Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Цветовые модели




Мир, окружающий нас, полон всевозможных цветов и цветовых оттенков. С физической точки зрения цвет - это набор определённых длин волн, отражённых от предмета или пропущенных сквозь прозрачный предмет. Однако сейчас нас интересует вопрос не о том, что такое цвет, какова его физическая природа, а то, как вообще на практике можно получит тот или иной цвет. С развитием многих отраслей производства, в том числе, полиграфии, компьютерных технологий, появилась необходимость объективных способов описания и обработки цвета.

Цвета в природе редко являются простыми. Большинство цветов получаются смешением каких-либо других. Например, сочетание красного и синего даёт пурпурный цвет, синего и зелёного - голубой. Таким образом, путём смешения из небольшого количества простых цветов, можно получить множество (и при чём довольно большое) сложных (составных). Поэтому для описания цвета вводится понятие цветовой модели - как способа представления большого количества цветов посредством разложения его на простые составляющие.

Возникает естественный вопрос: а зачем всё это надо? Не проще ли было взять и представить в цветовой модели не основные, а все возможные цвета? Конечно, нет! Дать описание каждого цвета в отдельности очень сложно, особенно сейчас, когда на экране монитора мы имеем возможность видеть не сотни, не тысячи, а 4 миллиарда цветов (точнее, цветов и цветовых оттенков)! Попробуйте описать каждый цвет в отдельности. Таким образом, цветовые модели - это почти совершенный способ для описания цветов особенно в компьютерных технологиях и полиграфии. Почему же почти? Дело в том, что не любой цвет можно представить в виде комбинации основных. Это является основной проблемой цветовых моделей. Кроме того, излучаемый и поглощаемый цвет описывается по-разному.

 

 

Рис. 2. Цветовой охват

A: Цветовое пространство человеческого глаза
B: Цветовое пространство цветной плёнки
C: Цветовое пространство компьютерного монитора
D: Цветовое пространство печати

Перед тем как перейти к рассмотрению цветовых моделей в отдельности, рассмотрим сначала понятие цветового охвата, который даст нам представление о том, насколько та или иная цветовая модель хорошо представляет цвета. Цветовым охватом называется диапазон цветов, который может быть воспроизведён, зафиксирован или описан каким-либо образом. Определённым цветовым охватом обладают электронно-лучевая трубка монитора или телевизора, цветовые модели, полиграфические краски и, конечно же, глаз человека. На рисунке 2 схематически показано сравнение цветовых охватов человеческого глаза (А), цветной плёнки (B), монитора (С) и печатающей машины(D). Цветовой охват монитора соответствует модели RGB, печатающей машины – CMYK.

Итак, в связи с необходимостью описания различных физических процессов воспроизведения цвета, были разработаны различные цветовые модели. Диапазон воспроизводимых цветов и способ их отображения различны. Это вызвано тем, что человеческий глаз может воспринимать огромное количество цветов, в то время как монитор и принтер в состоянии воспроизводить лишь ограниченную часть этого диапазона.

Цвет в компьютерных технологиях, в типографии и во многих других отраслях производства, связанных с обработкой изображения, представляется в виде комбинации трёх или четырёх составляющих. Такое представление называется цветовой моделью. Цветовые модели позволяют с помощью математического аппарата описать определенные свойства цветового пространства. Различные виды моделей имеют различные цветовые охваты. В этом и заключается их основные преимущества или недостатки. Отражённый и поглощаемый цвет описывается по-разному. Несмотря на довольно большое количество цветовых моделей, рассмотрим лишь те, которые наиболее часто используются в графических пакетах.

Для описания излучаемого и отраженного цвета используются разные цветовые модели (цветовое пространство), т.е. – способ описания цвета с помощью количественных характеристик. Цветовые модели могут быть аппаратно–зависимыми (их пока большинство, RGB и CMYK в их числе) и аппаратно–независимыми (модель Lab). В большинстве «современных» визуализационных пакетов (например, в Photoshop) можно преобразовывать изображение из одной цветовой модели в другую.

В цветовой модели (пространстве) каждому цвету можно поставить в соответствие строго определенную точку. В этом случае цветовая модель – это просто упрощенное геометрическое представление, основанное на системе координатных осей и принятого масштаба.

Основные цветовые модели:

§ RGB (Red, Green, Вlue);

§ CMY (Cyan-голубой, Magenta-пурпурный, Yellow-жёлтый);

§ CMYK (Cyan Magenta Yellow Key, причем Key означает черный цвет);

§ HSB (Hue - оттенок, Saturation - насыщенность, Brightness - яркость);

§ Lab;

§ HSV (Hue, Saturation, Value);

§ HLS (Hue, Lightness-осветление, Saturation);

§ и другие.

В цифровых технологиях используются, как минимум четыре, основных модели: RGB, CMYK, HSB в различных вариантах и Lab.

Цвета одной модели являются дополнительными к цветам другой модели. Дополнительный цвет – цвет, дополняющий данный до белого. Дополнительный для красного – голубой (зеленый+синий), дополнительный для зеленого – пурпурный (красный+синий), дополнительный для синего – желтый (красный+зеленый) и т.д.

На схеме «цветовой круг» (большой круг Освальда) (рис. 3) показана взаимосвязь основных цветов моделей RGB и CMY. Смесь красного и зелёного даёт жёлтый, жёлтого и голубого — зелёный, красного и синего — пурпурный и т. д. Таким образом, цвет каждого треугольника на рис. 3 определяется как сумма цветов смежных к нему треугольников.

Рис. 3. Цветовой круг показывает взаимосвязь моделей RGB и CMY

 

По принципу действия перечисленные цветовые модели можно условно разделить на два класса:

§ аддитивные (RGB), основанные на сложении цветов;

§ субтрактивные (CMY, CMYK), основу которых составляет операция вычитания цветов.

Аддитивный цвет получается путем соединения лучей света разных цветов. В основе этого явления лежит тот факт, что большинство цветов видимого спектра могут быть получены путем смешивания в различных пропорциях трех основных цветовых компонент. Этими компонентами, которые в теории цвета иногда называются первичными цветами, являются красный (Red), зеленый (Green) и синий (Вlue) цвета. При попарном смешивании первичных цветов образуются вторичные цвета: голубой (Сyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow). Следует отметить, что первичные и вторичные цвета относятся к базовым цветам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-02-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1030 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2409 - | 2300 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.