Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эпоха расцвета отечественной философии (вторая половина XIX




– начало XX века)

(продолжительность – 25 минут)

В последней трети XIX столетия русская философия достигает зрелости и приобретает всемирную значимость. Отечественные мыслители приступают к созиданию всеобъемлющих философских систем, стараются самостоятельно исследовать все основные философские проблемы, нередко преодолевая односторонности европейской философии.

Русская философия этого времени широка и разнообразна, представлена множеством направлений и мыслителей: марксизмом (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин), позитивизмом (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), неокантианством (А.И. Введенский, И.И. Лапшин), интуитивизмом (Н.О. Лосский, С.Л. Франк и др.), анархизмом (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин) и др. Появляются мыслители, создавшие оригинальные философские мировоззрения (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, И.А. Ильин), но не нашедшие последователей в России. Философские вопросы рассматриваются также публицистами, писателями, поэтами (И.С. Тургенев, Н.Г. Чернышевский, В.В. Розанов, А.П. Чехов, А. Белый и др.). Но в центре нашего внимания будут не вышеназванные замечательные мыслители, а наиболее оригинальные направления русской философской мысли этого периода, к которым мы отнесли философию всеединства, русский космизм и русский экзистенциализм.

Однако начнём мы изложение с философских взглядов двух русских писателей – Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, которые были духовными предтечами отмеченных выше направлений.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) прославился как христианский писатель-гуманист, тонкий знаток человеческой души. Основа миросозерцания Достоевского — вера в человека, в чистоту его сердца, и глубокое убеждение, что спасение от всех зол жизни в нашей власти: надо только исполнить евангельскую заповедь «Возлюби ближнего как самого себя». Писатель верил в то, что люди добры по природе, что они делают зло только по недоразумению. В самом черством эгоисте он признает возможность альтруистических, благородных моментов, в самом ужасном злодее учит видеть несчастную человеческую душу, которой не чужды ни высшая справедливость, ни великодушие. Гуманизм Достоевского нерасторжимо связан с православием как наиболее подлинным воплощением христианства, с идеями свободы, любви и красоты как высших ценностей.

Другой выдающийся русский писатель – Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – также был озабочен проблемой человека, однако ставил и решал её иначе. В результате Толстой выступил как реформатор христианской религии, за что и был отлучен от Православной церкви. В историю философии Толстой вошёл как основоположник учения о непротивлении злу силою, став автором влиятельного сегодня направления мысли – этики ненасилия. Главным в учении Христа Толстой справедливо считает заповедь любви к ближнему, однако он делает акцент на её отрицательной формулировке -- «не противься злому». Эту заповедь Толстой возводит в абсолют, считая, что насилие недопустимо никем, никогда и ни при каких условиях. Толстой также известен как противник частной собственности и государства, науки и искусства.

Самым оригинальным и глубоким направлением русской философии стала философия всеединства, основоположником которой был выдающийся русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900). В своих работах -- «Духовные основы жизни» (1882-84), «Красота в природе» (1889), «Смысл любви» (1892-94), «Оправдание добра» (1895) и др. – философ обосновал следующие основоположения философии всеединства:

1. Идею практической, жизнестроительной философии. Философия должна быть учением, способствующим человеку решать насущные задачи жизни, помогать ему ориентироваться в мире, отвечая на вопросы, «что делать, во что верить и из-за чего жить».

2. Идею цельного знания как свободной теософии, объединяющей в гармоническое целое науку, философию, религию. По мнению Соловьёва, и философия, и религия (теология), и наука дают истинное знание, но это знание одностороннее, неполное. Полное же знание достижимо в результате их гармонического и свободного объединения под эгидой философии.

3. Идея всеединства как свободного гармонического объединения всех отдельных, частных проявлений бытия. Эта идея близка к понятию соборности у славянофилов, но носит более всеобщий, абстрактный характер. «Я называю истинным или положительным всеединством такое, в каком единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех», -- подчеркивал В.С. Соловьев.

4. Идея богочеловеческого процесса как движения человека к Богу, в ходе которого злое и разрозненное бытие превращается в «положительное всеединство». Рассматривая развитие мира от момента сотворения до настоящего времени, Соловьев видел в нём определённое направление, связанное с увеличением в мире красоты, постепенным торжеством духа над материей. Человек – важнейшее звено этого процесса, и его задача, смысл и цель жизни видится в восхождении к Богу, в переходе от звере-человека к Богочеловечеству. Достижение же этого идеала возможно лишь в обществе «свободной теократии», где все сферы общественной жизни будут свободно подчинены церкви.

5. Идея приоритета духовного над материально-биологическим. Удовлетворение биологических потребностей индивидуализирует жизнь, разделяет людей, обусловливает борьбу и конкуренцию, обостряет эгоизм, и только реализация духовных интересов (познавательных, эстетических, нравственных) социализирует жизнь, т.е. объединяет людей. В этом смысле задача и философии, и религии, и искусства состоит в культивировании, пропаганде приоритета духовного над материальным, в переориентации жизни каждого человека с потребительства на реализацию собственного духовного потенциала, на ведение высоконравственного образа жизни, основанного на любви ко всему творению.

Идеи Соловьева в начале XX века были развиты его последователями: Павлом Александровичем Флоренским (1882-1937), Сергеем Николаевичем Булгаковым (1871-1944), Львом Платоновичем Карсавиным (1882 – 1952) и др. В их сочинениях, отличающихся глубиной и богатством языка, нашли отражение все основные философские темы современности, которые мыслители разрабатывали с исконно православных позиций, на началах гуманизма и нравственного добра.

Другим самобытным направлением в отечественной мысли стал русский космизм, который представляет собойсинтез философских и научных учений, объединённых общим представлением о взаимосвязи и взаимодействии, взаимодополнительности и взаимонеобходимости Человека и Природы, Человечества и Вселенной. Русским космистам принадлежит множество научных открытий и достижений, грандиозные планы переустройства мира и пророческие предсказания будущего землян, однако началом и целью их изысканий были проблемы нравственные. Преобразование Вселенной, обуздание природы, освоение Космоса составляют лишь средство для увеличения в мире количества Добра, преодоления и уничтожения страданий, морального совершенствования людей. Именно здесь, в сфере нравственности, кроется глубинное зерно русского космизма, объединяющее это философское течение со всей русской культурой, с традицией поиска Добра, Правды и Справедливости.

У истоков этого течения стоит Николай Фёдорович Фёдоров (1829 – 1903), разработавший грандиозный проект регуляции природы, овладения её стихийными силами вплоть до преодоления зла смерти. Центральной задачей «философии общего дела» Федорова выступает воскрешение предков как высший моральный долг потомков по отношению к предкам. Из идеи всеобщего воскрешения необходимо вытекает задача освоения космоса, поскольку очевидно, что земной шар не сможет вместить и прокормить десятки миллиардов всех когда-то живших, а теперь воскресших людей.

Крупный вклад в разработку космической философии внесли также: Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935) – отец теоретической космонавтики и автор глобальных утопических проектов будущего землян; Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945) – академик, разработавший основы учения о биосфере и ноосфере (сфере разума), доказывавший неслучайность человеческого разума на земле, рассматривавший человечество в качестве мощнейшей геологической силы; Александр Леонидович Чижевский (1897 – 1964), основоположник космической экологии и гелиобиологии, опытно обосновавший зависимость между солнечной активностью, с одной стороны, и функциональными состояниями нервной системы, динамикой социальных процессов, распространением эпидемий – с другой.

В целом, русский космизм – это оптимистическая, жизнеутверждающая философия. Ему не свойственны апокалиптические настроения, характерные для русской религиозной философии конца 19-го – начала 20-го века (в частности, для В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева). Космисты верят в лучшее будущее для землян, в конечное торжество Добра, Разума, Справедливости.

Если помыслы русских космистов были устремлены в будущее, а центральной проблемой их философствования была перспектива взаимоотношений человека и Вселенной, то русские экзистенциалисты, наследуя гуманизму Достоевского, озабочены, прежде всего, повседневным, «здесь и сейчас» бытием человека, стремятся решить смысложизненные вопросы, актуальные для каждого. Примечательно, что в России экзистенциальная философия рождается в самом начале XX века, т.е. раньше, чем в Западной Европе, а потому обладает своим самобытным лицом, делает акцент не на человеке-одиночке, а на взаимоотношениях личности с Богом. Наиболее видными представителями отечественной экзистенциальной философии являются Н.А. Бердяев и Л. Шестов.

Николай Бердяев (1874 – 1948) является автором оригинальной философской системы, в центре которой темы свободы, творчества, человеческой личности. Рассматривал он также вопросы о смысле истории, значении техники, о роли любви в мире, выступил в качестве яркого и последовательного критика тоталитаризма и коммунизма. Работы Бердяева отличает яркая, простая, легкая и в то же время насыщенная речь, что делает чтение его произведений огромным удовольствием[9].

В самом общем виде философию Бердяева можно охарактеризовать как христианскую, экзистенциальную, персоналистическую. Личность, её свобода и креативность – таковы высшие ценности для Бердяева. Философ отмечал, что священно не общество, не государство, а человек, интересами которого не допустимо жертвовать. Важнейшим атрибутом человека выступает свобода, которая вечна так же, как и Бог, и Богу неподвластна. Поэтому в существовании зла виновен не Бог, а сам человек, неправильно распоряжающийся своей свободой.

Другой экзистенциальный мыслитель -- Лев Шестов (1866-1938) -- выступил против науки и морали, которые, по его мнению, своими «очевидностями» порабощают человека, требуя от него смирения и повиновения. Мыслитель интерпретирует библейский миф о грехопадении как потерю человеком беспредельной свободы, способной и «горы переставляять», которую люди обменяли на ложный «свет разума». В своей «философии невозможного» Шестов предлагает человеку освободиться от чар разума, вернуть себе утерянную свободу, довериться Богу, который «значит, что все возможно, что нет ничего невозможного». Иными словами, если у человека есть вера, и с этой верой он обратится к Господу, то получит все, что ни попросит в согласии со словами Иисуса Христа: «если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас» (Лк, 17:6).

Завершая краткий очерк о русской философии, необходимо отметить, что после 1917 года многие видные философы были высланы за пределы России, где продолжали традиции отечественной гуманистической мысли, тогда в Советском Союзе развитие философии было подчинено идеологии марксизма, что негативно сказалось на её облике, привело к её дегуманизации и дехристианизации. Только после 1991 года российская философия получила свободу, и в наши дни отечественная философская мысль, всегда ставившая во главу угла нравственные искания, отличавшаяся человеколюбием, гуманистической направленностью, стремлением решить самые сложные, «проклятые» вопросы человеческого бытия-в-мире, постепенно начинает возрождаться.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 626 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.