Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая ввиду отсутствия строгой теории антропогенеза до конца не разгадана. В истории познания высказывались разные представления на сей счет. Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин — теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т. д, Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса — то ли случайно, то ли после посещения Земли инопланетянами. Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.
По сей день важным объектом спора остается вопрос о «механизме» перехода от животного к человеку. В частности, одна из точек зрения на сей счет заключается в том, что человек — результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы, обусловленного процессами космического масштаба.
Основа трудовой теории антропогенеза была заложена в диалектико-материалистической философии и базировалась на материалистической теории эволюции (исторического развития) органического мира Земли.
Трудовую теорию антропогенеза можно свести к четырем основным положениям:
1. Ключ к разгадке происхождения человека и его сознания заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Как говорится, оббивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировались человек и общество. Труд создал самого человека и его сознание — это первое условие человеческой жизни (об особенностях труда см. далее).
2. Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им до сих пор, пока вообще существуют люди — и в этом его сущность. Поэтому переход (скачок) от биологической формы отражения к социальной (сознание) есть одновременно переход от высших животных (человекообразных обезьян) к человеку, от природы к обществу.
3. Вместе с тем, как подчеркивал Ф. Энгельс, сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков), а потом к социальной системе знаков — к языку.
4. Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее коллективного (общественного) характера стали возможны благодаря переходу некоторых видов обезьян к прямохождению и, следовательно, к развитию руки. Это позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами окружающего мира и систематическому созданию орудий труда.