одинаї,Ђѕророкї,Ђќна не гордой красотойї,Ђ  портретуї,Ђ—илуэтї,Ђћой ƒемонї,Ђя не унижусь пред тобой..ї, ЂЌет, € не Ѕайрон, € другойЕї,Ђѕам€ти ј. ». ќдоевскогої,Ђ∆еланиеї.

ѕоэтический мир ћ. ё. Ћермонтова. ћотивы одиночества. ¬ысокое предназначение личности и ее реальное бессилие, Ч сквозна€ тема лирики Ћермонтова. ќбреченность человека. ”тверждение героического типа личности. Ћюбовь к –одине, народу, природе. »нтимна€ лирика. ѕоэт и общество.

ѕоэма Ђƒемонї .* Ђƒемонї как романтическа€ поэма. ѕротиворечивость центрального образа произведени€. «емное и космическое в поэме. —мысл финала поэмы, ее философское звучание.

 ритики о ћ.ё. Ћермонтове. ¬.√. Ѕелинский о Ћермонтове.

“еори€ литературы: развитие пон€ти€ о романтизме.

ƒл€ самосто€тельного чтени€: Ђћаскарадї.

Ќ.¬. √оголь. —ведени€ из биографии.

Ђѕетербургские повестиї: Ђѕортретї.  омпозици€. —южет. √ерои. »дейный замысел. ћотивы личного и социального разочаровани€. ѕриемы комического в повести. јвторска€ позици€.

«начение творчества Ќ.¬. √огол€ в русской литературе.

 ритика о √оголе (¬. Ѕелинский, ј. √ригорьев).

“еори€ литературы: –омантизм и реализм.

 

–усска€ литература второй половины XIX века

 ультурно-историческое развитие –оссии середины XIX века, отражение его в литературном процессе. ‘еномен русской литературы. ¬заимодействие разных стилей и направлений. ∆изнеутверждающий и критический реализм. Ќравственные поиски героев.

Ћитературна€ критика. Ёстетическа€ полемика. ∆урнальна€ полемика.

ј.Ќ. ќстровский. —ведени€ из биографии.

—оциально-культурна€ новизна драматургии ј.Ќ. ќстровского.

Ђ√розаї. —амобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической разв€зки в судьбе героев драмы.

ќбраз  атерины Ч воплощение лучших качеств женской натуры.

 онфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. ћотивы искушений, мотив своеволи€ и свободы в драме.

ѕозици€ автора и его идеал. –оль персонажей второго р€да в пьесе. —имволика грозы.

Ќ.ј. ƒобролюбов, ƒ.». ѕисарев, ј.ѕ. √ригорьев о драме Ђ√розаї.

ЂЋесї .* —воеобразие конфликта и система образов в комедии. —имволический смысл названи€. —атирическое изображение жизни пореформенной –оссии. “ема бескорысти€ и корысти в пьесе. “ема искусства и образы актеров. –азвитие темы Ђгор€чего сердцаї в пьесе. »деалы народной нравственности в драматургии ќстровского.

ЂЅесприданницаї .* “рагическа€ значимость названи€. –азвитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти. ћотивы искушени€, человека-вещи, блеска, одиночества в драме. ќбраз ѕаратова. Ёволюци€ женского образа у ќстровского ( атеринаЦЋариса). ’арактеры Ђхоз€ев жизниї. Ёкранизаци€ драмы ј.ќстровского ЂЅесприданницаї.

ѕолемика вокруг финала драмы ЂЅесприданницаї в театре и кино (дл€ самосто€тельного чтени€).

 омедии ќстровского Ђ—вои люди Ц сочтемс€ї,ЂЌа вс€кого мудреца довольно простотыї,ЂЅешеные деньгиї* (одна из комедий по выбору учител€ и учащихс€).

“еатрально-сценическое открытие ј. Ќ. ќстровского. ј. Ќ. ќстровский Ц создатель русского театра XIX века. Ќовизна поэтики ќстровского. “ипы деловых людей в пьесах ј. Ќ. ќстровского. ѕрирода комического. ќсобенности €зыка. јвторское отношение к геро€м. Ќепреход€щее значение созданных драматургом характеров.

“еори€ литературы: пон€тие о драме.

».ј. √ончаров. —ведени€ из биографии.

Ђќбломовї. “ворческа€ истори€ романа. —он »льи »льича как художественно- философский центр романа. ќбломов. ѕротиворечивость характера. Ўтольц и ќбломов. ѕрошлое и будущее –оссии. –ешение автором проблемы любви в романе. Ћюбовь как лад человеческих отношений. (ќльга »льинска€ Ц јгафь€ ѕшеницына). ѕостижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

–оман Ђќбломовї в оценке критиков (Ќ. ƒобролюбова, ƒ. ѕисарева, ». јнненского и др.).

“еори€ литературы: социально-психологический роман.


».—. “ургенев. —ведени€ из биографии.

Ђќтцы и детиї. ¬ременной и всечеловеческий смысл названи€ и основной конфликт романа. ќсобенности композиции романа. Ѕазаров в системе образов. Ќигилизм Ѕазарова и пароди€ на нигилизм в романе (—итников и  укшина). Ќравственна€ проблематика романа и ее общечеловеческое значение. “ема любви в романе. ќбраз Ѕазарова. ќсобенности поэтики “ургенева. –оль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писател€.

«начение заключительных сцен романа. —воеобразие художественной манеры “ургенева-романиста. јвторска€ позици€ в романе.

ѕолемика вокруг романа. (ƒ. ѕисарев, Ќ. —трахов, ћ. јнтонович).

“еори€ литературы: –азвитие пон€ти€ о родах и жанрах литературы (роман). «амысел писател€ и объективное значение художественного произведени€.

ƒл€ самосто€тельного чтени€: Ђ–удинї, Ђѕерва€ любовьї, Ђƒвор€нское гнездої, —тихотворени€ в прозе.

Ќ.√. „ернышевский.* —ведени€ из биографии.

–оман Ђ„то делать?ї (обзор).

Ёстетические взгл€ды „ернышевского и их отражение в романе. ќсобенности жанра и композиции. »зображение Удопотопного мираФ в романе. ќбразы Уновых людейФ. “еори€ Уразумного эгоизмаФ. ќбраз Уособенного человекаФ –ахметова. –оль снов в романе. „етвертый сон ¬еры ѕавловны как социальна€ утопи€. —мысл финала романа.

‘.». “ютчев. —ведени€ из биографии.

—тихотворени€: Ђ— пол€ны коршун подн€лс€Еї,Ђѕолденьї,ЂSilentiumї,Ђ¬идениеї,Ђ“ени сизые смесилисьЕї,ЂЌе то, что мните вы, природаЕї,Ђ29-е €нвар€ 1837ї,Ђя лютеран люблю богослуженьеї,Ђ”мом –оссию не пон€тьЕї,Ђќ, как убийственно мы любимї, Ђѕоследн€€ любовьї,Ђя очи знал, Ц о, эти очиї,Ђѕрирода Ц сфинкс. » тем она вернейЕї,ЂЌам не дано предугадатьЕї, Ђ . Ѕ.ї (Ђя встретил ¬ас Ц и все былоеЕї), Ђƒень и ночьї, ЂЁти бедные селень€Еї и др.

‘илософичность Ц основа лирики поэта. —имволичность образов поэзии “ютчева. ќбщественно-политическа€ лирика. ‘. ». “ютчев, его видение –оссии и ее будущего. Ћирика любви. –аскрытие в ней драматических переживаний поэта.

ј.ј. ‘ет. —ведени€ из биографии.

—тихотворени€:Ђќблаком волнистымЕї,Ђќсеньї,Ђѕрости Ц и все забудьї,ЂЎепот, робкое дыханьеЕї,Ђ акое счастье Ц ночь, и мы одни...ї,Ђ—и€ла ночь. Ћуной был полон сад...ї,Ђ≈ще майска€ ночь...ї,Ђќдним толчком согнать ладью живуюЕї,ЂЌа заре ты ее не буди...ї,ЂЁто утро, радость этаЕї, Ђ≈ще одно забывчивое слової,Ђ¬ечерї и др.

—в€зь творчества ‘ета с традици€ми немецкой школы поэтов. ѕоэзи€ как выражение идеала и красоты. —ли€ние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. √армоничность и мелодичность лирики ‘ета. Ћирический герой в поэзии ј.ј. ‘ета.

ј. . “олстой. —ведени€ из биографии.

—тихотворени€: Ђћен€ во мраке и в пылиЕї, Ђƒвух станов не боец, но только гость случайный...ї, Ђ—леза дрожит в твоем ревнивом взореЕї,Ђѕротив течени€ї,ЂЌе верь мне, друг, когда в избытке гор€ Еї, Ђ олокольчики моиЕї,Ђ огда природа вс€ трепещет и си€ет...ї,Ђ“еб€ так люб€т все; один твой тихий вид...ї,Ђћинула страсть, и пыл ее тревожныйЕї,Ђ“ы не спрашивай, не распытывай...ї.

Ќ.ј. Ќекрасов. —ведени€ из биографии.

—тихотворени€: Ђ–одинаї,Ђѕам€ти ƒобролюбоваї,ЂЁлеги€ї (Ђѕускай нам говорит изменчива€ модаЕї), Ђ¬черашний день, часу в шестомЕї, Ђ¬ дорогеї, Ђћы с тобой бестолковые людиї,Ђ“ройкаї,Ђѕоэт и гражданинї,Ђѕлач детейї,Ђќ ћуза, € у двери гроба..ї, Ђя не люблю иронии твоейЕї, ЂЅлажен незлобивый поэтЕї, Ђ¬нима€ ужасам войныЕї. ѕоэма Ђ ому на –уси жить хорошої.

√ражданский пафос лирики. —воеобразие лирического геро€ 40-хЦ50-х и 60-хЦ70-х годов. ∆анровое своеобразие лирики Ќекрасова. Ќародна€ поэзи€ как источник своеобрази€ поэзии Ќекрасова. –азнообразие интонаций. ѕоэтичность €зыка. »нтимна€ лирика.

ѕоэма Ђ ому на –уси жить хорошої.«амысел поэмы. ∆анр.  омпозици€. —южет. Ќравственна€ проблематика поэмы, авторска€ позици€. ћногообразие кресть€нских типов. ѕроблема счасть€. —атирическое изображение Ђхоз€евї жизни. ќбраз женщины в поэме. Ќравственна€ проблематика поэмы, авторска€ позици€. ќбраз Ђнародного заступникаї √риши ƒобросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. ќсобенности стил€. —очетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. —воеобразие €зыка. ѕоэма Ќекрасова Ц энциклопеди€ кресть€нской жизни середины XIX века.

 ритики о Ќекрасове (ё. јйхенвальд,  . „уковский, ё. Ћотман).

“еори€ литературы: развитие пон€ти€ о народности литературы. ѕон€тие о стиле.

”роки поэзии.*

ј.Ќ. ћайков. Ђ» город вот оп€ть! ќп€ть си€ет бал...ї,Ђ–ыбна€ ловл€ї,Ђќсеньї,Ђѕейзажї,Ђ” мраморного мор€ї,ЂЋасточкиї.

ј.ј. √ригорьев. Ђ¬ы рождены мен€ терзать...ї,Ђ÷ыганска€ венгеркаї,Ђя ее не люблю, не люблюЕї, ÷икл Ђ¬верх по ¬олгеї.

я.ѕ. ѕолонский. Ђ—олнце и ћес€цї,Ђ«имний путьї,Ђ«атворницаї,Ђ олокольчикї,Ђ”зницаї,Ђѕесн€ цыганкиї.

 . ’етагуров. ∆изнь и творчество (обзор). —тихотворени€ из сборника Ђќсетинска€ лираї.

Ќ.—. Ћесков. —ведени€ из биографии.

ѕовесть Ђќчарованный странникї.

ќсобенности сюжета повести. “ема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного геро€).  онцепци€ народного характера. ќбраз »вана ‘л€гина. “ема трагической судьбы талантливого русского человека. —мысл названи€ повести. ќсобенности повествовательной манеры Ќ.—. Ћескова.

ћ.≈. —алтыков-ўедрин. —ведени€ из биографии.

Ђ»стори€ одного городаї (обзор). (√лавы: Ђќбращение к читателюї,Ђќпись градоначальникамї,Ђќрганчикї,Ђѕоклонение мамоне и пока€ниеї,Ђѕодтверждение пока€ни€ї,Ђ«аключениеї .) “ематика и проблематика произведени€. ѕроблема совести и нравственного возрождени€ человека.

—воеобразие типизации —алтыкова-ўедрина. ќбъекты сатиры и сатирические приемы. √ипербола и гротеск как способы изображени€ действительности. —воеобразие писательской манеры. –оль —алтыкова-ўедрина в истории русской литературы.

“еори€ литературы: развитие пон€ти€ сатиры, пон€ти€ об условности в искусстве (гротеск, Ђэзопов €зыкї).

‘.ћ. ƒостоевский. —ведени€ из биографии.

Ђѕреступление и наказаниеї —воеобразие жанра. ќтображение русской действительности в романе. —оциальна€ и нравственно-философска€ проблематика романа. “еори€ Ђсильной личностиї и ее опровержение в романе. “айны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. ƒраматичность характера и судьбы –одиона –аскольникова. —ны –аскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Ёволюци€ идеи Ђдвойничестваї. —традание и очищение в романе. —имволические образы в романе. –оль пейзажа. —воеобразие воплощени€ авторской позиции в романе.

 ритика вокруг романов ƒостоевского (Ќ. —трахов *, ƒ. ѕисарев, ¬. –озанов* и др.).

“еори€ литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писател€. ѕолифонизм романов ‘.ћ. ƒостоевского.

Ћ.Ќ. “олстой. ∆изненный и творческий путь. ƒуховные искани€ писател€.

Ђ—евастопольские рассказыї .* ќтражение перелома во взгл€дах писател€ на жизнь в севастопольский период. ѕроблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. ”тверждение духовного начала в человеке. ќбличение жестокости войны. ќсобенности поэтики “олстого. «начение Ђ—евастопольских рассказовї в творчестве Ћ. Ќ. “олстого.

–оман-эпопе€ Ђ¬ойна и мирї. ∆анровое своеобразие романа. ќсобенности композиционной структуры романа. ’удожественные принципы “олстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, Ђдиалектика душиї. —оединение в романе идеи личного и всеобщего. —имволическое значение Ђвойныї и Ђмираї. ƒуховные искани€ јндре€ Ѕолконского, ѕьера Ѕезухова, Ќаташи –остовой. јвторский идеал семьи. «начение образа ѕлатона  аратаева. Ђћысль народна€ї в романе. ѕроблема народа и личности.  артины войны 1812 года.  утузов и Ќаполеон. ќсуждение жестокости войны в романе.

–азвенчание идеи Ђнаполеонизмаї. ѕатриотизм в понимании писател€. —ветское общество в изображении “олстого. ќсуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

»дейные искани€ “олстого.

ќбзор творчества позднего периода: Ђјнна  аренинаї, Ђ рейцерова сонатаї, Ђ’аджи-ћуратї.

ћировое значение творчества Ћ. “олстого. Ћ. “олстой и культура XX века.

“еори€ литературы: пон€тие о романе-эпопее.

ј.ѕ. „ехов. —ведени€ из биографии.

Ђ—тудентї,Ђƒомаї *,Ђ»онычї, Ђ„еловек в футл€реї, Ђ рыжовникї, Ђќ любвиї,Ђƒама с собачкойї *ѕалата є 6ї,Ђƒом с мезониномї.  омеди€ Ђ¬ишневый садї. —воеобразие и всепроникающа€ сила чеховского творчества. ’удожественное совершенство рассказов ј. ѕ. „ехова. Ќоваторство „ехова. ѕериодизаци€ творчества „ехова. –абота в журналах. „ехов Ц репортер. ёмористические рассказы. ѕародийность ранних рассказов. Ќоваторство „ехова в поисках жанровых форм. Ќовый тип рассказа. √ерои рассказов „ехова.

 омеди€ Ђ¬ишневый садї. ƒраматурги€ „ехова. “еатр „ехова Ц воплощение кризиса современного общества. Ђ¬ишневый садї Ц вершина драматургии „ехова. —воеобразие жанра. ∆изненна€ беспомощность героев пьесы. –асширение границ исторического времени в пьесе. —имволичность пьесы. „ехов и ћ’ј“. –оль ј. ѕ. „ехова в мировой драматургии театра.

 ритика о „ехове (». јнненский, ¬. ѕьецух).

“еори€ литературы: развитие пон€ти€ о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). —воеобразие „ехова-драматурга.

 

«арубежна€ литература (обзор)

¬. Ўекспир Ђ√амлетї.

ќ. Ѕальзак Ђ√обсекї.

√. ‘лобер Ђ—аламбої.

ѕоэты-импрессионисты (Ў. Ѕодлер, ј. –ембо ќ. –енуар, ѕ. ћалларме и др.).


Ћ»“≈–ј“”–ј ’’ ¬≈ ј





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 7942 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

438 - | 358 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.