Первичные волосяные изделия: крепе, тресс, шиньоны, локоны. Возникновение париков в древних государствах – Египте, Ассирии, Вавилоне, Древней Греции, Риме; формы, материалы. Парик как символ социальной принадлежности. Изменение формы причесок на париках в зависимости от объективных и субъективных факторов. Французские парики, прически XVII-XVIII века. Быстрая смена силуэта причёски. Парик как символ и атрибут королевской власти. Исчезновение моды на парики в ХIХ веке. Возрождение моды на парики в 60-е годы ХХ века. Театральные парики. Основные виды усов и бород: большие (окладные), маленькие (эспаньолки), средние, «чеховские», «анри катр», и т.д. Приемы надевания и закрепления парика.
Приемы: подготовка лица, наклеивание бороды до нанесения усов до общего тона, закрепление на растяжке («ч-и-и-з»), маскировка с помощью крепе, зачеса на щеку волос, прорисовки волос гримом, маскировка монтюра (основы). Изображение небритости.
V.4. Возрастной грим. Метод «постепенного» старения
Использование сложных приёмов, средств грима, постижа
Основная ошибка – прорисовка морщин на лбу («железные дороги»), у глаз («гусиные лапки»). Основные изменения на лице с возрастом – изменение пластики лица, «сползания» лица вниз, появление основных (носогубных) складок. В композиции грима - определение социального статуса, здоровья, характера, возраста героя. Прорисовка неровности контура нижней челюсти, носогубных складок, углубление глазничной впадины с акцентом у внутреннего угла верхнего века, затем прорисовка морщин методом фактурного приема, если это лицо простолюдина, бомжа, фермера. Метод киногрима (без общего тона).
Приемы седины: пудра, светлый грим, светлая морилка. Использование разбавленного клея ПВА (латекса) для изображения морщинистой сетки на коже лица, рук; в мужском образе - бороды, усов, закрывающих молодое (и старое) лицо. Обязателен грим (старение) молодой шеи, рук. Использование париков с залысинами, лысиной, седых, с проседью. Приемы маскировка края лысины и лба актера.
V.5. Возрастной грим + мимические выражения лица
Это изображение ярких возрастных изменений, показывающих определённый характер, социум, этнические особенности. С возрастом мимические характеристики усиливаются. Например, изображение на молодом европейском лице старого весёлого китайца или строгого (холеричного) и старого японского самурая. Есть необходимость в возрастном гриме изобразить несколько мимических фиксаций, на одном лице одновременно для усложнения образа и гримировальной практики. Целесообразно выполнить несколько схем грима с соединением схемы возрастного лица: схему полного, худого, уродливого лица.
Основная литература: 2,3,5,6.
Дополнительная литература: Искусство грима: 1,3,5,10.