Историю битвы при Ухуде мне рассказали Мухаммад ибн Муслим аз-Зухри, Мухаммад ибн Йахья ибн Хаббан, Асим ибн Омар ибн Катада, аль-Хусайн ибн Абд ар-Рахман и другие наши улемы. Каждый из них рассказал свою историю о битве в Ухуде. Их рассказы я объединил в один рассказ.
Когда курайшитские язычники потерпели поражение в Бадре и были сброшены в колодец, вернулись остатки их войска в Мекку и вернулся Абу Суфьян ибн Харб со своим караваном. После всего этого Абдаллах ибн Абу Рабиа, Икрима ибн Абу Джахль, Сафван ибн Умаййа пришли к тем курайшитам, у которых отцы, сыновья или братья были убиты в битве при Бадре, и, вместе собравшись, обратились к Абу Суфьяну ибн Харбу и всем тем, у кого был товар в том караване курайшитов. Они сказали: «О курайшиты! Мухаммад вас обидел, убил лучших ваших людей. Помогите нам этим имуществом воевать против него. Может, мы отомстим ему за наших погибших людей». Так и сделали.
О них, как мне говорили некоторые знающие люди, Аллах ниспослал откровение: «Те, которые не уверовали, тратят свои имущества с тем, чтобы увести других от пути Аллаха. Они потратят их скоро и потом окажутся в бедственном положении, и после этого они будут побеждены. А неверные будут собраны в аду» (8:36). Курайшиты собрались воевать с Пророком, когда с этим согласились Абу Суфьян ибн Харб, хозяева каравана со своими эфиопами, а также подчиняющиеся им племена Кинана и жители Тихамы.
Абу Азза Амр ибн Абдаллах был освобожден Пророком после битвы при Бадре. Он был бедным, имел много детей и испытывал нужду. Находился в числе пленных. Он сказал: «О Посланник Аллаха! Я беден, имею много детей, испытываю нужду. Освободи меня без выкупа, да благословит тебя Аллах и да приветствует!» Пророк освободил его без выкупа. Тогда Сафван ибн Умаййа ему сказал: «О Абу Азза! Ты — поэт, помоги нам своим языком. Выступай в поход вместе с нами!» Он ответил: «Мухаммад оказал мне милость, и я не хочу выступать против него». Сафван сказал: «Тогда помоги нам сам. Если вернешься, я сделаю тебя богатым, а если погибнешь, то я сделаю твоих дочерей, как моих собственных дочерей, они будут одинаково испытывать и беды, и радости». Абу Азза отправился в Тихаму, призывая Бану Кинана.
Мусафиа ибн Абд Манаф отправился к Бану Малик ибн Кинана, подстрекая их и призывая к войне против Пророка.
Джубайр ибн Мутим вызвал к себе раба-эфиопа по имени Вахши, который так метко кидал копье по-эфиопски, что очень редко ошибался, и сказал ему: «Иди с людьми: если ты убьешь Хамзу, дядю Мухаммада за моего дядю Туйама ибн Адий, ты станешь свободным».
Курайшиты выступили в полном снаряжении вместе с отрядом эфиопов, союзными племенами Бану Кинана и жителями Тихамы. Вместе с ними отправились в поход и женщины, чтобы воодушевлять воинов и чтобы они не убежали. Во главе людей был Абу Суфьян ибн Харб вместе с Хиндой, дочерью Утбы. Икрима, сын Абу Джахля, отправился в поход вместе с Умм Хаким, дочерью аль-Харса. Аль-Харис ибн Хишам ибн аль-Мушра взял с собой Фатиму, дочь аль-Валида ибн аль-Мугиры. Сафван ибн Умаййа выступил в поход вместе с Барзой, дочерью Масуда.
Амр ибн аль-Ас взял с собой Рабту, дочь Мунаббиха ибн аль-Хаджжажа, она же мать Абдаллаха ибн Амра. Тальха ибн Абу Тальха отправился вместе с Сулафой, дочерью Саада ибн Шухай-да аль-Ансария, она же мать сыновей Тальхи: Мусафиа, аль-Джуласа, Килаба, которые были убиты тогда вместе с отцом. Хунас, дочь Малика, из рода Бану Малик ибн Хисль отправилась в поход вместе с сыном Абу Азизом ибн Умайром. Амра бинт Алькама из рода Бану аль-Харс также отправилась в поход. Они остановились около двух источников возле горы в середине солончака на высохшем русле, на окраине долины напротив Медины.
Когда о них узнали Пророк и мусульмане и узнали, где они остановились, Пророк обратился к мусульманам словами: «Я видел добрый сон. Я видел жертвенную корову. Я видел на лезвии своего меча зазубрину. Я видел, как я вдел свою руку в прочную кольчугу. Я считаю, что эта кольчуга — символ Медины».
Ибн Хишам передает: «Мне рассказали некоторые знающие люди, что Пророк сказал: «Коровы — это люди из числа моих сподвижников, которые будут убиты; а зазубрина, которую я видел на лезвии своего меча, — это человек, мой родственник, который будет убит».
Ибн Исхак передает слова Пророка, который говорил, что если они остановятся возле Медины, то не надо их трогать, если даже они нанесут ущерб; а если войдет в город, тогда мы будем с ними воевать. Пророк не хотел выходить из города. Мусульмане, погибшие впоследствии в битве при горе Ухуд, и другие, не участвовавшие в битве при Бадре, сказали: «О Посланник Аллаха! Выведи нас к нашим врагам, пусть не думают, что мы испугались их и не в состоянии противостоять им!» Абдаллах ибн Абу Салуль сказал: «О Посланник Аллаха! Оставайся в Медине и не выходи к ним! Когда мы выходили из города против врага нашего, то он нас побеждал. Когда враги входили в город, мы их уничтожали. Оставь их, о Пророк, если они останутся там, то на плохом месте. Если войдут в город, то мужчины будут с ними сражаться лицом к лицу, женщины и дети закидают их камнями сверху. Если отступят, то отступят с полным поражением».
Люди, пожелавшие встретиться с курайшитами в открытом бою, настаивали на своем, и Пророк вошел к себе в дом и надел кольчугу. Это было в пятницу, после совершения молитвы. В этот день умер человек из ансаров по имени Малик ибн Амр. Пророк совершил над ним молитву, потом вышел к людям. А люди уже сожалели о сказанном, говоря: «Мы заставили Пророка, нам не нужно было этого».
Когда Пророк вышел к ним, они сказали: «О Посланник Аллаха! Мы тебя принудили, нам не нужно было этого. Если хочешь, то оставайся, и да благословит тебя Аллах!» Пророк ответил: «Пророк не должен, если надел кольчугу, снять ее, пока не повоюет». И Пророк выступил вместе с тысячью своих сподвижников.
Ибн Хишам передает, что Пророк назначил в Медине вместо себя возглавлять молитву Ибн Умм Мактума.
Ибн Исхак передает: «Когда они прошли некоторое расстояние и находились между Мединой и горой Ухуд, от них откололся Абдаллах ибн Убайй с третью людей, сказав: «Их послушался, а меня не послушался. Мы не знаем, за что мы будем губить свои души здесь, люди». Он вернулся вместе с последовавшими за ним людьми из своего народа. За ними последовал Абдаллах ибн Амр ибн Харам из рода Бану Салима, говоря: «О люди! Я напоминаю вам об Аллахе! Не отделяйтесь от вашего народа и Пророка вашего, когда он выступил против врага!» Они ответили: «Если бы мы знали, что вы будете воевать, то не покорились бы вам. Но мы не думали, что будет война».
Они не послушались его и непременно хотели уйти. Тогда Абдаллах ибн Амр сказал: «Будьте вы прокляты, враги Аллаха! Пророк обойдется и без вашей помощи с помощью Аллаха, Всеславного и Всемогущего!»
Ибн Хишам передает: «Рассказал некто другой, кроме Зийа-да, со слов Мухаммада ибн Исхака, со слов аз-Зухри, что ансары в день битвы при Ухуде Пророку сказали: «О Посланник Аллаха! Не позвать ли нам на помощь наших союзников-иудеев?» Он ответил: «Они нам не нужны».
Зийад сказал: «Мне рассказал Мухаммад ибн Исхак. Он говорил: «Пророк проезжал через квартал Бану Хариса. И тут одна из лошадей взмахнула хвостом, чтобы отпугнуть мух, попала в кольцо, куда прикрепляют меч, и он обнажился».
Ибн Исхак рассказывал: «Тогда Пророк — а он любил во всем видеть доброе предзнаменование, а не дурное — сказал владельцу меча: «Вытащи свой меч! Я думаю, сегодня мечи будут обнажены». Потом Пророк обратился к своим сподвижникам: «Кто нас выведет к ним самым коротким путем, так, чтобы дорога проходила мимо них?» Абу Хайсама из рода Бану Хариса ибн аль-Харс сказал: «Я, о Посланник Аллаха!» Он повел его через территорию Бану Хариса. Они проходили через землю Мирбаа ибн Кайзи, который был лицемером, слепым. Когда он услышал шум двигающихся мусульман во главе с Пророком, стал кидать им в лицо землю, говоря: «Если ты — Посланник Аллаха, то я не разрешаю тебе войти в мой огород». Мне говорили, что он взял в руку горсть земли и сказал: «Ей-богу, если бы я не опасался попасть кому-нибудь другому, кроме тебя, о Мухаммад, то кинул бы это тебе в лицо!» Люди поспешили к нему, чтобы убить его. Пророк сказал: «Не убивайте его! Он слепой: у него сердце и глаза слепые». К нему поспешил Саад ибн Зайд из рода Бану Абд аль-Ашхаль, до того, как запретил трогать его Пророк, ударил его луком по голове и поранил.
Пророк остановился в ущелье близ горы Ухуд на краю долины, на склоне горы Ухуд, и разбил там свой лагерь. Пророк приказал: «Никто из вас не должен воевать без приказа». Курайшиты пустили своих верблюдов и лошадей пастись на полях мусульман в ас-Самга. Когда Пророк запретил вступать в бой с курайшитами без приказа, один из ансаров воскликнул: «Они уже пасут своих животных на полях Бану Кайлы (т. е. ансаров)! А мы еще не вступили в бой с ними?»
Пророк подготовился к битве, под его началом было семьсот человек. Во главе стрелков из лука поставил Абдаллаха ибн Джубайра из рода Бану Амр ибн Ауф. Он тогда выделялся белой одеждой. Стрелков было пятьдесят человек. Пророк приказал ему защитить от конницы в случае нападения или преследования и стоять на месте, пока все не пройдут. Пророк надел на себя две кольчуги, вручил знамя Мусабу ибн Умайру из рода Бану Абд ад-Дар».
Ибн Хишам сказал: «Пророк тогда разрешил участвовать в бою двум пятнадцатилетним мальчишкам из рода Бану Хариса — Самуре ибн Джундабу аль-Фазари и Рафиа ибн Хариджу. Когда он решил их вернуть назад, ему сказали, что Рафиа — хороший стрелок, и Пророк разрешил ему остаться. Когда он разрешил участвовать в бою Рафиа, ему сказали, что Самура сильнее Рафиа. И тогда Пророк оставил его. Пророк вернул назад Усаму ибн Зайда, Абдаллаха ибн Омара ибн аль-Хаттаба, Зайда ибн Сабита из рода Бану Малик ибн ан-Наджжар, аль-Бара ибн Азиба из рода Бану Хариса, Амра ибн Хазма, Усайда ибн Зухайра. Потом он разрешил им участвовать в битве аль-Хандак, когда им было пятнадцать лет».
Ибн Исхак рассказывает: «Курайшиты тоже подготовились к сражению; их было три тысячи человек, у них было двести лошадей. Во главе конников на правом фланге был Халид ибн аль-Валид, а на левом — Икрима ибн Абу Джахль».
Пророк спросил: «Кто возьмет этот меч по его достоинству?» К нему люди подходили, но он не отдавал его им, пока не подошел к нему Абу Дуджана Симак ибн Хараша из рода Бану Сайда, и спросил: «А какова его цена, Посланник Аллаха?» Ответил: «Одарить по врагу так, чтобы он согнулся». Тогда Абу Дуджана сказал: «Я беру его, о Посланник Аллаха, по его цене». Пророк отдал меч ему. Абу Дуджана был человеком храбрым, выделялся в битвах, если случались. Если он завязывал на лбу красную повязку, то люди знали, что он будет драться.
Получив из рук Пророка меч, он вынул эту свою повязку, повязал ее на голову и стал гордо расхаживать между рядами.
Мне передал Джафар ибн Абдаллах, вольноотпущенник Омара ибн аль-Хаттаба, рассказ одного из ансаров, который говорил, что Пророк, увидев горделиво расхаживающего Абу Дуджану, сказал, что Аллах не одобряет такой походки, за исключением такого вот места.
Мне рассказал Асим ибн Амра ибн Катада, что Абу Амир Абд Омар ибн Сайфи из рода Бану Дубайа ушел в Мекку, убегая от Пророка, с пятьюдесятью юношами из рода аль-Аус. Некоторые люди говорят, что их было пятнадцать человек. Он обещал курайшитам, что если встретит своих сородичей, то никто из них не станет с ним спорить. Когда столкнулись две группы людей, в первых рядах курайшитов вместе с эфиопами и рабами жителей Мекки был и Абу Амир. Он крикнул: «О ауситы! Я — Абу Амир!» Ауситы ему ответили: «Да лишит тебя Аллах глаза, о нечестивец!» Абу Амира в язычестве прозвали «рахиб» — монах. А Пророк прозвал его словом «фасик» — нечестивец. Услышав ответ ауситов на свой призыв, Абу Амир проговорил: «После меня на мой народ напало зло» и стал воевать с ними ожесточенно, стрелял в них камнями.
Абу Суфьян, обращаясь к носителям и хранителям знамени из рода Абд ад-Дар и поощряя их к войне, сказал: «О Бану Абд Дар! Вы держали наше знамя в битве при Бадре, и вы знаете, что с нами случилось. Люди следуют за своим знаменем. Если не будет знамени, то и людей не станет. Или вы будете защищать наше знамя, или мы освободим вас от этой обязанности». Они рассердились, чуть не нападали на него, угрожая: «Мы разве отдадим наше знамя? Ты завтра увидишь, как мы будем поступать, когда столкнемся!» Абу Суфьян этого и хотел. Когда люди столкнулись, сблизились друг с другом, Хинд, дочь Утбы, подняла прибывших вместе с ней женщин, и они стали бить в тамбурины за спиной мужчин, поощряя их к битве. Клич сподвижников Посланника Аллаха в битве при Ухуде был: «Смерть! Смерть!», как передает ибн Хишам. Люди стали друг с другом сражаться, бой закипел. Абу Дуджана воевал так усердно, что оказался среди противников».
Ибн Хишам передал: «Мне передали знающие люди, что аз-Зубайр ибн аль-Авам рассказывал следующее: «Когда я попросил Пророка дать мне этот меч и он отказал мне в этом, а дал его Абу Дуджане, я расстроился и говорил: «Я ведь сын Сафии. Его тетки, из курайшитов; подошел к Пророку и попросил его раньше Абу Дуджаны — но Пророк дал меч ему, а меня отставил. Ей-богу, я еще посмотрю, что он будет делать!» Пошел я за Абу Дуджаной. Он вынул свою красную повязку и завязал ее вокруг головы. Ансары сказали: «Абу Дуджана вынул повязку смерти». Они так говорили про него, когда он повязывал себе голову этой повязкой. Абу Дуджана продекламировал:
«Меня обязал мой любимец
На склоне горы возле пальм,
Сражаясь мечом Аллаха, Пророка,
Быть всегда в первых рядах».
Ибн Исхак передает: «Он стал убивать каждого, кого встречал на своем пути. Из числа язычников был человек, который Добивал наших раненых. Они оба стали приближаться друг к другу. Я молил Аллаха, чтобы они встретились. Вот они столкнулись, обменялись ударами. Язычник ударил Абу Дуджану. Тот защитился щитом, и меч язычника застрял в щите. Абу Дуджана нанес ему удар и убил его. Потом я видел его, занесшего свой меч над пробором головы Хинда, дочери Утбы, затем он отвел свой меч от нее». Аз-Зубайр добавил: «Тогда я сказал: «Аллах и Его Посланник лучше знают, кому дать этот меч».
Абу Дуджана рассказал: «Я увидел человека, очень сильно поощрявшего людей к бою. Я направился к нему, и, когда занес меч над ним, этот человек заголосил: оказалось, что это женщина. Я не осквернил меч Посланника Аллаха — не ударил им женщину». В бою Хамза ибн Абд аль-Мутталиб убил Артата ибн Абд Шурахбила. Он был в числе тех, кто нес знамя. Потом мимо него проходил Субаа ибн Абд аль-Узза аль-Гугшани. Его звали Абу Нияр. Хамза к нему обратился со словами: «Иди ко мне, о сын обрезающей клиторы!» Его мать — Умм Анмар, вольноотпущенница Шурайка ибн Амра, была женщиной, совершающей обряд обрезания женщин в Мекке. Когда они столкнулись, Хамза ударил его и сразил насмерть.
Раб Джубайра ибн Мутима по имени Вахши рассказывает: «Я вижу, как Хамза убивает людей своим мечом, не оставляя ничего, подобно верблюду пепельного цвета. Тут меня опередил к нему Сибаа. Хамза ему сказал: «Иди ко мне, о сын обрезающей клиторы!» Хамза нанес ему удар и точно попал в голову. Я раскачал свое копье, прицеливаясь, и когда прицелился, бросил на него копье. Оно попало ему в живот и, вышло между его ног. Он пошел на меня, был сражен и упал. Я подождал, пока умрет. Потом подошел к нему, вынул свое копье и вернулся в лагерь. Кроме него, мне ничего уже больше не нужно было».
Мне рассказал Абдаллах ибн аль-Фадл ибн Аббас, дядя Сулеймана ибн Йасара со слов Джафара ибн Амра ибн Умаййи ад-Дамри. Последний рассказывал: «Я и Убайдуллах ибн Адий ибн аль-Хийар отправились вместе с людьми, во время правления Муавии ибн Абу Суфьяна, в земли Византии. Мы в пути остановились в городе Хомсе, где жил Вахши, бывший раб Джубайра ибн Мутима. Когда мы пришли в город, Убайдуллах ибн Адий спросил меня: «Хочешь, пойдем к Вахши и спросим его о смерти Хамзы, о том, как он убил его?» Я согласился, и мы отправились к
нему.
Он был в ясном уме и нормальном состоянии. Когда мы подошли к нему и поприветствовали, он поднял голову к Убайдуллаху ибн Адию и сказал: «Ты — сын аль-Адия ибн аль-Хийара?» Ответил: «Да». Вахши продолжил: «Ей-богу, я тебя не видел с тех пор, как отдал тебя твоей матери ас-Саадие, которая вскормила тебя. Я вручил тебя ей, когда она была на своем верблюде. Она взяла тебя вместе со шкурой, в которую тебя завернули. Когда я поднял тебя, чтобы отдать ей, передо мной засверкали твои ножки. Ей-богу, я их и сейчас бы узнал!» Мы присели к нему и сказали: «Мы пришли к тебе, чтобы ты рассказал нам о том, как ты убил Хамзу». Он сказал: «Я расскажу вам так, как рассказал Посланнику Аллаха, когда он спросил меня об этом.
Я был рабом Джубайра ибн Мутима. Его дядя Турайма ибн Адий был убит в Бадре. Когда курайшиты пошли к горе Ухуд, мне Джубайр сказал: «Если убьешь Хамзу, дядю Мухаммада, за моего дядю, тогда ты свободен». Я отправился вместе с людьми. Я был эфиопом и кидал копье по-эфиопски, очень редко не попадал в цель. Когда люди столкнулись, я пошел искать Хамзу и увидел его в гуще людей, подобно верблюду пепельного цвета, разрубающего людей своим мечом, не оставляя вокруг ничего. Я подготовился напасть на него, скрывшись за деревом или камнем, когда он близко ко мне подойдет. Тут меня опередил к нему Сибаа ибн Абд аль-Узза. Увидев его, Хамза сказал: «Иди ко мне, о сын обрезающей клиторы!» Я раскачал свое копье, прицеливаясь, и, когда прицелился, бросил на него копье. Оно попало ему в живот и вышло между его ног. Он пошел на меня и был сражен. Я оставил его, пока не умер. Потом подошел к нему, взял свое копье, вернулся в лагерь и сидел там. Кроме него, у меня не было другой надобности. Я убил его, чтобы получить свободу. Когда я вернулся в Мекку, был освобожден. Жил в Мекке, пока ее не завоевал Пророк. Потом убежал в ат-Таиф и там оставался. Когда делегация ат-Таифа отправилась к Посланнику Аллаха, чтобы принять ислам (покориться), передо мной встала трудная задача выбора пути. Я сказал: «Поеду в Сирию или Йемен, или в другую страну». Когда я так раздумывал, один человек мне сказал: «Горе тебе! Ей-богу, он не убивает никого из людей, если они вступают в его религию и произносят слова исповедания веры», Когда он мне сказал это, я отправился к Пророку в Медину. Вдруг он увидел меня, стоящего над ним и произносящего слова исповедания веры. Увидев меня, он спросил: «Ты — Вахши?» Я ответил: «Да, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Садись и расскажи мне, как ты убил Хамзу». Я рассказал ему то, что рассказал вам обоим. Когда я закончил свой рассказ, Пророк сказал: «Горе тебе! Исчезни из моих глаз, чтобы я тебя не видел!» Я избегал Посланника Аллаха везде, где он бывал, чтобы не попасться ему на глаза, пока не умер.
Когда мусульмане пошли на Мусайламу Лживого, правителя аль-Йамамы, я выступил вместе с ними, взяв с собой копье, которым сразил Хамзу. Когда началось сражение, я увидел Мусайламу, стоящего с мечом в руке. Я его не знал в лицо. Я готовился напасть на него, а с другой стороны на него собирался напасть один из ансаров. Мы оба собирались напасть на него. Я раскачал копье, прицелился и кинул его на него. Копье попало ему. На него напал ансар и ударил мечом. Господь знает, кто из нас убил его. Если убил я, то я убил лучшего человека после Пророка (Хамзу) и худшего из людей (Мусайлиму)».
Ибн Хишам передал: «Мне сообщили, что Вахши многократно был наказан за питье вина, и он был исключен из армии, а его имя вычеркнуто. Омар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я знал, что Всевышний Аллах не оставит в покое убийцу Хамзы».
Ибн Исхак передает: «Мусааб ибн Умайр воевал, защищая Пророка, пока не был убит. Его убил Ибн Камаа аль-Лайси, думая, что он — Пророк. Вернулся к курайшитам и сказал: «Я убил Мухаммада».
Когда был убит Мусааб ибн Умайр, Пророк вручил знамя Алию ибн Абу Талибу, да возвеличит его Аллах. Али ибн Абу Талиб воевал вместе с несколькими мусульманами.
Ибн Хишам рассказал: «Мне говорил Мусалама ибн Алькама аль-Мазини следующее: «Когда разгорелось сражение при горе Ухуд, Пророк сел под знаменем ансаров. Он послал к Алию ибн Абу Талибу человека, чтобы Али вынес знамя вперед. Али со знаменем в руке выступил вперед и воскликнул: «Я — Абу аль-Кадм (т. е. «отважный», «смелый». Ибн Хишам отмечает, что произносят также «Абу аль-Фасм»). К нему обратился Абу Саад ибн Абу Тальха, знаменосец язычников, словами: «Ты, о Абу аль-Касм, хочешь поединка?» Ответил: «Да». Они выступили вперед с обоих рядов. Обменялись ударами. Али своим ударом поранил его, потом удалился и не стал его добивать. Тогда друзья спросили его: «Почему ты не добил его?» Он ответил: «Он так упал, что раскрылся передо мной полностью. Меня охватила жалость к нему. Я знаю, что Аллах уже приговорил его к смерти».
По другой версии, Абу Саад ибн Абу Тальха вышел в середину и позвал: «Кто выступит на поединок с Абу Касимом (т. е. «сокрушающим»)?» Повторил несколько раз. Никто к нему не вышел. Тогда он крикнул: «О приятели Мухаммада! Вы утверждали, что ваши убитые в раю. А наши убитые в аду. Вы лжете. Клянусь ал-Латом, если бы вы знали, что это правда, то кто-нибудь из вас выступил бы против меня!» Тогда против него вышел Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах. Они обменялись ударами. Али ударил его и убил.
Ибн Исхак передает, что Абу Саада ибн Абу Тальху убил Саад ибн Абу Ваккас. Асим ибн Сабит ибн Абу аль-Аклах в сражении убил Мусафиха ибн Тальху и его брата аль-Джуласа ибн Тальху. Они оба были исколоты стрелами. Он приходит к матери своей Сулафе и кладет голову на ее колени. Она спрашивает: «О сын мой! Кто тебя ранил?» Отвечает: «Я слышал, как стрелявший в меня кричал: «Вот тебе! Я — ибн Абу аль-Аклах». Она дала обет, если сумеет достать голову Асима, то будет пить вино из его черепа».
Асим дал обет Аклаху, что он никогда не будет соприкасаться с язычником.
Тогда Осман ибн Абу Тальха, держа в руках знамя язычников, продекламировал:
«Знаменосцы должны знать, что знамя
Может быть залито кровью или разорвано».
Его убил Хамза ибн Абд аль-Мутталиб. Встретились Хамза ибн Абу Амир по прозвищу аль-Гасиль (т. е. «умытый») и Абу Суфьян. Когда Ханзала ибн Абу Амир одержал над ним верх, его увидел Шаддад ибн аль-Асвад, человек без рода, одержавший верх над Абу Суфьяном. Шаддад ударил его и убил. Пророк сказал: «Вашего приятеля (имел в виду Ханзалу) будут омывать ангелы». О нем спросили его жену. Она ответила: «Когда он услышал клич, то выступил, будучи оскверненным». Поэтому Посланник Аллаха сказал, что его омоют ангелы, дав ему прозвище аль-Гасиль — «умытый».
Потом Аллах послал свою помощь мусульманам, исполнил данное им обещание, и они стали убивать язычников своими мечами, рассекая их войско. Разгром язычников не вызывал сомнений.
Мне рассказал Йахья ибн Убад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр со слов своего отца Убада, со слов Абдаллаха ибн аз-Зубайра, со слов аз-Зубайра, который рассказывал: «Я уже видел украшения на ноге Хинды, дочери Утбы, и ее подруг, которые, подоткнув свои платья, собирались бежать. И осталось немного, чтобы взять их в плен. И тут стрелки из лука устремились в лагерь, когда мы обнажили его и оставили наш тыл открытым для конницы, которая напала на нас сзади. Кто-то крикнул: «Убит Мухаммад!» Мы стали отходить, а они — наступать на нас, после того как мы уже поубивали знаменосцев, так чтобы никто из язычников не мог приблизиться к нему».
(Ибн Хишам сказал: «А это кричал Азабб аль-Акаба («черный дьявол», т. е. шайтан)».)
Мне рассказали некоторые знатоки, что знамя продолжало лежать поверженным, пока не подняла его перед курайшитамй Амара бинт Алькама аль-Харисия. Курайшиты собрались вокруг знамени. Знамя было с Савабом, рабом Абу Тальхи, эфиопом. Он был последним из тех, кто держал его. Он сражался с этим знаменем, пока обе его руки не были отрублены. Потом дрался, стоя на коленях. Обернул знаменем свою шею и грудь и так и умер, говоря: «О Боже! Сделал ли я все, что должен?»
Мусульмане раскрылись, и враг нанес им удар. Это был день большого несчастья и испытания. Много мусульман было убито. Враг подошел близко к Пророку. В него стреляли камнями, и один камень попал ему в лицо: был выбит передний зуб, поранена щека, рассечена губа. В него стрелял Утба ибн Абу Ваккас.
Мне передал Хумайд ат-Тавиль со слов Анаса ибн Малика, который говорил: «Был сломан передний зуб Пророка в бою при Ухуде, поранено лицо, по лицу текла кровь. Он стал вытирать кровь, говоря: «Как может добиться успеха народ, когда разбивают лицо его Пророка в кровь, в то время, как он призывает их к их Господу?» Всевышний об этом сказал: «В этом деле ничто не подвластно тебе: или Он простит их, или замучит, ибо они поступают несправедливо» (3:128). Ибн Хишам передал: «Рубайх ибн Абд ар-Рахман ибн Абу Сайд аль-Худри со слов своего отца, со слов Абу Сайда аль-Худри рассказывал, что Утба ибн Абу Ваккас стрелял тогда в Посланника Аллаха и выбил ему правый нижний резец, рассек нижнюю губу. Абдаллах ибн Шихаб аз-Зухри ранил его в лоб. Ибн Камиа ранил его в щеку: вонзились Две нитки кольца его шлема в щеку. Пророк упал в одну из ям, выкопанных Абу Амиром заранее, чтобы туда падали мусульмане, которые об этом не знали. Али ибн Абу Талиб протянул Пророку Руку, а Тальха ибн Убайдаллах поднял его, и Пророк выпрямился. Малик ибн Сунан Абу Сайд аль-Худари вылизал кровь с лица Посланника Аллаха и проглотил ее. Пророк произнес: «Чья кровь мешалась с моей кровью, того не постигнет огонь».
Абд аль-Азиз ибн Мухаммад ад-Даравирди говорит, что Пророк произнес: «Кто хочет посмотреть на мученика, ходившего по земле, то пусть посмотрит на Тальху ибн Убайдаллаха». Абд аль-Азиз ад-Даравирди со слов Исхака ибн Йахьи ибн Тальхи, со слов Исы ибн Тальхи, со слов Аиши, со слов Абу Бакра ас-Сиддика передал, что Абу Убайда ибн аль-Джаррах зубами вытащил одно из двух колец из щеки Пророка, и выпал у него передний зуб. Потом он вытащил второе кольцо зубами, и выпал второй резец. Таким образом он остался без двух передних зубов.
Ибн Исхак передает, что Пророк, когда к нему подошли люди, сказал: «Кто готов пожертвовать собой ради нас?» Как рассказал мне аль-Хусайн ибн Абд ар-Рахман ибн Амр ибн Саад ибн Муаз со слов Махмуда ибн Амра, тогда встал Зийад ибн ас-Сакн вместе с пятью ансарами. Некоторые люди говорят, что это был Умара ибн Йазид ибн ас-Сакн. Они защищали Посланника Аллаха и один за другим были убиты. Последним оставался Зийад или Умара и сражался до тех пор, пока не упал от ран. Потом вернулась группа мусульман, и они отогнали язычников от Пророка. Пророк велел принести Зийада к нему поближе. Принесли его к нему. Пророк подложил ему под голову свою ногу, и Зийад умер, положив щеку на ногу Пророка.
Ибн Хишам передал: «В битве при Ухуде сражалась мать Умары — Нусайба бинт Кааб. Рассказал Сайд ибн Абу Зайд, что Умм Саад бинт ибн ар-Рабиа говорила: «Я вошла к Умм Умаре и сказала ей: «Тетка, расскажи мне свою историю!» Она рассказала следующее: «Я вышла в начале дня, увидев, что творят люди. Со мной был бурдюк с водой. Дошла до Пророка, находившегося среди своих друзей. Победа мусульман была уже близка. Когда мусульмане потерпели поражение, я присоединилась к Пророку, начала сражаться, отгоняла от него язычников мечом, стреляла из лука. Перестала сражаться, уже когда была ранена».
Я увидела на ее плече глубокую рану и спросила: «Кто тебя так поранил?» Ответила: «Ибн Камиа, да проклянет его Аллах! Когда язычники близко подошли к Пророку, он стал говорить: «Покажите мне Мухаммада, он от меня не спасется!» Ему путь преградили я, Мусааб ибн Умайр и другие люди, твердо стоявшие вместе с Пророком. Он и нанес мне этот удар. За это я нанесла ему несколько ударов. Но враг Аллаха этот был одет в две кольчуги».
Ибн Исхак рассказал: «Пророка прикрывал собой Абу Дуджана. На его спину попадали стрелы, а он согнулся над Пророком под тяжестью стрел. Саад ибн Абу Ваккас стрелял из лука, защищая Пророка. Саад рассказывал, что он увидел, как Пророк давал ему стрелы, приговаривая: «Стреляй, молодец!» Он протягивал даже стрелы без наконечника, говоря: «Стреляй ими!»
Мне рассказал Асим ибн Омар ибн Катада, что Пророк стрелял из своего лука, пока не треснула одна сторона лука. Лук взял Катада ибн ан-Нуаман, и лук был у него. В тот день был выбит один глаз Катады ибн ан-Нуамана, и глаз вывалился на щеку».
Мне рассказал Асим ибн Омар ибн Катада, что Пророк вернул глаз на место своей рукой. Это был его лучший глаз и самый зоркий.
Рассказал мне аль-Касим ибн Абд ар-Рахман ибн Рафиа. Он говорил: «Анас ибн ан-Надр, дядя Анаса ибн Малика, пришел к Омару ибн аль-Хаттабу и Тальхе ибн Убайдуллаху, которые сидели, опустив руки, вместе с группой мухаджиров и ансаров, и спросил: «Что так сидите?» Сказали: «Убит Посланник Аллаха». Тогда Анас спросил: «Что же вы будете делать со своей жизнью после него? Умрите за то, за что умер Посланник Аллаха!» Потом пошел навстречу к язычникам и сражался, пока не был убит. В его честь был назван Анас ибн Малик.
Ибн Хишам сказал: «Мне говорили некоторые, что Абд ар-Рахман ибн Ауф в тот день был ранен в рот, у него были выбиты передние зубы, получил более двадцати ран. Он был также ранен в ногу и стал хромым».
Ибн Исхак рассказал: «Первым человеком, узнавшим Пророка после поражения и после разговоров людей о том, что Пророк убит, как передал Ибн Шихаб аз-Зухри, был Кааб ибн Малик».
Он рассказал: «Я узнал его благородные глаза, которые сверкали из-под защитного шлема. Я тогда во весь голос закричал:.«О Мусульмане! Радуйтесь! Вот Посланник Аллаха!»
Когда мусульмане узнали Пророка, то вместе с ним стали подниматься в гору. Пророк поднялся вместе с ними в ущелье: вместе с ним были Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн аль-Хаттаб, Али ибн Абу Талиб, да будет доволен ими Аллах, Тальха ибн Убайдуллах, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, аль-Харис ибн ас-Симмат и группа мусульман.
Когда Пророк укрепился в ущелье, за ним погнался Убайй ибн Халаф, говоря: «Где Мухаммад? Я не дам ему спастись!» Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Хочешь, один из нас выйдет против него?» Пророк сказал: «Оставьте его!» Когда Убайй приблизился к нему, Пророк взял копье у аль-Хариса ибн ас-Симмата. Как мне передали, некоторые люди рассказывали, что, когда Пророк взял копье у него, стал им так размахивать, что люди от него отлетели, как мухи от спины верблюда, когда он размахивает хвостом. Потом пошел к нему навстречу и ударил копьем в шею, так что Убайй слетел со своей лошади, кувыркнувшись. Как мне рассказал Салих ибн Ибрахим ибн Абд ар-Рахман ибн Ауф, Убай ибн Халаф, встречая Посланника Аллаха в Мекке, говорил: «О Мухаммад! У меня припасена лошадь, я ей скармливаю каждый день микьяль зерна. Вот на ней я тебя и убью». Пророк отвечал: «Нет, я тебя убью, с позволения Аллаха». Когда он вернулся к курайшитам, имея небольшую рану на горле, рана стала гноиться. Тогда Убайй сказал: Ей-богу, убил меня Мухаммад!» Люди ему сказали: «Ты потерял мужество. Ведь это только царапина!» Убайй говорил: «Он ведь мне говорил в Мекке еще тогда, что убьет меня. Ей-богу, даже если плюнул бы в меня, то убил бы этим!» Умер враг Аллаха в Сарифе, когда его везли в Мекку.
Когда Пророк дошел до ущелья, Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, пошел за водой и набрал воду из каменного корыта возле колодца. Принес воду Пророку, чтобы напоить его. Но Пророк обнаружил в ней запах и отказался пить. Вымыл лицо от крови, полил на голову, приговаривая: «Усилился гнев Аллаха на того, кто раскровил лицо Его пророка».
Ибн Исхак говорил: «Когда Пророк находился в ущелье вместе с этими сподвижниками, курайшиты стали подниматься в гору-(Ибн Хишам уточняет, что это была конница Халида ибн аль-Валида.)
Пророк сказал: «О Боже! Не нужно, чтобы они поднялись к нам!» Омар ибн аль-Хаттаб и вместе с ним группа мухаджиров согнали их с горы.
Пророк хотел подняться на одну из скал на горе. Он был уже в возрасте и тучный, одет в две кольчуги. Когда хотел подняться на нее, не смог. Тогда сел под ним Тальха ибн Убайдуллах, и при его помощи Пророк поднялся и расположился там. Мне рассказал Йахья ибн Убад ибн Убайдуллах ибн аз-Зубайр со слов своего отца, со слов Абдаллаха ибн аз-Зубайра, со слов аз-Зубайра. Последний говорил, что он слышал тогда, как Пророк произнес слова: «Тальха заслужил рай», когда он оказал Пророку эту услугу».
Ибн Хишам рассказывал: «Мне передали со слов Икримы, со слов ибн Аббаса, что Пророк не дошел до построенной ступени в ущелье».
Рассказывал Омар, вольноотпущенник Гуфры, что Пророк совершил полуденную молитву в день битвы при Ухуде, сидя из-за ран, которые он получил. Мусульмане тоже совершили молитву, сидя за ним.
Ибн Исхак передал: «Люди убежали от Пророка, некоторые из них даже дошли до горы аль-Мунакка перед селением аль-Авас недалеко от Ухуд.
Мне рассказал Асим ибн Омар со слов Махмуда ибн Лабида, который говорил: «Когда Посланник Аллаха выступил в Ухуд, Хусайль ибн Джабир и Сабит ибн Вакаш были помещены вместе с женщинами и детьми в укрытие. Это были два старых человека, и они между собой говорили: «Чего нам ждать? Даже если один из нас останется в живых, то сколько же он проживет? Мы умрем сегодня или завтра! Не взять ли нам меч и не присоединиться ли к Пророку? Может быть, нам удосужится умереть вместе с Пророком». Они взяли свои мечи и пошли вместе с людьми. Их никто не заметил.
Сабита ибн Вакша убили язычники. А Хусайла ибн Джабира Убили сами мусульмане по ошибке, не узнав его. Хузайфа воскликнул: «Это же мой отец!» Мусульмане сказали: «О, если бы мы знали!» Они говорили правду. Хузайфа сказал: «Да простит вас Аллах, ибо Он — самый милостивый из милостивых!» Пророк хотел ему уплатить выкуп, но Хузайфа пожертвовал выкуп в пользу мусульман. Благодаря этому он стал в почете у Пророка. Мне рассказал Асим ибн Омар, что среди них был человек по имени Хатиб ибн Умаййа ибн Рафиа. У него был сын по имени Йазид ибн Хатиб, который был ранен в битве при Ухуде. Его, находящегося при смерти, принесли домой. Вокруг него собрались члены семьи. Мусульмане начали рассказывать ему о мужчинах и женщинах: «Радуйся, о ибн Хатиб, будешь в раю». Хатиб был старым человеком, остававшимся в язычестве. Тогда и раскрылось его лицемерие. Он возразил: «Чему он должен радоваться? Разве в раю есть хармаль (рута)? Обманули вы, ей-богу, этого юношу!»