Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќемецка€ классическа€ философи€




»ммануила  анта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии Ч грандиозного этапа в истории мировой философской мысли, охватывающего более чем столетие духовно-интеллектуального развити€ Ч напр€женного, очень €ркого по своим результатам и чрезвычайно важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. ќн св€зан с поистине великими именами: нар€ду с  антом это »оганн √отлиб ‘ихте (1762-1814), ‘ридрих ¬ильгельм Ўеллинг (1775-1854), √еорг ¬ильгельм ‘ридрих √егель (1770-1831) Ч все в высшей степени оригинальные мыслители.  аждый настолько своеобразен, что трудно не задатьс€ вопросом, а можно ли вообще говорить о немецкой классической философии как относительно едином, целостном образовании? » все-таки это возможно: при всем богатом разнообразии идей и концепций немецкую классику отличает приверженность р€ду существенных принципов, которые преемственны дл€ всего этого этапа в развитии философии. ќни-то и позвол€ют рассматривать немецкую классическую философию как единое духовное образование.

ѕерва€ особенность учений мыслителей, причисл€емых к немецкой классике, Ч сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. ‘илософии. они ввер€ли высочайшую духовную миссию Ч быть критической совестью культуры. ‘илософи€, впитыва€ живые соки культуры, цивилизации, широко пон€того гуманизма, призвана осуществить по отношению к человеческой жизнеде€тельности широкую и глубокую критическую рефлексию. Ёто была очень смела€ претензи€. Ќо немецкие философы XVIII-XIX вв. достигли в ее претворении несомненного успеха. √егель сказал: "‘илософи€ есть... современна€ ей эпоха, постигнута€ в мышлении". » представител€м немецкой философской классики действительно удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени Ч периода глубоких социально-исторических преобразований. ќни обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности.  онечно, дл€ этого потребовалось разработать философию весьма широкого проблемного диапазона Ч охватить мыслью существенные особенности развити€ мира природы и человеческого быти€. ѕри этом через все проблемные разделы красной нитью была проведена едина€ иде€ высочайшей культурно-цивилизующей, гуманистической миссии философии.  ант, ‘ихте, Ўеллинг, √егель еще и потому так высоко вознос€т философию, что мысл€т ее как строгую и систематическую науку, правда, науку специфическую по сравнению и с естествознанием, и с дисциплинами, более или менее конкретно изучающими человека. » все-таки философи€ питаетс€ живительными истоками научности, ориентируетс€ на научные образцы и стремитс€ (да и должна) строить себ€ как науку. ќднако философи€ не просто опираетс€ на науку, подчин€€сь критери€м научности, но и сама дает науке и научности широкие гуманистические и методологические ориентации.

¬месте с тем, было бы неверно представл€ть дело так, будто другие области человеческой жизнеде€тельности и культуры только от философии обретают саморефлексию.  ритическое самосознание Ч дело всей культуры.

¬тора€ особенность немецкой классической мысли заключаетс€ в том, что ей выпала мисси€ придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и пон€тий, системы сложной и многоплановой, отдельные звень€ которой ув€заны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Ќе случайно немецка€ философска€ классика чрезвычайно трудна дл€ освоени€. Ќо вот в чем парадокс: именно эта высокопрофессиональна€, крайне абстрактна€, трудна€ дл€ понимани€ философи€ смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальную практику, в частности на сферу политики.

»так, немецка€ классическа€ философи€ представл€ет единство также и в том отношении, что ее представители  ант, ‘ихте, Ўеллинг, √егель стро€т свои очень сложные и разветвленные учени€, системы, включающие философскую проблематику весьма высокой обобщенности. ќни прежде всего философски рассуждают о миреЧо мире в целом, о закономерност€х его развити€. Ёто так называемый онтологический аспект философии Ч учение о бытии. ¬ тесном единстве с ним строитс€ учение о познании, т.е. теори€ познани€, гносеологи€. ‘илософи€ разрабатываетс€ и как учение о человеке, т.е. философска€ антропологи€. ¬месте с тем, классики немецкой мысли стрем€тс€ рассуждать о человеке, исследу€ различные формы человеческой де€тельности, в том числе социальную жизнеде€тельность человека. ќни размышл€ют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии Ч таковы были в эпоху  анта различные области и ƒисциплины философии. »так, философи€ каждого из представителей немецкой классики Ч разветвленна€ система идей, принципов, концепций, св€занных с предшествующей философией и новаторски преобразующих философское наследие. ¬сех их объедин€ет еще и то, что проблемы философии решаютс€ ими на базе весьма широких и фундаментальных мировоззренческих размышлений, всеобъемлющего философского взгл€да на мир, человека, на все бытие.

≈ще задолго до  анта такое широкое и фундаментальное размышление охватывалось пон€тием "метафизика". Ќемецка€ классическа€ философи€ критикует и в то же врем€ преобразует метафизику, дава€ образцы "метафизической", т.е. общемировоззренческой культуры, образцы концептуальной целостности, "сплачиваемой" метафизическим подходом. Ќемецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода, но отнюдь не в смысле отличного от диалектики метафизического (или механического) метода.

Ќапротив, треть€ особенность немецкой классической философии как раз и заключаетс€ в том, что благодар€ ей господство метафизического Ч недиалектического Ч метода было поколеблено. »менно немецка€ классическа€ философи€ проложила путь новому по отношению к метафизике методу мышлени€ и познани€ Ч методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развити€, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познани€, науки, культуры, нравственности. “ем самым открылись поистине грандиозные возможности применени€ диалектического метода.

ƒиалектические идеи проход€т через всю немецкую классическую философию, обогаща€сь и развива€сь от одного философского учени€ к другому. ’от€ самую, пожалуй, развитую форму диалектическому методу, иде€м диалектики придал √егель, у истоков диалектической мысли Ч в форме порой и более интересной, чем гегелевска€, Ч лежали размышлени€ именно  анта.

„етвертый момент, который нельз€ обойти, характеризу€ немецкую классическую философию как относительно единое образование, Ч это некоторые общие принципы в подходе к проблеме исторического развити€. Ќесмотр€ на довольно существенные различи€ в трактовке развити€ истории общества  антом, ‘ихте, Ўеллингом и √егелем, главное состоит в том, что к истории и ее пониманию прилагаютс€ рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагаетс€ исследовать не с помощью прозрени€ Ч интуиции, а научно-теоретически; считаетс€ возможным выделить некоторые закономерности истории. «аконы истории понимались как принципы исторической "разумности". ¬месте с тем, немецкие философы полагали, что главным двигателем истории €вл€ютс€ взгл€ды, идеи, побуждени€ людей, т.е. идеальные мотивы, объедин€емые в пон€ти€ сознани€, "духа"', мышлени€, познани€, центральных дл€ немецкой классической философии.

» наконец, последнее, что объедин€ет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философи€ четко и €сно сконцентрирована вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. ѕри этом она не просто прокламирует гуманистические принципы (что само по себе было несомненной заслугой мыслителей в те времена, когда только началось освобождение народов «ападной и ÷ентральной ≈вропы от крепостного права), но и пыталась проанализировать противоречи€ и трудности, которые возникали на пути реализации, воплощени€ в жизнь этих принципов.

Ќемецка€ классическа€ философи€ остаетс€ непреход€щим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижени€ человечества после немецкой классики. ќна потому имеет общечеловеческое значение, сходное со значимостью искусства и науки, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развити€ философии, на те вопросы, которые оно задает себе и сегодн€. “о был временем, эпохой обусловленный ответ, но ответ, который выходит за пределы эпохи. ќн обращен и к нам, люд€м сегодн€шнего дн€. ¬ немецкой классике есть очень много проблем, которые весьма актуальны. ≈сть много вопросов, которые не могут не проникнуть в сердце современного человека, в наше сердце, потому что они Ч общечеловеческие вопросы. » немецкие классики по большей части предлагают на них общечеловеческий тип ответов.

‘илософи€ немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Ќо немецка€ классическа€ философи€ Ч созвездие, которое состоит из €рчайших звезд. Ќа всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. » одна из самых €рких звезд Ч »ммануил  ант. ∆изнь и поистине бессмертные идеи  анта станут предметом наших дальнейших размышлений. ѕусть разговор о  анте, неспешный, постепенный, основательный, систематический, поможет отвлечьс€ от суеты, бешеных скоростей современной жизни и погрузитьс€ в прекрасный, интеллектуально богатый, хот€ и сложный мир кантовских идей. — каждым существенным шагом вдумчивый читатель наверн€ка обогатит свое понимание вечных дл€ человечества проблем.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2185 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

644 - | 482 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.